Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ответственность за экологические правонарушенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В соответствии с российским экологическим законодательством должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую, материальную ответственность, а предприятия - административную и гражданско-правовую ответственность за экологические правонарушения и преступления. Дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения. Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные виновные работники предприятий и организаций в соответствии с положениями, уставами, правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами. Материальную ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. Применение административной ответственности регулируется как экологическим законодательством, так и Кодексом об административных правонарушениях. Такая ответственность наступает за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду; за невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также за предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений; за несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке; и др. Так, Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., установил 40 составов экологических правонарушений, закрепив их в статьях 8.1. - 8.40. В Уголовном кодексе РФ 1997 г. экологические преступления выделены в отдельную главу (гл. 26). В нем предусмотрена уголовная ответственность за: нарушение правил экологической безопасности при производстве работ; нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами; загрязнение вод; загрязнение атмосферы; загрязнение моря; нарушение законодательства о континентальном шельфе; порчу земли, незаконную добычу водных животных и растений; нарушение правил охраны рыбных запасов; незаконную охоту; незаконную порубку деревьев и кустарников; уничтожение или повреждение лесных массивов.
В то же время общий массив уголовно-экологического законодательства гораздо шире главы 26 УК РФ. Сюда входят также нормы, устанавливающие ответственность за экологические преступления, но помещенные как в других разделах УК РФ (например, ст. 358 "Экоцид"), так и иных нормативно-правовых актах, содержащие признаки составов преступлений, причиняющих вред окружающей среде наряду с последствиями другого рода. За совершенные преступления предусматриваются следующие виды наказания: лишение свободы максимально на срок до 20 лет (экоцид); штраф (в размере от 200 до 700 минимальных размеров оплаты труда); лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения и преступления не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения вреда, причиненного нарушением экологического законодательства. Возмещение вреда здоровью граждан производится на основании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора, уполномоченного на то государственного органа управления, общественной организации в интересах потерпевшего. При определении величины вреда, причиненного здоровью граждан, учитываются: степень утраты трудоспособности потерпевшим; необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья; затраты на уход за больным; иные расходы, в том числе упущенные профессиональные возможности; затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства и образа жизни, профессии; потери, связанные с моральными травмами; невозможность иметь детей или риск иметь детей с врожденной патологией.
Контрольные вопросы Дайте определение экологического права. Как российское законодательство определяет понятия "охрана окружающей среды", "рациональное природопользование" и "экологическая безопасность"? В чьем ведении согласно Конституции РФ находится охрана окружающей среды, рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности? Что принято понимать под термином экологизация российского законодательства? Назовите шесть основных критериев, которым должна отвечать совокупность правовых норм для того, чтобы именоваться самостоятельной отраслью права. Определите экологические функции государства. Назовите и сравните основные современные подходы к проблеме управления охраной окружающей среды. Какие методы правового регулирования используются в экологическом праве? В чем их принципиальное отличие? Назовите отраслевые принципы экологического права, закрепленные в законе РФ "Об охране окружающей среды" 2002г. Как Вы понимаете "устойчивое экологически обоснованное экономическое и социальное развитие? Что понимается под источниками экологического права? Дайте классификацию источников российского экологического права. Перечислите источники российского экологического права. Какие федеративные договоры относятся к источникам российского экологического права? Назовите головной закон российского экологического права как отрасли и раскройте содержание понятия "головной". Назовите три основных этапа истории развития экологического права в России. С помощью каких правовых институтов осуществлялась защита природной среды на Руси в средние века? Приведите пример. Когда на Руси было введено ограничение права собственности на природные объекты и права пользования ими в интересах государства? По какому направлению шло развитие права в области природопользования и охраны окружающей среды в социалистической России? Какие виды источников экологического права преобладали в социалистической России? Какие факторы определяют развитие экологического права России на современном этапе? Назовите принципы, лежащие в основе государственной экологической политики России. Какими мерами организационно-правового и экономического характера обеспечивается право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды в соответствии с Законом 2002г.? Является ли право на благоприятную окружающую среду одним из конституционных прав гражданина? Какие Вам известны причины, по которым законодатель проявляет осторожность в деле закрепления субъективного права на благоприятную окружающую среду на конституционном уровне? Какие Вы можете назвать экологические права граждан России? Что представляет собой общее природопользование? На каких принципах строится специальное природопользование в Российской Федерации? В чем заключается смысл принципа устойчивости права природопользования? За что, согласно российскому законодательству, может взиматься плата при пользовании природными ресурсами? Какие виды государственных органов экологического управления Вам известны? Назовите основные специализированные органы управления охраной окружающей среды, действующие в России в настоящее время? Какими основными полномочиями наделен Минприроды России? Что понимается под нормированием в области природопользования и охраны окружающей среды в российском законодательстве? Назовите цели нормирования в области природопользования и охраны окружающей среды? Какие показатели лежат в основе нормативов качества окружающей среды? Какие виды нормативов качества окружающей среды Вам известны? Что в российском экологическом праве понимается под оценкой воздействия на окружающую среду? По чьей инициативе проводится оценка воздействия на окружающую среду? Что, с правовой точки зрения, представляет собой государственная экологическая экспертиза? Какие виды экологической экспертизы Вам известны? Перечислите принципы, на которых должна проводится экологическая экспертиза? Какими нормативно-правовыми актами регулируется проведение экологической экспертизы в России? Кто и по чьей инициативе уполномочен проводить общественную экологическую экспертизу в России? Какой вид природопользования в обязательном порядке требует получения лицензии или разрешения? Что понимается под комплексным природопользованием? Что включает в себя лицензия на комплексное природопользование? Назовите основные элементы экономико-правового механизма охраны окружающей среды в Российской Федерации? Что понимается под экологическим аудитом? Что понимается под особо охраняемыми природными территориями? Какие виды особо охраняемых природных территорий выделяется российским законодательством? На какие виды подразделяется режим заповедования? Какой правовой статус и режим использования установлен российским законодательством в отношении заповедников? Какой правовой статус и режим использования установлен российским законодательством в отношении заказников? Какой правовой статус и режим использования установлен российским законодательством в отношении природных парков? В каких формах проводится экологический контроль в России? Каковы цели производственного экологического контроля? Какова сфера действия решений муниципального экологического контроля? Какую ответственность по российскому законодательству несут должностные лица и граждане за экологические правонарушения? Какую ответственность по российскому законодательству несут юридические лица за экологические правонарушения? Назовите условия наступления дисциплинарной ответственности за экологические правонарушения по российскому законодательству. Назовите условия наступления материальной ответственности за экологические правонарушения по российскому законодательству. Назовите условия наступления административной ответственности за экологические правонарушения по российскому законодательству. За какие экологические преступления предусмотрена уголовная ответственность по Уголовному кодексу Российской Федерации? Какие виды наказания за экологические преступления предусмотрены в Уголовном кодексе Российской Федерации? Что понимается под международным экологическим правом? Какие виды принципов международного экологического права Вам известны? Раскройте содержание принципа международного сотрудничества применительно к сфере природоохранения и обеспечения экологической безопасности. Раскройте содержание принципа обеспечения конституционных экологических прав граждан. Какие виды источников международного экологического права Вам известны? Что понимается под источниками "мягкого" права? Что понимается под "рамочными" конвенциями и договорами? Какие три основных типа международных договоров известных в международном экологическом праве? Задачей природоохранного законодательства является регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы в целях сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей. Правовые основы охраны окружающей среды установлены Законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды" (в редакции 1992, 1993 гг.). а также Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. № 80-ФЗ.
Основные принципы охраны окружающей природной среды характеризуются: - приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; - научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; - рациональным использованием природных ресурсов с учетом законов природы, возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; - соблюдением требований природоохранного законодательства, неотвратимостью наступления ответственности за их нарушения; - гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач; - международным сотрудничеством в охране окружающей природной среды. Охране от загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности подлежат: озоновый слой, околоземное космическое пространство; экологические системы, природные ландшафты; земли, недра, почвы, водные объекты, атмосферный воздух, животные и растения, их генетический фонд и иные живые организмы. Особой охране подлежат государственные природные заповедники, биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты и иные природные комплексы и объекты, имеющие особое экологическое, научное, эстетическое и рекреационное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений, животных и места их обитания. 2. Экономическое регулирование в области охраны окружающей природной среды
Механизмами экономического регулирования в области охраны окружающей природной среды являются: установление платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и другие виды вредных воздействия на окружающую природную среду, размещение отходов; установление платы за изъятие компонентов окружающей природной среды; проведение мероприятий по обеспечению выполнения природоохранных нормативов, норм, правил и стандартов за счет средств хозяйствующих субъектов; поэтапное внедрение новых технологий и технических нормативов, направленных на снижение загрязнения окружающей природной среды при наличии планов природоохранных мероприятий по уменьшению выбросов, сбросов загрязняющих веществ и других видов негативного воздействия на окружающую природную среду; эколого-экономическая оценка и прогнозирование, планирование, финансирование и реализация природоохранных мероприятий и программ; возмещение в установленном порядке вреда (ущерба), причиненного окружающей природной среде; формирование рынка работ (услуг) природоохранного назначения; экологическое страхование; развитие предпринимательской деятельности в области охраны окружающей природной среды; экологическая сертификация; иные экономические механизмы, направленные на совершенствование и эффективное осуществление охраны окружающей природной среды.
Методами экономического стимулирования охраны окружающей природной среды являются: установление дифференцированных размеров платы за воздействие на окружающую природную среду с учетом природоохранных нормативов; предоставление в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации налоговых льгот для субъектов хозяйственной деятельности при обеспечении ими в процессе хозяйственной деятельности природоохранных нормативов ниже установленных показателей; предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов, а также осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей природной среды;
Одним из методов реализации мер по охране окружающей природной среды являются целевые программы. Порядок разработки, финансирования и реализации целевых программ в области охраны окружающей природной среды осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проекты целевых программ в области охраны окружающей природной среды могут выноситься на обсуждение граждан и общественных объединений в целях учета их предложений при планировании и осуществлении мероприятий по охране окружающей природной среды. Отдельные виды деятельности в области охраны окружающей природной среды, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба окружающей природной среде, законным интересам граждан и экологической безопасности подлежат лицензированию. Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей природной среды осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.
За воздействие на окружающую природную среду — выбросы и сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, размещение отходов взимается плата (экологический налог). Плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду, размещение отходов взимается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Плата за выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую природную среду перечисляется юридическими и физическими лицами в бесспорном порядке: 19 процентов — в доход федерального бюджета, в том числе 9 процентов — на формирование целевого бюджетного федерального экологического фонда Российской Федерации; 81 процент — в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, с последующим их распределением: 35 процентов — на реализацию природоохранных мероприятий органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 65 процентов — на реализацию природоохранных мероприятий органами местного самоуправления; Базовые ставки платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду в пределах допустимых нормативов, порядок их установления, условия и сроки действия ставок платы за временно согласованные негативные воздействия на окружающую природную среду в пределах установленных нормативов (лимитов) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Для регионов Российской Федерации, в зависимости от экологической ситуации, к базовым ставкам платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду в пределах допустимых нормативов применяются соответствующие коэффициенты, устанавливаемые Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Внесение платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на нее не освобождает субъект хозяйственной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды и возмещения вреда (ущерба), причиненного экологическим правонарушением. Условия и порядок возмещения вреда (ущерба), причиненного окружающей природной среде в результате нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации, регулируются законодательством Российской Федерации.
Тема 30. Законодательные и нормативные правовые акты в области защиты информации, государственной, коммерческой и служебной тайны
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 756; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.195 (0.015 с.) |