Общая характеристика экологических проблем в мире. Направления решения экологических проблем.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика экологических проблем в мире. Направления решения экологических проблем.



Вопросы по курсу «Экологическое право Российской Федерации»

для самоконтроля знаний студентов юридического факультета СамГУ.

Субъекты, объекты права собственности на природные ресурсы.

 

Объекты права собственности на природные ресурсы

Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности могут находиться земля и другие природные ресурсы Кроме земли, природными ресурсами являются недра, воды, леса, атмосферный воздух, растительный мир вне лесов.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности. |

В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение -- одно из важнейших правомочий собственника.

Субъекты права собственности на природные ресурсы

Действующее законодательство достаточно полно определяет субъектов права собственности на природные ресурсы. Оно содержит две существенные новации применительно к субъектам права собственности на природные ресурсы:

а) значительно расширен перечень субъектов за счет введения многообразия форм собственности -- частной, государственной, муниципальной и иной;

б) предусмотрено структурирование государственной собственности по уровням -- федеральная и субъектов РФ.

Таким образом, субъектами права собственности на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования

В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РФ, правительств, субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

Помимо государства, появились три новых вида субъектов права собственности на природные ресурсы -- физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности в соответствии со ст. 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.

 

Экологические правоотношения.

 

 

Правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей. Правоотношение - индивидуализированное отношение, т.е. отношение между отдельными лицами, связанными между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Мера поведения означает установление его границ (рамок). Возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, в реальном поведении. Экологические правоотношения - это урегулированные нормами права общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Экологические правоотношения принято рассматривать с трех позиций: - экологические правоотношения как предмет экологического права; - экологические правоотношения как разновидность правовых отношений; - экологические правоотношения как общественные отношения в области охраны природопользования, окружающей среды.

 

 

Сформулировать понятие экологических правоотношений можно на основании ст. 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды", которая выделяет следующие виды экологических правоотношений:

 

- отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду;

 

- отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления;

 

- отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

 

В основе такого деления лежит соответствующая нормативно-правовая база.

 

Так, первая группа экологических правоотношений экологического права регулируется преимущественно природоохранным законодательством, вторая группа экологических правоотношений - природоресурсным законодательством, и, наконец, третья группа экологических правоотношений регулируется законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством. Наши редакторы советуют Вам ознакомиться со статьей про субъекты экологических правоотношений, чтобы в полной мере устоялась картина в столь сложных вопросах (прим. VoxLex.ru)

 

Признаки экологических правоотношений:

 

- общими для правоотношений как юридической категории;

 

- специальными, свойственными только для экологических правоотношений.

 

В свою очередь, экологическим правоотношениям свойственны следующие признаки:

 

- экологические правоотношения возникают на основе правовых норм;

 

- экологические правоотношения носят публичный, общественный характер. Это, прежде всего, проявляется в том, что за нарушение прав, несоблюдение запретов и ограничений, а также за неисполнение обязанностей в области охраны окружающей среды и природопользования, уполномоченные органы государственной власти привлекают виновных лиц к юридической ответственности. Следует также отметить, что зачастую экологические правоотношения возникают в силу прямого обращения физического или юридического лица в специально уполномоченные органы государственной власти для получения необходимого разрешения. В этом случае одной из сторон таких отношений выступает государство в лице его государственных органов власти, воздействуя на различные объекты экологических правоотношений. Таким образом, экологические правоотношения приобретают административный характер, которым свойственен принцип неравенства сторон. Напомним, что для административных правоотношений характерным является то, что одна из сторон реализует властные полномочия в отношении другой стороны.

 

- экологические правоотношения возникают в области охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, т.е. это отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

 

 

Экологические обязанности граждан.

3. Граждане обязаны:

сохранять природу и окружающую среду;

бережно относиться к природе и природным богатствам;

соблюдать иные требования законодательства.

2. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Основные недостатки действующего законодательства. Анализ. Классификация. Определение причин недостатков.

 

 

С принятием нового Федерального закона « Об охране окружающей среды» потерял силу прежний Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР знаменовал новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения. Его значение заключалось в том, что он заложил основы прогрессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных условий развития общества и государства на современном этапе.

Глава I. Общие положения.

Глава VII. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Как предусмотрено в преамбуле, Закон об охране окружающей среды определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально – экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации , а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Учитывая в основном негативные оценки специалистов по поводу этого Закона, назовем некоторые его достоинства. При этом важно подчеркнуть, что сами достоинства носят условный характер. К ним можно отнести, в частности, претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регулирование отношений по охране окружающей среды. При этом имеется в виду попытка более широко в сравнении с прежним Законом предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. Применительно к старому Закону об охране окружающей природной среды высказывались обоснованные претензии по поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, экологической сертификации, экологическом аудите. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились. Так, об экологическом аудите говорится лишь в статье, определяющей основные понятия. Предусмотрены общие положения об экологическом предпринимательстве.

В контексте концепции устойчивого развития важное значение имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона об охране окружающей среды). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допустимого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объектов животного мира в отношении недр в действующем законодательстве требования о нормировании не установлены.

Под наилучшей существующей технологией понимается технология, основанная на последних достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.

Ввиду дефектов практики введения в эксплуатацию предприятий и иных объектов достоинством Закона об охране окружающей среды является установление административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию таких объектов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды объектов (ст. 58).

В условиях развития рыночной экономики вполне обоснованным является требование ст. 53 данного Закона о том, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение мероприятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окружающей среде.

Анализируемый Закон предусматривает установление зон экологического бедствия (ст. 57). Им исключены зоны чрезвычайной экологической ситуации, которые регулировались вышеназванным Законом РСФСР 1991 г. наряду с зонами экологического бедствия. В прежнем Законе отсутствовали четкие критерии, разграничивающие эти две зоны. На практике эти положения не применялись.

Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65).

Природные кадастры.

 

- совокупность достоверных сведений о хозяйственном, правовом, качественном и количественном состоянии природных ресурсов. В основе кадастра земли и лесов лежат данные учета, данные топографо-геодезических, картографических, геоботанических и других специальных исследований, получаемых в результате землеустройства, лесоустройства, а также данные мониторинга о качественном состоянии этих природных ресурсов и происходящих в них изменениях. Земельный и лесной кадастры ведутся соответственно органами Госкомзема и Рослесхоза. Наряду с ними действуют кадастры полезных ископаемых, животного мира (отдельно по рыбным запасам и наземным животным). Ведение кадастра объектов животного мира (наземных животных) возложено на Минсельхоз, а кадастра животного мира. принадлежащего к объектам рыболовства, - на МПР. Водным кадастром ведает МПР, а также Росгидромет. Отдельно ведется кадастр особо охраняемых природных территорий. Сбор и ведение реестра всех кадастровых сведений (включая денежную оценку особо охраняемых природных объектов) возложены на Госкомэкологию, территориальные органы, а также на Рослесхоз, его территориальные и другие федеральные органы исполнительной государственной власти РФ.

Государственные кадастры природных ресурсов (ГКПР) - совокупность (свод) сведений, экономических, экологических, организационных и технических показателей о составе и категориях пользователей, количественном и качественном состоянии этих ресурсов, их экологической и экономической оценке.

В соответствии со статьями 6, 69 Закона «Об охране окружающей среды» ГКПР ведутся на всех уровнях (федеральном, республиканском, краевом, областном), и их ведение возлагается на соответствующие государственные органы с целью организации учета качества и количественных характеристик природных ресурсов, а также их социально-экономической оценки.

Сведения для формирования и ведения КПР предоставляются:

по ресурсам недр,

по поверхностным водным ресурсам,

по лесным ресурсам,

по почвенным ресурсам,

по водно-болотным угодьям (в том числе международного значения),

по гидробиологическим ресурсам,

по ресурсам промысловых видов животных,

по ресурсам используемых видов дикорастущих растений, грибов,

по редким и исчезающим видам биоты,

по климатическим ресурсам,

по интегральной оценке экологического состояния территории,

по особо охраняемым территориям,

по природным объектам рекреационного и культурно исторического значения.

Государственный земельный кадастр (ГЗК) (статья 70 Земельного кодекса РФ от 25.10.01. №136 с изменениями на 31.12.05.) - представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки

Земельный кадастр формируется на базе много лет действующей и уточненной в последнее время системы государственного учета и социально-экономической оценки земель и должен обеспечивать необходимую преемственность и сохранность информации о количестве и качестве земель, а также их правовом положении.

Основные цели ведения кадастра - таксация и регистрация права собственности. Выделяют два типа кадастров: фискальный (налоговый) и правовой. Правовой, или земельный, кадастр содержит записи обо всех земельных трансфертах (передачи имущественных прав) и иногда участки определяются при помощи парцеллярных карт, включенных в соответствующие акты.

Данные земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, при их изъятии и предоставлении, при определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности и осуществлении других мероприятий.

Введение государственного земельного кадастра обеспечивается проведением топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических и др. изысканий.

Государственный лесной кадастр (ГЛК). Статьей 68 Лесного кодекса РФ установлено, что «данные государственного лесного кадастра используются при государственном управлении лесным хозяйством, организации его ведения, переводе лесных земель в нелесные и пользовании лесным фондом и (или) изъятии земель лесного фонда, определении размеров платежей за его использование, оценке хозяйственной деятельности лесопользователей и лиц, осуществляющих ведение лесного хозяйства».

ГЛК ведется по всем лесам государственного лесного фонда по единой системе на основе материалов лесоустройства, инвентаризации, аэротаксационных и других обследований лесов.

Сведения об изменениях, произошедших в состоянии лесов, вносятся ежегодно в учетную документацию предприятиями, учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесного хозяйства.

ГЛК входит в состав ЕГСЭМ через подсистему лесного мониторинга. Документация ГЛК ведется государственным органом лесного фонда РФ на основе данных, представляемых подведомственными ему органами, министерствами, государственными комитетами и ведомствами, в ведении которых находятся леса, государственными органами лесного хозяйства республик, краев, областей и подведомственными им лесохозяйственными предприятиями.

Состав документации ГЛК устанавливается дифференцированно по уровням управления лесным хозяйством. В организациях, на которые возложено ведение лесного хозяйства, в состав документации ГЛК входят:

таксационные описания, составленные при лесоустройстве, а по лесам, где оно не проведено, - при инвентаризации, аэротаксационных и других обследованиях лесов;

лесокадастровая книга лесов;

документация единовременных периодических государственных учетов лесов, находящихся в ведении организации.

Определено, что сведения о площадях земель в лесокадастровых книгах должны соответствовать данным земельнокадастровых книг.

Государственный водный кадастр (ГВК) - свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях» (ст. 79 Водного кодекса РФ).

Водный кадастр, так же как и земельный, формируется на базе много лет действующей системы государственного учета поверхностных и подземных вод, предусматривающего определение и фиксацию в установленном порядке количества и качества водных ресурсов, имеющихся на данной территории.

Данные ГВК являются основой для принятия решений при управлении в области использования и охраны водных объектов. Ведение ГВК осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водам).

В частности, водные ресурсы оцениваются по следующим показателям: ресурсы речного стока - общие и местные, годовые объемы среднемноголетние, обеспеченностью 75, 90 и 95%; подземные воды - эксплуатационные прогнозные ресурсы и разведанные запасы. В оценку ресурсов подземных вод дополнительно целесообразно включать высокоминерализованные солоноватые (310 г/л) и соленые (1035 г/л) подземные воды как резерв водообеспечения населения и народного хозяйства, которые могут быть использованы после их искусственного опреснения.

Помимо оценки абсолютных показателей (объемов, расходов) естественных водных ресурсов, важное значение имеет относительная характеристика территориальной обеспеченности водными ресурсами, учитывающая степень и эффективность хозяйственного использования последних, а также качество вод и их роль в системе природных комплексов.

Учет влияния антропогенных факторов формирования поверхностного стока, под воздействием которых в последние годы наблюдается систематическое снижение речного стока, осуществляется в процессе определения среднемноголетних характеристик речного стока при ведении ГВК. Основными факторами хозяйственной деятельности, оказывающими влияние на речной сток, являются: земледелие, животноводство и промышленное производство.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых.

Он ведется в целях обеспечения разработки федеральных и территориальных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых и рационального размещения предприятий по добыче.

Он включает в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и сопутствующих полезных компонентов, горнотехнические, гидрогеологические, экологические и др. условия разработки месторождений, а также сведения по геолого-экономической оценке месторождений и проявлений полезных ископаемых. Данные кадастра служат основой для планирования геологоразведочных работ, комплексного использования месторождений полезных ископаемых и решения иных задач экономики страны.

Каждый отдельный кадастр природного ресурса должен быть составлен как часть всей системы природных кадастров. Только тогда достигается их полная взаимосвязь, и решаются многие вопросы информационного обеспечения управления природными ресурсами. Однако в настоящее время как таковой системы кадастров природных ресурсов не существует. Если говорится о ней, то, как о простой сумме отдельных кадастров, структурно и функционально не связанных между собой.

 

 

Требования к экологической информации: полная, достоверная, своевременная, доступная.

 

 

Требования к экологической информации: полная, достоверная, своевременная, доступная.

Экологическая информация[1] — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан и так далее, независимо от формы их предоставления, освещение экологической ситуации [2] в населенном пункте.

Экологическая информация[1] — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, имеющих значение для охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, охраны здоровья граждан и так далее, независимо от формы их предоставления, освещение экологической ситуации [2] в населенном пункте.

 

Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение экологической информации лицами, обязанными сообщать такую информацию, — влечет наложение административного штрафа

 

на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;

на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных hgh

 

Экологическую информацию формируют многочисленные и разнообразные организации. Это законодательные, исполнительные органы власти РФ и аналогичные органы в субъектах федерации, которые издают различные нормативные акты, принимают планы и программы, службы соответствующих министерств и ведомств, которые ведут те или иные наблюдения за состоянием окружающей среды, здоровьем людей, а также за факторами воздействия на окружающую среду. Это многочисленные научно-исследовательские организации — институты, станции и пр. Кроме того, сбором и анализом экологической информации занимаются и проектировщики, поскольку, например, без знания характеристик геологической среды невозможно спроектировать прочное сооружение. Эта же информация оказывается и в распоряжении заказчиков проектной документации — государственных организаций или коммерческих компаний. Также сбором экологической информации и ее распространением занимаются международные организации, координирующие деятельность по охране окружающей среды и общественные экологические организации. Одним из важнейших понятий, связанных с экологической информацией, ее получением, является экологический мониторинг [3] . В функции различных российских ведомств, определенные нормативными документами, входит целый ряд видов мониторинга: от мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды до социально-гигиенического мониторинга.Права и возможности доступа к информации

 

Право на доступ к экологической информации закреплено в Конституции РФ. Помимо законов, регулирующих вопросы доступа к информации, в России принят ряд нормативных актов, касающихся прав граждан вообще и механизмов их защиты. Все они применимы, когда речь идет о праве на экологическую информацию. Но очень часто гражданам отказывают в доступе к информации. Отказ может объясняться как отсутствием нужной информации в организации-адресате запроса, так и ссылкой на соображения государственной тайны. И то, и другое может быть как правдой, так и просто отговоркой, поэтому необходимо анализировать и проверять, то, что Вам говорят. Многие общественные организации обращаются к собственным наблюдениям и измерениям, чтобы получить независимую информацию. Такие наблюдения при разумной организации и корректной интерпретации могут давать весьма полезную информацию, дополняющую сведения официальных источников, а иногда и вносящую в них серьезные коррективы. Одним из методов получения независимой информации является экологическое аудирование [4], которое заключается в анализе и рекомендациях. Один аспект экологической информации очень значим почти для всех и каждого. Речь идет об информации о намечаемой деятельности [5]. Она должна быть представлена следующими документами:

 

декларация о намерениях;

обоснование инвестиций (иногда называемое «ТЭО инвестиций»);

технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО);

документация, отражающая согласования намечаемой деятельности органами надзора и контроля;

заключение государственной экологической экспертизы [6].

 

Предоставляться данная информация должна заказчиком проекта.

 

 

Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

 

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения применяется по нормам трудового и иного законодательства, если эти нару­шения сопряжены с невыполнением трудовых или служебных обязанностей.

Субъектами дисциплинарной ответственности могут быть работники, должностные лица, руководители предприятий и организаций, отвечающие за состояние работы по охране природы.

В соответствии со ст. 82 Закона РСФСР «Об охране окружающей при­родной среды» дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение должностными лицами и работниками обязательных планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных требований природоохранительного законодательства, вытекающих из трудовой функции или долж­ностного положения.

В качестве дисциплинарных взысканий применяются замечание, выго­вор, строгий выговор, увольнение и др.

Помимо рассмотренных основных видов юридической ответственности за экологические правонарушения могут применяться специальные санк­ции, установленные земельным, лесным, водным и другим законодательст­вом за отдельные виды нарушений. Например, изъятие природного объекта в случае его неосвоения в течение определенного срока, использования его не по целевому назначению, нарушения экологических требований; ограни­чение, приостановление или прекращение права пользования природным объектом при нарушении правил его рационального использования и охра­ны (ст. 60, 89 Водного кодекса РФ, ст. 27, 28 Лесного кодекса РФ, ст. 20 За­кона РФ «О недрах» и др.)

 

Порядок обращения в суд.

 

За нарушение требований природоохранного законодательства юридическими лицами (предприятиями) в Арбитражный суд в соответствии с требованиями АПК РФ.

На действия должностных лиц государственных органов соответствии с требованями ГК РФ

 

 

Вопросы по курсу «Экологическое право Российской Федерации»

для самоконтроля знаний студентов юридического факультета СамГУ.

Общая характеристика экологических проблем в мире. Направления решения экологических проблем.

 

2. Основные экологические проблемы современности

Атмосфера оказывает интенсивное воздействие не только на человека, но и на гидросферу, почвенно-растительный покров, геологическую среду, здания, сооружения и другие техногенные объекты. Поэтому охрана атмосферного воздуха и озонового слоя является наиболее приоритетной проблемой экологии и ей уделяется пристальное внимание во всех развитых странах. Загрязненная атмосфера вызывает рак легких, горла и кожи, расстройство центральной нервной системы, аллергические и респираторные заболевания, дефекты у новорожденных и многие другие болезни, список которых определяется присутствующими в воздухе загрязняющими веществами и их совместным воздействием на организм человека. Результаты специальных исследований, выполненных в России и за рубежом, показали, что между здоровьем населения и качеством атмосферного воздуха наблюдается тесная положительная связь.

Вода - одна из наиболее важных жизнеобеспечивающих природных сред, образовавшихся в результате эволюции Земли. Она является составной частью биосферы. Особую опасность представляет загрязнения питьевой воды микроорганизмами, которые относятся к патогенным и могут вызвать вспышки разнообразных эпидемических заболеваний среди населения и животных. Практика показала, что основной причиной большинства эпидемий являлось употребление зараженной вирусами, микробами воды для питьевых и других нужд. Наиболее важными антропогенными процессами загрязнения воды являются стоки с промьшленно-урбанизированных и сельскохозяйственных территорий, выпадение с атмосферными осадками продуктов антропогенной деятельности. Эта процессы загрязняют не только поверхностные воды (бессточные водоемы и внутренние моря, водотоки), но и подземную гидросферу (артезианские бассейны, гидрогеологические массивы). Рогожина Н. В поисках ответов на экологический вызов/ Мировая экономика и международные отношения/ 2005 №9 - 23с.

Радиоактивное загрязнение представляет особую опасность для человека и среды его обитания. Это связано с тем, что ионизирующая радиация оказывает интенсивное и постоянное пагубное воздействие на живые организмы, а источники этой радиации широко распространены в окружающей среде. Каждый житель Земли в последние 50 лет подвергся облучению от радиоактивных осадков, вызванных ядерными взрывами в атмосфере в связи с испытаниями ядерного оружия. Максимальное количество этих испытаний имело место в 1954 - 1958 г.г. и в 1961 - 1962 г.г. Второй антропогенный источник ионизирующего облучения населения - продукты функционирования объектов атомной энергетики.

Из всех проблем, названных выше, выплывает главная проблема - проблема здравоохранения. Ведь за тот ущерб, который мы принесли природе и приносим ей каждый день, она нам отплачивает, но только в двойном размере. Сейчас очень трудно встретить абсолютно здорового человека. Поэтому нужно проводить мероприятия по оздоровлению внешней среды, обеспечению санитарной охраны водоемов, почвы и атмосферного воздуха Бирюкова Н.А. Основы экологии. Учебное пособие.- М. : «Академия» 2004г. - 113с.

.

На сегодняшний день в мире существует много экологических проблем, начиная от исчезновения некоторых видов растений и животных, заканчивая угрозой вырождения человеческой расы. Актуальность этих проблем обусловлена тем, что масштабы опасности носят угрожающий характер, решение которых требует неотложных совместных усилий международных организаций, государств, регионов, общественности.

3. Пути решения экологических проблем

Во многих странах проблема экологии стоит на первом месте, где принимаются экстренные меры как:

- усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов;

- установить систематический контроль за использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств;

- усилить внимание к вопросам по предотвращению загрязнений и засоления почв, поверхностных, и подземных вод;

- уделять большое внимание сохранению водоохранных и защитных функций лесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира, предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;

- усилить борьбу с производственным и бытовым шумом.

В целях уменьшения потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, а также предупреждения загрязнения окружающей среды отходами производства необходимо внедрение более эффективных способов и систем разработки месторождений полезных ископаемых и технологических схем переработки минерального сырья, обеспечивающих наиболее полное, комплексное и экономически целесообразное извлечение из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также использование содержащихся в них компонентов, имеющих промышленное значение.

Необходимо выделить, что кроме этого принимаются такие меры, как:

- обеспечение организации производства нового, более совершенного оборудования и аппаратуры для очистки промышленных выбросов в атмосферу от вредных газов, пыли, сажи и других веществ ;

- проведение соответствующих научных исследований и опытно-конструкторской работ по созданию более совершенной аппаратуры и оборудования для защиты атмосферного воздуха от загрязнения промышленными выбросами;

- осуществление на предприятиях, в организациях и учреждениях шефмонтажа и наладки газоочистного и пылеулавливающего оборудования и аппаратуры;

- осуществление государственного контроля за работой газоочистных и пылеулавливающих установок на промышленных предприятиях.

Землепользователи обязаны проводить эффективные меры по повышению плодородия почв, осуществлять комплекс организационно-хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных и гидротехнических мероприятий по предотвращению ветровой и водной эррозии почв, не допускать засоления, заболачивания, загрязнения земель, заростания их сорняками, а также других процессов, ухудшающих состояние почв.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.117.38 (0.03 с.)