Пути разрешения эколог. Проблем на межд. Уровне 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути разрешения эколог. Проблем на межд. Уровне



Экологические проблемы

Эколог. проблемы, то есть, связанные с неблагоприятным качеством окружающей среды постоянно находятся в центре внимания всего прогрессивного человечества начиная примерно с 1960х годов. Именно к этому времени наметился устойчивый рост промыш. пр-ва как следствие возрастания покупательского спроса на различную продукцию в прошедшие после окончания Второй мировой войны годы. Существенно возросла на основе исп-ия научных достижений производительность техники, связанной с добычей и переработкой природных ресурсов.

Среди наиболее злободневных экол. проблем необх.прежде всего выделить:

загрязнение Мирового океана, воды которого имели, имеют и в обозримой перспективе будут иметь важное транспортное значение для многих цивилизованных стран мира, а это влечет за собой существенную опасность для водных биологических ресурсов и качества среды их обитания. Серьезную угрозу для Мир. океана представляют получившие широкое развитие в последние десятилетия разработка и добыча углеводородного сырья (нефть, газ) на континентальном шельфе.

дефицит пресной воды, которая, как известно, является неотъемлемым компонентом для поддержания человеческой жизни.

В последние годы этот дефицит ощущается все больше и больше, и этому способствуют такие причины, как загрязнение основных источников пресной воды в результате антропогенной деятельности, заметное изменение климата в отдельных регионах мира, влекущее за собой такие негативные процессы, как опустынивание или засоление земель.

уменьшение площади лесов, (хищническая порубка деревьев, носящая широкомасштабный характер, но и ежегодные лесные пожары), сокращение биологического разнообразия, обусловленное как изменением экологических систем под воздействием зачастую непродуманной антропогенной деятельности, так и хищническим выловом и истреблением объектов животного и растительного мира в целях извлечения прибыли при наличии устойчивого спроса на них на «черных» рынках по всему миру. несанкционированное трансграничное перемещение особо опасных веществ и отходов, когда в целях снижения налогового бремени, избежания необходимости нести существенные расходы на хранение или захоронение такого рода веществ и отходов по месту их образования отдельные нечистые на руку фирмы и предприниматели стараются всеми правдами и неправдами осуществить транспортировку опасных веществ и отходов в те регионы, где менее жесткое законодательство либо более покладистые чиновники, дающие добро на подобные махинации. разрушение озонового слоя атмосферы в результате использования в различных отраслях хозяйства фторхлорсодержащих веществ, что представляет угрозу для окружающей среды и человека, поскольку озоновый слой предохраняет Землю от прямого воздействия ультрафиолетовых лучей Солнца;

всемирное изменение климата (потепление), которое обусловлено увеличением объема выбросов углекислого газа в атмосферный воздух как в результате хозяйственной деятельности, так и при широкомасштабных лесных пожарах. со стороны составляющих его государств.

Пути разрешения эколог. проблем на межд. уровне

Наметилась стойкая тенденция периодического проведения под эгидой ООН широкомасш. конференций, на которых представители заинтересованных стран обсуждают пути дальнейшего преодоления сложившегося экологического кризиса, вынося на повестку дня наиболее злободневные на текущий момент проблемы.

В1972 г. в Швеции состоялась Стокгольмская конференция по проблемам окружающей человека среды, результатом деятельности которой явилась Декларация об окружающей среде. Эта конференция — своеобразная отправная точка для последующего организованного сплочения усилий на уровне государств, в том числе и на основе выработанных в Стокгольме принципов международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды.

Спустя 20 лет, в 1992 г., на аналогичном саммите в РиодеЖанейро (Бразилия) в оборот было введено понятие «устойчивое развитие», под которым понимается соблюдение баланса между экономическими потребностями общества и необходимостью сохранения окружающей среды, а также определена так называемая «Повестка дня на XXI век».

Наконец, в 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) сост. беспрецедентный по числу участников и представительству высших должностных лиц государств — членов мирового сообщества Всемирный саммит по устойчивому развитию.

Международное сотрудничество по эколог. проблемам не ограничивается проведением подобного рода широкомасштабных акций. Основной формой такого сотрудничества выступает разработка различных многосторонних и двусторонних конвенций, соглашений, договоров по актуальным проблемам, носящим глобальный, региональный и локальный характер, присоединяясь к которым страныучастницы берут на себя определенные обязательства.

РФ, как суверенное государство и правопреемник СССР, является участником нескольких десятков подобных документов, среди которых можно назвать ратифицированные в последние годы Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Конвенцию о биологическом разнообразии

Современное экологическое состояние Российской Федерации

 

Экологическое состояние страны близко к кризисному, и это обусловлено рядом факторов, среди которых можно назвать:

 

ошибки в проектировании крупных промышленных объектов и реализации мероприятий. Отсутствие до 1990х годов обязательного требования о проведении государственной экологической экспертизы приводило, например, к тому, что неправильное строительство жилых массивов вблизи градообразующих предприятий обусловливало последующее ухудшение здоровья населения, загрязнение источников водоснабжения и т. д.;

последствия испытаний оружия массового уничтожения и крупных аварий (Чернобыль), которые поставили в крайне неблагоприятные условия население, проживающее на соответствующих территориях, предопределили широкое развитие опасных, в том числе онкологических, заболеваний;

Недостаточное централизованное финансирование экологических программ и мероприятий.

потребительское отношение к объектам природы.

низкий уровень внедрения ресурсосберегающих и природоохранных технологий;

природные факторы. РФ в силу своих географических особенностей периодически подвергается природным катаклизмам, к числу которых можно отнести наводнения, засухи, лесные пожары.

 

По разным оценкам, в настоящее время от 10 до 20 процентов населения страны фактически живет в зонах экологического бедствия, однако официально федеральными властями таковыми признаны далеко не все называемые учеными территории. К числу регионов, наиболее серьезно подверженных экологическим проблемам, можно отнести: Московский регион, Поволжье, Урал и др. В основном экологическая обстановка отягощается для крупных промышленных центров и мегаполисов ненадлежащим качеством атмосферного воздуха как следствием промышленных выбросов и воздействия выхлопных газов автотранспорта, а также серьезными отклонениями от санитарных норм источников питьевого и коммунальнобытового водоснабжения. Кроме того, неотъемлемым негативным фактором для окружающей среды вокруг большинства крупных населенных пунктов является проблема отходов, которые, к сожалению, в настоящее время по большей части не перерабатываются как вторичное сырье, а размещаются на полигонах или, что еще хуже, стихийно сваливаются в отсутствие строгого контроля, занимая при этом все новые и новые территории, в том числе наиболее ценные земли лесного фонда и сельскохозяйственного назначения.

 

Планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды

1. Планирование мероприятий по охране окружающей природной среды и природопользованию осуществляется в составе программ, прогнозов социально-экономического развития на основе государственной экологической программы, с учетом природоресурсного потенциала отдельных регионов.

2. Основными источниками финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды являются бюджеты Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, областей, краев и местных органов самоуправления.

средств предприятий, учреждений и организаций;

федерального, республиканских, краевых, областных, местных экологических фондов;

фондов экологического страхования;

кредитов банков;

добровольных взносов населения, иностранных юридических лиц и граждан, а также других источников.

3. Финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды в федеральном, республиканских и других бюджетах выделяется отдельной строкой и обеспечивается материально-техническими ресурсами

Для обеспечения надежного финансирования различных видов природоохранной деятельности в Российской Федерации создается система экологических фондов, включающая Федеральный экологический фонд, соответствующие республиканские (краевые, областные и местные) экологические фонды, страховые фонды окружающей среды, экологические фонды предприятий.

Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение.

Они служат дополнительным источником финансирования и кредитования для: — строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов природоохранного назначения, включая городские очистные сооружения, канализацию, и других природоохранных мероприятий территориального назначения; — создания и усовершенствования автоматизированных систем мониторинга и технических средств для них, разработки, приобретения и аренды приборов, оборудования и техники для осуществления контроля; — развития собственной материально-технической базы местных комитетов по экологии и природопользованию (приобретение машин, приборов, вычислительной техники и т.

 

Помимо налогов за добычу полезных ископаемых, с пользователей недр производятся отчисления на создание внебюджетного фонда для финансирования поисково-разведывательных работ, расширения научных исследований.

Основные функции

§ государственный надзор за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы на территории Российской Федерации,

§ лицензирование отдельных видов деятельности, отнесенных к компетенции Службы в соответствии с законодательством Российской Федерации,

§ государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов,

§ ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении,

§ формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения,

§ государственный мониторинг атмосферного воздуха.

 

Экологический контроль

 

Экологический контроль представляет собой проверку соблюдения хозяйствующими или иными субъектами требований экологического законодательства, одно из наиболее масштабно применяемых средств управления охраной окружающей среды. Экологический контроль осуществляется на всех этапах природопользования. В нем задействованы многие органы и лица, различающиеся по своему статусу, ведомственной принадлежности, используемым методам, масштабам полномочий.

 

Виды экологического контроля:

 

– государственный;

 

– муниципальный;

 

– ведомственный;

 

– производственный;

 

– общественный.

 

Государственный экологический контроль подразделяется в зависимости от стадии контролируемой деятельности на предупредительный и текущий; по критерию субъекта контроля – общий и специальный. Государственный контроль осуществляется от имени государства; специально уполномоченными на то органами и должностными лицами; носит вне– и надведомственный характер; представляет собой одну из функций государственного экологического управления; сопряжен с применением в необходимых случаях мер административного принуждения (приостановление деятельности, лишение права природопользования, штраф и т. п.).

 

Муниципальный экологический контроль осуществляется на территории муниципального образования в отношении тех объектов производственного и социального назначения, которые не относятся к объектам федерального государственного экологического контроля, органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

 

Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли.

 

Производственный экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб, либо специально организованными экологическими службами на основании предоставленных им прав и обязанностей нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием. Формы и виды контрольных структур предприятия зависят от его организационно-правовой формы. Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности.

 

Общественный экологический контроль основывается на многих международных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных повлиять на состояние окружающей среды, уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда. По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах: общественные слушания (парламентские слушания); референдумы; общественная экологическая экспертиза; обращения в средства массовой информации; направление жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суд.

Правительством РФ.

 

 

45.Статья 63. Осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)

 

Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных.

 

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

2. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требования к разработке нормативов в области охраны окружающей среды

Разработка нормативов в области охраны окружающей среды включает в себя:

проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;

проведение экспертизы, утверждение и опубликование нормативов в области охраны окружающей среды в установленном порядке;

установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;

осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов в области охраны окружающей среды;

формирование и ведение единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;

оценку и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Экологическая сертификация

это разработка, оформление и контроль использования экологических сертификатов.

Экологические сертификаты - документы, выдаваемые государственными органами в соответствии с правилами системы экологической сертификации, удостоверяющие соответствие определенным экологическим стандартам и требованиям готовой продукции, технологии ее производства и жизненного цикла в целом

В российском экологическом праве экологическая сертификация определяется как деятельность по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям.

Экологическая сертификация является частью общероссийской системы сертификации, введенной законом «О сертификации продукции и услуг», организационную и нормативную основу которой составляют стандарты серии «Система ГОСТ Р» и правила сертификации, утверждаемые Госстандартом РФ.

Система ГОСТ Р создана для организации и проведения обязательной сертификации продукции, работ и услуг, обеспечения необходимого уровня объективности и достоверности ее результатов.

 

В Системе ГОСТ Р по тем же процедурам может проводиться также добровольная сертификация, для которой разработаны специальные правила.

 

Экологическая сертификация введена тоже Госстандартом России.

 

В Системе ГОСТ Р сертифицируются следующие объекты:

товары для личных (бытовых) нужд граждан;

выполняемые работы и оказываемые услуги населению;

продукция производственно-технического назначения, в том числе средства производства и строительная продукция;

системы качества;

производства.

 

Объекты обязательной сертификации в Системе ГОСТ Р определены перечнями, утвержденными постановлениями Правительства РФ и номенклатурой, утверждаемой Госстандартом России.

 

В подсистеме экологической сертификации проводится добровольная сертификация:

объектов окружающей природной среды (прежде всего, особо охраняемых природных территорий, а также природных объектов, предназначенных для использования);

природных ресурсов (почвы, древесины «на корню», семян, племенной продукции);

отходов производства и потребления (в особенности опасных);

технологических процессов (с природными ресурсами и природоохранных);

товаров (работ, услуг), претендующих на экологическую этикетку или предназначенных для обеспечения экологической безопасности и предупреждения вреда ОС среде (т.е. товары, работы и услуги природоохранного назначения);

 

а также обязательная сертификация экологической безопасности производств предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные (или опасные) технологии.

 

Экосертификация включает следующие основные этапы:

подача заявки на сертификацию;

рассмотрение и принятие решения по заявке;

проведение необходимых проверок (документов, производства, испытания и т. п.);

анализ полученных результатов (экологическая экспертиза материалов сертификатов) и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

выдача сертификата и лицензии (разрешения) на применение знака соответствия;

инспекционный контроль за объектом в соответствии со схемой сертификации.

 

 

Экологическое страхование

 

1. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

2. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование.

3. Экологическое страхование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Экологическое страхование - это совокупность различных видов страхования экологических рисков[1], направленных на создание страховой защиты на случай причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна).

Система экологического страхования включает в себя следующие виды:

страхование ответственности юридических лиц (организаций, предприятий, учреждений), являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей среде, ответственность перевозчика (опасных грузов) и т.д.;

имущественное страхование (страхование земельных объектов или других объектов недвижимости, включая здания) на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы;

личное страхование граждан (страхование жизни и здоровья работников организаций (предприятий, учреждений), относящихся к категории источников повышенной опасности, или граждан, находящихся на территории, потенциально подверженной влиянию источников повышенной опасности;

 

Cтрахование экологических рисков особенно актуально для предприятий топливно-энергетического комплекса, а также при транспортировке сырой нефти и нефтепродуктов[4]. Примером такого страхования служит страхование ответственности владельцев танкеров за загрязнение окружающей среды нефтью и нефтепродуктами — ТОВАЛОП.
Страхователями являются предприятия любой формы собственности, являющиеся юридическими лицами, расположенные на территории России, а также за ее пределами, но имеющие производственные мощности на территории России.

Объектом экологического страхования является риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.

Страховым событием (случаем) служит внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в окружающую среду. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования.

 

Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности

1. Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

2. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с законодательством.

Экологическое просвещение

1. В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.

2. Экол. просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

 

Предмет Экологич. Права.

Предмет экологического права, регулируемые им общественные отношения условно можно разделить на три видимые составные части, в которых группируются отличающиеся друг от друга правовые нормы.

Первую часть составляет собственно природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. Сюда относятся нормы Закона РФ об охране окружающей природной среды, федеральных законов об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях. Главное назначение этой части экологического права – обеспечивать регулирование всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе, в целом.

Вторая составная часть экологического права включает регулирование отдельных частей этого природного дома. Это – природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В совокупности природные ресурсы составляют окружающую природную среду,но она является не арифметической суммой всех природных ресурсов, а качественно новым их состоянием – окружающей человека природной средой.

В третью часть экологического права входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер: прежде всего, они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования. В то же время они подключаются и к экологии, объединяемые задачей защиты окружающей среды.

Так, в административном праве предусматривается большое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды: это прежде всего нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы (их краткий анализ проводится в главе настоящего учебника о юридической ответственности). Обилие административно-правовых норм, посвященных экологии, позволяет говорить об использовании административно-правового метода в регулировании экологических общественных отношений.

Немало экологических норм в уголовном праве, признающем общественную опасность более десятка деяний, нарушающих экологический правопорядок. Уголовный кодекс России, вступивший в действие с 1 января 1997 г., включает специальную главу "Экологические преступления". Не переставая быть уголовным правом, нормы уголовного права входят составной частью в экологическое право, будучи объединенными, с ним предметом регулирования, а отчасти и методом регулирования.

Трудно найти отрасль права, которая в той или иной мере не обслуживала бы экологическое право. Это – конституционная, финансовая, трудовая, процессуальная и иные отрасли права. Можно считать, что только семейное право не имеет прямого отношения к регулированию охраны окружающей среды: но опосредованно экологическое право "работает" на укрепление семьи, поскольку ее благоденствие во многом определяется природными условиями жизни.

 

 

4. методы экологического права:

- Метод "экологизации", характеризуется проникновением экологических требований во все сферы жизнедеятельности общества. Так, законодательством РФ требования в области охраны окружающей среды и природопользования устанавливаются не только в отношении конкретных компонентов природной среды, но и в отношении хозяйственной и иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В действующем законодательстве прослеживается интеграционный подход в принятии органами государственной власти управленческих решений и осуществлении контрольных мероприятий. Характерный пример тому - изменения в градостроительном законодательстве, внесенные в конце 2006 г.

- Метод административно-правового регулирования, характеризуется юридическим неравенством сторон и властной сущностью публичного управления, осуществляется, как правило, императивными нормами (обязательными), а усмотрение сторон допускается лишь в установленных ими пределах или случаях. Так, взаимоотношения органов государственной власти и юридических лиц при осуществлении государственного контроля и надзора регулируются именно императивными нормами.

- Метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве сторон, свободе волеизъявления, осуществляется, как правило, диспозитивными нормами. Так, законодательством предусмотрена возможность заключения Соглашения между органами государственной власти разного уровня, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды как одна из правовых и наиболее действенных форм взаимодействия.

 

Экол. право как наука.

Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о его становлении и развитии, о принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений, основных институтах экологического права, гос-венном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответ-ти за экологические правонарушения, о правовом режиме использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др.

Источники экол. Права

· Систему источников экологического права образуют:

· Конституция РФ,

· международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,

· федеральные законы,

· договоры и соглашения между Российской Федерацией и субъектами РФ,

· указы Президента РФ,

· постановления Правительства РФ,

· ведомственные нормативные акты,

· конституции, уставы субъектов РФ,

· законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ,

· нормативные правовые акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты.

 

 

Экологические проблемы

Эколог. проблемы, то есть, связанные с неблагоприятным качеством окружающей среды постоянно находятся в центре внимания всего прогрессивного человечества начиная примерно с 1960х годов. Именно к этому времени наметился устойчивый рост промыш. пр-ва как следствие возрастания покупательского спроса на различную продукцию в прошедшие после окончания Второй мировой войны годы. Существенно возросла на основе исп-ия научных достижений производительность техники, связанной с добычей и переработкой природных ресурсов.

Среди наиболее злободневных экол. проблем необх.прежде всего выделить:

загрязнение Мирового океана, воды которого имели, имеют и в обозримой перспективе будут иметь важное транспортное значение для многих цивилизованных стран мира, а это влечет за собой существенную опасность для водных биологических ресурсов и качества среды их обитания. Серьезную угрозу для Мир. океана представляют получившие широкое развитие в последние десятилетия разработка и добыча углеводородного сырья (нефть, газ) на континентальном шельфе.

дефицит пресной воды, которая, как известно, является неотъемлемым компонентом для поддержания человеческой жизни.

В последние годы этот дефицит ощущается все больше и больше, и этому способствуют такие причины, как загрязнение основных источников пресной воды в результате антропогенной деятельности, заметное изменение климата в отдельных регионах мира, влекущее за собой такие негативные процессы, как опустынивание или засоление земель.

уменьшение площади лесов, (хищническая порубка деревьев, носящая широкомасштабный характер, но и ежегодные лесные пожары), сокращение биологического разнообразия, обусловленное как изменением экологических систем под воздействием зачастую непродуманной антропогенной деятельности, так и хищническим выловом и истреблением объектов животного и растительного мира в целях извлечения прибыли при наличии устойчивого спроса на них на «черных» рынках по всему миру. несанкционированное трансграничное перемещение особо опасных веществ и отходов, когда в целях снижения налогового бремени, избежания необходимости нести существенные расходы на хранение или захоронение такого рода веществ и отходов по месту их образования отдельные нечистые на руку фирмы и предприниматели стараются всеми правдами и неправдами осуществить транспортировку опасных веществ и отходов в те регионы, где менее жесткое законодательство либо более покладистые чиновники, дающие добро на подобные махинации. разрушение озонового слоя атмосферы в результате использования в различных отраслях хозяйства фторхлорсодержащих веществ, что представляет угрозу для окружающей среды и человека, поскольку озоновый слой предохраняет Землю от прямого воздействия ультрафиолетовых лучей Солнца;

всемирное изменение климата (потепление), которое обусловлено увеличением объема выбросов углекислого газа в атмосферный воздух как в результате хозяйственной деятельности, так и при широкомасштабных лесных пожарах. со стороны составляющих его государств.

Пути разрешения эколог. проблем на межд. уровне

Наметилась стойкая тенденция периодического проведения под эгидой ООН широкомасш. конференций, на которых представители заинтересованных стран обсуждают пути дальнейшего преодоления сложившегося экологического кризиса, вынося на повестку дня наиболее злободневные на текущий момент проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.105 с.)