Экологические права граждан РФ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологические права граждан РФ



 

Экологические права граждан закреплены в следующих международных и государственных нормативных документах.

В международном законодательстве[39] это: Декларация Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г.; Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г.; Декларация Рио-де-Жанейро (Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 г.); Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (принята Советом Европы 4 ноября 1950 г., вступила в силу 3 сентября 1953 г., ратифицирована Государственной Думой РФ 20 февраля 1998 г.).

В Декларации прав и свобод человека и гражданина определены следующие права:

• право каждого на экологическую информацию: "государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом" (ст. 31);

• право каждого на судебную защиту его прав и интересов (ст. 32).

В Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод определены следующие экологические права:

• право на свободу мирных собраний и свободу ассоциаций с другими (ст. 11);

• право каждого человека на жизнь (ст. 2). В Конституции РФ закреплены следующие экологические права:

• земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9);

• право граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29);

• владение, использование и распоряжение землей и другими ресурсами осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36);

• в Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию (ст. 41);

• каждый гражданин имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды (ст. 42);

• каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

В экологическом законодательстве определены права, закрепленные в природоохранительных нормативных правовых актах, таких как: Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. "Об охране окружающей природной среды", ст. 11 и 12;

Федеральный закон 1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Основы законодательства об охране здоровья граждан от 18 июня 1993 г.; Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе";

Федеральный закон от 9 января 1996 г. "О радиационной безопасности населения" и т. п.

Это право на:

• участие в проведении государственной и общественной экологических экспертиз (Федеральный закон "Об экологической экспертизе");

• участие в общественных слушаниях в рамках оценки воздействия на окружающую природную среду (Положение об ОВОС в РФ, утвержденное приказом Минприроды РФ от 18 июля 1994 г.);

• участие непосредственно и (или) через своих представителей в управлении государственными делами в сфере охраны окружающей природной среды, в принятии экологически значимых решений;

• условия труда, отвечающие требованиям экологической безопасности;

• охрану здоровья от вредного воздействия факторов окружающей среды, право требовать их рассмотрения;

• участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях и демонстрациях, референдумах по охране окружающей природной среды.

В блоке природно-ресурсного законодательства обозначен спектр специальных экологических прав граждан-природопользователей:

• права на земельные участки, примыкающие к поверхностным водным объектам; права на обособленные водные объекты; права общего пользования водными объектами и т. п. (ст. 12, 43, 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ);

• право на использование недропользователями земельных участков для предпринимательской деятельности, которая соответствует цели, обозначенной в лицензии и не противоречащей законодательству РФ (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. "О недрах");

• право на пребывание в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, минерально-технического сырья, участие в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях (Лесной кодекс РФ, ст. 21, 82, 86);

• права по охране и использованию животного мира (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", ст. 10, 40, 48, 49);

• права землепользователей (Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г., ст. 52, 54, 55).

Основные экологические права граждан распространяются на всех физических лиц, проживающих на территории России, и закреплены одновременно в нескольких нормативных актах. Это право на:

• благоприятную для жизни и здоровья окружающую природную среду;

• создание экологических общественных объединений (Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях");

• судебную защиту своих экологических прав (право на обращение с исками: о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическим правонарушением, негаторный иск о прекращении экологически вредной деятельности и т. п.). Соответствующая норма содержится в Конституции РФ (ст. 46), Законе РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (ст. 11) и в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Каждый гражданин может реализовать свои экологические права как самостоятельно, так и путем создания и участия в общественных объединениях. Исходя из этого, экологические права граждан транспонируются в следующие экологические права общественных объединений:

• право на создание общественных экологических фондов, определение порядка их функционирования и расходования средств;

• право требовать от государственных органов и органов местного самоуправления предоставления полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране;

• право на проведение общественной экологической экспертизы;

• право на проведение общественного экологического контроля;

• право на обращение в суд или административные органы с заявлениями о привлечении к ответственности лиц за экологические правонарушения;

• право на предъявление в суды исков о возмещении ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан;

• иные права, предусмотренные законом. Осуществление экологических прав всегда связано с выполнением всеми определенных ответных обязанностей перед обществом и государством. Исходя из этого, граждане и юридические лица несут общие и отраслевые (специальные) экологические обязанности.

Общие экологические обязанности:

• охрана и рациональное использование природы и окружающей среды;

• восстановление нарушенных экосистем животных и растительности;

• предупреждение экологических правонарушений;

• соблюдение экологических требований (нормы, правила, нормативы качества окружающей природной среды);

• уплата установленных налогов и сборов, предусмотренных для финансирования природоохранных и природовосстановительных мероприятий;

• выполнение соответствующих экологических предписаний и постановлений государственных органов и их должностных лиц;

• содействие экологическому воспитанию подрастающего поколения и повышению экологической культуры населения;

• иные обязанности, предусмотренные законом. Отраслевые (специальные) экологические обязанности:

• соблюдение правил пожарной безопасности в лесах и т. п. (ст. 83 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. № 22-ФЗ);

• сохранение природных ландшафтов особо охраняемых природных территорий;

• не допускать уничтожения или разорения мест обитания животных, птиц, рыб, насекомых и иных живых существ (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ "О животном мире", ст. 40);

• пользование землей и иными природными объектами в соответствии с экологическим законодательством РФ (ст. 53 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г.);

• соблюдение стандартов, регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод (ст. 92 Водного кодекса РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ);

• экологически безопасное ведение работ при строительстве и разработке недр.

Каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную.

За наиболее тяжелые нарушения (поджог леса и т. п.) виновный может быть подвергнут уголовному наказанию (лишение свободы, наложение крупных денежных штрафов, конфискация имущества). Чаще применяется административная ответственность (наложение штрафа на отдельных лиц и на предприятия в целом), она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды, браконьерства. Должностные лица могут подвергаться дисциплинарной ответственности (полное или частичное лишение премий, понижение в должности, выговор или увольнение) за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов. Выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-правовой ответственности (возмещение причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству).

Закон "Об охране окружающей природной среды" формулирует также экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провозглашает принцип международного сотрудничества в этой области.

Несмотря на то, что природоохранительное законодательство обширное и разностороннее, на практике оно действует недостаточно эффективно. Одна из важнейших причин этого — несоответствие тяжести наказания тяжести преступления (низкие ставки взимаемых штрафов: для должностного лица — от трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда; для рядовых граждан — до десятикратного размера минимальной оплаты труда), ведь часто невозможно возместить нанесенный вред — он может достигать многих миллионов рублей или вообще не поддаваться денежному измерению. За год в стране рассматривается не более 20 дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тяжелые последствия, да и дела по браконьерству не превышают 1,5 тыс. в год, что гораздо меньше реального количества правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих цифр.

Другие причины слабого действия природоохранительного законодательства — недообеспеченность предприятий техническими средствами для очистки сточных вод и загрязненных газов, а проверяющих организаций — приборами для контроля за загрязнением окружающей среды.

Большое значение имеет низкая экологическая культура населения, незнание основных природоохранных требований, снисхождение к нарушителям, отсутствие навыков отстаивания своих прав на здоровую окружающую среду. Таким образом, необходима разработка правового механизма защиты экологических прав человека (конкретизирующих эту часть закона, подзаконных актов), обращение с жалобами в прессу и вышестоящие инстанции, иски в судебные органы. Ведь если каждый человек, чье здоровье подорвано из-за выбросов какого-то предприятия, подаст иск в суд или прокуратуру с требованием материального возмещения ущерба, оценив свое здоровье в крупную сумму, предприятия будут вынуждены принять меры к снижению загрязнения.

8.3.1. Понятие и особенности источников экологического права

 

Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К таким источникам экологического права относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации.

Источники экологического права классифицируются по следующим видам:

• Конституция РФ;

• законодательные акты РФ;

• акты Президента РФ;

• акты Правительства РФ;

• акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти;

• законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Нормативные договоры: международные договоры, Федеративный договор, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами.

Главным нормативно-правовым документом является Конституция РФ. Основы экологического права изложены в следующих статьях:

Экологические права гражданина (ст. 42);

Экологические обязанности гражданина (ст. 58);

Право собственности на природные ресурсы (ст. 9. 36);

Компетенция РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды (ст. 71);

Совместная компетенция РФ и ее субъектов в сфере природопользования и ООС (ст. 72);

Экологические полномочия Правительства РФ (ст. 114). Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранного и природно-ресурсного законодательств. В подсистему природно-ресурсного законодательства входят: Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, Основы лесного законодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира (1982 г.), а также другие законодательные и нормативные акты, регулирующие использование природных ресурсов.

В подсистему природоохранного законодательства входят Закон РФ "Об охране окружающей природной среды", другие законодательные акты комплексного правового регулирования. Экологическое законодательство РФ представлено на схеме 2.

В Конституции РФ отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления укрепления экологического правопорядка.

В Законе РФ "Об охране окружающей природной среды", принятом 19 декабря 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации, отражены следующие основные положения.

 

 

• Это комплексный нормативный акт, который регулирует природоохранительные отношения в целом по отдельным природным объектам.

• Это базовый нормативный акт, положения которого конкретизируются в иных актах экологического законодательства.

• Он устанавливает приоритет охраны жизни и здоровья человека от неблагоприятного воздействия окружающей среды.

• Закон при решении тех или иных вопросов исходит из научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества.

• Закон закрепляет систему экономических стимулов деятельности по охране окружающей среды в сочетании с мерами административно-правового воздействия.

Классификация нормативно-правовых актов как источников экологического права по отраслям законодательства может быть представлена схемой 3.

Экологические функции правоохранительных органов РФ состоят в объективном применении природоохранного законодательства, выявлении причин экологических правонарушений и в разработке мер по их предупреждению и устранению. Экологические функции правоохранительных органов РФ представлены на схеме 4[40].

 

 

Система экологической безопасности создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, федеральными программами в этой области.

Основы этой системы составляют органы всех ветвей власти, осуществляющие меры политического, правового, экономического, силового и иного характера, направленные на обеспечение глобальной и локальной экологической безопасности в интересах людей, общества и государства, жизни на Земле.

Полномочия органов обеспечения экологической безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.

В формировании и реализации политики обеспечения экологической безопасности Российской Федерации принимают участие (схема 4):

• Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами обеспечения экологической безопасности Российской Федерации;

санкционирует действия по ее обеспечению; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения экологической безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам экологической безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции экологической безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны в этой области;

• Федеральное Собрание Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации формирует, в том числе по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательную базу в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации;

• Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области;

• Совет безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз экологической безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения экологической безопасности Российской Федерации;

• федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экологической безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации;

• органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экологической безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых в этой области; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем экологической безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации.

Российская Федерация намерена решительно обеспечивать свою экологическую безопасность совместно со всем мировым сообществом. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации Концепции экологической безопасности Российской Федерации — залог динамичного развития России в XXI веке и ее перехода к устойчивому развитию.

Система органов экологической безопасности РФ представлена схемой 5.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите основные принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.

2. Перечислите международные организации в области охраны окружающей природной среды.

3. Назовите основные направления деятельности Европейского Союза по правовой охране окружающей среды.

4. Перечислите права и обязанности граждан в Законе РФ "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.).


Рекомендуемая литература

 

1. Балашенко С. А., Макарова Т. И. Международно-правовая охрана окружающей среды и права человека. Минск, 1999.

 

2. Демина Т. А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Аспект-пресс, 1995.

3. Маркович Д. Ж. Социальная экология. М.: Восточный университет-Союз, 1996.

4 Новиков Ю. В. Охрана окружающей среды: Учебное пособие для техникумов. М., 1987.

5. Петров В. В. Экологическое право России. М • БЕК 1996.

6. Практикум по экологическому праву России / Под ред. А. К. Голигенкова. М.: БЕК, 1996.

7. Сперанская Л. В., Третьякова К. К. Международное право окружающей среды: Учебное пособие. М., 1997.

8. Эдберг Р., Яблоков А. В. Трудный путь к воскресению. М.: Прогресс, 1989.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.20.246 (0.017 с.)