Экологическая этика и экологическая культура 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологическая этика и экологическая культура



10.4.1. Экологическая этика

 

С древних времен человечество задумывалось об экологической этике и экологической культуре по отношению к природе. Некоторые ученые считают, и даже выдвигают теорию, как отмечает Р. Атфилд, согласно которой источником наших экологических проблем является иудейско-христианская вера в то, что человечество было создано для господства над природой; вера, которую, по данной теории, можно интерпретировать и как позволяющую людям обращаться со своим природным окружением, как им угодно...

Р. Атфилд[47] утверждает, что в настоящее время нужно со всей определенностью признать, что религиозные идеи внедрялись в жизненный обиход как оправдание социального и технического развития. Обращение к традиционным этическим и религиозным верованиям разъясняет многие вопросы, помогающие понять природу экономических проблем и отыскать принципиальные пути их решения.

По-разному трактуют этические и религиозные верования отношение к экологическим проблемам.

Так, например, с точки зрения Ветхого Завета природа не является священной.

Поэтому все то, что есть на Земле, является ресурсами для блага человека. Действительно, в Библии есть слова о господстве человека, которые дают основание так считать.

Но, с другой стороны, вера, что человек может правильно использовать природу, не оправдывает безответственного обращения с природой.

Как бы в подтверждение этого в первой главе Книги Бытия одобряется исключительно вегетарианская диета. Только после грехопадения и всемирного потопа человеку было позволено употреблять в пищу мясо.

Хотя Ветхий Завет и разрешил использовать людям в пищу мясо, в то же время законы Книги Левит и Второзаконие установили существенные ограничения на человеческое обращение с природой, включая, например, отношение к фруктовым деревьям, волам, птицам-самкам, земле под паром и т. д.

Согласно первой главе Книги Бытия растения предназначаются в пищу как животным, птицам и пресмыкающимся, так и человеку, и после Всемирного Потопа всем этим существам было даровано право и предписание размножаться и плодиться.

В той же Книге записано, что человек был помещен в мир, чтобы присматривать за ним для Господа и сохранить его как источник радости, а не только для пропитания (Быт. 2.9).

Это же подтверждается в Книге Псалмов, Иова и в Евангелии, которые говорят в пользу хорошего понимания ценностей и красоты природы. И в Ветхом, и в Новом Заветах есть понимание самоценности всего живого, а это означает бережное отношение ко всему сущему, которое в Ветхом Завете выражено особенно явно.

Господь, по Библии, заботится о благосостоянии всего живого, а не только человека (Пс. 104), и люди в соответствии с этим обязаны заботиться о природе, не разрушать ее целостность в безжалостном подчинении собственным нуждам.

В действительности Библия явно и неявно несет в себе все составляющие для продуманно взвешенной экологической этики.

Между тем развитие экологического кризиса на Земле снова и снова подтверждает рациональность алармистского и апокалипсического подхода к его оценке.

Великая идея Апокалипсиса (греч. "откровение") заключается не в сеянии чувства обреченности, как это нередко толкуется, а как раз наоборот, в мобилизации думающих людей на осмысление положения и на действия, подсказываемые им Высшим разумом (что бы под ним ни подразумевалось — Бог или Коллективный разум человечества).

Содержательную ценность "Откровения" мы начинаем понимать только сейчас, при "экологическом" прочтении Библии. Предки не меньше нас размышляли о вечных вопросах взаимоотношения общества с природой. Составители Библии не хуже нас понимали, что плоды знания, на современном языке — научно-технический прогресс (НТП), могут нести людям не только добро, но и зло. Библейская притча о первородном грехе читается сейчас как предание о смене анимистского мировоззрения наших предков, живших в единстве, в гомеостазе с природой, на ресурсно-природопокорительское. "...и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт., гл. 1, 28). А "Откровение" святого Иоанна Богослова сейчас читается как интуитивный прогноз будущего, данный одним из первых экологов в истории науки, тогда еще не отделившейся от религии. Современный анализ хода развития глобальной экологической ситуации показывает, что человечество к настоящему времени уже прошло половину пути от глобального экокризиса (ГЭК) к тотальной экокатастрофе (ТЭК), поскольку параметры-индикаторы ГЭК широко известны.

По оценке А. Швейцера[48], "этика есть безграничная ответственность за все, что живет". По мнению автора, этика заключается в том, что она должна нести добро. Добро служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.

Экологическая этика заставляет людей почувствовать безгранично великую ответственность в наших отношениях. с природой. Все богатства Земли — это собственность всего человечества планеты. Она расценивается как имущество общества, находящееся в суверенном управлении каждого индивида, и это накладывает чувство особой ответственности человека за природу.

Человеческие ценности основываются на объективно определенных экологических отношениях с природой. Поэтому поставленные человеком цели должны быть согласуемые с возможностями экосистем природы.

Человек должен следовать экологическим законам природы, а это значит, он должен исходить не только из своих нужд и соображений, но достаточно глубоко чувствовать нужды природы, ее внутренние измерения с учетом ее внешних ограничений. Единство человека с окружающей его природной средой является основой для человеческих ценностей.

Ролстон III Холмс[49] пишет: "Экологическая этика подсказывает о том, что человек как живое существо не свободен от давления со стороны окружающей его природы. Следовательно, необходимо воздать должное достоинству природного мира как партнеру человека".

10.4.2. Экологическая культура

 

Как отмечают В. А. Ситаров и В. В. Пустовойтов[50], культура — это проявление сознательной деятельности, она характеризует степень свободы субъекта по отношению к природной и социальной необходимости. Культура в качестве социального явления может быть определена в самом общем виде как "образ жизни" человека и общества.

Культура представляет собой показатель уровня развития человеческой цивилизации.

В настоящее время человечество стоит перед дилеммой: или сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности, а это возможно только при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой, экологической, культуры.

По мнению Б. Т. Лихачева[51], сущность экологической культуры может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмодиакально-психических состояний и научно-обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности.

На сегодняшний день многими учеными экологическая культура определяется как нравственно-духовная сфера жизнедеятельности человека, характеризующая своеобразие его взаимодействия с природой и включающая в себя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение, экологическую деятельность.

В условиях все возрастающего экологического кризиса выживание человечества полностью зависит от него самого. Он может устранить эту угрозу, если сумеет изменить стиль своего мышления, своей деятельности и придать им экологическую направленность. Человек должен изменить и экологическую культуру, в основе которой будут лежать законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов.

Нарастающее техническое и интеллектуальное могущество человека и общества в целом привело к подрыву стабильности биосферы и к тому глобальному экологическому кризису, который мы сейчас имеем, в связи с чем Н. Ф. Федоров пишет: "Мир идет к концу, цивилизация, эксплуатирующая природу, не восстанавливающая ее, может привести только к такому итогу".

Становление новой экологической культуры невозможно без преобразования в этом направлении социальных отношений, без гуманизации отношений между людьми, между странами и народами, без гуманизации всего мирового сообщества, без экологической этики и без осознанной экологически ориентированной деятельности всего общества.

Поэтому непременным признаком высокой экологической культуры должно быть наличие определенных моральных и правовых норм.

И. П. Сафронов представляет экологическую культуру общества как систему диалектически взаимодействующих элементов: экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности.

В настоящее время уровень экологического сознания и мышления людей в различных странах и в разных областях деятельности не одинаков. Однако кризисное состояние среды, нередкие экологические катастрофы многому научили людей.

Новое экологическое мышление требует отказа от экономических потребительских тенденций, направленных на достижение сиюминутных целей и материальных выгод, требует глубокого, серьезного осмысления экологической ситуации в мире, необходимости привлечения для экологических нужд достижений научно-технической революции, в том числе наивысших технологий.

Для поддержания нового типа экологической культуры общество нуждается в специальных социальных институтах. Прежде всего это разные управленческие учреждения, предприятия экологического профиля. Это социальные институты, деятельность которых гораздо шире природоохранных задач, но которые оказывают постоянное и сильное влияние на привитие экологической культуры обществу и человеку.

Среди таковых — средства массовой информации, от которых во многом зависит формирование экологического сознания, исполнение просветительской функции и, конечно, формирование экологической культуры в целом.

Среди социальных экологических институтов первостепенное место, безусловно, занимает система образования и воспитания — школа и высшие учебные заведения.

Именно они призваны заложить основы индивидуальной экологической культуры, дать экологические знания, воспитать любовь к природе.

Вопросы для самоконтроля

 

1. Обозначьте основные направления социальной работы в области охраны окружающей среды.

2. В чем заключается специфика социальной работы в период экологических кризисов и экологических бедствий?

3. Определите взаимосвязь социальной и экологической политики государства.

4. Назовите основные принципы экологической политики.

5. Раскройте основные понятия экологической этики и экологической культуры.

Рекомендуемая литература

 

1. Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. М., 1998.

2. Горелов А. А. Социальная экология. М., 1998.

3. Маркович Д. Ж. Социальная экология. М., 1996.

4. Малых В. Н. Экологический подход в социальной работе. М., 1997.

5. Радченко Г. Аральская катастрофа. М., 1992.

6. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология. Существует ли экологическая этика. //Ролстон III Холмс. М.: ACADEMIA, 2000. С. 238.

7. Атфилд Р. Этика экологической ответственности. М., 1990.

8. Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. Социальная экология // Проблема формирования экологической культуры. М.: ACADEMIA, 2000.

9. Швейцер А. Этика благоговения перед жизнью. М., 1992.

10. Малофеев В. И. Социальная экология. М., 2000.


КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ

 

1. Выберите систему признаков и охарактеризуйте состояние природной среды в районе Вашего предприятия, укажите источники загрязнения, меры по их нейтрализации.

2. Выберите систему признаков и охарактеризуйте уровень шумов (или вибраций, или магнитного излучения) в районе Вашего предприятия, дайте анализ их причин, меры по их нейтрализации.

3. Охарактеризуйте наиболее опасные источники загрязнения окружающей среды в районе Вашего предприятия (проживания), меры по их нейтрализации.

4. Проанализируйте причины аварий (катастроф) на Вашем предприятии и меры по их ликвидации. Дайте оценку подготовленности персонала к ликвидации последствий аварий (катастроф). Предложите меры по предотвращению подобных ситуаций.

5. Проконтролируйте источники вредных выбросов на Вашем предприятии и сопоставьте полученные данные с экологическим паспортом предприятия. Предложите меры по предотвращению или уменьшению сбросов и выбросов в окружающую среду.

6. Выберите систему признаков состояния экологической безопасности, оцените ее для предприятия. Разработайте перечень мероприятий для повышения экологической безопасности производства.

7. Дайте обзорную характеристику взаимосвязей между последствиями аварий (или катастроф, стихийных бедствий, экологических бедствий) и состоянием экосистем в регионе. Укажите наименее устойчивые свойства экосистем к воздействию факторов, действие которых обеспечено хозяйственной деятельностью.

8. Проведите экологическую экспертизу имеющейся у Вас проектной документации. Предложите дополнительные меры по повышению экологической безопасности проектируемого предприятия.

9. Оцените отдельные виды риска на Вашем предприятии. Предложите меры по снижению величины риска.

10. Проведите оценку реального состояния экологической безопасности: предприятие — промплощадка — несколько предприятий с общей инфраструктурой, общими природными ресурсами, (регион) — несколько промплощадок — государство (несколько регионов). Предложите систему признаков и решающих правил для каждого уровня иерархии. Предложите рекомендации для повышения экологической безопасности на каком-либо уровне.

11. Составьте экологический паспорт Вашего предприятия или территории, где Вы проживаете.

12. Соберите данные об экологических движениях того региона, где Вы проживаете, и опишите их деятельность.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. Возникновение и развитие экологии как науки.

2. Окружающая среда и экология.

3. Основные этапы развития социоприродных отношений.

4. Биосфера Земли и законы эволюции.

5. Биосфера и человек.

6. Место и роль человека в динамике биосферных процессов.

7. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия.

8. Недра России — основа ее богатства.

9. Законы саморегуляции социоприродной системы.

10. Комплексный глобальный мониторинг загрязнения окружающей среды.

11. Мониторинг радиоактивного загрязнения регионов России.

12. Концепция устойчивого развития социально-экологической системы.

13. Сущность и концепции пределов общественного роста.

14. Экологический паспорт предприятия.

15. Что ожидает человечество от развития науки и техники в XXI веке?

16. Основные экологические риски и их характеристики.

17. Слагаемые экологической безопасности.

18. Принципы охраны окружающей среды.

19. Конституционные основы экологии.

20. Предмет и задачи социальной экологии.

21. Структура социально-экологического знания.

22. Концептуальные основы стратегии выживания общества.

23. Природные и социальные предпосылки глобальной целостности человека.

24. Экологическое сознание, его специфика и роль в формировании экологической культуры.

25. Политические аспекты экологической проблемы РФ.

26. Социальная работа и социальная экология: общее и частное.

27. Социальная политика и экологическая политика: пути взаимосвязей.

28. Экология и здоровье человека.

29. Экологические движения за рубежом.

30. Экологические движения в России.

31. Законы коэволюции общества и природы.

32. Нормативно-правовые аспекты охраны окружающей среды.

33. Стокгольмская Декларация по окружающей среде (1972 г.).

34. Рамочная Конвенция ООН об изменении климата (1992 г.)

35. Экологический кодекс России.

36. Экологическая этика.

37. Экологическая культура.

38. Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм.

39. Предмет экологической психологии.

40. Экологическая культура личности и условия ее формирования.

41. Экологическое воспитание личности.


ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

 

1. Проблема выживания человека в современном мире.

2. Поведение человека в критических и экстремальных условиях (в районе стихийного бедствия, катастрофы) и роль социального работника в чрезвычайных экологических ситуациях.

3. Влияние окружающей среды на психосоматическое развитие человека.

4. Социальная экология семьи.

5. Проблема взаимодействия и отношения человека к окружающему миру (в восточных религиях и христианстве).

6. Становление ноосферы и перспективы человечества.

7. Предмет экологической психологии.

8. Экологические аспекты этногенеза.

9. Адаптация человека к естественной и социальной среде.

10. Религия и экологический кризис.

11. Влияние городской среды на поведение человека.

12. Пути преодоления экологического кризиса.

13. Этика экологической ответственности.

14. Сущность антропоцентризма и его общая характеристика.

15. Сущность натуроцентризма и его общая характеристика.

16. Адаптация человека к условиям стихийных и антропогенных бедствий (на примере землетрясения в Турции в 1999 г., Чернобыльской трагедии, катастрофы Аральского моря).

17. Раскройте понятие зоны экологического кризиса.


КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Абиотические факторы неживой природы — климат, свет, температура, давление, влажность, атмосфера и т. д., находящиеся во взаимодействии с организмами в процессе обмена веществ и энергии.

Автотрофность человечества — возможность получения людьми пищи и энергии за счет энергии Солнца и ее производных видов (ветра, воды, биомассы и т. д.). Этот термин был впервые введен в научный оборот в 1937 г. В. И. Вернадским.

Агробиоценоз — агроэкосистема, искусственно созданная и постоянно поддерживаемая человеком экосистема сельскохозяйственных полей.

Аккумуляция веществ организмами (от лат. accumulatio — накопление) — свойство организмов постепенно накапливать в составе своих тел в результате обмена веществ с окружающей средой рассеянные в ней химические вещества до концентраций, многократно (иногда в тысячи раз) превышающих их содержание в окружающей среде.

Альбедо — отражательная способность земной поверхности.

Анаэробы — организмы, способные жить в среде, лишенной свободного кислорода (микроорганизмы, моллюски и др.).

Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

Антропогенный — порожденный деятельностью человека.

Антропосфера — часть биосферы, заселенная людьми и измененная ими в результате их деятельности.

Архабионты — наиболее древние формы организмов на Земле.

Аэробы — организмы, живущие только при наличии в среде свободного кислорода.

Антропогенное загрязнение — загрязнение, возникающее в результате хозяйственной деятельности человека.

Атмосфера — газообразная оболочка Земли, состоящая из систем различных газов, водяных паров и пыли.

Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — способность организмов приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей среды.

Автотрофы (буквально — самопитающие) — 1. организмы, сами производящие необходимые им вещества; 2. организмы, функционально необходимые для обмена веществом и энергией в экосистемах как их начальное звено в трофических цепях. Автотрофы являются продуктами. Это единственный источник энергии для гетеротрофов.

Безотходная технология — технология, при которой достигается минимум отходов всех видов.

Биосфера — область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы Земли, населенную живыми организмами. Термин введен в науку австрийским геологом Э. Зюссом (1875). Биосфера представляет собой единство всех экосистем планеты Земля.

Биогеоценоз — однородная экосистема (участок леса, луга, степи, озера), где наблюдается тесное симбиотическое единство организмов разных видов и абиотических условий их существования в результате непрерывных обменных процессов, поддерживающих их жизнедеятельность. Термин и понятие были введены в научный оборот академиком В. Н. Сукачевым.

Биота — экосистемы, живые организмы.

Биологический круговорот — обмен веществ и энергии между организмами и неживой природой, а также между самими организмами с помощью жизнедеятельности различных групп организмов.

Биоценоз — биологическая система, состоящая из популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определенную территорию и находящихся в тесном единстве по поводу обмена веществом, энергией и информацией.

Временно согласованные выбросы (лимит сброса загрязняющих веществ) — выбросы вредных веществ в атмосферу, устанавливаемые для аналогичных по мощностям и технологическим процессам предприятий, внедренных в наилучшую технологию производства. Предельная масса загрязняющих веществ устанавливается органами государственного экологического контроля в целях минимизации воздействия на окружающую среду.

Витасфера — то же, что и биосфера, но обычно употребляется только в связи с совокупностью живых организмов.

Гетеротрофы — организмы, питающиеся органическим веществом, произведенным другими организмами. В экосистемах выступают в роли консументов.

Гидросфера — совокупность всех вод Земли.

Глобальная экология — комплексная научная дисциплина, изучающая организмы и их сообщества в глобальном взаимодействии с природной средой планеты и те изменения земной поверхности и организмов, которые являются следствием этого взаимодействия.

Динамика экосистемы (биогеоценоза) — изменение экосистемы (биогеоценоза) под воздействием сил извне и внутренних противоречий ее развития, вызванное, как правило, циклическими (периодическими) факторами, идущими в течение длительного периода (многих веков), но могут быть изменения, связанные со сменой сезонов года (сезонность), обратимые изменения экосистем, вызванные непостоянными внешними факторами, с постепенным возвратом к исходному состоянию (суточные, погодные, температурные и т. д.).

Детрит — мертвое органическое вещество.

Естественные экосистемы (созданные природой) — по способу питания делятся на: автотрофные экосистемы — это те, которые находятся на энергетическом самообеспечении и подразделяются на фотоавтотрофные — использующие солнечную энергию; хемоавтотрофные — использующие химическую энергию. Гетеротрофные экосистемы используют химическую энергию, которую получают вместе с углеродом от органических веществ.

Загрязнение — увеличение концентрации вредных физических, химических, биологических веществ сверх недавнего наблюдения количества.

Зона экологического риска — территория с повышенным загрязнением (содержание загрязняющих веществ в 2— 5 раз выше предельно допустимой концентрации), с заметным снижением продуктивности экосистем; деградация земель захватывает 5—20% территории; нарушения носят обратимый характер, ослабление антропогенных нагрузок может привести к улучшению экологической ситуации, повышению качества возобновляемых ресурсов, восстановлению структурно-функциональной целостности ландшафтов.

Зона экологического кризиса — территории с сильным загрязнением (содержание загрязняющих веществ в 5— 10 раз выше предельно допустимой концентрации), с резким снижением продуктивности экосистем; деградация земель проявляется на 20—50% площади территории; возможно лишь выборочное хозяйственное ее использование; структурно-функциональная целостность ландшафтов теряет устойчивость; нарушения носят труднообратимый характер.

Кислотность почвы (рН) — концентрация ионов водорода в почвенном слое.

Кислотные осадки — дождь или снег, подкисленные из-за растворения в атмосферной влаге промышленных выбросов (SO, NO, HC1 и др.). Кислотные осадки подкисляют водные водоемы и почву, что приводит к гибели рыбы, других водных организмов и растительности, к резкому снижению прироста лесов и их усыханию и гибели.

Консументы (потребители) — гетеротрофные организмы, питающиеся за счет автотрофных и друг друга.

Литосфера — верхняя "твердая" оболочка Земли.

Лицензия на загрязнение — оплачиваемое разрешение на выброс определенного количества вредных веществ или газообразных отходов определенного состава.

Малоотходная технология — технология, позволяющая получить минимум твердых, жидких, газообразных и тепловых отходов и выбросов.

Мониторинг окружающей среды (от лат. monitor — напоминающий, надзирающий) — комплексная система наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием человека.

Нитраты — соли азотной кислоты, широко применяемые в промышленности и особенно в сельском хозяйстве.

Норма загрязнения — предельная концентрация вещества, поступающего или содержащегося в среде, допустимая нормативными актами.

Озоновая дыра — значительное пространство в озоносфере планеты с заметно пониженным (до 50%) содержанием озона.

Осадки сточных вод — осадки, остающиеся при очистке сточных вод, твердые составляющие, содержащие минеральные и органические вещества.

Отвалы — пластины, образуемые в результате размещения отходов на специально отведенных площадях.

Отходы — непригодные для производства данной продукции сырье, его неупотребляемые остатки или возникающие в ходе технологических процессов вещества и энергия, не утилизированные в данном производстве.

Охрана природы — комплекс международных государственных и региональных административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроизводство природы, земли в интересах людей.

Парниковый эффект — увеличение температуры и влажности в закрытом пространстве, связанное с тем, что в атмосфере накапливаются углекислый газ и другие газы, которые препятствуют длинноволновому тепловому излучению с поверхности земли.

Плата за загрязнение среды — денежное возмещение предприятиями социально-экологического ущерба, наносимого хозяйству и здоровью людей от загрязнения среды.

Плата за природные ресурсы — денежное возмещение природопользователем затрат на изыскание, сохранение, восстановление, изъятие и транспортировку используемого природного ресурса, а также усилий общества в будущем по возмещению или равноценной замене этих ресурсов другими.

Предельно допустимые выбросы — выбросы вредных веществ в атмосферу, устанавливаемые для каждого источника загрязнения атмосферы при условии, что приземная концентрация этих веществ не превышает предельнодопустимую концентрацию (ПДК).

Предельно допустимая концентрация (ПДК) — нормативное количество вредных веществ в окружающей среде, которое при постоянном контакте или при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. Предельно допустимый сброс веществ в водный объект

(ПДС) — масса веществ в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.

Природные ресурсы — природные объекты и явления, используемые для потребления, способствующие созданию материальных богатств, воспроизводству трудовых ресурсов, поддержанию условий существования человечества и повышающие качество жизни.

Природопользование — совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению.

Природоохранные мероприятия — все виды хозяйственной деятельности предприятий, направленные на уменьшение и ликвидацию отрицательного воздействия на окружающую среду, сохранение, улучшение и рациональное использование природно-ресурсного потенциала страны.

Ресурсно-сберегающая технология — производство и реализация продукции с минимальным расходом вещества и энергии на всех этапах производственного цикла и с наименьшим воздействием на человека и природные системы.

Редуценты — организмы, разлагающие мертвое органическое вещество и превращающие его в неорганическое, усваиваемое растениями.

Санитарно-защитная зона — полоса, отделяющая промышленное предприятие или загрязненный участок от населенного пункта.

Смог — сочетание пылевых частиц и капель тумана (могут быть газообразные загрязнители или кристаллы льда).

Сточные воды — воды, отводимые после использования в бытовой, производственной и сельскохозяйственной деятельности человека или прошедшие через какую-то загрязненную территорию.

Стихийные бедствия — катастрофические природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, ураганы, цунами, сели и др. причины), которые могут вызывать человеческие жертвы и наносить материальный ущерб.

Сапротрофы — организмы, питающиеся органическими веществами мертвых тел или экскрементов животных. Сапротрофы играют незаменимую роль в круговороте веществ, выполняя функцию редуцентов.

Техносфера — часть биосферы, конкретным образом преобразованная человеком в технические объекты (здания, дороги, механизмы).

Типы экосистем — естественные, созданные природой; антропогенные, созданные человеком.

Управление охраной окружающей среды — обеспечение выполнения норм и требований, ограничивающих воздействие производственных процессов и выпускаемой продукции на окружающую среду, содействующих рациональному использованию природных ресурсов, их восстановлению и воспроизводству.

Условно чистая вода — сточные воды, спуск которых в водоем без очистки не приводит к нарушению норм качества воды в местах водопользования.

Ущерб от загрязнения среды — фактические и возможные убытки народного хозяйства, связанные с загрязнением окружающей среды.

Экология (от греческого "ойкос" — дом, "логос" — наука) — наука о доме. Экология — это часть биологии, изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой, включая экологию особей, популяций и сообществ, дисциплина, изучающая общие законы функционирования экологических систем различного иерархического уровня.

Экологическая экспертиза проекта предприятия — определение вероятных экологических последствий строительства данного предприятия с желательным и допустимым состояниями среды жизни людей.

Экономика природопользования — раздел экономики, изучающий вопросы экономической оценки природных ресурсов и оценки ущербов от загрязнения окружающей среды.

Экосистема — система, четко обозначенная в пространстве и во времени, в которую включены не только организмы, обитающие в ней, но и физические условия: климат, почва, равно как и взаимодействия между разными организмами и физическими условиями.

Экологическая этика — междисциплинарная область исследований, возникшая вследствие воздействия научно-технического прогресса на окружающую среду и имеющая предметом ценностные, этические проблемы взаимоотношений человека и природы.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.......................................................................................................... 3

ТЕМА 1 ПРЕДМЕТ И ОТРАСЛИ ЭКОЛОГИИ........................................... 6

1.1. Возникновение экологии как науки, ее предмет и этапы развития..... 6

1.2. Общая экология и ее отрасли.............................................................. 11

Вопросы для самоконтроля......................................................................... 15

Рекомендуемая литература......................................................................... 15

ТЕМА 2 СОСТАВ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ. 17

2.1. Общая характеристика экосистемы и ее типы................................ 17

2.2. Биосфера как составная часть экосферы.......................................... 21

2.5. Биологическая продуктивность экосистемы и экологические сукцессии 24

Вопросы для самоконтроля......................................................................... 27

Рекомендуемая литература......................................................................... 28

ТЕМА 5 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ 29

3.1. Возникновение и развитие социальной экологии................................ 29

5.2. Взаимосвязь социальной экологии с другими отраслями знаний....... 34

3.3. Законы социальной экологии................................................................ 35

Вопросы для самоконтроля......................................................................... 40

Рекомендуемая литература......................................................................... 40

ТЕМА 4 МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗБИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА............. 41

4.1. Выработка метода социальной экологии.......................................... 41

4.2. Прогнозирование экологических моделей развития современного мира 43

Вопросы для самоконтроля......................................................................... 48

Рекомендуемая литература......................................................................... 48

ТЕМА 5 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА..... 49

5.1. Изменения климата и загрязнение окружающей среды..................... 51

5.2. Истощение сырьевых и энергетических ресурсов............................... 64

5.3. Неконтролируемый прирост населения.............................................. 68

Вопросы для самоконтроля......................................................................... 70

Рекомендуемая литература......................................................................... 70

ТЕМА 6 СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ КАК ИСТОЧНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОПАСНОСТИ................................................................................................. 72

6.1. Характеристика стихийных бедствий и их последствия................. 72

6.2. Классификация чрезвычайных ситуаций............................................ 73

Вопросы для самоконтроля......................................................................... 75

Рекомендуемая литература......................................................................... 76

ТЕМА 7 СТРАТЕГИЯ ВЫХОДА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ИЗ ГЛОБАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА................................................................. 77

7.1. Мировая экологическая безопасность................................................. 77

7.2. Научно-техническая революция и ее влияние на экологическую безопасность планеты Земля............................................................................................. 78

7.3. Экологическая безопасность России................................................... 84

7.4. Основные законы и целевые программы по обеспечению экологической безопасности РФ......................................................................................... 97

7.5. Охрана окружающей среды............................................................... 101

7.6. Мониторинг состояния природной среды как важное направление экологической безопасности............................................................................................. 108

7.7. Слагаемые охраны окружающей среды............................................ 110

Вопросы для самоконтроля....................................................................... 112

Рекомендуемая литература....................................................................... 113



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.214 с.)