Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1 предмет и отрасли экологии↑ Стр 1 из 29Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Введение
Успехи естествознания, биологии, химии, астрономии, географии в раскрытии тайн планеты Земля позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальном мире, создали необходимую базу для определений и представления о месте человека в земной системе. Наукой широко признается, что человеческая деятельность имеет серьезные последствия для всей земной системы и физической среды, обеспечивающей жизнь, хотя это воздействие еще не в полной мере все понимают и оно недостаточно изучено. Чтобы улучшить понимание данного феномена, необходимо объединить исследовательские центры представителей различных социальных наук, в том числе и исследования социальной экологии. Социальная экология — молодая наука. Она сформировалась на стыке естественных и гуманитарных наук (социология, культурология, философия, психология, история). Ее возникновению способствовали такие факторы, как обострение проблем перенаселения планеты, исчерпание природных ресурсов, загрязнение среды обитания человека отходами промышленного и сельскохозяйственного производства, разрушение естественных ландшафтов в связи с антропогенной деятельностью человека, урбанизацией и т. д., что привело к сокращению многообразия видов, а в некоторых случаях — и их исчезновению. Состояние окружающей среды и сложившаяся экологическая ситуация в мире вызывают тревогу у людей, которые все чаще задаются вопросом: что будет с планетой Земля через 50, 100, 200 лет? Какое влияние оказывают экологические катастрофы на состояние окружающей среды и здоровье людей? Каковы их действительные и возможные последствия? Действия указанных факторов экологической обстановки в значительной степени повлияли на повышение статуса социальной экологии как науки. В соответствии с недавно введенными стандартами высшего образования экологию должны изучать студенты всех специальностей в блоке общекультурных дисциплин. Вместе с тем, как показывает практика, в деле экологического просвещения населения уровень экологических знаний и культуры большинства людей остается недостаточно высоким. Самым страшным в современной ситуации является то, что 95% (по оценке А. В. Яблокова, 1997 г.) населения мира, включая его политическую элиту, не понимают угрозы тотальной экокатастрофы для себя и своих потомков и не задумываются о путях выхода из экокризиса. Это связано с тем, что имеющиеся данные средств массовой информации (радио, телевидение, печатные СМИ, Internet) по вопросам экологии носят, как правило, либо бытовой характер (что можно, а что нельзя употреблять в пищу, как уберечься от радиоактивного облучения, как действует солнечная радиация в связи с образованием озоновых дыр и т. д.), либо дается такой материал, который не соотносится с потребностями и интересами людей и не дает ответа, как удовлетворить запросы их практической деятельности. Это, к сожалению, характерно для содержания экологического образования, осуществляемого в стенах образовательных учреждений различных уровней. Особую актуальность в связи с этим приобретает задача подготовки социальных работников, многие из которых после окончания вуза придут в органы социальной защиты населения, в реабилитационные и другие центры, где без знаний социальной экологии будет чрезвычайно трудно вести работу с людьми, побывавшими в зонах экологических кризисов и экстремальных ситуациях, пребывающих в экологически опасных районах и т. д. Без осознания социальными работниками влияния, оказываемого разнообразными природными и социальными факторами на человека, без умения на основе этих факторов строить свою деятельность вряд ли можно добиться ожидаемого обществом улучшения социальных условий жизни людей. В данном учебном пособии мы знакомим студентов с историей развития общей экологии, структурой и функционированием экосистем, с основными законами общей экологии, с предметом и задачами социальной экологии, а также с существующими в настоящее время в экологической науке различными концепциями, подходами, взглядами отечественных и зарубежных ученых на проблемы, составляющие предмет современной социальной экологии. В своих лекциях мы раскрываем биолого-мировоззренческие вопросы, показываем связь экологии с сельским хозяйством, промышленностью, городами, крупными инженерными сооружениями, их влияние на проблемы охраны окружающей среды, а также жизнедеятельность людей, рациональное использование природных ресурсов. Разумеется, за столь короткое время, которое отведено на курс лекций для социальных работников, невозможно раскрыть все нюансы этого предмета. Для специалистов-экологов отводится 1200 часов, а для подготовки специалистов по социальной работе (студентов дневного отделения) — 72 часа, для заочников — 18 часов. Однако общие вопросы экологии, и в частности социальной экологии, мы попытались раскрыть в этом учебном пособии. Представленный нами курс лекций и практических занятий позволит повысить общий и образовательный уровень студентов и в некоторой степени пополнить юридические знания по социальной экологии, охране природы и природопользованию. Опыт разных стран мира, особенно развитых, показывает, что знания людей и их практическая деятельность в области охраны природы могут дать положительные результаты лишь в том случае, если обучение ведется на строго научной основе. Специалист по социальной работе, в меру своих знаний, должен оказывать консультативную помощь в решении задач по охране природы и природопользованию, уметь в экстремальных условиях найти правильное решение, касающееся социальной защиты населения. К этому нас обязывает и ст. 75 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" (1991 г.), которая предусматривает обязательную профессиональную экологическую подготовку руководящих кадров и специалистов в области социальной работы, а также постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1208 "О мерах по улучшению экологического образования населения". В постановлении Правительства РФ указывается, что должностные лица, не прошедшие экологическую подготовку до 1 января 1998 года, не допускаются к выполнению работы. Это наглядное доказательство серьезного значения, придаваемого данному вопросу. И это не случайно. Ведь социальная работа — это профессиональная, научно обоснованная деятельность, направленная в первую очередь на профилактику и оказание самой различной помощи людям, пострадавшим от экологических взрывов, попавшим в чрезвычайные ситуации, катастрофу, в экстремальные условия. Социальный работник должен быть хорошо подготовленным профессионалом. Ему необходимо точно и умело вести работу среди населения по устранению и уменьшению конфликтных ситуаций, правонарушений, разладов в семье, коллективах, оказывать помощь жертвам экологических катастроф, а также принимать меры по охране окружающей среды. Надеемся, что представленный курс лекций поможет Вам получить определенные знания в области социальной экологии. План
1.1. Возникновение экологии как науки, ее предмет и этапы развития. 1.2. Общая экология и ее отрасли.
Общая экология и ее отрасли
Общая экология — наука, которая изучает взаимоотношения живых существ и их среды обитания, а также их взаимодействие вместе со всем органическим и животным миром. Поэтому указанная взаимосвязь непосредственно касается и отношений человека и среды его обитания. По утверждению ученых, все живые существа можно разделить на растения, животных и людей. В этом случае общую экологию подразделяют на экологию растений, экологию животных и гуманную экологию. Так, экология растений изучает среду их обитания в зависимости от климатических условий, отношения между растениями и т. д. Экология животных изучает отношения животного мира к живой и неживой среде. Гуманная экология (экология человека) изучает отношение человека к живой и неживой окружающей среде. Между тем исследования показали, что, изучая отношения человека и его природной среды, необходимо учитывать и деятельность человека, т. е. взаимодействие человека и природных факторов. Поэтому ученые стали выделять четыре основные темы гуманной экологии: население, среду, технологию и организацию. Следует подчеркнуть, что система экологического знания чрезвычайно обширна, она включает не менее 100 дисциплин. Так, например, в состав общей экологии входят: Биосферная экология, изучающая глобальные изменения, происходящие на нашей планете в результате воздействия хозяйственной деятельности человека на природные явления. Лесная экология, исследующая способы использования ресурсов леса при их постоянном восстановлении и роль лесов в водном режиме ландшафтов. Экология тундр — изучает пути рационального природопользования в тундре и лесотундре, способы ведения оленеводства и охоты. Анализируется влияние на экосистему тундры добычи нефти и газа, а также ведется разработка способов уменьшения вредоносного воздействия промышленных предприятий в Заполярье. Экология морей — изучает влияние хозяйственной деятельности человека на морские экосистемы: загрязнение при добыче на шельфе нефти и газа, при сбрасывании в моря и океаны промышленных, бытовых стоков и твердых отходов, в том числе и с морских судов. Сельскохозяйственная экология — исследует способы получения сельскохозяйственной продукции без истощения ресурсов почвы и лугов, при сохранении окружающей среды и получении экологически чистых продуктов. Промышленная экология — исследует влияние выбросов предприятий на окружающую среду и здоровье людей и возможности уменьшения вредных выбросов за счет разработки и внедрения безотходных технологий. Например, завод "Серп и молот" в результате внедрения фильтров очистки газов ведет плавку металла в городе Москве, что положительно влияет на охрану окружающей среды. Городская экология — изучает возможности улучшения среды обитания человека в городе. Медицинская экология — изучает болезни человека, связанные с загрязнением среды, и способы их предупреждения и лечения. Математическая экология — моделирует экологические процессы, т. е. изменения в природе, которые произойдут при изменении тех или иных экологических условий. Химическая экология — разрабатывает методы определения веществ загрязнителей, попадающих в атмосферу, воду, почву, продукты питания, способы очистки газообразных, жидких и твердых отходов и новые технологии производства, при которых количество отходов уменьшается. Экономическая экология — разрабатывает экономические механизмы рационального природопользования: оценку стоимости ресурсов (вода, древесина, нефть) и размеры штрафов за их загрязнение. Юридическая экология — разрабатывает систему законов, направленных на защиту природы. Юристы-экологи выступают адвокатами "природы" в судебных процессах. Специальный раздел экологии представляет отрасль "Экология человека и социальная экология". Этот раздел можно наглядно представить схемой 1. Таким образом, экология как наука, появившаяся в середине XIX в. и стремившаяся в полной мере исследовать все стороны взаимоотношений животных, в том числе и человека, с неорганической и органической средой, пришла к выводу, что так расточительно пользовать природу дальше нельзя. Наука доказывает, что природа не безгранична в использовании. Природопользование ограничено необходимостью сохранения равновесия в данном пространстве и времени. В то же время человек не может отказаться от технического прогресса, так как он способствует облегчению его труда и улучшению жизни, но он угрожает его окружению, природе, без которой человек как природное существо не может существовать.
Использование природы человеком без учета присущих ей закономерностей может поставить (и ставит) под угрозу нормальные условия жизни и существования человека и общества. Русский ученый В. И. Вернадский еще в 1922 году предупреждал об экологической опасности, которая может привести человечество к гибели. "Недалеко время, — писал он, — когда человек получит в свои руки огромную энергию, такой источник силы, который даст ему возможность строить жизнь, как он захочет. Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить ее на добро, а не на самоуничтожение? Дорос ли он до умения использовать эту силу, которую неизбежно должна дать ему наука?[1] Фактически общество может нарушить нормальные процессы в природе (распашка целины, строительство гидроэлектростанций, АЭС и др.), тем самым создаются предпосылки к уничтожению природы. Но сразу уничтожить ее он не может, так как экологическая система имеет свою внутреннюю саморегуляцию, но зато может уничтожить самого себя, поскольку человек не может существовать в нарушенной экосистеме. Поэтому любая социальная система должна находиться в соответствии с природной средой, а свои средства труда и способы использования природы, свое производство приспособить к ее условиям (например, целину не перепахивают, а только лущат без переворачивания пласта почвы; вместо АЭС, гидроэлектростанций необходимо строить ветряные, солнечные и др. электростанции). В. И. Вернадский разработал учение о биосфере, которое сегодня признается как одно из величайших достижений естествознания XX века. Показав единство материальной и духовной культуры с окружающей природной средой, он создал теоретически стройную концепцию перехода биосферы в ноосферу в результате разумных преобразований человеком окружающей природной среды. В современный период налицо глобальные проблемы выживания человечества и самой природы в условиях катастрофического ухудшения экологической среды, вызванного историческими процессами взаимодействия общества и природы. Они с разных точек зрения оцениваются историками, философами, биологами, медиками, социологами, целью исследования которых являются перспективы дальнейшего социально-экологического, социально-экономического, политического, культурного развития общества и человека. Загрязнение природы приобрело особенно значительные размеры в период индустриализации и урбанизации. Эти два важнейших процесса привели к значительным цивилизационным переменам и рассогласованию экономического и экологического развития. Это рассогласование приобретает глобальные масштабы начиная с 50-х гг. нашего века, когда быстрое развитие производительных сил вызвало такие изменения в природе, которые ведут к уничтожению биологических предпосылок жизни человека и общества (развитие космоса, появление озоновых дыр, аварии на АЭС, выпадение кислотных дождей и т. д.). Угроза окружающей среде приняла и принимает глобальный характер и стала актуальной проблемой современного общества. Впервые в истории Земли все общества нашей планеты подвергаются опасности, возникающей в результате нарушения экологического равновесия, точнее, в результате игнорирования закономерностей, существующих в природе. Даже локальное нарушение экологического равновесия чаще всего приобретает широкие масштабы и перерастает в глобальную проблему (например, взрыв на Чернобыльской АЭС). В качестве важнейших глобальных экологических проблем в современном обществе называются следующие: • стремительный и неконтролируемый естественный прирост населения; • развитие технико-технологических систем, загрязняющих природу; • истощение сырьевых и энергетических источников. В результате их интенсивного внедрения под угрозой оказываются целые системы, поддерживающие жизнь человека и других живых существ. Противоречия между экологическими системами, имеющими веками отлаженную технологию обмена веществ, и произвольными системами, не имеющими безотходных технологий и построенными в надежде на ассимилирующие свойства природных экосистем, достигли критической черты: экологические катастрофы Чернобыля, Аральского моря, бедствия Байкала, Волги, Черного и Азовского морей, индустриального Урала, Донбасса и Кузбасса. Аналогичная картина с экологией складывается и в других странах мира. Не случайно на конференции ООН, проходившей в Рио-де-Жанейро (Бразилия) в 1992 году и посвященной проблеме окружающей среды, отмечалось: "Если человечество не примет новой модели развития, его ждет катастрофа", — таков был лейтмотив участников конференции. Участники конференции указывали на невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны за счет варварского уничтожения природных ресурсов. Массированное воздействие на окружающую среду — характерная черта промышленной революции. Однако промышленное развитие во всем мире шло без должного учета невозобновляемости ресурсов и непонимания того обстоятельства, что возможность восстановления живой природы не беспредельна. Такая модель развития общества была признана как ведущая к катастрофе, и в связи с этим конференция провозгласила необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, обеспечивающего должный баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворения основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений. Экологические проблемы в первую очередь тяжким бременем ложатся на развивающиеся страны, на так называемые страны третьего мира. У них они возникают и увеличиваются не только из-за ввоза "грязной технологии" (атомных отходов, ядохимикатов и т. д.) из развитых стран, но и из-за некритического использования своих природных ресурсов, к чему их принуждают с помощью различных экономических и финансовых рычагов. Все эти и другие аспекты изучает экология. Вопросы для самоконтроля
1. Назовите, когда и кто впервые ввел термин "экология". 2. Определите предмет общей экологии. 3. Перечислите отрасли экологии. 4. Обозначьте основные экологические проблемы современности. Рекомендуемая литература
1. Бертокс П., Радд Д. Стратегия защиты окружающей среды от загрязнений. М., 1980. 2. Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965. 3. Гирусов Э. В. Проблемы глобальной экологии (Обзор докладов) // Вопросы философии. 1981. № 1. 4. Маркович Данило Ж. Социальная экология. М., 1996. 5. Лаптев Н. Д. Экологические проблемы. М., 1982. 6. Мамзин А. С., Смирнов В. В. О соотношении биологической и социальной экологии // Философские науки. 1988. № 3. 7. Марков Ю. Г. Становление социальной экологии // Общественные науки. 1987. № 6. 8. Новиков Г. А. Сто лет экологии Эрнста Геккеля // Очерки по истории экологии. М.: Наука, 1970. 9. Новиков Ю. В. Охрана окружающей среды. М., 1987. 10. Соломина Н. С. Взаимодействия общества и природы. М., 1982. 11. Тихонович Н. У. Философско-методологический анализ тенденций развития экологического знания. Минск, 1990. План
2.1. Общая характеристика экосистемы и ее типы. 2.2. Биосфера как составная часть экосферы. 2.3. Биологическая продуктивность экосистемы и экологические сукцессии.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение экосистемы. 2. Назовите основные типы экосистем. 3. От чего зависит биологическая продуктивность экосистем? 4. Определите понятие "биосфера". Рекомендуемая литература Аллен Д. Ж., Нельсон М. Космические биосферы. М.: Прогресс, 1991. Гумилев Л. Н. Этносы в ландшафтах // Человек и природа. 1998. № 10. Дарвин Ч. Изменение домашних животных и культурных растений.1868. Лаппо А. В. Следы былых биосфер. М.: Знание, 1987. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Экология России: Учебник для 9—11 классов. М.: АО МФС Юнисам, 1995. Монин А. С., Шишков Ю. А. Глобальные экологические проблемы. М.: Знание, 1990. Сивоглазов В. И., Сухова Т. С., Козлова Т. А. Экология России: Книга для учителей. М.: АО МДС, 1995. План
3.1. Возникновение и развитие социальной экологии. 3.2. Взаимосвязь социальной экологии с другими отраслями знаний. 3.3. Законы социальной экологии.
Человеческая среда (окружение) в социальной экологии понимается как совокупность природных и социально-экологических условий, в которых живут люди и в которых они могут самореализовываться, т. е. совокупность внешних факторов, обусловливающих или влияющих на жизнь человека. Реально человеческая среда (окружение) состоит из заранее предопределенных природных условий и обстоятельств, которые возникли независимо от труда человека, а также условий и обстоятельств, которые являются результатом деятельности человека. Отношение человека к природе на самом деле, особенно в наше время, основано политической системой и поэтому "общественное и политическое пространство", и в первую очередь производственные отношения, существенно влияют на поведение социальной общности по отношению к имеющимся природным ресурсам. На основании анализа вышеназванных формулировок Данило Ж. Маркович (1996) отмечает, что "социальную экологию можно определить как отраслевую социологию, предметом изучения которой являются специфические связи между человечеством и окружающей средой; влияние последней как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также его влияние на окружающую среду с позиции ее сохранения для его жизни, как естественно-общественного существа" [2]. Таким образом, социальная экология должна заниматься познанием основных закономерностей взаимодействия в системе "общество—природа—человек" и определить возможности создания оптимального взаимодействия элементов в ней. Социальная экология должна внести элементы прогнозирования в этой области. Социальная экология изучает процесс отношений между промышленной и природной системами. Предметом исследований социальной экологии является установление влияния окружающей среды на человека в обществах с неразвитой технологией, а также в индустриально развитых и урбанизированных обществах. Кроме того, учеными предложено, чтобы в рамках социальной экологии был выделен относительно самостоятельный (территориальный) уровень исследования: населения урбанизированных зон, отдельных регионов, областей, исследован общепланетарный уровень планеты Земля. Итак, социальная экология — это научная дисциплина, эмпирически исследующая и теоретически обобщающая специфические связи между обществом, природой, человеком и его жизненной средой (окружением) в контексте глобальных проблем человечества с целью не только сохранения, но и совершенствования среды обитания человека как природного и общественного существа. Следовательно, можно сделать вывод, что социальная экология возникает тогда, когда экологические проблемы начинают изучаться с социальной точки зрения и когда становится очевидно, что они являются результатом рассогласования человеческой, природной и промышленной систем, т. е. рассогласования биосферы, техносферы и социосферы. Таким образом, центральным понятием в социальной экологии является система "общество—природа—человек", или "социоэкосистема". Это понятие предполагает перенесение на общество законов соотношения части и целого. Разумеется, что целым по отношению к обществу будет биосфера. Законы социальной экологии Нельзя изучать социальную экологию только с помощью сбора и описания явлений и факторов. Необходимо дать их объяснение через установление связей между элементами в отдельных явлениях и утвердить взаимосвязь этих явлений. Другими словами, социальная экология как наука должна устанавливать научные законы, признаками которых являются общий характер, постоянство и возможность их предвидеть. Законы должны формировать основные закономерности взаимодействия элементов в системе "общество—природа—человек", чтобы это позволило установить модель оптимального взаимодействия элементов в этой системе. Рис. 1. Взаимосвязь социальной экологии с другими науками
При этом следует задать вопрос: может ли молодая наука — социальная экология — на данном этапе ее развития приступить к формулированию научных законов с позиций определения предмета социальной экологии? В 30-е гг. XX столетия были сформулированы Бауэром и Вернадским два важных закона. 1-й закон говорит о том, что геохимическая энергия живой материи в биосфере (включая и человечество как высшее проявление живой материи, наделенной разумом) стремится к максимальному выражению. 2-й закон содержит констатацию того, что в ходе эволюции остаются те виды живых существ, которые своей деятельностью максимально увеличивают биогенную геохимическую энергию. Но эти законы чаще всего исследователи называют принципами. Жизнь на Земле развивается только в условиях постоянного притока новой энергии, так как весь цикл циркуляции живой материи осуществляется в одной и той же массе живой субстанции с маленьким коэффициентом восстановления. Человек проник в эту систему за счет того, что нарушил систему потребления и накопления энергии живой природы. Причем потребности общества в энергии постоянно увеличиваются, в связи с чем требуют большой структурной реорганизации биосферы, а производство новой энергии становится энергетически неблагоприятным. Общество действительно подчинено целому ряду единых экологических закономерностей природной среды, но оно обладает и рядом свойств, которые не подвластны этим закономерностям. Поэтому при формулировании законов социальной экологии ученые исходят из законов "теоретического экологического влияния", однако, их не следует понимать как законы социальной экологии. В работе Б. Коммонера изложены четыре основных глобальных экологических закона, которые могут считаться законами социальной экологии. 1-й закон. Стремление человеческой среды возникает вследствие нарушения отношений в экологической системе в рамках ее причинно-следственных отношений. Из этого следует, что влияние на любую природную систему на Земле вызывает целый ряд эффектов, оптимальное развитие которых трудно предвидеть. 2-й закон содержит положение о том, что человек живет в замкнутом пространстве, поэтому все, что создается, и все, что берется от природы, ей же определенным способом снова возвращается. 3-й закон указывает на связанность наших знаний о природе и нашего воздействия на нее. То есть если мы не будем знать, как переоформлять природу, мы не можем ее "улучшать" нашими действиями, значит надо вернуться к тем формам жизни, которые представляют экологическую гармонию. 4-й закон говорит о том, что глобальные экологические системы представляют собой неделимое целое и все, что человек из них извлекает, должно быть компенсировано. Поэтому потребление природных ресурсов не может быть безгранично. Более конкретно Законы Коммонера гласят: Все связано со всем. Биосфера — наш общий дом. Экологического счастья в одной стране быть не может, с загрязнением океана, парниковым эффектом и озоновыми дырами должно бороться все сообщество. За все надо платить. Международное сообщество финансирует научные проекты, позволяющие сохранить биологическое развитие. Все надо куда-то девать. Международное сообщество приняло специальные законы, запрещающие вывоз и захоронение ядовитых и радиоактивных отходов в бедных странах. Мировой океан также не место для отходов. Природа знает лучше. Человек должен сохранить экологическое равновесие биосферы, не пытаясь быть умнее природы, и создавать искусственную среду разума — ноосферу. Пять законов социальной экологии сформулировал Н. Ф. Реймерс. Он расположил их в такой последовательности. 1. Правила социально-экологического равновесия. 2. Принцип культурного управления развитием. 3. Правила социально-экологического замещения. 4. Закон исторической (социально-экологической) необратимости. 5. Закон ноосферы В. И. Вернадского. Закон "Правила социально-экологического равновесия". Соотношение скоростей демографического насыщения, давления общества на среду жизни и изменений в самом обществе можно сформулировать в виде правила социально-экологического равновесия: общество развивается до тех пор и постольку, поскольку сохраняет равновесие между своим давлением на среду и восстановлением этой среды природно-естественным и искусственным образом. Так как внешние условия исторического развития, среда жизни: людей и функционирования их хозяйства разрушены или заметно разрушены, то воспроизводство природных ресурсов и поддержание социально-экологического равновесия требуют значительных материальных, трудовых и денежных ресурсов. Этап экстенсивного прогресса общества имел основания в виде широчайшего распространения людей, их пан-эйкуменности, максимального стремления человечества к "покорению" природы, увеличению ее продуктивности путем сукцессионного омоложения, возрастания энергопроизводства, роста численности трудоспособного населения (что вело к общему увеличению людей) и быстрому обороту товаров. Единственным критерием развития была экономическая прибыль, обогащение. Закон "Принципы культурного управления развитием" гласит, что религия, обычаи и юридические законы формулировали правила поведения людей в их взаимоотношениях с природой и внутри общества в соответствии с только что сказанным. Культура и мораль как ее составная часть также соответствовали времени. Морально-религиозные каноны разделяли человечество на большие группы. Рост престижа обычно соответствовал количеству денег, религиозному и политическому могуществу, степени общественной агрессивности. Все это в конечном итоге было направлено на поддержание равновесия между развивающимся обществом и средой его развития. Таков принцип культурного управления развитием. Закон "Правила социально-экологического замещения". Потребности человека отчасти социально-экологически заменимы. Исключение составляют лишь так называемые основные нужды, главным образом физиолого-психологического характера. Из правила социально-экологического замещения следует и то, что способы такого замещения могут быть различными. Даже незаменимые потребности удовлетворяются разными путями — собирательством, промыслом, скотоводством, земледелием и т. д. Все эти формы хозяйства различно воздействуют на природу и ее же условиями определяются. Известны различные способы "преобразования" природы. Например, развитие сельского хозяйства в охотничье-промысловых районах или земледельческих оазисов в пастбищно-промысловых районах. Более того, доминирующая культура способна менять сам тип хозяйства. Пройдя какую-то фазу взаимодействий с природой, общество, как правило, не может вернуться на предыдущую ступень, если не произойдут какие-то катастрофические социально-экологические явления, ведущие к общественной деградации. Но и такая деградация не есть возврат к историческому прошлому. Скорее, это угасание собственной, а затем восприятие новой "импортной" культуры. Однако все это были региональные, а не глобальные явления. Время от времени высказываются гипотезы, сходные с теорией катастроф Ж. Кювье. Согласно им человечество доходило до каких-то высот цивилизации, затем происходила катастрофа типа "атомной зимы", и все начиналось сначала. Едва ли такая точка зрения имеет под собой фактические основания, прежде всего археологические. Вопросы для самоконтроля
1. Назовите, кто и когда ввел термин "социальная экология". 2. Раскройте взаимодействие в системе: "общество— природа—человек". 3. Объясните, что легло в основу предмета социальной экологии. 4. Перечислите основные законы социальной экологии. Рекомендуемая литература
1. Горелов А. А. Социальная экология. М., 1998. 2. Кузнецов Г. А. Экология и будущее. М., 1991. 3. Комаров В. Д. Социальная экология — философские аспекты. Л., 1990. 4. Комаров В. Д. Что такое социальная экология. Л., 1978. 5. Марков Н. Г. Социальная экология. Новосибирск, 1986. 6. Маркович Данило Ж. Социальная экология. М., 1996. 7. Реймерс Н. Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы) // Россия молодая. 1994. План
4.1. Выработка метода социальной экологии. 4.2. Прогнозирование экологических моделей развития современного мира. Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте взаимосвязь предмета и метода социальной экологии. 2. Определите структурные элементы метода социальной экологии. 3. В чем состоит сущность метода научного прогнозирования? 4. Назовите основные экологические модели развития современного мира. Рекомендуемая литература
1. Алимов А. А., Случевский В. В. Век XX: экология и идеология (Мифы и реальность: На фронтах идеологической борьбы). Л.: Лениздат, 1988. 2. Кузнецов Г. А. Экология и будущее: Анализ философских оснований глобальных прогнозов. М.: Изд-во МГУ, 1988. 3. Математические модели в экологии и генетике. М. 1981. 1 Моисеев Н. Н. Путешествие в одной лодке // Химия и жизнь. 1977. № 9. 5. Юнг Р. Будущее уже началось // Курьер ЮНЕСКО. 1971. Апр. 6. Эшби У. Р. Введение в кибернетику. М., 1959. План
5.1. Изменения климата и загрязнение окружающей среды. 5.1.1. Токсикология и ее влияние на образ жизни и здоровье людей. 5.2. Истощение сырьевых и энергетических ресурсов. 5.3. Неконтролируемый прирост населения.
Планету Земля часто сравнивают с космическим кораблем, который одиноко летит сквозь бескрайний космос. У него нет базы, на которой можно провести ремонт оборудования и избавиться от отходов. Поэтому команда корабля должна сама следить за его состоянием. Эта команда — все населяющее планету человечество. Часто пагубные последствия хозяйственной деятельности человека носят фоновый характер, т. е. распространяются на всю биосферу. Глобальными проблемами являются парниковый эффект и разрушение озонового слоя, загрязнение океана и общее снижение экологического фона. Американский ученый Джонатан Шелл в своей книге "Судьба Земли" обращает внимание на два принципа: 1-й основывается на совместной любви всех людей к жизни на Земле и на том, что жизни угрожает разрушающая сила человека. 2-й принцип требует уважительного отношения к Земле всех людей, на ней живущих, как к основе человеческой и любой жизни, которую никто не имеет права уничтожать. Таким образом, есть прямая связь между сохранением человеческого рода и человеческого общества и охраной Земли. Открытие этих связей является существенным основанием рационального отношения человека к природе, которое должно сохранить экологическое равновесие при постоянном развитии производительных сил и гуманизации общественных отношений. Глобальный экологический кризис стал свершившимся фактом. Нет недостатка в самых мрачных прогнозах. Утверждается, что гибель или роковая деградация человечества наступит не позднее чем через несколько десятилетий. В. И. Данилов-Данильян и К. С. Лосе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.77 (0.015 с.) |