Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимосвязь социальной и экологической политики государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы не допустить повторения Аральской катастрофы, Чернобыльской и др., необходимо проведение определенной социальной работы. В чем же состоит суть социальной работы в области экологии и охраны окружающей среды? Главная цель социальной работы — оказывать помощь и поддержку людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, а также способствовать реализации их внутреннего потенциала, направляя его на решение своих личных проблем. Сложная жизненная ситуация может оказаться в период экологических катастроф и всевозможных рисков, чрезвычайных ситуаций и попаданий в зону загрязнения атмосферной среды. Поэтому задача специалистов по социальной работе — это сохранение здоровья людей, их благополучия. Трагическая судьба Приаралья, гибель Аральского моря случились не в один день, а развивались в течение десятка лет. К сожалению, в те годы еще не было создано профессиональной социальной службы, поэтому многие трагедии происходили из-за отсутствия правдивой информации о положении дел, незнания экологических ситуаций, отсутствия законов, защищающих интересы природы и людей. В современных условиях специалисты по социальной работе должны решать вопросы экологии на государственном, ведомственном, областном, районном, производственном, групповом или индивидуальном уровнях. Социальные работники должны: 1. Принимать участие в создании добровольных обществ по защите окружающей среды, в пропаганде экологических знаний и распространении достоверной информации о состоянии окружающей среды в данной местности, районе, городе, области (через радио, телевидение, газеты, собрания и т. д.). 2. Выдвигать требования, а в необходимых случаях и принимать участие в проведении гражданских акций, митингах, забастовках, петициях, направленных на ликвидацию антиэкологических поступков и преступных действий, вплоть до приостановки или закрытия вредных предприятий и технологий[46]. 3. Иметь тесную, связь с работниками СЭС и другими службами, которые ведут контроль за санитарно-экологической и эпидемиологической обстановкой в районе, области, городе, и обо всех нарушениях, ухудшениях ее состояний доводить до сведения населения. 4. Проводить активную работу с детьми и подростками по привитию у них любви к природе. 5. Вести борьбу против маломерной деструкции среды обитания людей, животных и провоцирования экологической катастрофы. Есть всеобщие проблемы охраны окружающей среды, которые могут решаться социальными работниками преимущественно на групповом или индивидуальном уровнях. Это охрана природы и туризм, отдых выходного дня, а также охрана мира животных и растений. Так, неорганизованный туризм, как правило, зачастую связан с нарушением природы и ее гибелью. Разведение костров, неосторожное обращение с огнем приводят к гибели десятков и сотен гектаров леса, уничтожению животных и птиц. Браконьерство, отстрел птиц и отлов рыбы, отлов редких видов бабочек, сбор ландышей и других растений, занесенных в Красную книгу, приводит иногда к их вымиранию. Поэтому ответственность за охрану природы лежит не только на руководителях предприятий и организаций, людей, наделенных властью, но и на социальных работниках. Они должны принимать участие в проведении семинаров и занятий, посвященных охране окружающей среды. Активно участвовать во внедрении любых экологических программ в промышленности, сельскохозяйственном производстве, на транспорте и в других отраслях, в разработке и финансировании наиболее эффективных средств защиты окружающей среды, способствовать созданию материально-технической базы для проведения экологических мероприятий, а также внедрению в производство современного экологического оборудования, экологически чистых технологий (очистных сооружений, биофильтров, перевода котельных с угля, мазута на газ, внедрения безотходных технологий, озонирования питьевой воды, ликвидации свалок, организации захоронения павших домашних животных и т. д.). Добиваться устройств кладбищ для животных, особенно в крупных городах России. Социальный работник должен способствовать созданию экологической информационной службы состояния окружающей среды, появления опасных болезней, больных животных с признаками бешенства, чумы, холеры, организации профилактических мероприятий по предупреждению экологических бедствий. В сфере внимания социальных работников должны находиться все аспекты охраны окружающей среды — социально-экономические, социально-экологические, организационно-правовые и педагогические. Их усилия необходимо направить на улучшение гигиены окружающей среды, охрану экосистем, защиту атмосферы от загрязнений, борьбу с шумом и вибрацией, внедрение малоотходных и безотходных технологий, на изучение глобальной системы мониторинга окружающей среды. Социальный работник должен уметь применять правовые нормы по охране окружающей среды. Главная задача экологического подхода в социальной работе заключается в воспитании у своих клиентов активной жизненной позиции к охране окружающей среды, умении доказать им, что многие их проблемы (состояние здоровья, инвалидность, бедность) объясняются и нарушениями природопользования. Это одно из направлений социальной работы, когда людям прививается любовь к природе, обществу, воспитывается экологическая культура. Другим направлением социальной работы является оказание социальной помощи и поддержки населению, оказавшемуся в зоне экологического бедствия. Работа по оказанию помощи в экстремальных условиях осуществляется, как правило, в период, когда неизбежны хаос, неразбериха. Поэтому в первую очередь должно быть проведено оповещение граждан по радио, телевидению и другим источникам информации о случившемся. Пострадавшим оказывается медицинская, психологическая, моральная, материальная и другие виды помощи. Определяются и распределяются необходимые затраты между страховыми, налоговыми службами, а также службами реабилитации. Кроме того, социальному работнику предстоят важные задачи: медицинская и социальная реабилитация инвалидов и выздоравливающих, обучение семей, в которых находятся больные люди, приемам ухода за заболевшим и психологической его поддержке, социально-медицинский патронаж, консультирование по здоровому образу жизни и планированию семьи, социально-гигиенический, травматологический и эпидемиологический контроль за состоянием подведомственной территории, информационно-пропагандистское обеспечение борьбы с вредными привычками и зависимостями, организация групп взаимопомощи и самопомощи алкоголикам и наркоманам и т. д. Важно, несмотря на достигнутый прогресс, продолжать исследования природных бедствий, последствий их кратковременного и долговременного экологического и социально-экологического воздействия (Чернобыль, Аральская катастрофа и т. д.). Необходимо также лучше понять поведение людей в период экстремальных ситуаций, изучить особенности форм самопомощи и взаимопомощи, найти пути выхода из кризиса, призвать к помощи пострадавшим все население. Анализ современной экологической ситуации позволяет сделать следующие выводы: 1) чтобы спасти мир, необходимо перейти от агрессивно-потребительной цивилизации к альтернативному типу цивилизации; 2) самоограничение потребностей и насилия должно стать по отношению к природе потребностью каждого человека; 3) необходимо со дня рождения прививать человеку любовь к природе, говоря словами великого русского писателя И. С. Тургенева: "Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей. Он сын природы"; 4) золотым правилом человека должно стать правило: "Относись ко всей природе так, как хочешь, чтобы относились к тебе". Итак, чтобы преодолеть разлад с природой, требуется новое отношение к ней, и это вместе с другими специалистами должны воспитывать в людях социальные работники. Задача социальной политики — обеспечить социальное благосостояние своих граждан. А это значит, необходимо создать условия для поддержки здоровья, получения образования, приобретения культурных знаний и навыков, а также социального обеспечения и социальной защиты населения. Экологическую политику понимают как регулирование в обществе отношения человека к природе с целью защиты и развития окружающей среды. Экологическая политика так же, как и социальная имеет пять основных элементов: направленность, цель, субъекты, деятельность и средства. Государство как субъект экологической политики осуществляет регулирование отношений к природе правовыми документами: от планирования и регулирования через законы пользования природными ресурсами до применения санкций (часто весьма строгих) за несоблюдение экологических предписаний. Схожими как для социальной, так и для экологической политики являются и принципы. Их разделяют на две группы: политические и социально-экономические. В качестве наиболее важных политических принципов можно выделить принципы демократичности, гласности, добровольности, активности. Ко второй группе можно отнести следующие принципы: приведение в соответствие экономического развития и экологических возможностей; использование завоеваний научно-технического прогресса в соответствии с сохранением экологического равновесия; создание систем потребностей, удовлетворение которых не приводит к разрушению окружающей среды; планирование такого роста населения, которое не приводило бы к отрицательным последствиям как для экономического, так и для экологического развития Земли. Среди методов экологической политики чаще всего приводят: технологические, экономические, нормативно-законодательные, политические, воспитательно-образовательные. Например, технологические методы включают в себя применение технических и технологических решений и средств в защите и охране окружающей среды. Экономические методы проявляются в использовании экономических инструментов при решении экологических проблем. Нормативно-законодательные выражаются в правовом регулировании отношений общества к окружающей среде в целях ее защиты от разрушений или же устранения последствий разрушения. Политические методы проявляются в политических действиях всех субъектов защиты окружающей среды и человека. И, наконец, воспитательно-образовательные методы служат развитию экологического сознания и моральной ответственности в качестве предпосылки осуществления экологической политики. Важным принципом экологической политики должен быть интегративный подход к решению экологических проблем. Дело в том, что в рамках только одного фактора, такого, как, например, вода или воздух, добиться желаемых результатов невозможно. Человек нуждается в окружающей среде со всеми ее компонентами, которые формировались на протяжении тысячелетий и которые в своем единстве представляют биосферу. Поэтому экологическая политика должна представлять собой интеграцию секторных политик, учитывающую комплексное воздействие многих факторов на окружающую среду. Формирование основных принципов экологической политики можно основывать на праве человека на здоровую окружающую среду, которое должно быть определено, сформулировано и сделано общепринятым в качестве неотъемлемого права человека, так же, как право на труд, на отдых, на образование и т. д. Осуществление права на здоровую окружающую среду зависит от того, понимается ли окружающая среда человека как совокупность и единство природного и социального компонентов, или же сводится лишь к природному. В настоящее время окружающая среда все чаще понимается в своей совокупности как единство природного и социального компонентов, и при анализе защиты окружающей среды человека чаще рассматриваются оба компонента. Бытует мнение, что легче защитить от загрязнения природную среду человека и самого человека в ней, чем человека в социальной среде. Принципы и программные цели экологической политики могут стать компонентами всех планов развития только в том случае, если государство осуществляет свою социальную политику. Осуществляя функции, государство должно не только создавать материальные и социальные условия для жизни своих граждан, но также обеспечить природно-экологические условия их жизни. Экологическая политика в России стала активно формироваться в начале 90-х гг. В качестве основных исходных элементов и целей экологической политики РФ можно привести следующие: • развитие правового регулирования охраны окружающей среды; • усиление экономической ответственности хозяйственных субъектов за негативные экологические последствия; • изменение способов и путей финансирования защиты окружающей среды; • защита уникальных природных объектов и территорий; • развитие методов экологической экспертизы проектов хозяйственного развития и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.01 с.) |