Практикум по экологическому праву



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум по экологическому праву



Практикум по экологическому праву

 

Учебное пособие

Иркутск 2016

УДК 349.41

ББК 67.407

П2

 

 

Васянович А.В., Чердакова Л.А., Ямбаева Е.В. Практикум по экологическому праву: Учебное пособие. - Иркутск: ВСФ «РГУП», 2016. – 164 с.

 

Пособие включает в себя методические указания, задачи и задания для подготовки и проведения семинарских занятий по курсу экологического права. Предназначено для студентов очного и заочного отделений бакалавриата (специальность 030900.62 Юриспруденция) вузов и всех интересующихся экологическим правом.

Нормативные правовые акты приводятся по состоянию на 31.01.2016 г.

 

 

ISBN___________________

 

 

© Васянович А.В., 2016

© Чердакова Л.А., 2016

© Ямбаева Е.В., 2016

© Российский государственный университет правосудия, 2016

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Экологическое право» включена в профессиональный цикл базовой (обязательной) части федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОСВПО) в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 (ред. от 31.05.2011) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр")"[1].

Целямиосвоения дисциплины «Экологическое право» являются формирование системного мировоззрения будущих юристов на основе изучения и усвоения студентами отрасли современного отечественного и международного права, регулирующей общественные отношения, существующие или возникающие по поводу природопользования и охраны окружающей среды при взаимодействии общества и природы.

Основными задачами являются:

- приобретение студентами теоретических правовых знаний по охране окружающей среды и управлению природопользованием;

- освоение основных правовых, организационных и экономических механизмов охраны окружающей среды;

- привитие навыков и умений по применению указанных механизмов;

- воспитание экологической культуры.

Для эффективного изучения данной дисциплины необходимо освоение содержания дисциплин: «Теория государства и права», «Гражданское право» и других дисциплинпрофессионального цикла базовой части ФГОСВПО.

Дляосвоения программы настоящей дисциплины студент должен знать:русский язык, основы экологии; принципы экологического права и организационно-правовые механизмы их реализации; системную структуру и содержание курса; источники экологического права; содержание правовых норм, понимать их взаимосвязь и значение для применения экологического права в профессиональной деятельности; формы защиты экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц; основные правила подготовки различных видов документов;

уметь: практически применять знаний экологического права в комплек­се с другими отраслями права; использовать полученные знания в профессиональной деятельности; толковать нормы различных отраслей права; применять на практике полученные теоретические знания; логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения; свободно оперировать юридическими понятиями и категориями; ориентироваться в системе, структуре, компетенции государственных органов; использовать нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности; составлять документы правового характера; анализировать и решать юридические проблемы в сфере экологических отношений; анализировать и готовить предложения по совершенствованию правовой деятельности организаций, учреждений, предприятий; использовать вычислительную технику для формирования справочно-информационного фонда нормативно-правовых актов; составлять необходимые процессуальные документы в сфере экологического права;

владетьтеоретической основой и практикой применения экологического права, методами и приемами достижения целей, навыками работы на различных профессиональных позициях, требующих различных компетенций.

Один из основных методов данного пособия - выделение элементарных функций управления природопользованием и охраной окружающей среды, что помогает систематизировать огромное количество нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения, существующие по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды[2].

Раздел I. Учебно-методическое обеспечение курса

I.I. Информационное обеспечение курса

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета – 1993. – 25 декабря.

Конвенция Объединенных Наций по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 г.) // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью Брюссель, 29 ноября 1969 г. // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

Конвенция ЮНЕСКО по охране всемирного культурного и природного наследия (Париж, 16 ноября 1972 г.) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. Конвенции и Соглашения, рекомендации, декларации. – М.: Международные отношения, 1991.

Конвенция о международной торговле видами дикой флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 3 марта 1973 г. // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.) // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ,часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ//СЗ РФ. – 1994. - № 32. – Ст. 3301.

Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - №23.- Ст.2381.

Градостроительный кодекс Российской Федерации: кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ // Российская газета - 2004. – 30 декабря.

Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (ЗК РФ): кодекс РФ // СЗ РФ. – 2001. - № 44. – Ст.4147.

Лесной кодекс Российской Федерации: кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ // СЗ РФ.- 2006. - №50. - Ст.5278.

Налоговый кодекс Российской Федерации: кодекс РФ часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. - № 31. – Ст. 3824.

Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ // Российская газета – 2002. – 12 января.

Об охране атмосферного воздуха: федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ // СЗ РФ. – 1999. - № 18. – Ст. 2222.

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52- ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 1950.

Об охране озера Байкал: федеральный закон от 1 мая 1999 г. № 94 - ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - №18. - Ст.2220.

О природных лечебных ресурсах, лечеб­но-оздоровительных местностях и курортах: федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - №9. - Ст.713.

О недрах: федеральный закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1992. - № 16. – Ст. 834.

О соглашениях о разделе продукции: федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 1.- Ст. 18.

О драгоценных металлах и драгоценных камнях: федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52 – ФЗ // Российская газета, 7 апреля 1998 г.

О континентальном шельфе Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ // СЗ РФ. -1995. - №49. - Ст.4694.

Об особо охраняемых природных территориях: федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. -№12. - Ст.1024.

О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - №29. - Ст.3399.

Об отходах производства и потребления: федеральный закон от24 июня 1998 г. № 89-ФЗ // СЗ РФ. – 1998. - № 26. – Ст. 3009.

О животном мире: федеральный закон от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ // Российская газета, 4 мая 1995 г.

О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов: федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ //Российская газета. 2004. – 23 декабря.

Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст.3833.

Об исключительной экономической зоне Российской Федерации: федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - №51. - Ст.6273.

Об экологической экспертизе: федеральный закон от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ // СЗ РФ. – 1995. - № 48. – Ст. 4556.

О безопасности гидротехнических сооружений: федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ // СЗ РФ. – 1997. - № 30. – Ст. 3589.

О водоснабжении и водоотведении: федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ // СЗ РФ. – 2011 г. - № 50. – Ст. 7358.

Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. N 1235-р).

Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р)
(в редакции распоряжения Правительства РФ от 28 сентября 2007 г. N 1305-р).

Государственная программа «Развитие лесного хозяйства на 2013 – 2020 годы»: утв. Распоряжением Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 1512-р // СП РФ. – 2014. - № 33. – Ст. 4651.

Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (Одобрена распоряжениемПравительства РФ от 2 сентября 2003 г. N 1265-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 1057-р).

Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования (утверждены Распоряжением Правительства РФ от 21 апреля 2003 г. № 494-р).

Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 297-р).

Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Приказом Федерального агентства по рыболовству от 30 марта 2009 г. N 246.

Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 327 // Российская газета. – 2004 г. - №150.

Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. №370: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 400 // СЗ РФ – 2004 г. - №32. – Ст. 3347.

О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии: Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 // СЗ РФ. – 2009 г. - № 25. – Ст. 3052.

«О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности»: постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 876 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

Об утверждении Порядка определения платы, взимаемой за посещение физическими лицами территории государственных природных заповедников в целях познавательного туризма: приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 9 декабря 2014 г. № 546 // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/?PAGEN_1=2 (дата обращения 28 января 2016 г.).

Об утверждении Порядка определения платы, взимаемой за посещение физическими лицами территории национальных парков в целях туризма и отдыха: приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 8 апреля 2015 г. № 174 //[Электронный ресурс]. - URL: http://www.mnr.gov.ru/regulatory/?PAGEN_1=2 (дата обращения 28 января 2016 г.).

Об организации и развитии системы экологического образования
и формировании экологической культуры на территории Иркутской области: закон Иркутской области от 4 декабря 2008 г. N 101-ОЗ // Ведомости Законодательного собрания Иркутской области от 15 декабря 2008 г. N 3 (том 1).

Об отдельных вопросах охраны окружающей среды в Иркутской области: закон Иркутской области от 11 июня 2008 г. N 23-ОЗ (с изменениями от 30 июня 2009 г.) //Ведомости Законодательного собрания Иркутской области от 27 июня 2008 г. N 43 (том 1).

Об особо охраняемых природных территориях в Иркутской области:
закон Иркутской области от 19 июня 2008 г. N 27-ОЗ (с изменениями от 30 июня 2009 г.) // Ведомости Законодательного собрания Иркутской области от 27 июня 2008 г. N 43 (том 1).

О регулировании отдельных отношений недропользования в Иркутской области: закон Иркутской области от 7 октября 2008 г. //Областная газета. – 2008 г. – 15 октября.

Об административной ответственности за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и других организмов, занесенных в Красную книгу Иркутской области: закон Иркутской области от 20 июня 2007 г. № 47-ОЗ // Областная газета. - 2008 г. – 29 октября.

Об отдельных вопросах в сфере охоты, сохранения охотничьих ресурсов и среды их обитания в Иркутской области: закон Иркутской области от 18 июня 2010 г. № 46-оз // Областная газета. - 2010 г.

О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства в Иркутской области: закон Иркутской области от 29 декабря 2007 г. № 145-ОЗ //[Электронный ресурс]. - URL: http://irkobl.ru/sites/alh/documents/doc/normative-documents-of-the-agency/ (дата обращения 22 января 2016 г.).

«О порядке выплаты и размерах денежных вознаграждений за выявление месторождений полезных ископаемых»: // постановление Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 1282 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

«О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.»: постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1050 // Информационная система «Законодательство России». Официальный Интернет-портал правовой информации. – [Электронный ресурс]. - URL: http://pravo.gov.ru/ips/ (дата обращения 5 июня 2015 г.).

«Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории»: постановление Правительства РФ от 30 августа 2001 г. № 643 // Российская газета. - 2001. - 6 сентября.

«О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»: постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 (с изм. и доп. от 1 июля 2005 г.) // СЗ РФ. - 2003. - N 25. - Ст. 2528.

«О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»: постановление Правительства РФ от 31 декабря 1995 г. № 1310 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

«Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (с изм. и доп. от 27 декабря 1994 г., 14 июня 2001 г.): постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. № 632 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 7 сентября 1992 г. № 10 ст. 726.

«О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»: постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145 // Российская газета. - 2007 г. – 15 марта.

«О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»: постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 // Российская газета. - 2008 г. – 27 февраля.

«Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора»: постановление Правительства РФ от 22 июня 2007 г. № 394 // СЗ РФ. - 2007 г. - № 27. Ст. 3282.

«О Положении о муниципальном лесном контроле и надзоре в городе Иркутске»: решение Городской Думы г. Иркутска от 21 мая 2009 г. № 004-20-611058/9 // Иркутск, 5 июня 2009 г.

«Об утверждении положения о государственном земельном надзоре»: постановление Правительства РФ от 2 января 2015 г. 2015 г. № 1 // СЗ РФ. – 2015 г. - №2. – Ст. 514.

«Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр»: постановление Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

«Об утверждении Положения о Федеральной службе экологического, технологического и атомного надзора»: постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 401 // СП РФ. – 2004. - № 32. – Ст. 3348.

«Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию»: постановление Правительства РФ от 17 августа 2004 г. № 401293 // СП РФ. – 2004. - № 26. – Ст. 2669.

«Об определении и утверждении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений»: постановление Правительства РФ от 26 сентября 2005 г. № 583 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

«О проведении конкурса на право заключения договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства и заключении такого договора»: постановление Правительства РФ от 14 апреля 2008 г. № 264 // Российская газета. - 2008 г. – 17 апреля.

«Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов» (с изм. и доп. от 16 июня 2000 г.): постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 г. № 545 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. - 1992. - № 6. - Ст. 330.

«Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)»: постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 53 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

«Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов»: постановление Правительства РФ от 25 декабря 2006 г. N 801 // СЗ РФ. - 2007 г. - № 1 (часть II). - Ст. 259.

«О добывании объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»: постановление Правительства РФ от 10 января 2009 г. № 18 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

«О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности»: постановление Правительства РФ от 3 октября 2015 г. № 1062// Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

О порядке взимания экологического сбора: постановление Правительства РФ от 8 октября 2015 г. № 1073// Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

Об утверждении Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов: постановление Правительства РФ от 16 июня 2004 г. № 282// СЗ РФ – 2004 г. - №25. – Ст. 2564.

Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства: постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015г. № 368-р (утверждены границы водоохраной и рыбоохранной зон озера Байкал) // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

«Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов»: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007 г. № 643 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

«Об утверждении формы лесной декларации и Порядка заполнения и подачи лесной декларации»: приказ МПР РФ от 2 апреля 20007 г. № 74 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 года N 78 «О введении в действие ГН 2.1.5.1315-03» с 15 июня 2003 года введены в действие гигиенические нормативы "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. ГН 2.1.5.1315-03" // Российская газета. - 2003 г. – 20 июня (№ 119/1, специальный выпуск).

«Об утверждении Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета»: приказ Минприроды России от 20 января 2011 г. № 13 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

«Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»: приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от16 мая 2000 г. № 372 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 31 июля 2000 г. N 31.

«Об утверждении Типовых правил рыболовства»: приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 28 июля 2005 г. № 133 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

«Об утверждении Инструкции об организации выдачи разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (водные объекты)»: приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10 июля 2006 г. № 675
// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 20 ноября 2006 г. N 47.

Экологическая доктрина Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р ) // Российская газета. - 2002 г. – 18 сентября.

«Об утверждении Правил охоты»: приказ Минприроды России от 16 ноября 2010 г. № 512 // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд закон Иркутской области от 10 декабря 2007 г. № 118-ОЗ //[Электронный ресурс]. - URL: http://irkobl.ru/sites/alh/documents/doc/normative-documents-of-the-agency/ (дата обращения 22 января 2016 г.).

О порядке заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд: закон Иркутской области от 10 декабря 2007 г. № 119-ОЗ //[Электронный ресурс]. - URL: http://irkobl.ru/sites/alh/documents/doc/normative-documents-of-the-agency/ (дата обращения 22 января 2016 г.).

О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в Иркутской области: закон Иркутской области от 10 ноября 2011 г. № 109-ОЗ //[Электронный ресурс]. - URL: http://irkobl.ru/sites/alh/documents/doc/normative-documents-of-the-agency/ (дата обращения 22 января 2016 г.).

О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства в Иркутской области: закон Иркутской области от 29 декабря 2007 г. № 145-ОЗ //[Электронный ресурс]. - URL: http://irkobl.ru/sites/alh/documents/doc/normative-documents-of-the-agency/ (дата обращения 22 января 2016 г.).

Постановление главы администрации Иркутской области от 14.08.1998 г. № 70-пг «О мерах по прекращению загрязнения окружающей среды ртутью ОАО «Усольехимпром» // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

Приказ Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области от 31 мая 2013 г. № 5 пр-сл «Об утверждении административного регламента по осуществлению регионального государственного экологического надзора» //www.consultant.ru. [Дата обращения 10.07.2013 г.].

 

Официальные акты высших судебных органов

Постановление Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. № 5-П
"По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь" // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 2009 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности положения подпункта "б" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с запросом Верховного суда Республики Татарстан» // Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 г. № 14 // Российская газета. - 1998 г. - 24 ноября.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. № 27 "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства"// Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. № 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)" "// Поисково-справочная система «Гарант». Платформа F1 ЭКСПЕРТ-ГАРАНТ-Максимум.

 

Судебная практика

Интернет-ресурсы

http://elibrary.ru/defaultx.asp

http://znanium.com/catalog.php

http://edu.garant.ru/books/

http://www.pravo.gov.ru/

http://op.raj.ru/index.php/

https://rosreestr.ru/wps/portal/

http://www.iprbookshop.ru/index.php

http://www.consultant.ru/

http://www.garant.ru/

http://www.law.msu.ru/structure/kaf/ecolog-pr

http://irkutsk.arbitr.ru/

http://rg.ru/

https://www.fsvps.ru/

http://rucont.ru/efd/213817 (Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека на базе технологии Контекстум)

 

Текст рабочей программы

Статья 9

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Статья 42

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Статья 67

1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

Статья 72

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

Статья 76

2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»[3], благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Как самостоятельная отрасль права, экологического право сформировалось в России в середине XX века.

В программу обучения юридических высших учебных заведений учебная дисциплина «Экологическое право» включена с начала 90-х гг.

Основные вопросы данной вводной темы изложены во всех учебниках по экологическому праву, включенных в список литературы, рекомендуемый студентам для изучения.

Предметом экологического права являются общественные отношения, существующие и возникающие по поводу природопользования и охраны окружающей среды.

Объектами экологического права являются, в самом общем виде, природные объекты и комплексы, природно-антропогенные объекты, окружающая среда, биологическое разнообразие. Конкретизация – в ФЗ «Об охране окружающей среды»: в соответствии со ст. 4 Закона, объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Следует также обратиться к главе IX Закона, согласно которой к природным объектам, находящимся под особой охраной, относятся: природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (ст. 58); редкие и находящиеся под угрозой исчезновения растения, животные, другие организмы (ст. 60); зеленый фонд городских и сельских поселений (ст. 61); редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы (ст. 62). Перечень объектов охраны природы не является исключительным.

Методами экологического права являются императивный (установление обязанностей; установление запретов) и диспозитивный (рекомендательный, санкционирующий и делегирующий).

Экологическое право тесно связано с гражданским, земельным, горным, водным, лесным правом. Существуют плата за негативные воздействия на окружающую среду, экологический сбор, поэтому имеется тесная связь экологического и налогового законодательства. Ответственность за нарушения экологического законодательства регулируется уголовным и административным правом. Необходимость разработки и реализации природоохранных программ требует обращения к бюджетному праву. Особенного тесные взаимосвязи - с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Ни одну практическую задачу нельзя решить, используя только нормы экологического права, всегда приходится обращаться к смежным отраслям. Экологическоеправо не ходит в одиночку.

Глобальная проблема природопользования в самом кратком виде формулируется так: на Земле людей все больше, ресурсы ограничены, окружающая среда ухудшается[4].

Есть принципы права, которые часто формулируются в начальных статьях законов: см. ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды», Но ни один принцип, даже если он прекрасно сформулирован, грамотно прочитан и правильно понят, не будет выполняться без соответствующих механизмов, способов, инструментов.

Это относится ко всем темам курса: принципы экологического права усваиваем в паре с механизмами их реализации.

Понять экологическое право помогает выделение элементарных механизмов управления природопользованием и охраной природы; не случайно слова «управление» и «право» - однокоренные. Право заставляет систему управления работать в некоторых рамках; управление генерирует новые правовые нормы.

Управление природопользованием начинается с учета и экономической оценки природных ресурсов. Рабочие инструменты – кадастры и реестры природных ресурсов. Вторая группа задач – предоставление природных ресурсов в пользование за деньги или бесплатно. Это осуществляется посредством лицензирования, торгов и пр. Третий блок задач обусловлен необходимостью организации воспроизводства воспроизводимых ресурсов или базы знаний о невоспроизводимых. Надзор и контроль за использованием, охраной и воспроизводством ресурсов завершает управленческий цикл природопользования.

Аналогично, управление охраной окружающей среды начинается c оценки ее состояния относительно заданных норм ее качества. Второй блок задач - предупреждение негативных воздействий способами нормирования этих воздействий, стимулирования применения чистых технологий, экспертизы проектной документации «до того, как», экологического надзора и контроля «во время того, как», системы платежей за загрязнение, экологического воспитания-образования, и даже путем выведения из сферы хозяйственной деятельности целых пространственных массивов, называемых особо охраняемыми территориями. Третий тип природоохранных задач – ликвидация последствий негативных воздействий, или, по-простому, исправление того, что мы уже натворили с природой[5].

В той или иной последовательности данные задачи и механизмы, правовые институты заданы основными природоресурсными и природоохранительными законами. Сгруппировав соответствующие друг другу задачи и механизмы, получаем определенную типизацию (табл.1.1, 1.2)[6].

Отметим, что существуют также специальные правовые механизмы, применимые к какой-либо территории (см. ФЗ «Об охране озера Байкал»[7]; ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), либо действующие локально и временно, например, установление зон экологического бедствия[8].

 

Таблица 1.1

Типы задач управления природопользованием и механизмы их решения



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.024 с.)