ТОП 10:

Цель и задачи экологической паспортизации.



Экономический механизм

Экономический механизм управления природопользованием – это система экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых обеспечивает сохранение природной среды. В зависимости от происходящих в стране экономических процессов структура экономического механизма может существенно изменяться. Условно можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:

- стимулирующий механизм с преобладанием рыночных инструментов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств;

- жесткий механизм с использованием административных и рыночных инструментов, с подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей;

- мягкий механизм с установлением ограничительных экологических рамок, слабо влияющих на темпы и масштабы экономического развития.

В России в настоящее время формируется механизм управления природопользованием, включающий как поощрительные, так и принудительные элементы регулирования.

Основу экономического механизма управления природопользованием в России составляют платежи за пользование природными ресурсами и экологические платежи и экономические санкции за экологическое правонарушение.

2. Финансово-кредитный механизм природопользования.

К настоящему времени в нашей стране сложился разрозненный кредитно-финансовый механизм природопользования, состоящий из отдельных структурных единиц. В составе этого механизма можно выделить системы: прогнозирования и составления программ, финансирования и кредитования мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, ценообразованию на продукцию добывающих отраслей промышленности и платности природных ресурсов. Отличительной чертой этого механизма является низкая эффективность, поэтому в последние годы принимаются меры, направленные на активизацию его отдельных звеньев.

Целью создания целостного финансово-кредитного механизма природопользования является оздоровление экологической обстановки в стране с минимальными затратами материальных, финансовых и трудовых ресурсов на основе обеспечения максимально благоприятных экономических условий для природоохранной и ресурсосберегающей деятельности предприятий.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

· повышение роли бюджетов разных уровней в финансировании

природоохранных программ и мероприятий;

· совершенствование системы государственных внебюджетных

экологических фондов;

· создание системы экологического налогообложения и страхования;

· четкое разграничении источников финансирования;

· активизация кредитного механизма в области природопользований.

В России наблюдается чрезмерно расточительная добыча и потребление всех видов природных ресурсов, что отрицательно воздействует на окружающую среду. Переработка огромного количества природных ресурсов осуществляется к тому же в условиях низкого технологического уровня промышленности и высокой степени изношенности основных фондов.

По мере обострения экологических проблем в странах с развитой рыночной экономикой на первом этапе стали создаваться централизованные системы управления охраной окружающей среды. При этом финансово-кредитные стимулы (льготы по налогам, кредиту, амортизации и т.п.) играли второстепенную роль.

Однако в последующие годы по мере роста затрат на охрану окружающей среды стала выявляться их малая эффективность. Использование экономических регуляторов в системе государственного управления природопользованием является важнейшей проблемой для стран с богатым опытом рыночного хозяйствования, а тем более для нашей страны. Вместе с тем даже в странах с развитой рыночной экономикой создаются государственные финансово-кредитные корпорации для финансирования и кредитования природоохранных мероприятий.

Введение международных и внутренних экологических налогов и расширение их видов позволит, как считают зарубежные ученые, не только перераспределить финансовые ресурсы от более развитых стран, которые сильно загрязняют атмосферу Земли, к менее развитым. Самое главное, они позволяют обеспечить финансовыми ресурсами процесс разработки и создания

малоотходных и безотходных технологий.

Экологическая паспортизация

Экологический паспорт (ЭП) объекта или предприятия - это нормативно-технический документ нового типа, включающий все данные о потребляемых и используемых ресурсах всех видов (природных - первичных, переработанных - вторичных и др.), а также определяющий все прямые влияния и воздействия на окружающую природную среду. ЭП представляет систему данных, выраженных через систему стандартизованных показателей, отражающих уровень использования природных и других ресурсов и степень воздействия на основные компоненты природной среды - атмосферу, гидросферу, литосферу.

Экологическая паспортизация служит для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности: территорий, территориально-производственных комплексов и хозяйственных объектов. Для этих целей разработаны формы экологического паспорта предприятия (производственного объединения), территории и методики проведения экологической паспортизации.

 

Экологический паспорт предприятия разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и сравнительного анализа различных производственных процессов в общую природоемкость. Он содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчетную информацию о природоемкости производства.

Экологический паспорт территории составляется с целью информационного обеспечения широкого круга пользователей информацией для решения научных, организационных и практических задач, которые направлены на рациональное природопользование. Дается систематизированная сводка данных о современном состоянии природных комплексов территории и воздействующих на них антропогенных факторов. Данный паспорт рассчитан на территорию административного района, но может использоваться и для других территориальных образований. К паспорту прилагается атлас тематических карт и составляется общая экологическая карта территории. В конце документа дается заключение об экологической ситуации, что фактически является экологической аттестацией территории.

Цель и задачи экологической паспортизации.

Цель экологической паспортизации заключается в установлении предельно допустимых вредных воздействий промышленных объектов и технологий на окружающую среду с учетом ее фонового состояния: выбросов, стоков твердых бытовых отходов.

В задачу природоохранного паспорта входят:

- изучение следствий (состояния окружающей среды) к детальному дифференцированному изучению причин (ситуации по каждому объекту и группам родственных объектов);

- рассмотрение общего объема выбросов к удельным показателям, относимым к единице производственной продукции и сопоставляемым с наилучшими мировыми показателями.

 

Экологическая сертификация

Экологическая сертификация - это подтверждение соответствия безопасности продукции для человека и окружающей среды требованиям национальных и международных стандартов, нормативно-технических документов.

Цель экологической сертификации — стимулирование производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.

Основными целями экологической сертификации являются:

- повышение качества продукции путем создания условий для открытой свободной конкуренции предприятий на едином рынке товаров и услуг на основе информации об уровне экологической чистоты продукции;

- защита потребителя от недобросовестной деятельности изготовителя продукции;

- подтверждение показателей, определяющих качество ( далее - показателей качества) продукции в части экологической чистоты;

- содействие потребителю в компетентном выборе продукции

- побуждение фирм, прошедших и желающих пройти экологическую сертификацию, к саморазвитию в производстве и реализации экологически качественной продукции.

Основные принципы

добровольность,

идентификация,

обоснованность,

доступность

доказательность,

конфиденциальность

Экологическая сертификация также позволяет существенно поднять имидж и репутацию изготовителя или поставщика продукции за счет позиционирования себя на рынке, как о компании, заботящейся об окружающей среде и предлагающей потребителям только качественные экологически безопасные товары.

Основные объекты экологической сертификации

Объекты окружающей природной среды(ОПС)

Источники загрязнения ОПС

Продукция(работы и услуги) природохранного назначения

Экологические информационные ресурсы, продукты и технологии

ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ

подача заявки на сертификацию,

принятие решения по заявке,

отбор образцов, их идентификация и испытания

анализ производства,

принятие решения о выдаче сертификата,

выдача сертификата и разрешения на применение экологического знака продукции, предпочтительной по критериям экологичности,

инспекционный контроль за сертифицированной продукцией

Актуальная сфера экологической сертификации — отходы. Сертификация в этой области направлена на устранение опасного влияния отходов на среду обитания и максимального их использования в качестве вторичного сырья.

Принципы экосертификации ЕСбазируются на превентивных мерах: ущерб для окружающей среды надо предотвращать в первую очередь путем ликвидации источников загрязнения. Финансовая ответственность лиц, по вине которых нарушается экологическое равновесие — это фактор второй очереди.

ЕС подчеркивает добровольность европейской экосертификации и ее открытый характер для всех стран, что также не исключает и развития национальной экосертификации. Но в то же время в 1993 г. была принята Директива ЕС, определяющая преимущества экосертифицированной продукции, поставляемой на единый рынок: цена ее повышается в два раза.

 

Экологический аудит

[Экологический аудит — независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.

 

Цели и задачи экологического аудита

§ Обоснование политики и стратегии предприятия в области охраны окружающей среды,

§ Анализ и оценка экологических аспектов хозяйственной и иной деятельности,

§ Обоснование и инициация экологической деятельности,

§ Идентификация экологических проблем производств и территорий.

[Виды экологического аудита

Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит. В данных рамках могут встречаться следующие его виды[1]:

§ Определение соответcтвия природоохранной документации субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям,

§ Оценка эффективности системы экологического менеджмента,

§ Оценка вреда природной (окружающей) среде от загрязнения,

§ Определение рациональности природопользования предприятия,

§ Оценка эффективности мероприятий, разработанных предприятием, по уменьшению выбросов в атмосферный воздух,

§ Оценка эффективности мероприятий, разработанных предприятием, по уменьшению сбросов в природные водоемы

§ Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов,

§ Выявление экологических проблем предприятия и разработка мероприятий по их решению,

 

Экономический механизм

Экономический механизм управления природопользованием – это система экономических инструментов поощрительного и принудительного характера, применение которых обеспечивает сохранение природной среды. В зависимости от происходящих в стране экономических процессов структура экономического механизма может существенно изменяться. Условно можно выделить три типа экономических механизмов природопользования:

- стимулирующий механизм с преобладанием рыночных инструментов и созданием благоприятной экономической среды для развития экологически чистых производств;

- жесткий механизм с использованием административных и рыночных инструментов, с подавлением посредством жесткой налоговой политики развития экологически опасных отраслей;

- мягкий механизм с установлением ограничительных экологических рамок, слабо влияющих на темпы и масштабы экономического развития.

В России в настоящее время формируется механизм управления природопользованием, включающий как поощрительные, так и принудительные элементы регулирования.

Основу экономического механизма управления природопользованием в России составляют платежи за пользование природными ресурсами и экологические платежи и экономические санкции за экологическое правонарушение.

2. Финансово-кредитный механизм природопользования.

К настоящему времени в нашей стране сложился разрозненный кредитно-финансовый механизм природопользования, состоящий из отдельных структурных единиц. В составе этого механизма можно выделить системы: прогнозирования и составления программ, финансирования и кредитования мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, ценообразованию на продукцию добывающих отраслей промышленности и платности природных ресурсов. Отличительной чертой этого механизма является низкая эффективность, поэтому в последние годы принимаются меры, направленные на активизацию его отдельных звеньев.

Целью создания целостного финансово-кредитного механизма природопользования является оздоровление экологической обстановки в стране с минимальными затратами материальных, финансовых и трудовых ресурсов на основе обеспечения максимально благоприятных экономических условий для природоохранной и ресурсосберегающей деятельности предприятий.

Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:

· повышение роли бюджетов разных уровней в финансировании

природоохранных программ и мероприятий;

· совершенствование системы государственных внебюджетных

экологических фондов;

· создание системы экологического налогообложения и страхования;

· четкое разграничении источников финансирования;

· активизация кредитного механизма в области природопользований.

В России наблюдается чрезмерно расточительная добыча и потребление всех видов природных ресурсов, что отрицательно воздействует на окружающую среду. Переработка огромного количества природных ресурсов осуществляется к тому же в условиях низкого технологического уровня промышленности и высокой степени изношенности основных фондов.

По мере обострения экологических проблем в странах с развитой рыночной экономикой на первом этапе стали создаваться централизованные системы управления охраной окружающей среды. При этом финансово-кредитные стимулы (льготы по налогам, кредиту, амортизации и т.п.) играли второстепенную роль.

Однако в последующие годы по мере роста затрат на охрану окружающей среды стала выявляться их малая эффективность. Использование экономических регуляторов в системе государственного управления природопользованием является важнейшей проблемой для стран с богатым опытом рыночного хозяйствования, а тем более для нашей страны. Вместе с тем даже в странах с развитой рыночной экономикой создаются государственные финансово-кредитные корпорации для финансирования и кредитования природоохранных мероприятий.

Введение международных и внутренних экологических налогов и расширение их видов позволит, как считают зарубежные ученые, не только перераспределить финансовые ресурсы от более развитых стран, которые сильно загрязняют атмосферу Земли, к менее развитым. Самое главное, они позволяют обеспечить финансовыми ресурсами процесс разработки и создания

малоотходных и безотходных технологий.

Экологическая паспортизация

Экологический паспорт (ЭП) объекта или предприятия - это нормативно-технический документ нового типа, включающий все данные о потребляемых и используемых ресурсах всех видов (природных - первичных, переработанных - вторичных и др.), а также определяющий все прямые влияния и воздействия на окружающую природную среду. ЭП представляет систему данных, выраженных через систему стандартизованных показателей, отражающих уровень использования природных и других ресурсов и степень воздействия на основные компоненты природной среды - атмосферу, гидросферу, литосферу.

Экологическая паспортизация служит для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности: территорий, территориально-производственных комплексов и хозяйственных объектов. Для этих целей разработаны формы экологического паспорта предприятия (производственного объединения), территории и методики проведения экологической паспортизации.

 

Экологический паспорт предприятия разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и сравнительного анализа различных производственных процессов в общую природоемкость. Он содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчетную информацию о природоемкости производства.

Экологический паспорт территории составляется с целью информационного обеспечения широкого круга пользователей информацией для решения научных, организационных и практических задач, которые направлены на рациональное природопользование. Дается систематизированная сводка данных о современном состоянии природных комплексов территории и воздействующих на них антропогенных факторов. Данный паспорт рассчитан на территорию административного района, но может использоваться и для других территориальных образований. К паспорту прилагается атлас тематических карт и составляется общая экологическая карта территории. В конце документа дается заключение об экологической ситуации, что фактически является экологической аттестацией территории.

Цель и задачи экологической паспортизации.

Цель экологической паспортизации заключается в установлении предельно допустимых вредных воздействий промышленных объектов и технологий на окружающую среду с учетом ее фонового состояния: выбросов, стоков твердых бытовых отходов.

В задачу природоохранного паспорта входят:

- изучение следствий (состояния окружающей среды) к детальному дифференцированному изучению причин (ситуации по каждому объекту и группам родственных объектов);

- рассмотрение общего объема выбросов к удельным показателям, относимым к единице производственной продукции и сопоставляемым с наилучшими мировыми показателями.

 

Экологическая сертификация

Экологическая сертификация - это подтверждение соответствия безопасности продукции для человека и окружающей среды требованиям национальных и международных стандартов, нормативно-технических документов.

Цель экологической сертификации — стимулирование производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.

Основными целями экологической сертификации являются:

- повышение качества продукции путем создания условий для открытой свободной конкуренции предприятий на едином рынке товаров и услуг на основе информации об уровне экологической чистоты продукции;

- защита потребителя от недобросовестной деятельности изготовителя продукции;

- подтверждение показателей, определяющих качество ( далее - показателей качества) продукции в части экологической чистоты;

- содействие потребителю в компетентном выборе продукции

- побуждение фирм, прошедших и желающих пройти экологическую сертификацию, к саморазвитию в производстве и реализации экологически качественной продукции.

Основные принципы

добровольность,

идентификация,

обоснованность,

доступность

доказательность,

конфиденциальность

Экологическая сертификация также позволяет существенно поднять имидж и репутацию изготовителя или поставщика продукции за счет позиционирования себя на рынке, как о компании, заботящейся об окружающей среде и предлагающей потребителям только качественные экологически безопасные товары.

Основные объекты экологической сертификации

Объекты окружающей природной среды(ОПС)

Источники загрязнения ОПС

Продукция(работы и услуги) природохранного назначения

Экологические информационные ресурсы, продукты и технологии

ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ

подача заявки на сертификацию,

принятие решения по заявке,

отбор образцов, их идентификация и испытания

анализ производства,

принятие решения о выдаче сертификата,

выдача сертификата и разрешения на применение экологического знака продукции, предпочтительной по критериям экологичности,

инспекционный контроль за сертифицированной продукцией

Актуальная сфера экологической сертификации — отходы. Сертификация в этой области направлена на устранение опасного влияния отходов на среду обитания и максимального их использования в качестве вторичного сырья.

Принципы экосертификации ЕСбазируются на превентивных мерах: ущерб для окружающей среды надо предотвращать в первую очередь путем ликвидации источников загрязнения. Финансовая ответственность лиц, по вине которых нарушается экологическое равновесие — это фактор второй очереди.

ЕС подчеркивает добровольность европейской экосертификации и ее открытый характер для всех стран, что также не исключает и развития национальной экосертификации. Но в то же время в 1993 г. была принята Директива ЕС, определяющая преимущества экосертифицированной продукции, поставляемой на единый рынок: цена ее повышается в два раза.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.121.230 (0.016 с.)