ТОП 10:

Нормирование природопользования.



Нормирование в природопользовании и охране окружающей среды – установление компетентными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями закона.

В законе РФ «Об охране окружающей природной среды» установлены требования к нормированию качества среды обитания и уровней воздействия на окружающую среду.

В основу нормативов качества положены три показателя: 1) медицинский; 2) технологический; 3) научно-технический.

Нормативы воздействия на окружающую среду устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его определенной пороговой величиной. К этим нормативам относятся предельно допустимые нормы сбросов и выбросов вредных веществ химического, физиологического, биологического, радиационного и другого воздействия.

Эффективность системы нормативов по ограничению вредного воздействия обеспечивается: 1) соответствием нормативов современному уровню науки и техники, международным стандартам; 2) утверждением этих нормативов специально уполномоченными органами государства; 3) обязательностью выполнения данных нормативов для всех хозяйственных субъектов и ответственностью предприятий, организаций и граждан за их неисполнение.

Экологические требования, предъявляемые по всем хозяйственным структурам, составляют нормативно-методическую природоохранную базу. Они адресуются предприятиям, организациям и учреждениям независимо от формы собственности и подчиненности, а также отдельным гражданам.

Природоохранные нормы и нормативы формируются в две стадии. На первой стадии осуществляется подготовка методических указаний и инструкций, на второй производятся расчеты.

Нормы и нормативы в области охраны окружающей среды включают в себя натуральные и стоимостные нормативы, гарантирующие сохранность природных экосистем.

Система прогрессивных норм и нормативов представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных комплексов натуральных и стоимостных норм и нормативов.

Природоохранные натуральные нормативы –это экономически обоснованные и технически достижимые величины наиболее эффективного использования природных ресурсов (вода, воздух, земля, почва, минеральные ресурсы и т.д.), рассчитываемы исходя из возможностей научно-технического прогресса.

С помощью натуральных нормативов осуществляются мероприятия по снижению выбросов вредных веществ в окружающую среду, в воду, в действие технологических агрегатов и процессов, отвечающих современным экологическим требованиям, внедрению малоотходных технологий и производств.

Стоимостные нормативы –призваны осуществлять экономическое стимулирование природоохранной деятельности. В состав этих нормативов входят базовые нормативы платы за выбросы и сбросы вредных веществ, а также за размещение отходов.

 

 

9. Арендные отношения в области природопользования

Предметом арендных отношений в механизме природопользования является характер использования земельных, водных, лесных, рекреационных и других ресурсов. По договору на аренду природных ресурсов сторона (арендодатель) обязуется передать другой стороне (арендатору) для целевого хозяйственного использования конкретно-определенные виды природных ресурсов (земельные, лесные, лечебно-оздоровительные, водные, рыбохозяйственные, охотничьи) на установленный договором срок. Арендатор обязуется вносить обусловленную договором арендную плату и соблюдать правила рационального использования и охраны природных ресурсов.

Арендатором в договоре аренды природных ресурсов может быть любое правоспособное физическое или юридическое лицо.

Договорные отношения на рынке экологических услуг

Стремление создать рынок природных ресурсов без ущерба для состояния окружающей природной среды и с надеждой на ее возможное улучшение породило в последние десять лет целую серию предложений и новаций в сфере природопользования.

 

 

10. Экологическое лицензирование- это мероприятия, связанные с выдачей, переоформлением, приостановлением и аннулированием лицензийв области охраны окружающей природной среды, природопользования и обеспечения безопасности в экологической сфере, а также с надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами (лицами, имеющими лицензию) соответствующих лицензионных требований и условий.

Фактически под экологической лицензиейможет подразумеваться разрешение на выемку, потребление, использование природных ресурсов, размещение вредных веществ (в т. ч. отходов) с указанием способов охраны и рационального природопользования, а также обеспечения экологической безопасности человека и окружающей его природной среды.

Экологическое лицензирование (ЭЛ) - процесс подготовки материалов, проведение экологической экспертизы соответствующих материалов и процедуры выдачи разрешения, а также надзора за выполнением условий его реализации.

Оно включает в себя элементы административнойразрешительно-контрольной системы, опирающейся на ограничивающие условия:

· экологические стандарты, нормативы и лимиты, а также сертификаты;

· требования осуществить оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) и представить ее результаты на государственную экологическую экспертизу;

· обязательность экологического контроля и т, д.

С другой стороны, экологическое лицензирование косвенно опирается на (и иногда включает) элементыэкономическогомеханизма управления, затрагивающего платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, а также на постепенно вводимые и развиваемые в РФ гражданско-правовые договорные отношения - в том числе экологическое страхование, экоаудит и другие.

При этом сами экологические лицензии, в принципе, могут носить характер товара и продаваться потенциальным покупателям, например, на аукционах, как это делается во многих странах с развитой рыночной экономикой.

С точки зрения управления, ЭЛ - это система организационных мер, направленных на регулирование природопользования, охраны природы и защиты человека, а также объектов окружающей среды (ОС) посредством разработки экологических регламентации и ограничений деятельности управляемых субъектов.

Сюда же, помимо лицензирования, входят и мероприятия по экологической сертификации, касающиеся не столько действий природопользователей, сколько их результатов - качества продукции и услуг.

Сейчас в России именно экологическое лицензирование составляет стержень комбинированной стратегии управления охраной окружающей среды, природопользованием и обеспечением безопасности в экологической сфере.

Экологическое лицензирование выполняет три взаимосвязанных функции управления, являясь сегодня:

· формой учетапользователей природных ресурсов или предприятий, загрязняющих окружающую среду;

· формой контроляза потреблением ресурсов или загрязнением окружающей природной среды;

· формой распоряженияприродными ресурсами или правами на загрязнение (другое воздействие) окружающей среды.

Сама же экологическая лицензия - это документ, фиксирующий особенности взаимоотношений (иногда юридически закрепляемых договором) между специально уполномоченным государственным органом экологического управления, с одной стороны, и природопользователем (юридическим или физическим лицом) - с другой.

Она устанавливает, исходя из эколого-экономической ситуации и государственной экологической политики, соответствующие требования и ограничения на ведение хозяйственной деятельности.

Существенная особенность любой экологической лицензии - это ее оформление после проведения государственной экологической экспертизы.

Экологическое лицензирование, таким образом, подразумевает выдачу разрешений (лицензий) на определенные вид деятельности в экологической сфере с указанием объемов, лимитов и видов мероприятий по использованию природных ресурсов, экологических требований, при которых допускается лицензируемая деятельность, а также последствий несоблюдения этих требований.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.215.196 (0.007 с.)