Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитатели ребенка - носители экологической культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ребенка воспитывают родители, гувернер, педагоги детскою сада — все они обязаны обладать экологической культурой. Воспитатель — главная фигура педагогического процесса в том числе и экологического воспитания. Три стороны его личности определяют результат его деятельности — продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры: • понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее; • профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании; • общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы прожи вания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно ориентированных методом воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей. Экологическая культура не может складываться без осознании существующей в настоящее время экологической ситуации. Но нимание глобальных, общепланетарных, проблем, экологиес ких проблем России (своей страны) и ориентировка в экологи ческом неблагополучии своего региона, места проживания созда ют обеспокоенность и неравнодушие, дают воспитателю кругозор и стимул к проведению разнообразной педагогической рабочты Это — общечеловеческий, общегражданский фундамент — нача ло экологической культуры любого человека, который определи ет его мировоззренческую позицию и характер поведения. На этом фоне легко происходит осмысление целей и задач экологического воспитания дошкольников. Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются про фессионализмом воспитателя, знанием и практическим владени ем методами экологического воспитания. Можно выделить грум пы методов, комплексное использование которых ведет к повы шению уровня экологической воспитанности детей, развитию эко логической направленности их личности. Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов — результатов выращивания — позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом воспитании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений. Наблюдение — метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. Организация длительных наблюдений (циклов) — это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение — это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в приро-де общения с ней, речевой. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, знакомство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкаль-ных и литературных произведений), предметов народного промыс-в которых отражены мотивы природы, — позволяют уточнить, зaкрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает: природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побужда-ет создавать прекрасное. Не только сама природа, отраженная разни чными способами в предметах и произведениях искусства, но и тельность людей, их создающих, становятся центром внимания дошкольников. Одним из вариантов «метода отраженной природы» являются игровые обучающие ситуации, которые воспитатель включает в разные формы экологической работы с детьми. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания — проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания. Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы; в практике экологического воспитания детей воспитателем-мастером они используются в комплексе в рамках той или другой конкретной технологии. Воспитатель, обладающий экологической культурой, должен иметь развитую наблюдательность, которая, с одной стороны, позволяет ему постоянно видеть в природе новые явления, их особенности и качества, а с другой — замечать и оценивать развивающиеся личностные качества в каждом его воспитаннике. Хорошо развитая наблюдательность — одно из свойств педагогического мастерства — в случае экологического воспитания является особо значимой, так как постоянно обогащает профессионализм воспитателя в области контакта с природой и детьми. Экологическая культура воспитателя (специалиста дошкольного воспитания) приобретает массовый характер при условии перестройки системы образования в педколледжах (педучилищах) и пединститутах. Изменение должно затронуть прежде всего основной предмет — методику ознакомления детей с природой: необходимо ее преобразование в методику экологического воспитания. В рамках нового курса студенты педколледжа (педучилища) должны освоить основы экологии (специально разработанный для воспитателей практический курс) и соответственно методику экологического воспитания дошкольников. Педагогический вуз к этому практическому базису добавляет теоретический аспект: философские, психолого-педагогические, медицинские основы экологического воспитания. Широта экологической культуры позволит специалисту с высшим образованием на должном уровне реализовать практику методической, преподавательской, исследовательской или организаторско-управлен-ческой деятельности. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Практическая организация и постановка дела в области экологического воспитания в настоящее время имеет первостепенное значение, так как наблюдается совершенно очевидный поворот практики дошкольного воспитания в сторону «экологии», активный поиск и самостоятельное создание технологий и программ. Организация и управление экологическим воспитанием дошкольников определяются спецификой административных уровней. Федеральный уровень. Главная задача — создание центра с многофункциональным значением, в котором будут осуществляться изучение проблемы, разработка пакета практических материалов, их апробация, внедрение и распространение. Важным аспектом являются мероприятия по стимулированию создания, а затем лицензированию национально-региональных программ: многообразие форм и технологий экологического воспитания дошкольников в условиях большого географического и социального разнообразия России не только целесообразно, но и необходимо. Республиканско-областной уровень. Главные задачи: систематическое, целенаправленное повышение уровня экологической культуры различных специалистов дошкольного воспитания, осуществляемое через систему повышения квалификации; финансово-организационная и методическая поддержка инициативы снизу по внедрению существующих и созданию новых программ экологического воспитания; открытие экспериментальных площадок. На этом уровне в систему повышения квалификации, а также для процедуры лицензирования следует привлечь различных высококвалифицированных специалистов, представителей ведущих предприятий республики (области), имеющих то или иное отношение к проблемам экологии (преподавателей вузов, работников медицинских учреждений, лекторов из общества «Знание») и комитетов по охране природы. Периодическое проведение научно-практических конференций по вопросам экологического образования поможет выявлению и распространению передового педагогического опыта. Районно-городской уровень. Администрация обеспечивает непосредственную жизнедеятельность конкретных учреждений. Своевременная организационная и методическая помощь и поддержка могут стать решающим фактором в инновационной деятельности детского сада. На этом уровне важна координация усилий отдельных учреждений и создание комплексов непрерывного экологического образования. Дошкольное учреждение может успешно сотрудничать со школой, станцией юных натуралистов, домом творчества, лицеем и т.д. Комплексы такого рода взаимообогащают друг друга и реализуют на практике непрерывное экологическое образование. Другой важной задачей районно-городского отдела образования является подготовка дошкольных учреждений к аттестации. Показателем высокого уровня в области экологического воспита ния дошкольников могут быть следующие параметры: экологически грамотно оформленная зеленая зона детского сада; система в работе педколлектива по повышению уровня экологической культуры взрослых, осуществляемая на протяжении не менее 2 — 3 лет; достаточный уровень экологической воспитанности старших дошкольников — наличие элементов осознанно-правильного отношения детей старшей и подготовительной к школе групп к объектам природы, вещам, которые их окружают, наличие знаний о природе — понимания элементарных экологических зависимостей. Подготовка и открытие экспериментальных площадок по экологическому воспитанию в передовых дошкольных учреждениях — важная задача районно-городского управления. При этом оно должно обеспечить их правильное функционирование — развертывание в течение 3 — 4 лет по определенной программе под руководством научного руководителя инновационной деятельности, сбор и обобщение итоговых материалов. Экспериментальная площадка, являясь очагом передовых идей, научно-практическим центром, играет важную роль показательного учреждения не только на районном (городском), но и на областном уровне. Уровень дошкольного учреждения. Организационно-управленческая деятельность детского сада, занимающегося экологическим воспитанием детей, — это система определенных мероприятий, комплексная реализация которых приводит к высокому результату: • организация зеленой зоны, экологически правильное содержание растений и животных в помещении и на территории; создание эколого-оздоровительной развивающей среды для детей; • накапливание и систематизация учебно-наглядного, методического материала и оборудования; • проведение непрерывно действующего семинара-практикума для педагогического персонала учреждения; • пропаганда экологических знаний среди родителей, индивидуальная работа с семьей; • установление связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы и др.) для взаимодействия по всевозможным аспектам экологического образования. В штате детского сада, занимающегося экологическим воспитанием, необходимо иметь эколога-специалиста с соответствующим образованием, функции которого заключаются в следующем: • бионадзор за зеленой зоной учреждения, руководство ее правильной, экологически грамотной организацией и содержанием; • систематическое проведение консультаций (семинара) с персоналом учреждения по основам экологии — теоретическое и практическое повышение квалификации и уровня экологической культуры воспитателей; • разработка, подготовка и участие в проведении наиболее сложных форм экологической работы с детьми (знакомство с экосис • пропаганда экологических знаний. Корректируя работу учреждения с экологических позиций, эколог не подменяет воспитателя, который остается главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры. Углубленная работа дошкольного учреждения, ее результативность — это итог скоординированного взаимодействия всего персонала, понимание и выполнение сотрудниками своих специфических в экологическом воспитании функций. Медсестра и врач совместно с инструктором по физвоспитанию осуществляют эко-лого-оздоровительную работу с детьми. Медсестра следит за поддержанием гигиенических нормативов среды проживания дошкольников. Вместе с воспитателем и физкультурным работником формируют у ребят первоначальные навыки здорового образа жизни. Задачей психолога является создание благоприятной атмосферы, проведение в жизнь личностно ориентированного стиля взаимодействия взрослых с детьми и их родителями. Вместе с методистом психолог руководит регулярно проводимой диагностикой уровня экологической воспитанности детей, анализ которой позволяет скорректировать работу всего учреждения. Музыкальный руководитель вместе с руководителем изодея-тельности и воспитателями разрабатывает мероприятия, обеспечивающие реализацию эколого-эстетического направления. Важная функция методиста — систематическое проведение семинара-практикума, участие в котором позволит воспитателям овладеть методикой экологического воспитания и совершенствоваться в реализации технологий. Главный «идеолог» всей работы — заведующая детским садом — своевременно ставит и осуществляет организационно-содержательные задачи, координирует связь с внешними учреждениями, создает атмосферу всеобщей заинтересованности в работе. ПРИЛОЖЕНИЕ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ». ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 1. Неживая природа — среда жизни растений, животных, человека МИРОЗДАНИЕ (ВСЕЛЕННАЯ) Знания. Дети знакомятся с видимыми явлениями Вселенной Вселенная — это множество звезд, которые видны ночью на без облачном небе. Солнце — это наша огненная звезда: оно ярко светит на безоб лачном небе, с его восходом начинается день, после его заката наступает ночь. Вокруг Солнца вращаются холодные планеты Марс, Венера, Земля и др. Земля — планета, на которой мы живем. Наша планета — oт ромный шар, окруженный слоем воздуха (небо). Большая часть Земли покрыта соленой водой — океанами и морями. Среди них есть суша — твердые материки, их несколько: Америка, Европа и Азия вместе, Африка, Австралия и Антарктида. На планете Зсмля есть два полюса — Северный и Южный, на них очень холодно они покрыты вечными льдами и снегами. На суше (на материках) есть равнины (ровные пространства) горы, холмы (невысокие горы), реки и озера (с пресной водой Равнины и горы часто покрыты лесами. На каждом материке есть разные страны (государства), в кото рых живут разные народы. Наше государство называется России, и ней много городов и деревень, а самый главный город — столп ца — Москва. У планеты Земля есть Спутник — Луна. Луна — это тоже холод ная планета в форме шара, она меньше Земли, вращается вокруг нее. На Луне нет воды, воздуха, тепла, поэтому там не живут| растения, животные, люди. Луну видно ночью на безоблачном небе. Она бывает разной, формы: в виде узкого месяца, который постепенно становится шире и превращается в круглую Луну, затем убывает, снова ста новится месяцем и исчезает совсем. Отношение детей проявляется в форме интереса к сведениям и мироздании: они добровольно включаются в наблюдения за не бом, слушают рассказ взрослого, задают вопросы, отражают впе чатления о Вселенной в рисунках. ВОДА Знания. Вода — это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет цвета, запаха и вкуса, поэтому она принимает форму сосуда, в который налита; становится цветной, если добавить краску; может обрести разный вкус и запах, если добавить соль, сахар, лимон и др. Вода может быть чистой и грязной: чистая — прозрачная, грязная — мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед, при нагревании — в пар. Лед твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Сильный пар можно заметить — он бывает, когда вода кипит. Пар легкий, беловатый, клубами поднимается вверх, при охлаждении становится каплями воды. Белые облака — это большое скопление пара. При резком сильном охлаждении пар превращается в снег, иней. Снег падает снежинками, он белый, мягкий, холодный, тает от тепла. Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках, под землей. Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому. Отношение. У детей развивается познавательный интерес: они с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, сне- гом, льдом, повторяют их самостоятельно в домашних условиях. ВОЗДУХ Знания. Воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в предметах. Он прозрачный, легкий, незаметный, в нем легко бегать и ходить. Воздух можно почувствовать, когда он движется — дует истер, работает вентилятор. Некоторые животные могут летать по воздуху, они к этому приспособлены. Человек летать не может, он придумал разные приспособления для полета по воздуху: парашют, дельтаплан, самолет, воздушный шар. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Человеку нужен чистый, свежий воздух, поэтому помещения, где находятся люди, надо проветривать. Отношение проявляется в познавательном интересе — желании детей участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных in pax по его обнаружению. ПОЧВА И КАМНИ Знания. Дети знакомятся с почвами — землей, песком, глиной и их свойствами. Земля темная (черная, серая), рассыпчатая, про пускает воду и становится мокрой и липкой; глина желтая, плохо пропускает воду, сухая — твердая, мокрая — пластичная и липкая, принимает любую форму, из нее можно лепить фигуры; песок желтый, рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду. Земля нужна всем растениям, они в ней растут. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям. Их нет в глине и песке. Дети знакомятся с природными камнями: речными, морскими, кусками угля, мела, гранита. Узнают их свойства: речные и морские камни твердые, крепкие, разной формы, цвета и величины; морские камни всегда гладкие и округлой формы — такими их сделало море — постоянное движение волн. Камни можно найти в земле и в воде, мокрые камни красиво блестят. Уголь черный, твердый, но хрупкий, пачкается, им можно рисовать. Уголь находится глубоко в земле, его специально добывают шахтеры. Он хорошо горит и дает много тепла. Уголь нужен заводам и электростанциям. Мел белый, твердый и хрупкий — легко ломается, пачкается, им можно рисовать. Мел получают из горной породы. Гранит очень твердый камень, пестрый, разной окраски. Его добывают в горах, обрабатывают, шлифуют — он становится гладким, блестящим, красивым. Гранитные плиты очень прочные, долго не разрушаются, их используют в строительстве зданий, памятников. Отношение выражается в познавательном интересе детей к практическим опытам с разными почвами и камнями, в добровольном участии в коллекционировании камней, в рисовании на асфальте. СЕЗОНЫ Знания. Дети знакомятся с комплексом характерных явлений в неживой природе и их изменений в разные сезоны. Осень: день постепенно становится короче, а ночь длинней; уменьшается количество света и тепла, нарастают прохлада и холод; часто бывают низкая облачность и моросящие дожди. Такие условия — постепенное уменьшение света и тепла — влияют на растения и животных, они меняют свое состояние и образ жизни в преддверии зимы: травы" вянут, деревья и кустарники сбрасывают листву; животные по-разному готовятся к зиме: одни откармливаются и устраиваются на спячку, другие делают запасы кормов. Зима: ночь длинная, а день короткий, солнце на небе высоко не поднимается — дает мало света и тепла. Холодно, мороз, небо часто серое, облачное, идет снег, иногда бывают вьюга, метель. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимы: деревья и кустарники замерли, стоят без листьев, не растут; травы завяли, но под землей у них сохранились корни и корневища; животные зимуют по-разному — одни находятся в спячке, другие питаются запасами, третьи активны, отыскивают или добывают пищу. Весна: заметно увеличивается день и укорачивается ночь. Солнце светит ярко, поднимается на небе все выше, с каждым днем дает больше света и тепла. Тает снег, лед, бегут ручьи, реки выходят из берегов. Условия для жизни растений и животных становятся с каждым днем лучше: набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, оживают насекомые, возвращаются перелетные птицы, пробуждаются и становятся активными лесные животные. Все готовятся выводить потомство. Лето: день длинный, ночь короткая, много света и тепла, солнце в полдень поднимается высоко над головой, идут теплые дожди, бывают ливни с грозами, иногда после дождя появляется на небе радуга. Прекрасные условия для жизни растений и животных. Все кругом зеленое, много цветов, насекомых, птиц. Лесные животные растят свое потомство. Отношение детей выражается в познавательном интересе — они с удовольствием участвуют в наблюдениях за сезонными изменениями природы, отражают их в календаре; в эстетических переживаниях — замечают красоту природы в разное время года, самостоятельно отражают ее в рисунках. Охотно слушают короткие музыкальные и литературные произведения на эти темы, рассматривают произведения художников (живопись, графику, фотоиллюстрации в книгах). 2. Многообразие растений и их связь со средой обитания КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ Знания. Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, произрастающих в группе, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения. Комнатные растения имеют определенное строение: у них ecu. корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду и пита тельные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от па дения. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Листья чаще всего зеленые, их много, ими растение поглощает свет, дышит. Все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Комнатные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для того чтобы в помещении стало красиво. Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все растения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хороших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гибнут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побегов), не цветут при недостатке питательных веществ в почве. Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюбивые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует поливать редко. Светолюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые растения чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно размещать вблизи окна, недалеко от него. Отношение. У детей развивается познавательный интерес — они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в коллективных наблюдениях, делают зарисовки в календаре, задают вопросы, слушают рассказы воспитателя. Развиваются эстетические чувства: умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, цветущего растения. Дети замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы; охотно участвуют в украшении помещения — в расстановке растений, кашпо, ваз со срезанными цветами, ветками, изображают их в рисунке, аппликации. Развивается понимание состояния комнатных растений как живых существ: дети могут заметить их неблагополучие (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаток условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают воспитателю о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу за растениями; помогают при их пересадке.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1870; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.217.100 (0.015 с.) |