Воспитатели ребенка - носители экологической культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитатели ребенка - носители экологической культуры



Ребенка воспитывают родители, гувернер, педагоги детскою сада — все они обязаны обладать экологической культурой.

Воспитатель — главная фигура педагогического процесса в том числе и экологического воспитания. Три стороны его личности определяют результат его деятельности — продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:

• понимание экологических проблем и причин, их порождающих, ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;

• профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании;

• общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы прожи вания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье, использование личностно ориентированных методом воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.

Экологическая культура не может складываться без осознании существующей в настоящее время экологической ситуации. Но нимание глобальных, общепланетарных, проблем, экологиес ких проблем России (своей страны) и ориентировка в экологи ческом неблагополучии своего региона, места проживания созда ют обеспокоенность и неравнодушие, дают воспитателю кругозор и стимул к проведению разнообразной педагогической рабочты Это — общечеловеческий, общегражданский фундамент — нача ло экологической культуры любого человека, который определи ет его мировоззренческую позицию и характер поведения. На этом фоне легко происходит осмысление целей и задач экологического воспитания дошкольников.

Реальные достижения в работе с детьми обеспечиваются про фессионализмом воспитателя, знанием и практическим владени ем методами экологического воспитания. Можно выделить грум пы методов, комплексное использование которых ведет к повы шению уровня экологической воспитанности детей, развитию эко логической направленности их личности.

Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ

главный метод экологического воспитания детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отсле­живание объектов — результатов выращивания — позволяет кор­ректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознан­ный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений и живот­ных. Хорошие результаты в экологическом воспитании достига­ются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделиру­ющей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений.

Наблюдение метод чувственного познания природы. Обеспе­чивает непосредственный контакт с природой, живыми объекта­ми, окружающей средой.

Организация длительных наблюдений (циклов) — это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение — это главный способ формирования у дошкольни­ков конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством наблюдения, становятся содержательной основой многих видов детской деятельности: игровой, изобразительной, труда в приро-де общения с ней, речевой.

Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического воспитания. Работа с календарями природы, зна­комство с изопродукцией, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкаль-ных и литературных произведений), предметов народного промыс-в которых отражены мотивы природы, — позволяют уточнить, зaкрепить и расширить представления детей, полученные при не­посредственном контакте с природой. Метод наглядно доказывает: природа вдохновляет людей, воздействует на их чувства, побужда-ет создавать прекрасное. Не только сама природа, отраженная раз­ни чными способами в предметах и произведениях искусства, но и

тельность людей, их создающих, становятся центром внимания дошкольников. Одним из вариантов «метода отраженной природы» являются игровые обучающие ситуации, которые воспитатель вклю­чает в разные формы экологической работы с детьми.

 

Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять три важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) как наиболее личностного способа взаимодействия взрослого с ребенком про­исходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспи­тания — проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происхо­дит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понима­ния явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания.

Методы лишь условно (теоретически) разделены на группы; в практике экологического воспитания детей воспитателем-масте­ром они используются в комплексе в рамках той или другой конк­ретной технологии.

Воспитатель, обладающий экологической культурой, должен иметь развитую наблюдательность, которая, с одной стороны, позволяет ему постоянно видеть в природе новые явления, их осо­бенности и качества, а с другой — замечать и оценивать развива­ющиеся личностные качества в каждом его воспитаннике. Хоро­шо развитая наблюдательность — одно из свойств педагогическо­го мастерства — в случае экологического воспитания является особо значимой, так как постоянно обогащает профессионализм вос­питателя в области контакта с природой и детьми.

Экологическая культура воспитателя (специалиста дошкольного воспитания) приобретает массовый характер при условии пере­стройки системы образования в педколледжах (педучилищах) и пединститутах. Изменение должно затронуть прежде всего основ­ной предмет — методику ознакомления детей с природой: необ­ходимо ее преобразование в методику экологического воспитания. В рамках нового курса студенты педколледжа (педучилища) долж­ны освоить основы экологии (специально разработанный для вос­питателей практический курс) и соответственно методику эколо­гического воспитания дошкольников.

Педагогический вуз к этому практическому базису добавляет теоретический аспект: философские, психолого-педагогические, медицинские основы экологического воспитания. Широта эколо­гической культуры позволит специалисту с высшим образовани­ем на должном уровне реализовать практику методической, пре­подавательской, исследовательской или организаторско-управлен-ческой деятельности.

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Практическая организация и постановка дела в области эколо­гического воспитания в настоящее время имеет первостепенное значение, так как наблюдается совершенно очевидный поворот практики дошкольного воспитания в сторону «экологии», актив­ный поиск и самостоятельное создание технологий и программ. Организация и управление экологическим воспитанием дошколь­ников определяются спецификой административных уровней.

Федеральный уровень. Главная задача — создание центра с мно­гофункциональным значением, в котором будут осуществляться изучение проблемы, разработка пакета практических материалов, их апробация, внедрение и распространение.

Важным аспектом являются мероприятия по стимулированию создания, а затем лицензированию национально-региональных программ: многообразие форм и технологий экологического вос­питания дошкольников в условиях большого географического и социального разнообразия России не только целесообразно, но и необходимо.

Республиканско-областной уровень. Главные задачи: системати­ческое, целенаправленное повышение уровня экологической куль­туры различных специалистов дошкольного воспитания, осуще­ствляемое через систему повышения квалификации; финансово-организационная и методическая поддержка инициативы снизу по внедрению существующих и созданию новых программ эколо­гического воспитания; открытие экспериментальных площадок.

На этом уровне в систему повышения квалификации, а также для процедуры лицензирования следует привлечь различных высококвалифицированных специалистов, представителей веду­щих предприятий республики (области), имеющих то или иное отношение к проблемам экологии (преподавателей вузов, работ­ников медицинских учреждений, лекторов из общества «Знание») и комитетов по охране природы. Периодическое проведение науч­но-практических конференций по вопросам экологического об­разования поможет выявлению и распространению передового педагогического опыта.

Районно-городской уровень. Администрация обеспечивает не­посредственную жизнедеятельность конкретных учреждений. Свое­временная организационная и методическая помощь и поддержка могут стать решающим фактором в инновационной деятельности детского сада. На этом уровне важна координация усилий отдель­ных учреждений и создание комплексов непрерывного экологи­ческого образования. Дошкольное учреждение может успешно со­трудничать со школой, станцией юных натуралистов, домом твор­чества, лицеем и т.д. Комплексы такого рода взаимообогащают друг друга и реализуют на практике непрерывное экологическое образование.

Другой важной задачей районно-городского отдела образова­ния является подготовка дошкольных учреждений к аттестации. Показателем высокого уровня в области экологического воспита ния дошкольников могут быть следующие параметры: экологи­чески грамотно оформленная зеленая зона детского сада; система в работе педколлектива по повышению уровня экологической культуры взрослых, осуществляемая на протяжении не менее 2 — 3 лет; достаточный уровень экологической воспитанности стар­ших дошкольников — наличие элементов осознанно-правильного отношения детей старшей и подготовительной к школе групп к объектам природы, вещам, которые их окружают, наличие зна­ний о природе — понимания элементарных экологических зави­симостей.

Подготовка и открытие экспериментальных площадок по эко­логическому воспитанию в передовых дошкольных учреждениях — важная задача районно-городского управления. При этом оно дол­жно обеспечить их правильное функционирование — развертыва­ние в течение 3 — 4 лет по определенной программе под руковод­ством научного руководителя инновационной деятельности, сбор и обобщение итоговых материалов. Экспериментальная площад­ка, являясь очагом передовых идей, научно-практическим цент­ром, играет важную роль показательного учреждения не только на районном (городском), но и на областном уровне.

Уровень дошкольного учреждения. Организационно-управлен­ческая деятельность детского сада, занимающегося экологичес­ким воспитанием детей, — это система определенных мероприя­тий, комплексная реализация которых приводит к высокому ре­зультату:

• организация зеленой зоны, экологически правильное содер­жание растений и животных в помещении и на территории; со­здание эколого-оздоровительной развивающей среды для детей;

• накапливание и систематизация учебно-наглядного, методи­ческого материала и оборудования;

• проведение непрерывно действующего семинара-практикума для педагогического персонала учреждения;

• пропаганда экологических знаний среди родителей, индиви­дуальная работа с семьей;

• установление связей с различными учреждениями (школой, обществом охраны природы и др.) для взаимодействия по всевоз­можным аспектам экологического образования.

В штате детского сада, занимающегося экологическим воспи­танием, необходимо иметь эколога-специалиста с соответствую­щим образованием, функции которого заключаются в следующем:

• бионадзор за зеленой зоной учреждения, руководство ее пра­вильной, экологически грамотной организацией и содержанием;

• систематическое проведение консультаций (семинара) с пер­соналом учреждения по основам экологии — теоретическое и прак­тическое повышение квалификации и уровня экологической куль­туры воспитателей;

• разработка, подготовка и участие в проведении наиболее слож­ных форм экологической работы с детьми (знакомство с экосис­
темами, комплексные занятия, экскурсии в природу и др.);

• пропаганда экологических знаний.

Корректируя работу учреждения с экологических позиций, эколог не подменяет воспитателя, который остается главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры.

Углубленная работа дошкольного учреждения, ее результатив­ность — это итог скоординированного взаимодействия всего пер­сонала, понимание и выполнение сотрудниками своих специфи­ческих в экологическом воспитании функций. Медсестра и врач совместно с инструктором по физвоспитанию осуществляют эко-лого-оздоровительную работу с детьми. Медсестра следит за под­держанием гигиенических нормативов среды проживания до­школьников. Вместе с воспитателем и физкультурным работни­ком формируют у ребят первоначальные навыки здорового образа жизни. Задачей психолога является создание благоприятной ат­мосферы, проведение в жизнь личностно ориентированного сти­ля взаимодействия взрослых с детьми и их родителями. Вместе с методистом психолог руководит регулярно проводимой диагнос­тикой уровня экологической воспитанности детей, анализ кото­рой позволяет скорректировать работу всего учреждения.

Музыкальный руководитель вместе с руководителем изодея-тельности и воспитателями разрабатывает мероприятия, обеспе­чивающие реализацию эколого-эстетического направления. Важ­ная функция методиста — систематическое проведение семина­ра-практикума, участие в котором позволит воспитателям овла­деть методикой экологического воспитания и совершенствовать­ся в реализации технологий.

Главный «идеолог» всей работы — заведующая детским садом — своевременно ставит и осуществляет организационно-содержатель­ные задачи, координирует связь с внешними учреждениями, со­здает атмосферу всеобщей заинтересованности в работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ». ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Неживая природа — среда жизни растений, животных, человека

МИРОЗДАНИЕ (ВСЕЛЕННАЯ)

Знания. Дети знакомятся с видимыми явлениями Вселенной Вселенная — это множество звезд, которые видны ночью на без облачном небе.

Солнце — это наша огненная звезда: оно ярко светит на безоб лачном небе, с его восходом начинается день, после его заката наступает ночь. Вокруг Солнца вращаются холодные планеты Марс, Венера, Земля и др.

Земля — планета, на которой мы живем. Наша планета — oт ромный шар, окруженный слоем воздуха (небо). Большая часть Земли покрыта соленой водой — океанами и морями. Среди них есть суша — твердые материки, их несколько: Америка, Европа и Азия вместе, Африка, Австралия и Антарктида. На планете Зсмля есть два полюса — Северный и Южный, на них очень холодно они покрыты вечными льдами и снегами.

На суше (на материках) есть равнины (ровные пространства) горы, холмы (невысокие горы), реки и озера (с пресной водой Равнины и горы часто покрыты лесами.

На каждом материке есть разные страны (государства), в кото рых живут разные народы. Наше государство называется России, и ней много городов и деревень, а самый главный город — столп ца — Москва.

У планеты Земля есть Спутник — Луна. Луна — это тоже холод ная планета в форме шара, она меньше Земли, вращается вокруг нее. На Луне нет воды, воздуха, тепла, поэтому там не живут| растения, животные, люди.

Луну видно ночью на безоблачном небе. Она бывает разной, формы: в виде узкого месяца, который постепенно становится шире и превращается в круглую Луну, затем убывает, снова ста новится месяцем и исчезает совсем.

Отношение детей проявляется в форме интереса к сведениям и мироздании: они добровольно включаются в наблюдения за не бом, слушают рассказ взрослого, задают вопросы, отражают впе чатления о Вселенной в рисунках.

ВОДА

Знания. Вода — это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет цвета, запаха и вкуса, поэтому она принимает форму сосу­да, в который налита; становится цветной, если добавить краску; может обрести разный вкус и запах, если добавить соль, сахар, лимон и др. Вода может быть чистой и грязной: чистая — прозрач­ная, грязная — мутная. Вода может быть разной температуры: хо­лодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода может менять свое состояние: на морозе она превращается в лед, при нагревании — в пар. Лед твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Сильный пар можно заметить — он быва­ет, когда вода кипит. Пар легкий, беловатый, клубами поднима­ется вверх, при охлаждении становится каплями воды. Белые об­лака — это большое скопление пара. При резком сильном охлаж­дении пар превращается в снег, иней. Снег падает снежинками, он белый, мягкий, холодный, тает от тепла.

Вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам — растениям, животным, людям. Человеку нужна чистая пресная вода. Такая вода есть в реках, озерах, родниках, под землей.

Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некото­рые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому.

Отношение. У детей развивается познавательный интерес: они с удовольствием участвуют в проведении опытов и игр с водой, сне- гом, льдом, повторяют их самостоятельно в домашних условиях.

ВОЗДУХ

Знания. Воздух есть везде: вокруг нас, в земле, в воде, в пред­метах. Он прозрачный, легкий, незаметный, в нем легко бегать и ходить. Воздух можно почувствовать, когда он движется — дует истер, работает вентилятор. Некоторые животные могут летать по воздуху, они к этому приспособлены. Человек летать не может, он придумал разные приспособления для полета по воздуху: пара­шют, дельтаплан, самолет, воздушный шар.

Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Человеку нужен чистый, свежий воздух, поэтому помещения, где находятся люди, надо проветривать.

Отношение проявляется в познавательном интересе — жела­нии детей участвовать в проведении опытов с воздухом, в разных in pax по его обнаружению.

ПОЧВА И КАМНИ

Знания. Дети знакомятся с почвами — землей, песком, глиной и их свойствами. Земля темная (черная, серая), рассыпчатая, про пускает воду и становится мокрой и липкой; глина желтая, плохо пропускает воду, сухая — твердая, мокрая — пластичная и лип­кая, принимает любую форму, из нее можно лепить фигуры; пе­сок желтый, рассыпчатый, легко и быстро пропускает сквозь себя воду.

Земля нужна всем растениям, они в ней растут. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям. Их нет в глине и песке.

Дети знакомятся с природными камнями: речными, морски­ми, кусками угля, мела, гранита. Узнают их свойства: речные и морские камни твердые, крепкие, разной формы, цвета и вели­чины; морские камни всегда гладкие и округлой формы — таки­ми их сделало море — постоянное движение волн. Камни можно найти в земле и в воде, мокрые камни красиво блестят. Уголь черный, твердый, но хрупкий, пачкается, им можно рисовать. Уголь находится глубоко в земле, его специально добывают шах­теры. Он хорошо горит и дает много тепла. Уголь нужен заводам и электростанциям. Мел белый, твердый и хрупкий — легко лома­ется, пачкается, им можно рисовать. Мел получают из горной породы. Гранит очень твердый камень, пестрый, разной окраски. Его добывают в горах, обрабатывают, шлифуют — он становится гладким, блестящим, красивым. Гранитные плиты очень прочные, долго не разрушаются, их используют в строительстве зданий, памятников.

Отношение выражается в познавательном интересе детей к прак­тическим опытам с разными почвами и камнями, в доброволь­ном участии в коллекционировании камней, в рисовании на ас­фальте.

СЕЗОНЫ

Знания. Дети знакомятся с комплексом характерных явлений в неживой природе и их изменений в разные сезоны.

Осень: день постепенно становится короче, а ночь длинней; уменьшается количество света и тепла, нарастают прохлада и хо­лод; часто бывают низкая облачность и моросящие дожди. Такие условия — постепенное уменьшение света и тепла — влияют на растения и животных, они меняют свое состояние и образ жизни в преддверии зимы: травы" вянут, деревья и кустарники сбрасывают листву; животные по-разному готовятся к зиме: одни откармлива­ются и устраиваются на спячку, другие делают запасы кормов.

Зима: ночь длинная, а день короткий, солнце на небе высоко не поднимается — дает мало света и тепла. Холодно, мороз, небо час­то серое, облачное, идет снег, иногда бывают вьюга, метель. Расте­ния и животные приспособились к суровым условиям зимы: дере­вья и кустарники замерли, стоят без листьев, не растут; травы завяли, но под землей у них сохранились корни и корневища; живот­ные зимуют по-разному — одни находятся в спячке, другие пита­ются запасами, третьи активны, отыскивают или добывают пищу.

Весна: заметно увеличивается день и укорачивается ночь. Солн­це светит ярко, поднимается на небе все выше, с каждым днем дает больше света и тепла. Тает снег, лед, бегут ручьи, реки выхо­дят из берегов. Условия для жизни растений и животных становят­ся с каждым днем лучше: набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, оживают насеко­мые, возвращаются перелетные птицы, пробуждаются и стано­вятся активными лесные животные. Все готовятся выводить по­томство.

Лето: день длинный, ночь короткая, много света и тепла, солн­це в полдень поднимается высоко над головой, идут теплые дож­ди, бывают ливни с грозами, иногда после дождя появляется на небе радуга. Прекрасные условия для жизни растений и животных. Все кругом зеленое, много цветов, насекомых, птиц. Лесные жи­вотные растят свое потомство.

Отношение детей выражается в познавательном интересе — они с удовольствием участвуют в наблюдениях за сезонными измене­ниями природы, отражают их в календаре; в эстетических пере­живаниях — замечают красоту природы в разное время года, са­мостоятельно отражают ее в рисунках. Охотно слушают короткие музыкальные и литературные произведения на эти темы, рассмат­ривают произведения художников (живопись, графику, фотоил­люстрации в книгах).

2. Многообразие растений и их связь со средой обитания

КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ

Знания. Дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, произрастающих в группе, узнают их названия, харак­терные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: всем растениям нуж­ны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допуска­ет охлаждения.

Комнатные растения имеют определенное строение: у них ecu. корень, стебель, листья, иногда цветы. Корень (а у некоторых и стебель) находится в земле; корень всасывает из нее воду и пита тельные вещества, дышит воздухом, удерживает растение от па дения. По стеблю питательные вещества и влага поднимаются к листьям и цветам. Листья чаще всего зеленые, их много, ими ра­стение поглощает свет, дышит. Все органы нужны растениям, поэтому их нельзя повреждать, ухаживать надо осторожно. Ком­натные растения человек специально разводит для эстетического наслаждения, для того чтобы в помещении стало красиво. Каждое из них красиво по-своему: листьями, стеблями, цветами. Все рас­тения красивы, если они в хорошем состоянии, растут, цветут. Красота комнатных растений достигается созданием для них хо­роших условий. Комнатные растения могут плохо себя чувствовать (в этом случае они плохо выглядят), если не удовлетворяются их потребности: бледная окраска листьев, вытянутые стебли бывают при недостатке света; сохнут при недостатке влаги; вянут и гиб­нут при обморожении; не растут (не дают новых листьев, побе­гов), не цветут при недостатке питательных веществ в почве.

Комнатные растения имеют неодинаковые потребности, их строение приспособлено к разным условиям жизни. Влаголюби­вые растения имеют тонкие листья, их следует часто поливать. Засухоустойчивые растения имеют мясистые листья, утолщенные стебли, в которых запасают влагу, их следует поливать редко. Све­толюбивые растения ярко-зеленой окраски, яркого рисунка, их следует размещать на окне, ближе к свету. Теневыносливые расте­ния чаще всего имеют темную окраску листьев, их можно разме­щать вблизи окна, недалеко от него.

Отношение. У детей развивается познавательный интерес — они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в кол­лективных наблюдениях, делают зарисовки в календаре, задают вопросы, слушают рассказы воспитателя. Развиваются эстетичес­кие чувства: умение замечать и оценивать привлекательные каче­ства комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вью­щихся стеблей, цветущего растения. Дети замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы; охотно уча­ствуют в украшении помещения — в расстановке растений, каш­по, ваз со срезанными цветами, ветками, изображают их в рисун­ке, аппликации.

Развивается понимание состояния комнатных растений как живых существ: дети могут заметить их неблагополучие (засыхаю­щие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнару­жить недостаток условий для их жизни (сухую землю, малую осве­щенность). Дети сочувствуют растению: сообщают воспитателю о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу за растениями; помогают при их пересадке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.059 с.)