Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи экологического воспит дошкол

Поиск

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ИЗО

Народное д.п.и. и его место в доу

Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны неотемлемая

часть социальной культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги российским людям. Оно воспи-

тывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гар-

монично развитой личности. Художественные произведения, созданные

народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение

видеть и понимать окружающий мир.

Предметы народного творчества многообразны. Это могут быть игрушки из

дерева, глины, посуда, ковры, кружево, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несёт в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей и взрослых.

Велика роль детских садов, где успешно ведётся работа по ознакомлению

детей с образцами народного творчества.

Н.Д.П.И. должно войти в быт детского сада, радуя детей, расширяя их понятия, воспитывая художественный вкус. Детский сад должен быть оснащён достаточным количеством предметов народного творчества: дымковские, каргопольские, калининские, богородские игрушки, декоративная посуда Гжель, изразцы.

Знакомство детей с декоративным искусством должно начинаться с 1-ой

младшей группы детского сада. В лепке дети украшают изделия, используя палочки, колпачки от фломастеров, стеки или делают углубления пальцем.

Красками наносят кружочки, точки, полоски, украшая наряды барышней, передники и платки матрёшек. Очень любят украшать животных, нарисованных взрослым на листе бумаги (лошадки, козлы, олени, индюки, уточки и т.п.)

Знакомство с игрушками проходит в виде игр, во время которых воспитатель спрашивает детей о том, что изображает тот или другой предмет. Предлагает расставить игрушки в определённом порядке, построить дом для матрёшки, лесенку, мостик. Малышам нравятся матрёшки и гладкие точёные игрушки, поэтому они с удовольствием включаются в игру. Особенно им нравится, когда на столе много игрушек.

Одна или две – почти не привлекают внимание ребёнка, интерес к ним быстро пропадает. Играя с матрёшками они говорят воспитателю, что матрёшек много, они большие и маленькие; у матрёшек есть глаза, нос, красивые платки; а у птиц отмечают: голова круглая, а хвост длинный. Знакомя детей с игрушками, воспитатель каждый раз ставит перед ними новые задачи. Например: матрёшки и ёлочки: дети сравнивают и находят ёлку по размеру или за большую ёлку прячут маленькую матрёшку.

Таким образом, играя с матрёшками, дети учатся определять форму и размер, решать поставленные перед ними задачи и запоминать способы их решения. Повторюсь, что в первой младшей группе народные игрушки используются в основном для игр. Однако, чтобы привлечь детей к данному виду деятельности, на занятиях показывает им способы лепки. Например: воспитатель говорит: «У меня есть кукла и птичка, мы с ними играли. А сейчас я из глины сделаю ещё одну куклу и ещё одну птичку. Посмотрите, как я буду их лепить. Дети хорошо понимают назначение игрушек, но лучше всего начинать с деревянных, они наиболее удобны для игр и понятны детям данного возраста. Это матрёшки, точёные шарики, мисочки-вкладыши, точёные грибочки, птицы, уточки и т.п.

Декоративной лепки и рисования в группе ещё нет, но склонность к украшению своих изделий у детей уже наблюдается.

Примерные занятия, связанные с декоративным оформлением:

-лепка: «Красивое печенье для кукол», «Пряник для мишки», «Украсим столбики для забора», «Колёсики для пирамидки», «Лепка кукол из двух шариков».

- рисование: «Украсим передник для матрёшки», «Украсим платье для

барышни», «Вот индюк нарядный», «Разноцветные лошадки» и т.п.

Очень нравится детям сказка, сделанная из глины «Волк и семеро козлят», а так же птички – свистульки, карусели и многое другое. Книга «Дарума и Ванька – встань ка», которую мы используем на занятиях, является любимой детьми. Яркие иллюстрации, нужные стихи очень помогают детям познакомиться и узнать о таком прекрасном народно – декоративном искусстве.

 

Развитие речи

Математика

Преемственность ДОО и школы

Как показывает анализ современных программ по ма­тематике для первого класса и детского сада, в их содер­жании достигнута значительная преемственность. Харак­терно, что программы строятся на теоретико-множественной основе. Центральным понятием, с которым знакомятся дети и в детском саду, и в школе, является множество, а основным методом обучения - метод одновременного изу­чения взаимообратных действий.

В программе по математике условно можно выделить пять разделов:

- знания о количестве и счете,

- размере,

- форме,

- про­странстве,

- времени.

Усвоение программы, как подчерки­валось раньше, обеспечивает выпускникам дошкольных уч­реждений уверенное овладение математикой в школе. Так, для усвоения знаний первой темы программы в первом клас­се «Десяток» дети имеют достаточный уровень знаний. Они умеют хорошо считать предметы, звуки, движения, хоро­шо усвоили названия, последовательность и обозначение первых десяти чисел натурального ряда. Формирование по­нятия числа и арифметических действий над ними осуще­ствлялось в детском саду и продолжается в первом классе на основании практических операций с разными конечны­ми множествами. Этому способствует опыт, приобретенный детьми ранее.

В первом классе идет дальнейшее углубление знаний об отношениях между смежными числами натурального ряда, закрепляются навыки установления взаимооднозначного со­ответствия между элементами двух множеств накладывани­ем, прикладыванием и сравнением чисел.

В детском саду уделяется внимание развитию специаль­ной терминологии: названиям чисел, действий (прибавле­ния и отнимания), знаков (плюс, минус, равно). В школе углубляется процесс обогащения речи детей специальны­ми терминами. Дети усваивают названия данных и иско­мых, компонентов действий сложения и вычитания, учат­ся читать и записывать самые простые выражения и т.д.

Важное значение для изучения школьного курса мате­матики имеет своевременное ознакомление дошкольни­ков с арифметическими задачами и примерами. Выпуск­ники детских садов уже усвоили математическую сущ­ность задачи, понимают значение и содержание вопросов задачи, правильно отвечают на них, выбирают и аргу­ментируют выбор арифметического действия. В детском саду начинается, а в первом классе продолжается усвое­ние детьми таблицы сложения и вычитания в пределах десяти на основе знаний состава числа из двух меньших. Кроме того, в первом классе дети знакомятся с отдель­ными случаями сложения и вычитания, когда одно из числовых данных равно нулю.

Изучая тему «Десяток», первоклассники углубляют свои знания о геометрических фигурах, и прежде всего о много­угольниках (треугольниках, четырехугольниках и т.д.) и их элементах (стороны, углы, вершины). Начальные зна­ния об этом получены в детском саду. Они уже умеют выде­лять форму окружающих предметов, используя при этом геометрическую фигуру как эталон. Опираясь на матери­альные объекты вокруг, модели и изображения фигур, дети сравнивают, сопоставляют фигуры между собой, а это спо­собствует развитию индуктивного и дедуктивного мышле­ния, формирует умения делать простейшие выводы. Осо­бенно важно в этом возрасте — обеспечение целенаправ­ленного и достаточно полного для этого уровня познания анализа фигуры, на основе которого выделяются существен­ные признаки и происходит абстрагирование от несуще­ственных.

Первоклассники учатся выделять прямые и непрямые углы, чертить отрезки разной длины, изображать геомет­рические фигуры в тетрадях в клетку. Готовились они к этому еще в детском саду.

Положительно влияют на формирование знаний о числе представления детей о непрерывных величинах, что пре­дусмотрено программой детского сада, а также навыки в измерении условной мерой и такими общепринятыми ме­рами, как метр, литр, килограмм. В первом классе дети про­должают измерять протяженность, массу, вместимость, объем. Постепенно, начиная с детского сада и продолжая эту работу в школе, детей подводят к пониманию функци­ональной зависимости между измеряемой величиной, ме­рой и результатом измерения (количеством мер). Все эти знания расширяют понятие о числе, развивают мышление ребенка, его интересы и способности.

В программе первого класса предусматривается дальней­шее углубление знаний о пространственных и временных отношениях.

Как видно из сравнительного анализа программ детско­го сада и первого класса, программные требования образо­вательно-воспитательной работы преемственно связаны меж­ду собой. Дошкольные работники должны хорошо знать тре­бования школы, при этом не только объем, содержание знаний, но и их качественные особенности - государствен­ный стандарт: какого характера знания и умения необходи­мы первокласснику. Вместе с этим очень важно, чтобы учи­теля школ достаточно четко представляли себе уровень подготовки детей к школе. В таком случае учитель будет знать, на что ему опираться, от чего отталкиваться, начиная ра­боту по программе первого класса.

Преемственность, как подчеркивает А.М. Леушина, за­ключается совсем не в том, есть ли в «Программе детского сада» понятие «трапеция» или «обратная задача», а в том, умеет ли ребенок анализировать данную фигуру и задачу, выделять в них существенные черты и обобщать их.

В последние годы педагогика все чаще обращается к про­блемам методики обучения математики. Прорабатываются пути усовершенствования преемственности именно в воп­росах методики. В исследованиях Г.С. Костюка, Н.Н. Поддьякова, А.М. Леушиной, Т.В. Тарунтаевой и других учитыва­ются психологические механизмы формирования учебной де­ятельности ребенка, а также такие, которые относятся к природе и образованию у него элементарных представлений о размере, количестве, числе.

Новые методики разрабатываются соответственно с воз­растными особенностями дошкольников, их потребностью в игре, двигательной активности. Исходя из этого, в мето­дических рекомендациях к работе со старшими дошкольни­ками и учениками первых классов широко используются дидактические игры, двигательные игры, наглядное моде­лирование разных количественных отношений, реальные практические действия, например с конкретными множе­ствами, величинами: измерение, создание сериационных ря­дов и транзитивных отношений. Разработка и эксперимен­тальная проверка методик опираются на данные о психоло­гической диагностике динамики общего интеллектуального развития старших дошкольников, а также на результаты изу­чения состояния их здоровья, работоспособности и утомля­емости.

Обучение детей началам математики строится так, чтобы, прежде всего, на основании действий с конкретными множествами и формирования у детей знаний об общих характеристиках формы, размере и количестве, потом учить их считать, измерять, прибавлять и вычитать.

Весьма ценно в этих методиках то, что дети не просто получают определенную сумму знаний по математике, а и значительно повышают уровень общего умственного развития: приобретают умения и навыки воспринимать и понимать инструкцию воспитателя, использовать ее в про­цессе работы, выполнять работу качественно и контро­лировать результаты соответственно образцу. Значительные сдвиги происходят и в характере обобщений, в них все больше начинают отражаться существенные связи и отно­шения, например при решении арифметических задач. Осо­бый интерес для методики обучения детей математике пред­ставляют исследования, выполненные под руководством Г.С. Костюка, Н.Н. Поддьякова, В.В. Давыдова, А.М. Пышкало и др. Они показали, что в условиях обучения дети дошколь­ного возраста приобретают умения различать существенные признаки объектов (цвет, форму, размер). Обучение не только ускоряет переход детей от низших к высшим структурам ин­теллектуальной деятельности, но, как считают психологи, является необходимым условием их превращения. Новые структуры не просто приходят извне, они вырабатываются в процессе обучения на основе тех, которые сложились рань­ше по образцам, имеющимся в общественном опыте, усваи­ваемом детьми. Внешняя стимуляция в этом процессе всегда действует через внутреннюю активность ребенка.

Требования к средствам обучения математике

Под средствами обучения понимаются: coвокупности предметов, явлений (В.Е. Гмурман, Ф.Ф. Королев), знаки (модели), действия (П.Р. Атутов, И.С. Якиман­ская), а также слово (Г.С. Косюк, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин и др,), участвующие непосредственно в учебно-воспитательт ном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей. Можно сказать, что сред­ства обучения - это источники получения информации, как правило, это совокупность моделей самой различной природы.

Различают

- материально-предметные (иллюстратив­ные) модели (фи­зические, предметно-математические (прямой и непрямой аналогии) и пространственно-временные);

- идеальные (мысленные) модели (образные и логико-математические модели (опи­сания, интерпретации, аналогии).

Материально-предметные модели: приборы, таблицы, диа­позитивы, диафильмы и др,

Идеальные: дидактические, учебные, методические по­собия.

Учитывая двусторонний характер процесса обучения, А.П. Усова предложила свою классификацию средств обу­чения, выделив в ней деятельность педагога и ребенка.

На этом основании она разделила дидактические средства на две группы:

- первая группа средств обеспечивает деятель­ность педагога и характеризуется тем, что взрослый ведет обучение в основном с помощью слова;

- во второй группе средств обучающее воздействие передается дидактическому материалу и дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач, т.е. наглядности и практическим дей­ствиям ребенка.

Классификация А.П. Усовой соответствует характеристи­ке дидактических средств, которые предложены М.А. Дани­ловым, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным. Эти ученые под средствами понимают то, «с помощью чего обеспечивается передача информации - слово, наглядность, практическое действие».

Основные функции средств обучения:

1) реализуют прин­цип наглядности;

2) репрезентируют сложные абстрактные математические понятия в доступные;

3) ведут к овладению способами действий;

4) способствуют накоплению чувствен­ного опыта;

5) дают возможность воспитателю управлять по­знавательной деятельностью ребенка;

6) увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей;

7) ра­ционализируют, интенсифицируют процесс обучения.

Следу­ет отметить, что эти функции постоянно меняются в связи с совершенствованием теории и практики обучения детей.

Каждое средство обучения выполняет свои определен­ные функции. Так, образ как средство обучения обеспечи­вает в основном развитие личного опыта ребенка, отражен­ного в представлениях. Действие обеспечивает формирова­ние умений и навыков. Слово (воспитателя, ребенка и художественное слово) создает возможность формирования обобщенных представлений, абстрактных понятий. Понятие «образ» несколько шире, чем наглядность. Под ним понима­ются не только разнообразные виды дидактического матери­ала, но и те образы, которые возникают на основе представ­ления памяти (М.Н. Поддьяков). Данная трактовка обуслов­лена тем, что при формировании некоторых абстрактных математических представлений обучение осуществляется на основе прошлого опыта ребенка, т.е. на основе тех образов предметов, явлений, действий, которые закрепились в его со­знании в процессе предыдущей практической деятельности.

цель и содержание математического развития дошкольников

Цель математического развития дошкольников

 

• Всестороннее развитие личности ребенка.

• Подготовка к успешному обучению в школе.

• Коррекционно-воспитательная работа.

 

Задачи математического развития дошкольников

 

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

2. Формирование предпосылок математического мышления.

3. Формирование сенсорных процессов и способностей.

4. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.

5. Формирование начальных форм учебной деятельности.

 

Краткое содержание разделов программы по ФЭМП в ДОУ

 

I. “Количество и счет”: представления о множестве, числе, счете, арифметических действиях, текстовых задачах.

II. “Величина”: представления о различных величинах, их сравнения и измерения (длине, ширине, высоте, толщине, площади, объеме, массе, времени).

III. “Форма”: представления о форме предметов, о геометрических фигурах (плоских и объемных), их свойствах и отношениях.

IV. “Ориентировка в пространстве”: ориентировка на своем теле, относительно себя, относительно предметов, относительно другого лица, ориентировка на плоскости и в пространстве, на листе бумаги (чистом и в клетку), ориентировка в движении.

V. “Ориентировка во времени”: представление о частях суток, днях недели, месяцах и временах года; развитие “чувства времени”.

Музыка

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Цели и задачи экологического воспит дошкол

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач,которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение.

задачи экологического воспитания

-Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.

-Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.

-Прививать практические навыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.

-Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.

-Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов.

Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости, наблюдательности и других положительных качеств.

 

Формы проведения экологического воспитания

В организации любого труда в природе – совместного (воспитателя и ребёнка), плановых дежурств в уголке природы, коллективного на участке и др. – необходимо чёткое выделение трёх этапов:

1) осмотр-наблюдение живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций (выявить необходимость трудовых операций);

2) трудовая деятельность в том наборе и объёме, которые были определены при осмотре;

3) заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов (дать ребёнку почувствовать удовлетворение от своего труда, получить положительные эмоции от проделанной работы).

Огромное значение в развитии экологической культуры дошкольников отводится игре, как ведущему виду детской деятельности. Эта тема важна и ценна по целому ряду причин:

- игра обогащает и развивает личность, поэтому она должна широко использоваться в формировании основ экологической культуры детей, как и в других сферах;

- игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, будут особенно эффективны;

- игра, в определённом смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребёнка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Возможно, поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой. А ведь используя игры с правилами (подвижные, дидактические, словесные), можно хорошо закрепить у детей полученные представления о природе, упражнять в их использовании. В развитии основ экологической культуры также следует использовать сюжетно-ролевые игры, так как их составные компоненты (сюжет, роли, ролевые действия и слова, воображаемая ситуация, игрушки и атрибутика и многое другое) можно использовать при ознакомлении детей с объектами живой и неживой природы, их взаимосвязью. В процессе развития экологической культуры дошкольников можно включать игровые обучающие ситуации (ИОС) – специально продуманные с позиций задач обучения короткие сюжетно-ролевые игры. Особенно эффективны игровые ситуации с героями широко известных сказок, рассказов. При создании игровых ситуаций следует опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях.

Также особое внимание следует уделять такой форме работы, как непосредственно образовательная деятельность (НОД). Данный вид деятельности бывает комплексного, первично-ознакомительного, углубляюще-познавательного и обобщающего типа. У детей формируются обобщённые представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе.

На первично-ознакомительных занятиях дети приобретают сведения о многообразии конкретных явлений природы. Дети приобретаю важные умственные навыки: умению анализировать, сравнивать, выделять характерные особенности растений и животных. Дошкольники усваивают систематизированные знания о закономерных явлениях природы. И это даёт значительный эффект в умственном развитии детей, в частности, в развитии мышления.

Содержание углубляюще-познавательных занятий направлено на выявление и показ детям причинной связи между растениями, животными и внешней средой, с которой они неразрывно связаны благодаря своим потребностям.

Обобщающие занятия проводятся с целью формирования обобщённых представлений об однотипных объектах или однородных явлениях природы. Ставится задача выделить комплекс существенных и характерных признаком объектов. Важным компонентом обобщающих занятий является использование наглядных опор (натуральных предметов, муляжей, картин и пр.).

Комплексный тип занятий является важным для личностного развития старших дошкольников. В занятии на одну тему могут быть объеденены различные задачи и разные виды деятельности. Комплексные занятия имеют свои «сильные» стороны:

1) дети познают явления с различных позиций;

2) происходит частая смена деятельности;

3) одновременно решаются задачи интеллектуального, нравственного, эстетического, экологического развития детей.

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по развитию экологической культуры у детей. По своему содержанию, экскурсии можно разделить на два вида:

1. Природоведческие (познавательные) экскурсии – в парк, лес, на реку, луг.

2. Ознакомление с трудом взрослых – экскурсии в поле, в сад, на огород и т.п.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и, одновременно, с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Также экскурсии играют большую роль в эстетическом воспитании детей, способствуют укреплению здоровья детей и т.д.

Новой формой развития экологической культуры в старшем дошкольном возрасте можно считать природоохранные акции, в которых участвуют сотрудники детского сада, старшие дошкольники и их родители. Акции – это общественно значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы, улучшение условий жизни людей. Это комплексные мероприятия, в которых задействованы различные методы работы. Их значение в развитии экологической культуры чрезвычайно велико: участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание детей, но и на сознание окружающего населения.

Организация предметно-пространственной среды

Предметную среду необходимо проектировать в соответствии с той программой, которая реализуется в образовательном учреждении. Уметь создавать среду должен сам педагог, владеющий знаниями по дошкольной педагогике и психологии. Так, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности развития каждого своего воспитанника, знать группу в целом, чтобы не задерживать дальнейшее развитие детей и вместе с тем не ставить перед ними непосильные задачи (такие задачи могут погасить у ребёнка желание даже попробовать их разрешить, сдерживают развитие познавательного интереса). При отборе предметного содержания развивающей среды важно ориентироваться на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский), то есть на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, не «работает» на развитие).

Известно, что дети одного и того же возраста отличаются друг от друга работоспособностью, выносливостью, вдумчивостью, темпом усвоения материала и т.д. Поэтому и требования к детям не могут быть одинаковыми. Одному ребёнку можно сразу предложить сложное задание, и он с радостью начнёт им заниматься, у другого оно вызовет растерянность. Одному нужны неоднократные повторения, чтобы закрепить необходимые знания, другой всё «схватывает на лету». Чуткие и опытные педагоги учитывают это и насыщают предметную среду содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребёнка (уровней может быть как минимум три: низкий, средний, высокий).

Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории: «сегодня» (тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми); «вчера» (материал исследуемый, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний); «завтра» (содержание, с которым предстоит познакомиться в недалёком будущем).

Эмоциональная насыщенность - неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю всегда надо учитывать. Память ребёнка - это его интерес, так считают психологи. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

Проектируя предметно-пространственную среду, необходимо учитывать потребности ребенка, как в индивидуальной, так и в совместной деятельности. Замечательно, если взрослый вместе с детьми регламентирует количество играющих в каждом уголке с помощью знаков-символов.

При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Так, мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам, они не могут изо дня в день делать одно и то же. Но и девочки, и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

Сходство с домашней обстановкой, присутствие милых ребёнку вещей снимает стрессообразующий фактор, помогает легче адаптироваться к образовательному учреждению. Уголок уединения («маленький дом») - то место, в котором можно побыть одному.

Мебель, оборудование, пособия, используемые во всех помещениях, принадлежащих группе, должны соответствовать требованиям гигиены, правилам охраны жизни и здоровья детей. Стационарная мебель прочно крепятся к стенам и между собой. Острые углы и кромки закругляются, что обеспечивает их гигиеническое содержание и предупреждает травматизм. Все оборудование и заполнение должно соответствовать требованиям

.Правильно подобранная и расставленная мебель, рационально использование пространство групповой комнаты позволяют сэкономить место, создать уют и внести «изюминку» в интерьер.

Правильная организация зоны природы предполагает усвоение работниками дошкольных учреждений экологического подхода к жизни растений и животных и особенностей методики экологического образование детей.

Специфической чертой методики экологического образования дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, «живое» общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача - расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та роль, которая в экологическом образовании отводится созданию зоны природы: рядом с ребенком должны быть сами объекты природы, находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Экологическая среда в детском саду - это, прежде всего, конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается

Животные могут находится, только в экологических комнатах, животные, аквариумы в группах запрещены

В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:

безопасны для жизни и здоровья детей и взрослых (недопустимы ядовитые и колючие растения, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные);

неприхотливы с точки зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные - это «предметная» среда их жизни, которая помогает воспитывать;

хорошее содержание растений и животных не должно отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания).

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть:

) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

) специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;

) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой

Растения и животных, находящихся в детском саду, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая интересные «экологические пространства» для проведения разнообразной педагогической работы. «Экологическое пространство» - это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными «экологическими пространствами» как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы

Главная особенность и преимущество уголка природы - непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками. При наличии даже небольшого пространства уголок природы целесообразно иметь в каждой возрастной группе. Расположить его можно в групповой комнате, раздевальном помещении. Видовой состав растений в уголке природы любой группы не имеет принципиального значения - педагогическую работу можно проводить с теми представителями флоры, которые давно находятся в помещении и хорошо себя чувствуют. Важно, как мы уже говорили, не количество, а ухоженность растений, их благополучное состояние, правильное размещение, красивое оформление. Комнатные растения - это не учебные пособия, а живые существа, которых надо любить и о которых следует заботиться - их сосуществование с человеком взаимовыгодно. И поэтому их не следует подменять искусственными растениями

Кроме постоянных растений в уголке природы могут находиться временные объекты природы, например мини-огород на окне - лук, чеснок, овес и др. культуры, выращиваемые в ящиках в холодное время года. Особенно важны лук и чеснок - витаминная добавка в питание детей. Кроме того, эти растения выделяют фитонциды и тем самым оздоравливают воздух помещения. Весной воспитатель с детьми выращивает цветочную рассаду однолетников для участка, в конце зимы делает выгонку веток

Важно так же дидактическое предметное обеспечение:

приобретение и изготовление разнообразных экологических игр, в том числе с использованием регионального материала, для детей;

комплектацию наглядных пособии (картин, игр, диафильмов, аудио- и видеозаписей и т.п), в том числе на основе регионального материала;

создание библиотеки произведении экологического содержания.

Уголок природы должен быть правильно оборудован - без этого он становится витриной, которая мало используется в педагогическом процессе. Место для труда - это небольшой столик. Столик может быть обычным, или откидным (по типу секретера), или выдвижным. Последние два варианта удобны для небольшого помещения. Необходимы также лейки небольшого размера и с длинными носиками для полива растений (3-4 штуки), фартучки для детей. Все это оборудование не должно нарушать эстетику помещения, поэтому оно хранится в шкафу, тумбе или на закрытой полке, фартучки могут висеть в туалетной комнате.

Помимо уголков природы в помещении детского сада могут быть созданы другие «экологические пространства»: комната или кабинет природы, зимний сад. Это возможно, если имеется отдельное помещение, в котором красиво и с учетом условий, необходимых для жизни растений и животных, можно расставить вольеры с птицами, большие аквариумы с различными водными обитателями или черепахами, большие клетки с курами или кроликами. В разных местах - на полу и стенах, отдельно и в композициях - устраиваются растения. Если это кабинет, то должно быть также место для столов, за которыми дети смогут заниматься. Преимуществом «экологических пространств» являются хорошие условия для растений и животных, а недостатком - трудность содержания и то, что они большую часть времени проводят в одиночестве. Должны быть продуманы организация обслуживания и методика использования в педагогическом процессе и жизнедеятельности ДОУ комнаты природы, зимнего сада.

Можно оборудовать зону природы как Центр науки (природы).

Этот центр является не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. Его можно оформить на специально оборудованном стеллаже или в виде зимнего сада. Основная часть растений размещается в эт<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.244.41 (0.021 с.)