Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возрастаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
(практические занятия). Алгоритм подготовки студентов к занятию. Вопросы для изучения. 1. Ознакомление дошкольников с природой в современных программах. 2. Общая характеристика содержания знаний о природе в программе «Пралеска». 3. Принципы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста. 4. Формирование системных знаний о природе у дошкольников.
Самостоятельная работа студентов по теме. 1. Изучить содержание знаний о природе в программе «Пралеска». Результаты оформить в виде таблицы, где отразить основные направления в содержании знаний детей.
2. Провести сравнительный анализ образовательных программ «Пралеска» и «Детство». 3. Изучить теоретические и биологические основы систематизации знаний о живой природе.
Список литературы для самостоятельного изучения. 1. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И.Бабаевой (и др). – СПб, 1995. – 223 с. 2. Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н.Николаева. – Пермь. – 1992. – 215 с. 3. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько (и др.). – Минск: НИО, Аверсэв, 2007. – 320 с.
Алгоритм проведения занятия. Вызов. Метод «Диаграмма Венна». Реализация метода. 1. Преподаватель предлагает студентам провести сравнительный анализ программ «Пралеска» и «Детство» (СРС№ 2) по основным компонентам содержания знаний о природе для дошкольников. Данный вид деятельности проводится при помощи диаграммы Венна (рис. 1), в основе которой лежит схема перекрещивающихся колец. В общей плоскости кругов отражается общее, присущее всем объектам, явлениям (общее в программе «Пралеска» и программе «Детство»), а в полукругах фиксируется то, что типично для каждого сравниваемого объекта (характерные особенности двух сравнительных программ).
Рис. 1. Кольца Венна. 2. Работа в микрогруппах над программой Венна. 3. Презентация результатов сравнения.
Осмысление Метод «Логическая цепочка» Реализация метода. 1. Преподаватель знакомит с условиями реализации метода (СРС №1): некоторым студентам предлагается выбрать одну из карточек, на которой написано слово (словосочетание), например: «Человек», «Животные», «Растения», «Неживая природа» и др. Эта карточка и ее обладатель является одним из звеньев логической цепочки, которую необходимо выстроить, организовав конструктивное взаимодействие с другими участниками. Карточки выстраиваются по определенному алгоритму, логика построения цепочки обосновывается. На первой карточке написано обобщающее слово (словосочетание), с которого начинается логическая цепочка, дающее название всей цепочке. 2. Участникам предлагается взять на выбор по одной карточке, которые перед началом работы перемешиваются и переворачиваются так, чтобы никто из участников не видел подписей. 3. Далее все участники коллективной деятельности, взаимодействуя, выстраивают логические цепочки. 4. После завершения работы участники поочередно объявляют название цепочки, перечисляя последовательно все звенья цепочки. 5. Преподаватель анализирует полученные результаты, рефлексируя состоявшееся взаимодействие.
Работа в микрогруппах. Реализация метода. Студентам предлагается продолжить работу в парах, обсуждая результаты самостоятельной работы (СРС) № 4), заполнив таблицу.
Методический прием «Сравнение». Реализация методического приема. Преподаватель организует коллективную деятельность по сравнению теоретических и биологических основ систематизации знаний о природе.
Рефлексия. Метод «Заверши предложение» Реализация метода Каждый из участников занятия анализирует, насколько пополнился объем их знаний по данной теме, завершая предложение: «В процессе коллективной деятельности я узнал (а)…..
Второй модуль «Создание условий для ознакомления дошкольников с природой»
2.1. Уголок природы в дошкольном учреждении. Программа темы. Необходимость организации уголка природы, его воспитательно-образовательное значение. Требования к подбору обитателей уголка природы: учет возможностей содержания объектов в условиях жилого помещения, их безопасность для детей. Дидактическая и воспитательная значимость обитателей природы; доступность для наблюдений и труда детей. Требования к размещению объектов уголка природы. Способы организации уголка природы. Постоянные и временные обитатели уголка природы. Подбор обитателей для уголка природы для разных возрастных групп. Подбор комнатных растений. Типичные представители природных зон (субтропиков, тропиков, пустынь), особенности ухода за ними. Растения участка как временные обитатели уголка природы. Подбор рыб для уголков природы разных возрастных групп. Рыбы местных водоемов, теплолюбивые рыбы, их биология, условия содержания. Устройство аквариума, уход за ними. Птицы в уголке природы. Примерный перечень представителей, их биология и условия содержания в уголке природы. Млекопитающие в уголке природы. Примерный перечень представителей, их биология и особенности содержания. Земноводные и пресмыкающиеся в уголке природы. Постоянные и временные обитатели уголка природы. Примерный перечень представителей, их биология и условия содержания в уголке природы. Насекомые в уголке природы как временные обитатели. Примерный перечень представителей, их биология и условия содержания в уголке природы. Оборудование для труда дошкольников в уголке природы.
Задания для самостоятельной работы студентов 1. Подготовить и представить образцы оформления уголков природы в разных возрастных группах (форма представления произвольная: рисунки, фото и др.). Вопросы и задания для самоконтроля. 1. В чем заключается воспитательно-образовательное значение уголка природы в дошкольном учреждении? 2. Каковы требования к подбору и размещению обитателей уголка природы? 3. По каким критериям осуществляется подбор обитателей для уголка природы в разных возрастных группах. 4. Изучить содержание сезонной работы в уголке природы. Результаты представить в таблице «Сезонная работав уголке природы» в разных возрастных группа.
Список литературы для самостоятельного изучения. 1. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с. 2. Мир природы и ребенок / под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998. – 319 с. 3. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н.Николаева. – М.: Новая школа, 1993. – 32 с.
Экологическая комната, экологический музей, лаборатория природы, зимний сад в дошкольном учреждении. Программа темы. Значение экологической комнаты. Требования к помещению, его оформление. Выделение функциональных зон. Требования к подбору и размещению обитателей зоны растений и зоны животных. Принципы отбора и размещения предметов зоны коллекций. Экологический музей в дошкольном учреждении. Значение экологического музея. Устройство экологического музея. Постоянная и временная экспозиция музея. Примерная тематика отделов постоянной и временной экспозиций. Лаборатория природы в дошкольном учреждении. Значение лаборатории. Помещение и оборудование лаборатории. Зимний сад в помещении дошкольного учреждения. Значение зимнего сада. Требования к помещению для зимнего сада. Оснащение и оформление зимнего сада. Подбор растений и животный для зимнего сада.
Задания для самостоятельной работы студентов 1. Разработать конспект занятия в экологическом музее с детьми старшего дошкольного возраста. 2. Составить терминологический словарь по теме занятия.
Вопросы и задания для самоконтроля. 1. В чем вы видите значение экологических пространств в помещении дошкольного учреждения? 2. Как организуется экологическая комната в дошкольном учреждении? 3. Устройство экологического музея. 4. Каково содержание работы с детьми в лаборатории природы и зимнем саду? 5. Составить перечень оборудования для организации познавательно-практической деятельности детей в лаборатории. Список литературы для самостоятельного изучения. 1. Дыбина, О.В., Рахманова, Н.П., Щетинина, В.В. Неизвестное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с. 2. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н.Николаева. – М.: Новая школа, 1993. – 32 с. 3. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста / сост. Г.А.Кудрявцева. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. – 55 с. 4. Рыжова, Н. Блок «Я и природа» / Н.Рыжова // дошкольное воспитание. – 2004. - № 4. – С. 28-35. 5. Система экологического воспитания в ДОУ / авт.-сост. О.Ф.Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 286 с. 2.3. Создание условий для ознакомления детей с природой на участке дошкольного учреждения. Программа темы. Воспитательно-образовательное значение участка дошкольного учреждения. Планировка участка. Требования к планировке и озеленению участка. Виды озеленения участка. Защитные насаждения на участке дошкольного учреждения. Значение защитных насаждений. Требования к ним. Подбор растений. Декоративные древесно-кустарниковые насаждения на участке. Значение и виды декоративных древесно-кустарниковых насаждений. Требования к ним. Подбор растений. Газоны на участке дошкольного учреждения. Значение и виды газонов на участке. Устройство газона. Подбор растений для разных видов газонов. Уход за газонами. Цветники на участке дошкольного учреждения. Значение и виды цветников. Планировка цветника. Требования к подбору растений для цветника. Уход за растениями цветника. Огород на участке дошкольного учреждения. Значение и планировка огорода. Подбор культур для огорода разных возрастных групп. Наиболее распространенные культуры, их биология и агротехника. Плодово-ягодный сад на участке дошкольного учреждения. Значение и планировка плодово-ягодного сада. Подбор плодовых деревьев и кустарников, их биология и особенности ухода за садом в разное время года. Привлечение птиц на участок дошкольного учреждения в разное время года. Устройство кормушек, искусственных гнездований. Создание условий для игр с природными материалами на участках разных возрастных групп в разное время года.
Задания для самостоятельной работы студентов 1. Изучить подбор растений для участка дошкольного учреждения. Результаты отразить в таблице.
Вопросы и задания для самоконтроля. 1. В чем вы видите необходимость создания условий для ознакомления детей с природой на участке дошкольного учреждения? 2. Какие декоративные древесно-кустарниковые насаждения высаживают на участке дошкольного учреждения? 3. Как создаются газоны на участке и осуществляется уход за ними? 4. Определить по 6-10 растений для оформления цветника. Данные внесите в таблицу.
5. Сделайте зарисовки (фото) кормушек для птиц (с комментариями). Список литературы для самостоятельного изучения. 1. Александрова, В.А., Мухин, В.Д., Ракин, А.Ю. Справочник садовода-любителя / В.А. Александрова, В.Д.Мухин, А.Ю.Ракин. – М.: 1984. 2. Вакуленко, В.В.,Труевцева, М.Ф., Декоративное садоводство / В.В.Вакуленко, М.Ф.Труевцева. – М., 1982. 3. Китаева, Л.А. Календарь цветовода / Л.А.Китаева. – Из-во «Нива России», Компания «Евразийский регион», 1997. – 160 с. 4. Мир природы и ребенок / под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998. – 319 с. 5. Пантелеева, Г.П. Эстетика участка дошкольного учреждения / Г.П.Пантелеева. – М. 1982. 2.4. Экологическая тропа, площадка природы, мини-ферма на участке дошкольного учреждения. Программа темы. Значение экологических тропинок. Основные типы экологических тропинок. Критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы. Последовательность создания экологической тропы. Особенности создания экологической тропы на территории дошкольного учреждения. Особенности создания экологической тропы в естественных условиях. Организация работы с детьми на экологической тропе. Значение площадки природы. Требования к выбору места для площадки природы на территории дошкольного учреждения. Ее оборудование в разное время года. Устройство кормушек, поилок, искусственных гнездований. Значение мини-фермы. Помещение для мини-фермы. Подбор животных и их содержание. Оборудование для ухода за животными.
Задания для самостоятельной работы студентов 1. Разработать маршрут экологической тропы с указанием объектов для наблюдений на ней. 2. Описать оборудование площадки природы в один из сезонов года и содержание работы с детьми на ней.
Вопросы и задания для самоконтроля. 1. Кто является автором методических рекомендаций по организации экологической тропы, площадки природы и мини-фермы на участке дошкольного учреждения? 2. Каковы этапы работы по созданию маршрута экологической тропы? 3. Содержание работы с детьми на экологической тропе. 4. Сделайте зарисовку птичьего столба на площадке природы (с комментариями).
Список литературы для самостоятельного изучения. 1. Благосклонов, К.Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки / К.Н.Благосклонов. – М.: МГУ, 1991. – 251 с. 2. Гродобаева, Т. Создание экологической тропы и методика работы по ней / Т.Гродобаева //Дошкольное воспитание. – 1993. - № 7. – С. 19-22. 3. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н.Николаева. – М.: Новая школа, 1993. – 32 с. 4. Рыжова, Н.А. Экологическая тропинка: организация, оформление и содержание работы / Н.А.Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 4. – С. 25-36. 5. Рыжова, Н.А.Развивающая среда для экологического образования: экологические тропинки /Н.А.Рыжова //Дошкольное образование. – Первое сентября. – 2005. - № 21. – С. 11-18. 6. Фистина, И. Альпинарий в детском саду / И.Фистина // Дошкольное воспитание. – 2008. - № 3. С. 106-112.
2.5. Экологические пространства в дошкольном учреждении. (практическое занятие) Алгоритм подготовки студентов к занятию. Вопросы для изучения. 1. Значение экологических пространств в помещении и на участке дошкольного учреждения. 2. Организация уголков природы в разных возрастных группах. 3. Экологическая комната в дошкольном учреждении. 4. Экологический музей, лаборатория природы и зимний сад в дошкольном учреждении. 5. Участок – база ознакомления дошкольников с природой. 6. Экологическая тропа, площадка природы, мини-ферма на участке дошкольного учреждения.
Самостоятельная работа студентов по теме. 1. Изучить способы организации экологических пространств в дошкольном учреждении и на участке. 2. Разработать проекты и презентацию экологических пространств в дошкольном учреждении и на участке.
Список литературы для самостоятельного изучения. 1. Ермакович,В.Д. Летний парк на территории детского сада / В.Д.Ермакович // Дошкольное образование. – Первое сентября, 2005. - № 6. – С.22-23. 2. Марковская,М.М. Уголок природы в детском саду / М.М.Марковская. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с. 3. Мир природы и ребенок / под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 1998. – 319 с. 4. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н.Николаева. – М.: Новая школа, 1993. – 5. Рыжова, Н.А. Создаем макет территории детского сада. Учим бережно относиться к природе / Н.Рыжова // дошкольное образование – Первое сентября, 2002. - № 8 – С.2-3. 6. Рыжова, Н.А. Развивающая среда для экологического образования. – Первое сентября, 2005. - № 21. – С. 11-18. 7. Шибакова, Л. Цветочный огород: проект «Мир удивительных цветов» / Л.Шибакова; Л.Савиных // Дошкольное воспитание, 2006. - № 7. – С. 59-61. 8. Фистина, И. Альпинарий в детском саду / И.Фистина // Дошкольное воспитание, 2008. - № 3. – С. 106-112.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 743; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.114 (0.014 с.) |