Метод «Реконструкция проблем» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод «Реконструкция проблем»



Реализация метода

1. Актуализация знаний студентов по проблеме использования специфических методов экологического воспитания.

2. Преподаватель предлагает студентам обозначить те сложности, которые возникли в процессе изучения специфических методов экологического воспитания дошкольников.

3. Далее на доске составляется общий перечень проблем – вопросов.

4. Студенты распределяются в микрогруппы и работают над пониманием обобщенных трудностей.

5. Коллективное обсуждение вопросов из перечня, представленного на доске.

 

Рефлексия

Методический прием «Обоснование тезиса»

Реализация метода

1. Преподаватель предлагает студентам тезис для его обоснования: «В экологическом воспитании дошкольников используются как традиционные, так и специфические методы»

2. Коллективное обсуждение результатов.

Четвертый модуль

«Формы организации работы по ознакомлению дошкольников с природой»

Занятия как форма ознакомления дошкольников с природой.

Программа темы

Основные формы ознакомления детей с природой. Необходимость использования разнообразных форм организации работы.

Значение и место занятий в системе работы по ознакомлению с природой в разных возрастных группах. Содержание знаний, умений и навыков, формируемых на занятиях, исходя из программы дошкольного образования. Отбор материала для отдельных занятий. Единство воспитательных и образовательных задач, осуществляемых на занятиях по ознакомлению с природой.

Использование разнообразных методов и приемов обучения на занятиях в зависимости от программного содержания, места занятия в системе работы, возраста детей. Виды занятий по использованию основного метода. Типы занятий по их месту в системе работы. Требования к организации и проведению природоведческих занятий. Связь занятий с другими формами работы.

 

Задания для самостоятельной работы студентов.

1. Составить перечень методической литературы в помощь воспитателям по организации и проведению с детьми природоведческих занятий.

2. Подготовить письменное сообщение, в котором показать линии усложнения содержаний знаний о природе от группы к группе (подраздел программы по выбору).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какое значение имеют занятия в системе природоведческой работы с дошкольниками?

2. Какие умения и навыки формируются у детей на природоведческих занятиях?

3. Какие вы знаете виды и типы занятий по ознакомлению дошкольников с природой?

4. Составить структурно-логическую схему «Связь занятий с другими формами работы».

Список литературы для самостоятельного изучения.

1. Анисимова, С. Космос: Конспекты занятий для дошкольников / С.Анисимова // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С. 22-28.

2. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология / В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. – Воронеж: ЧП Лакаценин С.С., 2006. – 128 с.

3. Ладутько, Л. Времена года: Занятия в детском саду / Л.Ладутько // Пралеска. – 2002. - № 1. – С. 15-24, 29-35.

4. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998 – 319 с.

5. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического воспитания детей / С.Н.Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

6. Нифадьева, Л.А. Познаем человека / Л.А.Нифадьева. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2000. – 42 с.

7. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста / С.Н.Теплюк. – М.: Гуманит. изд. центр Владис, 2001.

8. Пралеска: Программа дошкольного образования / Е.А.Панько и (др). – Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.

 

Занятие как форма ознакомления дошкольников с природой

(практическое занятие)

Алгоритм подготовки студентов к занятию

Вопросы для изучения

1. Место занятий в системе работы по ознакомлению детей с природой.

2. Разнообразие методов и приемов обучения на занятиях.

3. Типы занятий по ознакомлению детей с природой.

4. Требования к организации и проведению природоведческих занятий.

 

Самостоятельная работа студентов по теме.

1. Составить аннотацию на методическую литературу (см. СРС № 1 к теме 4.1).

2. На основе анализа любого конспекта занятия по ознакомлению детей с природой выделить методы и приемы работы с детьми (конспект приложить).

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Анисимова, С. Космос: Конспекты занятий для дошкольников / С.Анисимова // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 4. – С. 22-28.

2. Волчкова, В.Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология / В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. – Воронеж: ЧП Лакаценин С.С., 2006. – 128 с.

3. Ладутько, Л. Времена года: Занятия в детском саду / Л.Ладутько // Пралеска. – 2002. - № 1. – С. 15-24, 29-35.

4. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998 – 319 с.

5. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического воспитания детей / С.Н.Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

6. Нифадьева, Л.А. Познаем человека / Л.А.Нифадьева. – Могилев: МГУ им. А.А.Кулешова, 2000. – 42 с.

7. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста / С.Н.Теплюк. – М.: Гуманит. изд. центр Владис, 2001.

8. Пралеска: Программа дошкольного образования / Е.А.Панько и (др). – Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.

 

Алгоритм проведения занятия

Вызов

Метод «Мозговой штурм»

Реализация метода

1. Преподаватель задает вопрос: Какое место занимают занятия в системе работы по ознакомлению детей с природой?

2. Работа над вопросом индивидуально.

3. Работа над вопросом в парах.

4. Далее преподаватель поочередно предлагает каждой группе дать свои ответы на поставленный вопрос, по ходу фиксирует на доске неповторяющиеся идеи.

5. Преподаватель обобщает и систематизирует высказанные идеи.

 

Осмысление

Метод «Концептуальная таблица»

Реализация метода

1. Преподаватель предлагает студентам по результатам СРС № 1 заполнить концептуальную таблицу

 

Ф.И.О. автора, название пособия, выходные данные   Краткая аннотация
   

 

2. Коллективная деятельность по заполнению концептуальной таблицы.

 

Работа в группах

1. Студенты работают в группах по следующей проблематике:

· определить разнообразие методов и приемов обучения детей на природоведческих занятиях в разных возрастных группах и подготовить для представления всей группе (форма представления материала по выбору студентов);

· обсудить конспекты (СРС № 2), подготовить для представления от группы дополненные схемы «методы и приемы ознакомления детей с природой на занятиях».

2. Обсуждение результатов работы, осмысление сущности комплексного

использования методов и приемов на занятиях.

 

Методический прием «Визуализация результатов работы»

Реализация метода

1. Работа над визуализацией итогов работы в группах.

2. Составление на доске общей схемы «Методы и приемы ознакомления детей с природой на занятиях в разных возрастных группах».

 

Метод «Думай – Делись на пары – Делись мнением»

Реализация метода

1. Обсуждение вопроса № 4 по теме занятия в парах и четверках, подготовка конечного варианта ответа от группы.

2. Защита результатов работы группы, ответы на вопросы, аргументация своих выводов.

 

Методический прием «Визуализация результатов работы»

Реализация методического приема

1. Работа над следующей проблемой. Типы занятий по ознакомлению детей с природой, их характеристика. Составление структурно-логической схемы.

2. Составление на доске общей структурно-логической схемы.

 

Рефлексия

Метод «Итоговая рефлексивная беседа»

Реализация метода

1. Преподаватель организует итоговую рефлексивную беседу, направленную на осознание студентами разнообразных методов ознакомления детей с природой, типов занятий с детьми, требований к проведению занятий.

2. Участники беседы обобщают полученную информацию, пополняя объем знаний по изучаемой теме.

 

Занятие как форма ознакомления дошкольников с природой

(лабораторное занятие)

Алгоритм подготовки студентов к занятию

Вопросы для изучения

1. Единство воспитательных и образовательных задач на занятии.

2. Виды занятий по ознакомлению детей с природой.

3. Особенности организации и руководства деятельностью детей на занятиях в разных возрастных группах.

 

Самостоятельная работа студентов по теме

1. Проработать в программе «Пралеска» подраздел «Человек и природа» с целью изучения образовательных и воспитательных задач в процессе ознакомления детей с природой.

2. На основе методической литературы составить конспект занятия по ознакомлению детей с природой (вид, тема занятия и возрастная группа по выбору).

3. Разработать конспект нетрадиционного занятия по ознакомлению дошкольников с природой.

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Демкина, Н. Морской мир: цикл занятий для младшей группы / Н.Демкина // Дошкольное воспитание. – Первое сентября. – 2002. –

№ 8. – 10 с.

2. Зенина, Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т.Н.Зенина. – М.: Пед об-во Россия, 2007. – 64 с.

3. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: сценарии занятий / Н.В.Коломина. – М.: Сфера, 2004. – 144 с.

4. Ладутько, Л. Времена года: занятия в детском саду / Л.Ладутько // Пралеска, 2002. - № 1 – С. 15-24, 29-35.

5. Ларионенко, А. Рыбка зовет на помощь: игровое занятие по экологии для детей 5-6 лет / А.Ларионенко. – Дошкольное образование – Первое сентября. – 2002. - № 8. – С. 5-6.

6. Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учеб. метод. пособие для воспитателей детского сада / Л.П.Молодова. – Мн.: Асар, 1995. – 128 с.

7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в деском саду: работа с детьми средних и старших групп детского сада / С.Н.Николаева. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.

8. Пралеска: Программа дошкольного образования / Е.А.Панько и (др). – Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.

 

Алгоритм проведения занятия

Вызов

Метод «Концептуальная таблица»

Реализация метода

1. Преподаватель предлагает по результатам самостоятельной работы (СРС № 1) заполнить концептуальную таблицу

 

Возрастная группа Образовательные задачи Воспитательные задачи
«Малыши»    
«Почемучки»    
«Фантазеры»    

 

2. Коллективная деятельность по заполнению концептуальной таблицы.

 

Метод «Мозговой штурм»

Реализация метода

1. Преподаватель задает вопросы (СРС № 2):

· Какие виды занятий по ознакомлению детей с природой вы знаете?

· Из каких структурных частей состоят занятия?

· Каково назначение каждой части занятия?

· Какие компоненты являются обязательными в структуре конспекта занятия?

2. Работа над вопросами индивидуально.

3. Работа над вопросами в парах.

4. Далее преподаватель поочередно предлагает каждой группе дать свои ответы на поставленные вопросы, по ходу фиксирует на доске неповторяющиеся идеи.

5. Затем преподаватель обобщает и систематизирует высказанные идеи.

 

Осмысление

Метод «Презентация»

Реализация метода

1. Студенты поочередно зачитывают конспекты нетрадиционных занятий по результатам СРС № 3.

2. Далее происходит обсуждение результатов индивидуальной работы по вопросам:

· вид нетрадиционной формы занятия;

· доступность содержания;

· педагогическая ценность занятия;

· особенности руководства:

а) на подготовительном этапе;

б) в ходе занятия.

· характер оценки деятельности детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.048 с.)