Метод «Интеллектуальные качели» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод «Интеллектуальные качели»



Реализация метода

1. Преподаватель называет метод, раскрывает его суть. Интеллектуальные качели – это тот метод, который предполагает ведение оперативной беседы по актуальной теме.

2. Преподаватель предлагает вопрос: «Считаете ли вы, что формы организации труда детей имеют специфику в разных возрастных группах?

3. Обращаясь к тому или иному участнику взаимодействия преподаватель предлагает ему высказаться по поводу предложенного вопроса. От одного участника к другому педагог передает эстафету «раскачивая качели»

4. Далее преподаватель подводит итоги беседы, обобщает, уточняет, конкретизирует ее результаты.

 

Метод «Концептуальная таблица»

Реализация метода

1. Преподаватель предлагает по результатам СРС № 1 заполнить концептуальную таблицу.

 

Содержание труда в природе
Возрастная группа Уход за растениями Уход за животными
Малыши    
Почемучки    
Фантазеры    

 

2. Коллективная деятельность по заполнению концептуальной таблицы.

 

Методический прием «Визуализация результатов работы»

Реализация метода

1. Работа над следующей проблематикой «Особенности руководства трудом детей в природе в разных возрастных группах»

2. Демонстрация приемов руководства разными формами организации труда детей в уголке природы.

3. Составление на доске итоговой таблицы.

 

Возраст- ная группа Постанов- ка цели Подготов- ка оборудова- ния Распреде- ление обязаннос- тей Приемы обучения труду   Соответ- вие резуль. труда и цели Форма поведения итогов труда
Малыши            
Почемучки            
Фантазеры            

 

Реализация

Метод «Итоговая рефлексивная беседа»

Реализация метода

1. Преподаватель организует итоговую рефлексивную беседу, направленную на осознание студентами педагогической ценности труда в природе.

2. Участники беседы обобщают полученную информацию, пополняя объем знаний по изучаемой теме.

 

Эксперимент как метод ознакомления детей с природой

Программа темы

Значение эксперимента. Виды эксперимента. Структура эксперимента. Требования к проведению экспериментов. Методика проведения экспериментов: постановка познавательной задачи, ее обсуждение, создание условий, активное участие детей в проведении эксперимента, фиксация последовательных изменений в ходе эксперимента, подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Подготовить письменное сообщение на тему «Значение эксперимента в умственном воспитании дошкольников»

2. Сделать аннотацию на пособие Ивановой А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». – М.: Сфера, 2004. – 56 с.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается сущность понятия «эксперимент как метод обучения»?

2. Какие виды экспериментов проводятся с дошкольниками?

3. Какие требования предъявляются к проведению экспериментов?

4. Подготовить список литературы по теме занятия.

5. На конкретном примере покажите методику проведения эксперимента (тема и возрастная группа по выбору).

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Барабанщикова, Е. Объект исследования – муравей / Е.Барабанщикова // Обруч. – 2003. - № 4 – С. «8031.

2. Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Гахмакова, В.В.Щетинина. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Иванова, А.И. Методика организация экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – М.: Сфера, 2004. – 56 с.

4. Ладутько, Л. Неживая природа: Примерное планирование и занятия / Л.Ладутько // Пралеска. – 2004. - № 2. – С. 41-50.

5. Мир природы и ребенок / под ред.Л.М.Маневцовой, Г.П.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998. – С. 144-150.

6. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / С.Н.Николаева. – М.: Пед. об-во России, 2003. – 80 с.

7. Оглоблина,И.Ю. Проблема ознакомления с неживой природой детей старшего дошкольного возраста / И.Ю.Оглоблина // Пачатковае навучанне: сям я, дзіцячы сад, школа. – 2003. – С. 26-32.

8. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста / сост. Г.А.Кудрявцева. – Мозырь: ООО «Белый ветер», 2005. – 55 с.

9. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду / О.А.Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 104 с.

10. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /под ред. Н.Н.Подьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1988.

 

Эксперимент как метод ознакомления детей с природой

(лабораторное занятие)

Алгоритм подготовки к занятию

Вопросы для изучения

1. Понятие и сущность эксперимента как метода ознакомления детей с природой.

2. Структура эксперимента.

3. Методика проведения экспериментов.

 

Самостоятельная работа студентов по теме

1. Изучить список литературы по теме занятия 3.12.

2. Проработать программу «Пралеска» и определить содержание задач, которые можно решить с помощью метода эксперимента.

3. Разработать конспект, подготовить необходимый материал для демонстрации эксперимента в аудиторных условиях (тема эксперимента и возрастная группа по выбору).

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Барабанщикова, Е. Объект исследования – муравей / Е.Барабанщикова // Обруч. – 2003. - № 4 – С. «8031.

2. Дыбина, О.В. Неизвестное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В.Дыбина, Н.П.Гахмакова, В.В.Щетинина. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

3. Иванова, А.И. Методика организация экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – М.: Сфера, 2004. – 56 с.

4. Ладутько, Л. Неживая природа: Примерное планирование и занятия / Л.Ладутько // Пралеска. – 2004. - № 2. – С. 41-50.

5. Мир природы и ребенок / под ред.Л.М.Маневцовой, Г.П.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998. – С. 144-150.

6. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / С.Н.Николаева. – М.: Пед. об-во России, 2003. – 80 с.

7. Оглоблина,И.Ю. Проблема ознакомления с неживой природой детей старшего дошкольного возраста / И.Ю.Оглоблина // Пачатковае навучанне: сям я, дзіцячы сад, школа. – 2003. – С. 26-32.

8. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста / сост. Г.А.Кудрявцева. – Мозырь: ООО «Белый ветер», 2005. – 55 с.

9. Соломенникова, О.А. Экологическое воспитание в детском саду / О.А.Соломенникова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 104 с.

10. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /под ред. Н.Н.Подьякова, Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 1988.

 

Алгоритм проведения занятия

Вызов

Метод «Ассоциация»

Реализация метода

1. Студентам предлагается подобрать 1-2 ассоциации к понятию «эксперимент», «метод обучения - эксперимент»

2. Далее преподаватель предлагает поочередно всем участникам педагогического взаимодействия назвать свои ассоциации и фиксирует по ходу все неповторяющиеся слова на доске, выстраивая ассоциативный ряд по изучаемой проблеме. После того, как студенты высказали свое мнение, педагог произносит свои ассоциации.

3. После составления смыслового ряда рассматриваемых понятий, преподаватель зачитывает его и просит студентов выделить среди всего перечня только те слова, которые наиболее точно отражают сущность изучаемых процессов.

4. В завершении студентам предлагается отрефлексировать, выделить все существенные признаки эксперимента как дидактической категории.

 

Метод «Заверши фразу»

Реализация метода

Преподаватель предлагает студентам завершить фразу:

· Структура эксперимента, как метода обучения включает…

· Первый блок означает…

· Второй блок характеризует…

· Третий блок рассматривается как…

· По характеру используемого материала эксперимент бывает…

· По количеству воздействия факторов…

· По количеству исследуемых объектов…

 

Осмысление

Метод «Концептуальная таблица»

Реализация метода

1. Преподаватель предлагает по результатам самостоятельной работы (СРС № 1) заполнить концептуальную таблицу.

 

Ф.И.О. автора, название источника литературы, выходные данные   Краткая аннотация
   
   

 

2. Коллективная деятельность по заполнению концептуальной таблицы.

Методический прием «Сравнение»

Реализация методического приема

1. Работая в парах, студенты уточняют содержание программных задач, решение которых возможно экспериментальным методом.

2. Затем студенты фиксируют результаты анализа в таблице.

 

  Область знаний о природе Содержание программных задач
Группа «Почемучки» Группа «Фантазеры»
Неживая природа    
Растения    
Животные    

 

3. Преподаватель организует коллективную деятельность по сравнению содержания задач в разных возрастных группах.

 

Метод «Демонстрация»

Реализация метода

1. Студентам предлагается продемонстрировать методику проведения эксперимента в соответствии с разработанным конспектом.

2. Один из участников педагогического взаимодействия демонстрирует эксперимент в условиях «деловой игры» Остальные участники наблюдают и одновременно отмечают: цель эксперимента, его содержание, основные методы и приемы руководства деятельностью ребенка на каждом этапе работы.

3. Обсуждение результатов работы, осмысление сущности методики проведения экспериментов.

 

Рефлексия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.016 с.)