Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в разных возрастных группах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в разных возрастных группах



( практическое занятие)

Алгоритм подготовки студентов к занятию

Вопросы для изучения

1. Содержание знаний о сезонных явлениях в программе «Пралеска».

2. Методика ознакомления младших дошкольников с сезонными явлениями.

3. Методика ознакомления с сезонными явлениями в группе «Почемучки».

4. Формы и методы ознакомления детей с сезонными явлениями в группе «Фантазеры»

 

Самостоятельная работа студентов по теме

1. Изучить программные требования по ознакомлению детей с сезонными явлениями в разных возрастных группах.

2. Составить опорную схему работы по ознакомлению дошкольников с сезонными явлениями.

3. Составить конспект одной из форм работы по ознакомлению дошкольников с сезонными явлениями.

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Валова, З.Г. Ребенок среди природы / З.Г.Валова, Ю.К.Моисеенко. – Мн.: Полымя, 1985. – 112 с.

2. Воспитание дошкольников в труде / под ред. В.Г.Нечаевой – М.: просвещение, 1983. – 208 с.

3. Двенадцать месяцев в году: Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста /сост. И.Л.Кочетова.– Мн.: Полымя, 2000. – 168с

4. Дедулевич, М.Н. Сто тропинок, сто дорог / М.Н.Дедулевич. – Мозырь: Белый ветер, 2005. – 116 с.

5. Ладутько, Л. Весна. Примерное планирование и занятия по теме / Л.Ладутько //Пралеска. – 2003. - № 3. – С. 13-19.

6. Ладутько, Л. Времена года: занятия в детском саду / Л.Ладутько // Пралеска, 2002. - № 1. – С. 15-24, 29-35.

7. Ознакомление детей с природой осенью в группе «Фантазеры» / Н.В.Авсейкова и др. – Мозырь: Белый ветер, 2001. – 36 с.

8. Познаем мир природы: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / авт.-сост. Т.М.марданова. – Мн.: НМ Центр, 2000. – 56 с.

 

Алгоритм проведения занятия

Вызов

Метод «Концептуальная таблица»

Реализация метода

1. Преподаватель предлагает по результатам самостоятельной работы (СРС № 1) заполнить концептуальную таблицу

 

Возрастная группа Содержание знаний о сезонных явлениях природы
«Малыши»  
«Почемучки»  
«Фантазеры»  

 

2. Коллективная деятельность по заполнению концептуальной таблицы.

 

Осмысление

Работа в группах

1. Студенты работают в группах по следующей проблематике:

· Содержание работы по ознакомлению дошкольников сезонными явлениями и подготовить для представления всей группе (форма представления материала по выбору студентов);

· Обсудить свои опорные схемы (СРС № 2), подготовить для представления от группы дополнительные схемы «Система работы по ознакомлению дошкольников с сезонными явлениями».

2. Обсуждение результатов работы, осмысление содержания форм и

методов ознакомления детей с сезонными явлениями.

 

Метод «Презентация»

Реализация метода

Студенты поочередно зачитывают конспекты по результатам самостоятельной работы (СРС № 3). Далее происходит обсуждение результатов индивидуальной работы, методы и приемы фиксируются на доске в графах, соответствующих возрасту детей.

 

Рефлексия

Методический прием «Сравнение»

Реализация методического приема

Преподаватель организует коллективную деятельность по сравнению методов и приемов, используемых для ознакомления детей с сезонными явлениями в разных возрастных группах.

 

Шестой модуль

«Планирование и учет работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой»

6.1. Планирование природоведческой работы в годовом плане дошкольного учреждения

Программа темы

Значение планирования природоведческой работы в дошкольном учреждении.

Содержание и виды планов. Анализ работы дошкольного учреждения по соответствующему разделу за предшествующий год в годовом плане. Основные задачи по совершенствованию природоведческой работы в годовом плане. Планирование организационно-методической работы с воспитателями. Планирование работы с родителями. Планирование работы по созданию предметной развивающей среды для ознакомления с природой и экологическому воспитанию. Планирование контроля за организацией природоведческой работы в дошкольном учреждении.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Изучить годовой план дошкольного учреждения и выделить его структурные компоненты.

2. Представить варианты задач и примерное содержание работы по разделу «Человек и природа» в некоторых разделах годового плана дошкольного учреждения

 

Годовые задачи дошкольного учреждения  
Педсо- вет Работа с кадрами Работа методического кабинета Организация выставок Работа с семьей Руководство и контроль
             

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какое значение имеет планирование природоведческой работы в годовом плане дошкольного учреждения?

2. Какие виды планов имеют место в практике дошкольного учреждения?

3. Какова структура годового плана?

4. Подготовить перечень статей из периодических изданий, учебно-методической литературы по теме занятия за последние пять лет.

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Бондаренко, А.К. Заведующий дошкольным учреждением / А.К.Бондаренко, Л.В.Поздняк. В.И.Шкатулла. – М.: Просвещение, 1984. – 234 с.

2. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К.Ю.Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

3. Казакова, И.Н. Годовое планирование в ДОУ: трудности, ошибки, пути преодоления / И.Н.Казакова. – М.: Сфера, 2005. – 78 с.

4. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 432 с.

5. Потапова, И.В. Планирование работы дошкольного учреждения / И.В.Потапова // Семья и школа. – 2002. - № 3. – С. 6-9.

 

6.2. Перспективное планирование природоведческой работы на сезон

Программа темы

Важнейшие компоненты перспективного плана: отбор из программы основных задач работы на сезон, отбор и определение последовательности освоения содержания знаний, умений и навыков, выделение разделов плана в соответствии с избранной технологией педагогического процесса.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Составить перспективный план работы по ознакомлению дошкольников с птицами (возрастная группа по выбору).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Обоснуйте необходимость перспективного планирования природоведческой работы на сезон.

2. Каковы основные компоненты перспективного плана?

3. В каких разделах плана планируется работа на сезон?

4. Спланировать систему занятий на сезон (сезон и возрастная группа по выбору).

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Воронкевич, О.А. Ч.1: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста / О.А.Воронкевич. – СПб: Детство – пресс, 2004. – 160 с.

2. Голищина, Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет / Н.С.Голищина. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 40 с.

3. Ладутько, Л. Весна. Примерное планирование и занятия по теме / Л.Ладутько //Пралеска. – 2003. - № 3. – С. 13-19.

4. Мир природы и ребенок / под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998. – 319 с.

5. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей группы детского сада /Н.Николаева. – М.:Просвещение, 2002. – 208 с.

6. Птицы: примерное тематическое планирование материала о птицах по разным возрастным группам // Пралеска. – 2004. - № 4. – С. 15-19.

 

 

6.3. Перспективное планирование природоведческой работы на сезон

(лабораторное занятии)

Алгоритм подготовки студентов к занятию

Вопросы для изучения

1. Значение перспективного планирования природоведческой работы на сезон.

2. Варианты перспективного планирования (на один месяц и на сезон).

 

Самостоятельная работа студентов по теме

1. Подготовить эссе на тему «Перспективное планирование как условие оптимизации природоведческой работы с детьми дошкольного возраста».

2. Определить вариант перспективного планирования, составить план и подготовиться к планированию на занятии природоведческой работы на сезон.

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Воронкевич, О.А. Ч.1: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста / О.А.Воронкевич. – СПб: Детство – пресс, 2004. – 160 с.

2. Голищина, Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет / Н.С.Голищина. – М.: Мозаика – Синтез, 2004. – 40 с.

3. Ладутько, Л. Весна. Примерное планирование и занятия по теме / Л.Ладутько //Пралеска. – 2003. - № 3. – С. 13-19.

4. Мир природы и ребенок / под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998. – 319 с.

5. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей группы детского сада /Н.Николаева. – М.:Просвещение, 2002. – 208 с.

6. Птицы: примерное тематическое планирование материала о птицах по разным возрастным группам // Пралеска. – 2004. - № 4. – С. 15-19.

 

Алгоритм проведения занятия

Вызов

Метод «Презентация»

Реализация метода

Студенты поочередно зачитывают эссе по результатам самостоятельной работы (СРС № 1). Далее происходит обсуждение результатов индивидуальной работы, ключевые идеи фиксируются на доске.

 

Осмысление

Работа в группах

1. Студенты работают в группах (с учетом возрастных групп) и

выбранного сезона по следующей проблематике:

· отобрать из программы основные задачи работы на сезон;

· определить последовательность освоения содержания знаний, умений и навыков;

· выделить разделы плана в соответствии с избранной технологией педагогического процесса.

2. Студентам предлагается обсудить свои варианты планов (СРС № 2),

подготовить для представления от группы один совместно

доработанный вариант перспективного плана.

3. Обсуждение результатов работы, осмысление сущности перспективного

планирования природоведческой работы на месяц и сезон.

 

Рефлексия

Метод «Заверши предложение»

Реализация метода

Каждый из участников занятия анализирует, насколько пополнился объем из знаний по данной теме, в какой степени овладел навыками планирования, завершая следующее предложение: «В процессе коллективной деятельности я узнал (а)…»

 

6.4. Календарное планирование природоведческой работы в дошкольном учреждении

Программа темы

Значение календарного планирования. Конкретизация темы. Планирование занятий, их программного содержания. Календарное планирование природоведческой работы в повседневной жизни. Определение содержания деятельности детей в природе в утренний, дневной и вечерний отрезок времени.

Содержание и формы работы учета проведенной работы.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Проанализировать три конспекта занятий по разделу «Человек и природа»

в разных возрастных группах и определить задачи в программном

содержании. Результаты отразить в таблице.

 

Возрастная группа Вид и тема занятия Программное содержание Задачи
Образовательная Развивающая Воспитательная
Малыши          
Почемучки          
Фантазеры          

 

2. Спланировать сетку занятий на месяц в одной из возрастных групп

дошкольного учреждения.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем значение и своеобразие календарного планирования природоведческой работы в дошкольном учреждении?

2. Как осуществляется планирование занятий по разделу «Человек и природа»?

3. Как планируется в календарном плане природоведческая работа с детьми в повседневной жизни?

4. Спланировать в календарном плане индивидуальную работу с ребенком по ознакомлению с природой в повседневной жизни.

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Ладутько, Л. Растения: Планирование по теме для старших дошкольников / Л.Ладутько. //Пралеска. – 2002. - № 7. – С. 34-39.

2. Мир природы и ребенок / под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1988. – 319.

3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

4. Планирование работы дошкольного учреждения: пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.В.Житко, О.П.Жихар, З.В.Кащева, А.М.Сташенкова. – Минск: Універсітэцкае, 2001. – 184 с.

5. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько и (др). – Мн.: НИО «Аверсэв», 2007. – 320 с.

6. Прошкина, И.В. Планирование наблюдений на прогулке в детском саду / И.В.Прошкина. – Мозырь: Содействие, 2007. – 88 с.

7. Работаем по программа «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования / Е.А.Панько и (др.). – Мн.: НИО Аверсэв, 2007. – 304 с.

 

6.5. Календарное планирование природоведческой работы в дошкольном учреждении

(лабораторное занятие)

Алгоритм подготовки студентов к занятию

Вопросы для изучения

1. Календарное планирование: достоинства и недостатки.

2. Планирование природоведческой работы с свободное от занятий время.

3. Содержание и форма учета работы по ознакомлению с природой.

 

Самостоятельная работа студентов по теме

1. Изучить сущность календарного планирования и выявить его достоинство и недостатки.

2. Составить структурно-логическую схему «Планирование содержания природоведческой работы с детьми в повседневной жизни».

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Ладутько, Л. Растения: Планирование по теме для старших дошкольников / Л.Ладутько. //Пралеска. – 2002. - № 7. – С. 34-39.

2. Мир природы и ребенок / под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1988. – 319.

3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для вузов. – М.: Академия, 2002. – 336 с.

4. Планирование работы дошкольного учреждения: пособие для педагогов дошкольных учреждений / И.В.Житко, О.П.Жихар, З.В.Кащева, А.М.Сташенкова. – Минск: Універсітэцкае, 2001. – 184 с.

5. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько и (др). – Мн.: НИО «Аверсэв», 2007. – 320 с.

6. Прошкина, И.В. Планирование наблюдений на прогулке в детском саду / И.В.Прошкина. – Мозырь: Содействие, 2007. – 88 с.

7. Работаем по программа «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспеч. получение дошкольного образования / Е.А.Панько и (др.). – Мн.: НИО Аверсэв, 2007. – 304 с.

 

Алгоритм проведения занятия

Вызов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 678; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.150 (0.261 с.)