Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И семьи в процессе ознакомления детей с природой.

Поиск

Литература: 15, 24, 27, 47, 49, 58, 59, 110, 113.

 

Теоретическое обоснование темы.

Раскройте сущность понятия «взаимодействие детского сада и семьи». Покажите потенциальные возможности семьи в экологическом воспитании дошкольников: пример и авторитет родителей, привлечение детей к труду в природе, игры природоведческого содержания, книги о природе, просмотр диафильмов, слайдов и телепередач о природе и т.д.

Обоснуйте необходимость включения родителей в педагогический процесс дошкольного учреждения по ознакомлению детей с природой.

Опишите формы сотрудничества детского сада и семьи по вопросам экологического воспитания дошкольников. Отметьте нетрадиционные подходы к формам взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

 

Практико-ориентированное задание.

Составьте годовой план работы с родителями по экологическому воспитанию детей одной из возрастных групп.

 

 

Тема 29.

Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по ознакомлению детей с природой.

Литература: 8, 38, 46, 51, 52.

 

Теоретическое обоснование темы.

Изучение темы начните с осмысления понятия «преемственность» и ее значение в работе по природоведению. Дайте общую характеристику программ для учащихся начальной школы и детей старшего дошкольного возраста. На основе анализа этих программ покажите преемственность в содержании природоведческой работы с детьми в первом классе начальной школы и в старшей группе дошкольного учреждения.

Обратите внимание на преемственность в использовании методов и приемов, форм организации работы в дошкольном учреждении и начальной школе. Выделите условия и пути установления преемственных связей между школой и дошкольным учреждением в работе по ознакомлению с природой.

 

Практико-ориентированное задание.

Разработайте план совместных экологических мероприятий для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (на учебный год).

 

Тема 30.

Организация работы с календарями природы

И дневниками наблюдений в детском саду.

 

Литература: 12, 47, 57,

60, 61.

 

Теоретическое обоснование темы.

Покажите значение фиксации наблюдаемых явлений природы в развитии ребенка. Отметьте разнообразие способов фиксации наблюдений. Более подробно осветите содержание работы по ведению календаря природы и дневников наблюдений в разных возрастных группах. В контрольной работе представьте описание разных форм дневников и календарей природы, а также методику из ведения. Обоснуйте различие между календарем природы и календарем погоды. Раскройте возможности использования календарей природы в педагогическом процессе ознакомления дошкольников с природой.

 

Практико-ориентированное задание.

1. На основе изучения методической литературы сделайте зарисовки календарей природы для разных возрастных групп.

2. Составьте конспект занятия с использованием на данном занятии календаря природы (возрастная группа по выбору).

 

Литература к написанию контрольных работ

 

1. Авсейкова, В.В, Мир природы через наблюдения:

/ В.В. Авсейкова, Н.В. Чеховская, Н В. - Мозырь: Белый ветер, 2001. - 48 с.

2. Апацкий, А.Н. Состояние окружающей среды Республики Беларусь и экологическое образование/ А.Н. Апацкий // Пазашкольнае выхаванне. - 2003. - № 4. - С. 12-17.

3. Апполонова, Н.И."Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!" / Н.И. Апполонова., Г. Ф. Балатанова // Ребенок в детском саду.– 2009. - N3. - С. 63-66.

4. Аксенова, П.В заповедном лесу: экологическое воспитание дошкольников / П. Аксенова // Дошкольное воспитание. -2009. - № 7. - С. 62-65.

5. Аромштам, М. Растения и тайна жизни: ознакомление с окружающим миром, природными явлениями / М. Аромштам. //Дошкольное образование. - Первое сентября. – 2008. - N6.- С. 2-3.

6. Алексеева, Т. Игры по краеведению / Т. Алексеева // Обруч.– 2003. - N6. - С. 20-23.

7. Благосклонов, К.Н. Гнездование и привлечение птиц в сады и парки / К.Н. Благосклонов. – М.: МГУ, 1991. - 251 с.

8. Богданец, Т. Наблюдаем природу - готовимся к школе: исследование причинно-следственных зависимостей в природе / Т. Богданец // Дошк. воспитание. - 2003. – № 7. - С. 84-87.

9. Брем, А.Э. Пресмыкающиеся, земноводные, рыбы, беспозвоночные / А.Э. Брем. – М.: ТЕРРА, 1992. - 496 с.

10. Брикетти, П. Птицы: справочник / П. Брикетти. – М.: АСТ: Астрель, 2004. - 318 с.

11. Буре, Р.С. Н. Учите детей трудиться / Р.С. Буре, Г.Н. Година - М.: Просвещение, 1983. - 144с.

12. Борзова, Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании / Е.Ю. Борзова // Журнал Ребенок в детском саду. – 2007 - N4. - С. 49-50.

13. Буторина, И. Удивительные животные: конспект занятия-викторины для детей группы "Фантазеры" по теме "Домашние животные" / И. Буторина // Пралеска.– 2008. - N12. - С. 46-47.

14. Валова, 3.Г. Ребёнок среди природы / З.Г. Вавилова, Ю.К. Моисеенко. - Минск: Полымя, 1985. – 112 с.

15. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. – М.: Просвещение, 1993. - 128 с.

16. VITA: классика и модерн в биологии. - Минск: Нац. ин-т образования (НИО), 2009. - 64 с.

17. Воспитание дошкольников в труде / под ред. В Г. Нечаевой. - М.: Просвещение, 1983. -208с

18. Воронкевич, О.А. Ч.1: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста / О. А. Воронкевич. – СПб.: Детство-пресс, 2004. - 160 с.

19. Голищина, Н.С. Экологческое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет / Н.С. Голищина. – М.: Мозаико- Синтез, 2004. – 40 с.

20. Хиндли, Д. Как работает твое тело / Д. Хиндли. – Минск, 1988.

21. Двенадцатъ месяцев в году: хрестоматия для детей ст. дошкольного возраста / сост. И Л. Кочеткова. – Mинск.: Полымя, 2000. - 168 с.

22. Варивода, В.С. Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста / В.С. Варивода. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004 – 40 с.

23. Дрязгунова, В.А Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями / В.А. Дрязгунова. – М.: Просвещение, 1981.-80 с.

24. Дедулевич, М.Н. Сто тропинок, сто дорог / М.Н. Дедулевич. – Мозырь: Белый ветер, 2005. - 116 с.

25. Живая душа природы: этические беседы по экологии для детей дошкольного возраста / Н.А. Петрова. – Мозырь: Белый ветер, 2001. - 28 с.

26. Земноводные Беларуси: распространение, экология и охрана / под общ.ред. С. М.

Дробенкова. - Минск: Бел. наука, 2006. - 215 с.

27. Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников /Т.Зенина // Дошк. воспитание. - 2000. - № 7. - с. 58-63.

28. Зенина, Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т.Н. Зенина. – М.: Пед.- об-во Россия, 2007, - 64 с.

29. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е.И. Золотова. - М.: Просвещение, 1988. - 159 с.

30. Играя – обучаем, развиваем и воспитываем. Ч 2: Игра в эмоционально-нравственном воспитании / И.А. Комарова, О.А. Анищенко. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. - 58 с.

31. Игрушки и пособия для детского сада / В.М. Изгаршева. – М.: Просвещение, 1987.

32. Кашлев, С.С. Диагностика экологической культуры / С.С.Ашлев. - Минск: Беларусь, 2003. - 96 с.

33. Князева, О.Л. Мои помощники: об изучении ребенком органов чувств человека / О.Л. Князева // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3. – с. 64-74.

34. Ковальчук, Я.И. Трудовое воспитание дошкольников / Я.И. Ковальчук, А.И. Васильева. – Минск: Нар. асвета, 1983.- 71 с.

35. Кокорева, НН. Любить труд на родной земле / Н.Н. Кокорева., Н.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.

36. Корепанова, Н.В. Контроль функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения / Н.В. Корепанова, И.А. Линчанская. – М.: Творч. Центр «Сфера 2», 2003.– С. 3-16.

37. Конспекты занятий по экологическому воспитанию детей: грызуны, дикие животные и их детеныши, экзотические птицы, земноводные, пресмыкающиеся, аквариумный рай // Пралеска.– 2007. - N3. - С. 15-28.

38. Комплексная программа непрерывного экологического образования и воспитания детей дошкольного и школьного возраста. – Гродно: НПКФ "ПИК", 1996. - 322 с.

39. Казаручик, Г.Н. Развитие представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования старших дошкольников / Г.Н. Казаручик Дидактические игры в экологическом воспитании дошкольников (старший дошкольный возраст – Мозырь: Белый ветер, 2007. - 88 с.

40. Ладутько, Л. Неживая природа: примерное планирование и занятия / Л. Ладутько // Пралеска. – 2004. - № 2. – С. 41-50.

41. Ладутько, Л. Растения: планирование по теме для старших дошкольников / Л. Ладутько // Пралеска. – 2002. - № 7. – С. 34-39.

42. Ладутъко, Л. Весна. Примерное планирование и занятия по теме / Л. Ладутько // Пралеска -2003. - № 3.-С. 13-19.

43. Ладутько, Л. Времана года: занятия в детском саду / Л. Ладутько //Пралеска, 2002. - № 1. - С. 15-24, 29-35.

44. Маркова, Т.А Воспитание трудолюбия у дошкольников / Т.А. Маркова. – М.: Просвещение, 1991 -108 с.

45. Марковская, М.М. Уголок природы в детском саду / М.М. Марковская. – М.: Просвещение, 1984. - 160с.

46. Минаева, В.М. Экологическое воспитание в начальных классах / В.М. Минаева, И.А. Шарапова. – Минск: Нар. асвета, 1998.

47. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок / Л.М. Маневцова, П.Г. Саморукова. – СПб.: Акцидент, 1998.

48. Минько, Н. Проблемы конституционно-правового закрепления норм об охране окружающей среды и природопользовании современных демократических государств / Н. Минько // Юстиция Беларуси. – 2009. - N3. - С. 68-70.

49. Мисник, С. «Звёздный час»: игра-викторина по экологии для взрослых и детей группы «Фантазеры» / С.Мисник // Пралеска -2004. - №4. – С. 32-14.

50. Молодова, Л.П Беседы с детьми о нравственности и экологии / Л.П. Молодова - Минск: Асар, 2002.- 240 с

51. Молодова, Л.П Игровые экологические занятия с детьми / Л.П. Молодова. - М.: Асар, 1995. - 128 с.

52. Маханева, М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста / М.. Маханева. – М.: АРКТИ, 2004. - 320 с.

53. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / Л.П. Молодова. – Минск: Современная школа, 2005. - 512 с.

54. "Птичьи заповеди": из правил поведения в природе // Дошкольное образование (ПС). - 2008 - N7. - 3 с.

55. Минчук, Г. Что в решете унесешь?: занятие для детей группы "Фантазеры" с целью расширить знания о свойствах воды / Г. Минчук // Пралеска.– 2009 - N1. - 47 с.

56. Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой / С.Н. Николаева. – М.: Пед. об-во России, 2003. - 80 с.

57. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н. Николаева. – М: Академия. 2002. – 336 с.

58. Николаева, С.Н Как приобщить ребенка к природе / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 1993. - 63 с.

59. Николаева, С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей: её значение в процессе экологического воспитания / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 5. - С. 36-43.

60. Николаева, С.Н. Как вести календарь природы / С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 1983. - № 6.

61. Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н. Николаева. – Пермь, 1992.

62. Николаева, С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н. Николаева – М: Новая школа, 1993.

63. Николаева, С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников / С.Н. Николаева, И.А. Комарова – Минск: Полымя, 1998.

64. Нифадьева, Л.А. Игра в природоведческой работе с дошкольниками / Л.А. Нифадьева // Новые технологии в воспитании и обучении дошкольников. – Могилев, 1996.

65. Нифадьева Л.А. О педагогических возможностях дидактической игры в экологическом образовании дошкольников / Л.А. Нифадьева // Материалы Международной научной конференции. – Могилев, 2002. – С. 282-284.

66. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами / С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: Гном и Д, 2003. - 100 с.

67. Новиков, В. Позовите птиц в гости: наблюдения за птицами / В. Новиков // Обруч.- 2002. - N 6.- С. 22-23.

68. Николаева, С.Н. Эколог в детском саду: программа повышения квалификации дошкольных работников / С.Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 120 с.

69. О внесении изменений и дополнений в Закон РБ "Об охране окружающей среды":

Закон РБ от 13.06.02 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. N85. – 2002. - С. 6-41.

70. Об охране атмосферного воздуха: Закон РБ от 16 декабря 2008 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. -N4. - С. 10-32.

71. Об охране окружающей среды (закон). – Минск, 1992.

72. Об особо охраняемых природных территориях и объектах (закон). – Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. – 1995. - № 35.

73. Об усилении ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании земель, правил благоустройства и содержания населенных пунктов:

указ Президента РБ от 17.01.2006 г. N 31 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2006. - N10. - С. 5-6.

74. Оглоблина, И.Ю. Проблема ознакомления с неживой природой детей старшего дошкольного возраста / И.Ю. Оглоблина // Пачатковае навучанне: сям'я, дзіцячы сад, школа. - 2003. - №1.- С. 26-32.

75. Ознакомление детей с природой осенью в группе «Фантазеры» / Н.В. Авсейкова и др. – Мозырь: Белый ветер, 2001. - 36 с.

76. Особенности строения и поведения насекомых / ред.-сост. Т.Д. Жданова. – М.: Мир, 2004. - 160 с. - (XXI: век биологии: БИОбиблиотека педагога, учащегося, абитуриента)

77. Особенности строения и поведения земноводных / ред.-сост. Т.Д. Жданова. – М.: Мир, 2004. - 148 с. - (XXI: век биологии: БИОбиблиотека педагога, учащегося, абитуриента)

78. Павлова, Л. Игры как средство экологического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 60-64.

79. Потапова, Т.В. Знать, любить, охранять: экологическое воспитание с первых лет / Т.В. Потапова // Семья и школа.– 2002 – N 3. - С. 6-9.

80. Петрыкевіч, А.А Чалавек i прырода / А.А.Петрыкевіч // Пралеска. - Mинск, 1997. - 80 с.

81. Пикулик, М.М. Земноводные Белоруссии / М.М. Пикулик. - Минск: Наука и техника, 1985. - 191 с.

82. Планирование работы дошкольного учреждения / И.В. Потапова // Семья и школа - 2002. -№ 3. - С. 6-9.

83. Пралеска: программа дошкольного образования / Е. А. Панько и (др) – Мн.: НИО; Аверсэв,, 2007. – 320 с.

84. Примерное блочно-тематическое планирование учебно-воспитательного процесса в группе детского сада (на 1 месяц) / Р.Е Маслюкова (и др). – Мозырь: Белый ветер, 2001. - 52 с.

85. Прокопенко, Л. Знакомство с Красной книгой: конспект занятия с детьми среднего и старшего дошкольного возраста / Л. Прокопенко // Пралеска.– 1997. - N8. - 33 с.

86. Птицы: примерное тематическое планирование материала о птицах по разным возрастным грушам // Пралеска. - 2004. - № 4. - С. 15-19.

87. Познаем мир природы: материал для организации экскурсий с детьми. - Мозырь: Содействие, 2008. - 119 с.

88. Прошкина, И.В. Планирование наблюдений на прогулке в детском саду / И.В. Прошкина. – Мозырь: Содействие, 2007. - 88 с.

89. Рыжова, Н. Что за прелесть эти альпийские горки / Н. Рыжова // Обруч. - 2001. - № 5. - С. 31-33.

90. Рыжова, Н. Создаём макет территории детского сада. Учим бережно относиться к природе / Н.Рыжова // Дошкольное образование (ПС). - 2002 - № 8. - С 2-3.

91. Рыжова, Н. Экологическая тропинка: организация, оформление и содержание работы / Н Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 4. - С. 25-36.

92. Рыжова, Н.А. Развивающая среда для экологического образования: экологические тропинки / Н.А. Рыжова // Дошкольное образование - Первое сентября. – N 21. -2005, - С. 11-18.

93. Рыжова, Н. Аквариум в детском саду: работа по программе "Наш дом - природа" / Н. Рыжова // Дошкольное воспитание. -2001. - N7.- С.12 - 18.

94. Рогаткина, Т. "Я садовником родился..." / Т. Рогаткина. // Дошкольное воспитание. – 2009. - N9. - С. 81-90.

95. Ермакович, В.Д. Летний парк на территории детского сада / В.Д. Ермакович // Дошкольное образование (ПС). - 2005 - N6. - С. 22-23.

96. Система экологического воспитания в ДОУ / О.Ф. Горбатенко – Волгоград: Учитель, 2007 – 286 с.

97. Смирнова, В.В. Тропинка в природу / В.В.Смирнова, Н.И. Балуев, Г.М. Парфенова. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцева: изд-во «Союз», 2001.

98. Соломенникова, О. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. Соломенникова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 7. - С. 21-27.

99. Сыч, В.Д. Технические средства обучения в детском саду / В.Д. Сыч. - М.: Просвещение, 1989. —94с.

100. Селезнева, И. Помогите птицам! / И. Селезнева, И. Будник // Дошкольное воспитание. – 2010 - N2.- С. 48-52.

101. Силина, Ю. Птицеград: экологический праздник для детей от пяти лет / Ю. Силина // Дошкольное образование (ПС). - 4/2008 - N7. - 7 с.

102. Стреха, Е.А. Игры с природными материалами в экологическом воспитании дошкольников / Е.А. Стреха. – Минск: Зорны верасень, 2007. - 80 с.

103. Трофимова, Г.В. Азбука жизни человека / Г.В. Трофимова. – Минск: ЗАО «Бервита», 1997.

104. Трубицына, С. Прогулка с детыми: смотреть на привычное новыми глазами / С. Трубицына // Дошк. Образование (ПС). - 2002. - № 16. - С. 3.

105. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста / Л.В. Русекова, М.А. Васильева. – М.: Просвещение, 1984. -95 с.

106. Унучек, Л.А. Методические рекомендации по организации и проведению природоохранной деятельности с детьми дошкольного возраста / Л.А. Унучек. – Могилев, 1989.

107. Четыре времени года / С.А. Веретенникова, А.А. Клыков. - М.: Просвещение, 1971.-192 с.

108. Чумаков, Л.С. Удивительные истории о жизни природы / Л.С. Чумаков. - Минск: МЕТ, 2003. - 407 с.

109. Шибакова, Л. Цветочный город: проект "Мир удивительных цветов" / Л. Шибакова; Л. Савиных // Дошкольное воспитание. – 2006 - N7. - С. 59-61.

110. Шишкина, В.А Прогулки в природу / В.А.Шишкина, М.Н. Дедулевич. – М.: Просвещение, 2002. – 112 с.

111. Фистина, И. Альпинарий в детском саду / И. Фистина //Дошкольное воспитание. – 2008. - N 3.- С. 106-112.

112. Хамiцэвiч, В. Чалавек жыве: канспекты заняткаў па тэме "Чалавек i яго цудоўнае цела" / В. Хамiцэвiч // Пралеска. – 1996. - N9. - С. 49-51.

113. Экологический букварь: для воспитателей дошкольных учреждений и родителей / И.Л. Жарченко и др. - Мозырь: Белый ветер, 2001 - 20 с.

114. Экологическое воспитание дошкольников / Л.Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2004. - 72 с.

115. Этот чарующий мир природы / Н.В. Зайцева, С.Н. Галенко, А.М. Глушак, Н.Н. Грищенко. – Мозырь: Содействие, 2006. - 79 с.

116. Экологические игры Натальи Рыжовой // Дошкольное образование (ПС). - 12/2008. – N 23. – 5 с.

117. Энциклопедия для детей. Доп. том: Птицы и звери / гл.ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – 448 с.

 

 

 

 

Тестовые задания по «Теории и методике ознакомления детей дошкольного возраста с природой»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.202 (0.009 с.)