Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах



(лабораторное занятие)

Алгоритм подготовки студентов к занятию.

Вопросы для изучения.

1. Способы организации детей для наблюдения за объектом природы в разных возрастных группах.

2. Сущность подготовки воспитателя и детей к предстоящему наблюдению.

3. Методы и приемы активизации мыслительной деятельности детей в процессе наблюдений.

4. Методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах.

 

Самостоятельная работа студентов по теме.

1. Изучить перечень учебно-методических пособий и статей (см. задания № 6 к теме занятия 3.2) по организации и руководству наблюдениями в разных возрастных группах

2. Проанализировать конспекты (1-2) наблюдений за объектом уголка природы (цветника, сада, огорода).

3. Подготовить образцы календарей природы для разных возрастных групп.

 

Список литературы для самостоятельного изучения.

1. Зенина, Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными / Т.Н.Зенина. – М.: Пед. об-во Россия, 2007. – 64 с.

2. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных / Е.И.Золотова. – М.: Просвещение, 1988. – 96 с.

3. Как знакомить детей с комнатными растениями //Дошкольное образование. – Первое сентября. – 2003. - № 7.

4. Новиков, В.Позовите птиц в гости: наблюдения за птицами / В.Новиков // Обруч. – 2002. - № 6. – С. 22-23.

5. Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н.Николаева. – Пермь, 1992.

6. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду / А.И.Иванова. – М.: Сфера, 2004. – 56 с.

 

Алгоритм проведения занятия.

Вызов

Метод «Заверши фразу»

Реализация метода.

Преподаватель предлагает студентам завершить фразы:

· Для наблюдения за объектом природы в младшей группе дети организуются…..

· Наблюдение в средней группе проводится….

· Наблюдение в старшей группе организуется…

 

Метод «Знаю – Хочу знать – Узнал»

Реализация метода.

1. Работа индивидуально, в парах над вопросом «Сущность подготовки воспитателя и детей к предстоящему наблюдению».

2. Заполнение первой графы таблицы:

 

Знаю Хочу узнать Узнал
     

 

3. В процессе дальнейшей организации деятельности студентов в группе

заполняется вторая и третья графы таблицы.

4. Обсуждение результатов работы над таблицей в парах.

 

Осмысление.

Метод «Думай – Делись на пары – Делись мнением»

Реализация метода.

1. Обсуждение выполненного задания СРС № 1 в парах и четверках, подготовка конечного варианта ответа на вопрос «Приемы активизации мыслительной деятельности детей в процессе наблюдений». Ответ представить в виде итоговой таблицы.

Методы и приемы активизации мыслительной деятельности детей
«Малыши» «Почемучки» «Фантазеры»

 

2. Защита результатов работы группы, ответы на вопросы, аргументация своих выводов.

 

Метод «Кластер»

Реализация метода.

1. Студенты в середине страницы в кружке записывают «Конспект наблюдения за объектом природы».

2. Студенты набрасывают основные идеи (компоненты) по теме в кружках рядом с темой и устанавливают логико-смысловые связи между ними.

3. Оценка результатов деятельности.

 

Работа в группах.

1. Студенты работают в группах по проблеме «Составление конспекта наблюдения за объектом природы в повседневной жизни» с опорой на результат СРС № 2.

2. Обсуждение результатов работы.

 

Метод «Педагогическая презентация».

Реализация метода.

1. Студенты распределяются в группы и обсуждают методику работы с календарями природы и дневниками наблюдений, готовятся к их презентации.

2. Выступления представителей групп.

3. Педагог анализирует выступления, обобщает высказывания студентов.

 

Рефлексия.

Метод «Ключевое слово»

Реализация метода.

1. Участникам педагогического взаимодействия предлагается на небольших листочках бумаги написать только одно слово, с которым ассоциируется оценка завершившейся деятельности и ее результат.

2. Для выполнения задания дается одна минута, далее преподаватель собирает листочки и проводит анализ результатов.

Использование иллюстративно-наглядного материала и ТСО при ознакомлении детей с природой.

Программа темы.

Значение использования иллюстративно-наглядного материала. Виды иллюстративно-наглядного материала. Требования к иллюстративно-наглядному материалу. Рассматривание картин о природе. Методика рассматривания картин о природе с детьми разных возрастных групп.

Использование технических средств обучения в процессе ознакомления с природой. Разнообразие технических средств. Особенности мультимедиа-, видео-, кино и диафильмов, аудиозаписей природоведческого содержания для детей. Место их в системе работы с детьми разного возраста. Методика использования в разных возрастных группах.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Изучить место и роль ТСО при ознакомлении дошкольников с природой на основе анализа любых методических пособий. Результаты работы отразить в таблице.

 

№ п/п   Автор Название пособия и выходные данные Форма работы с детьми, тема   Вид ТСО Педагогическая оценка использования ТСО

 

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

2. Какие виды иллюстративно-наглядного материала и требования к нему вы знаете?

3. В чем выражаются особенности методики рассматривания картин о природе в разных возрастных группах?

4. Какова методика использования современных технических средств обучения при ознакомлении дошкольников с природой?

5. Спланировать индивидуальную работу с ребенком по ознакомлению его с природой с помощью иллюстративно-наглядного материала.

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Игрушки и пособия для детского сада / под ред. В.М.Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987.

2. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М.Маневцовой,П.Г.Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 1998. – 319.

3. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н.Николаева. – М.6 Академия, 2002. – 336 с.

4. Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н.Николаева. – Пермь. – 1992. – 216 с.

5. Сыч, В.Д. Технические средства обучения в детском саду / В.Д.Сыч. – М.: Просвещение, 1989. – 94 с.

6. Энциклопедия для детей. Доп. Том: Птицы и звери / гл.ред. В.А.Володин. – М.: Аванта, 2001. – 448 с.

 

Демонстрация моделей в процессе ознакомления дошкольников с природой.

Программа темы.

Значение моделей. Виды моделей, требования к ним. Направления использования моделей в процессе ознакомления с природой и экологического воспитания дошкольников. Этапы обучения детей моделированию. Методика использования моделей. Использование моделей в теории и практике дошкольного воспитания.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Представить на конкретном материале этапы обучения детей моделированию в старшей группе.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Какое значение имеют модели в системе природоведческой работы с дошкольниками?

2. Какие виды моделей используются в работе с дошкольниками?

3. Назовите этапы обучения детей моделированию.

4. Проанализировать подраздел «Человек и природа» в программе «Пралеска» и определить задачи, которые можно реализовать с помощью моделей (моделирования). Результаты работы отразите в таблице.

  Возрастная группа Структурный компонент подраздела «Человек и природа»   Содержание задач   Вид модели
«Малыши»      
«Почемучки»      
«Фантазеры»      

 

 

Список литературы для самостоятельного изучения.

1. Борзова, Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании / Е.Ю.Борзова // Ребенок в детском саду. – 2007. - № 4. – С. 49-50.

2. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцедент, 1998.

3. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / Л.П.Молодова. – Мн.: ООО «Асар», 2004. – 512 с.

4. Николаева,С.Н. Использование моделей при ознакомлении детей с природой / С.Н.Николаева // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 4.

5. Николаева, С.Н. Как вести календарь природы / С.Н.Николаева // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 6.

6. Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н.Николаева. – Пермь, 1992.

7. Петрыкевіч, А.А. Чалавек і прырода: Метад. Рэкамендацыі да праграмы “Пралеска” / А.А.Петрыкевіч. – Мн.:, 1997. – 80 с.

 

Демонстрация моделей и моделирование в процессе ознакомления дошкольников с природой

(практическое занятие)

Алгоритм подготовки студентов к занятию

Вопросы для изучения

1. Необходимость использования моделей и моделирования при ознакомлении дошкольников с природой.

2. Виды моделей и требования к ним.

3. Методика использования моделей.

4. Использование моделей в теории и практике дошкольного воспитания.

 

Самостоятельная работа студентов по теме.

1. Подготовить образцы моделей в соответствии с заданием к теме № 3.6.

2. Разработать конспект индивидуальной формы работы с ребенком с использованием модели или процесса моделирования.

3. Подготовить аннотированный список литературы по теме занятия.

 

Список литературы для самостоятельного изучения.

1. Борзова, Е.Ю. Моделирование в экологическом воспитании / Е.Ю.Борзова // Ребенок в детском саду. – 2007. - № 4. – С. 49-50.

2. Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцедент, 1998.

3. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию / Л.П.Молодова. – Мн.: ООО «Асар», 2004. – 512 с.

4. Николаева,С.Н. Использование моделей при ознакомлении детей с природой / С.Н.Николаева // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 4.

5. Николаева, С.Н. Как вести календарь природы / С.Н.Николаева // Дошкольное воспитание. – 1983. - № 6.

6. Николаева, С.Н. Общение с природой начинается с детства / С.Н.Николаева. – Пермь, 1992.

7. Петрыкевіч, А.А. Чалавек і прырода: Метад. Рэкамендацыі да праграмы “Пралеска” / А.А.Петрыкевіч. – Мн.:, 1997. – 80 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.177.223 (0.029 с.)