Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы использования природы в разностороннем развитии детей.

Поиск

Программа темы.

Научные положения об использовании природы в разностороннем развитии детей: природная среда как фактор разностороннего развития ребенка, как средство расширения личного опыта, как источник обобщения содержания всех видов детской деятельности.

А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский о положительном влиянии общения с природой на разностороннее развитие детей, формирование миропонимания, характера и поведения детей.

Современные исследования о роли природы в разностороннем развитии личности и ее ценностных ориентаций: познавательных, нравственных, эстетических.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Подготовить список публикаций за последние 5 лет, отражающих влияние природы на развитие личности ребенка.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Каковы основные направления обогащения личного опыта детей в процессе ознакомления их с природой?

2. Приведите примеры о влиянии природы на развитие и воспитании детей из книг А.С.Макаренко «Педагогическая поэма» и В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям».

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Алексеева, Т. Игры по краеведению / Т.Алексеева // Обруч. – 2003. - № 6. – С. 20-23.

2. Богданец, Т. Наблюдаем природу – готовимся к школе: исследование причинно-следственных зависимостей в природе / Т.Богданец // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 7. – С. 84-87.

3. Буре, Р.С. Учите детей трудиться / Р.С.Буре. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.

4. Валова, З.Г. Ребенок среди природы / З.Г.Валова, Ю.К.Моисеенко. – Мн.: Полымя, 1985. – 112 с.

5. Живая душа природы: Этические беседы по экологии для детей дошкольного возраста / авт.-сост. Н.А.Петрова. – Мозырь: Белый ветер, 2001. – 28 с.

6. Играя – обучаем, развиваем, воспитываем – Ч.2. Игра в эмоционально-нравственном воспитании / под ред. И.А.Комаровой, О.А.Анищенко. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 58 с.

7. Корчинова, О.В. Поделки из природжного материала / О.В.Корчинова //Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях. – Ростов-н/Д: Феникс, 2002. – С. 294-315.

8. Молодова, Л.П. беседы с детьми о нравственности и экологии / Л.П.Молодова. – Мн.: Асар, 2002. – 240 с.

9. Нисканен, Я. Природа в развитии и воспитании ребенка / Л.Нисканен //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7. – С. 150-153.

Задачи и принципы ознакомления детей с природой.

Программа темы.

Задачи умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой. Разнообразие свойств и качеств объектов природы как источник сенсорного развития детей, формирования обследовательских действий, освоение детьми сенсорных эталонов. Знание фактов развития и изменения природных явлений, их взаимосвязи, причины, единства и многообразия объектов природы, как условия формирования основ материалистического мировоззрения. Системность знаний о природе как основа умственного развития детей. Формирование знаний о природе на уровне представлений и элементарных понятий, формирование наглядно-образного и образно-схематического мышления в процессе ознакомления с природой, совершенствование анализа и синтеза развития операций сравнения и классификации, обобщения. Развитие познавательного отношения к природе. Активная познавательная деятельность детей как условие формирования познавательного интереса.

Задачи нравственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой. Воспитание у детей любви к родному краю, бережного и заботливого отношения ко всему живому на основе формирования умений и навыков выращивания растений и ухода за животными. Воспитание трудолюбия в процессе труда в природе. Воспитание интереса и уважения к труду взрослых в природе, бережного отношения к его результатам.

Задачи эстетического воспитания детей в процессе ознакомления с природой. Воспитание у детей эстетического восприятия в процессе общения с природой, накопление эстетических впечатлений, развитие эстетических чувств. Приобщение детей к созданию красоты в окружающей их среде, к отражению красоты природы в разнообразных видах деятельности.

Задачи физического воспитания дошкольников в процессе общения с природой. Укрепление и закаливание организма ребенка естественными факторами природы. Развитие основных движений и физических качеств в процессе экскурсий в природу.

Задачи экологического воспитания дошкольников. Формирование элементарных экологических представлений о взаимосвязях живых организмов с окружающей их средой. Воспитание осознанных познавательных, эстетических, нравственных отношений ко всем объектам и явлениям природы. Формирование умений и навыков экологически ориентированной разнообразной деятельности в природе.

Комплексный характер задач, их взаимообусловленность.

Основные принципы, определяющие пути и средства осуществления задач: единство воспитания, обучения и развития; наглядность и активность в познании детьми природы; ведущая роль воспитателя; принципы преемственности.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. На основе изучения общих задач раздела «Человек и природа» в разных возрастных группах заполните таблицу.

 

Возрастная группа Задачи
Умственного воспитания Нравственного воспитания Эстетического воспитания Физического воспитания Экологическ. воспитания
Малыши          
Почемучки          
Фантазеры          

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1.Каковы задачи умственного воспитания детей в процессе ознакомления

с природой?

2. Назовите задачи нравственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой?

3. Охарактеризуйте задачи этического и физического воспитания детей в процессе ознакомления с природой.

4. В чем сущность задач экологического воспитания детей?

5. Что означает выражение: «комплексный характер задач»?

6. Составьте структурно-логическую схему «Принципы, определяющие пути и средства реализации задач ознакомления детей с природой».

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гуревич. – СПб: Акцидент, 1996. – 224 с.

2. Мы: Программа экологического образования детей / сост. Н.Н.Кондратьева. – СПб: Детство – пресс, 2001. – 240 с.

3. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько и (др.). – Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.

4. Рыжова, Н. «наш дом – природа: программа развития детей / Н.Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7. – С. 2-8.

 

Теоретические основы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста.

Программа темы

Ознакомление дошкольников с природой в современных программах. Структура программ. Постепенное расширение, углубление и усложнение программного материала от группы к группе.

Общая характеристика содержания знаний о природе, его структурные компоненты. Принципы отбора содержания знаний детей о природе: принцип научности, принцип энциклопедичности знаний, принцип доступности, принцип воспитывающего и развивающего характера знаний, принцип экологической направленности, принцип краеведческий, принцип сезонности.

Характеристика доступных на разных этапах дошкольного возраста знаний о неживой природе, растениях, животных, человека и т.д.

Систематизация знаний дошкольников о природе. Сущность понятий «система знаний», «систематизация знаний». Значение системы знаний.

Этапы формирования систематизированных знаний. Методы систематизации знаний и опыта детей.

Характеристика содержания работы по формированию отношения к природе у дошкольников разных возрастных групп.

Характеристика объема и содержания умений и навыков по уходу за растениями и животными у детей разных возрастных групп.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

Сделайте сравнительный анализ программ «Пралеска» и «Радуга». Форма представления материала произвольная.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. В каких современных программах отражено содержание природоведческих знаний для детей дошкольного возраста?

2. Каковы структурные компоненты содержания знаний дошкольников о природе?

3. В виде структурно-логической схемы покажите принципы отбора содержания знаний о природе для детей дошкольного возраста.

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Ашиков, В. Семицветик: Программа культурно-экологического образования дошкольников / В.Ашиков // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 2.

2. Вересов, Н.Н. Мы – земляне: Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников / Н.Н.Вересов //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12; 1995. - № 1.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гуревич. – СПб: Акцидент, 1996. – 224 с.

4. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М., 1997.

5. Копцева. Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений. – М., 1999.

6. Мы: Программа экологического образования детей / сост. Н.Н.Кондратьева. – СПб: Детство – пресс, 2001. – 240 с.

7. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду / С.Н.Николаева. – М., 1999.

8. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько и (др.). – Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.

9. Саморукова, П.Г. Систематизация знаний у детей о природе / П.Г.Саморукова // Дошкольное воспитание. – 1973. - № 4.

10. Хайдурова, И.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о растительных сообществах / И.А.Хайдурова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.

11. Хайдурова, И.А. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей пяти лет / И.А.Хайдурова //Умственное воспитание детей в детском саду. – Л., 1981.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 782; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.233 (0.008 с.)