Тема 1. Ознакомление детей с природой: история и современность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Ознакомление детей с природой: история и современность.



 

Основные понятия: Элементарные природоведческие знания, согласие человека с природой, эколого-ориентировочная деятельность, инновационные подходы, взаимосвязь теории и практики.

 

Образовательные задачи:

  1. Изучить взгляды зарубежных мыслителей и педагогов современности о ценности природы в развитии и воспитании детей.
  2. Ознакомиться с опытом эколого-природоведческой работы в современных зарубежных педагогических системах.
  3. Проанализировать современное состояние теории и практики эколого-природоведческой работы с детьми в Республике Беларусь.

 

Для решения задач необходимо:

  1. Ознакомиться с трудами прогрессивных зарубежных мыслителей и педагогов, сделать обзор их учений.
  2. Проработать современную научно-методическую литературу по проблеме организации эколого-природоведческой работы в Республике Беларусь.
  3. Составить хронологическую таблицу «Прогрессивные зарубежные педагоги прошлого о природе и воспитании».
Автор, годы жизни Название первоисточника, анализ.
   

 

  1. Заполнить таблицу «Опыт эколого-природоведческой работы в современных зарубежных педагогических системах»
  Страна   Краткое содержание опыта Оценка
«+» «-»
     

 

  1. Заполнить таблицу «Инновационные подходы в эколого-природоведческой работе с детьми дошкольного возраста» в Республике Беларусь.
Автор и адрес инновации Сущность инновационной технологии Ценность опыта
     

 

Литература

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения./ Под ред. А.А.Красновского.- М.,1955. – С. 248-280.

    1. Коменский Я.А., Локк Дж. Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие // Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.:Педагогика, 1989. – С. 71-77, 90-91, 176-177.
    2. Николаева С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 7 – С. 52-64.
    3. Хикари Ямомото. Детский сад в Японии //Дошкольное воспитание. –1989. - № 10. – С. 106-110.
    4. «Пралеска» (Обзор статей за последние пять лет).

Дополнительная литература

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – С. 206-211, 214-220.

2. Протасова Е. Германия. Экологическое воспитание в детских садах // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. – С. 85-88.

 

Тема 2. Организационно-методические основы ознакомления дошкольников с природой (2 часа).

 

Основные понятия: повседневные наблюдения и труд в природе, прогулка, праздники и развлечения, элементарная поисковая деятельность, природоохранные акции; наглядные, словесные, практические методы, метод аналогий, незаконченных предложений, мозговой штурм.

 

Образовательные задачи:

1.Овладеть знаниями по организации труда и наблюдений в уголке природы и на участке детского сада.

2.Освоить своеобразие организации природоведческой работы в процессе ежедневных и целевых прогулок.

3. Элементарная поисковая деятельность в детском саду: значение, структура, методика организации.

4. Определить педагогическую ценность праздников и развлечений с природоведческим содержанием.

 

Для решения задач необходимо:

1. Обосновать значение наглядных, словесных и практических методов ознакомления с природой.

2. Показать фрагменты руководства наблюдениями в уголке природы.

3.Написать тезисные сообщения о значении и использовании специфических методов и форм экологического воспитания дошкольников: метод экологической лабилизации, метод экологических ассоциаций, метод художественной репрезентации природных объектов, метод экологической идентификации, метод экологической рефлексии, метод ритуализации деятельности в природе; экологический тренинг, экологический театр и др.

· Составить конспект нетрадиционной формы природоведческой работы с детьми и подготовиться к его защите в аудиторных условиях.

Литература

1. Живая душа природы./Авт.-сост.: Н.А.Петрова. – Мозырь: ИД «Белый ветер».,2000.- С. 20 -26.)

2. Мир природы и ребенок. / Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1988. – С. 180-188.

3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2002. – 208 с.

4. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – М: Владос, 2001. – С. 23-58, 140-145.

5. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – М.: Просвещение, 2002. - 112 с.

 

Дополнительная литература

1. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. – Мн.: Асар, 1997.- 128.с.

2. Авсейкова В.В.,Чеховская Н.В. Мир природы через наблюдение Мозырь: ИД «Белый ветер», 2001, - 48 с.

 

Тема 3. Методическое руководство природоведческой работой в дошкольном учреждении (2 часа).

Основные понятия: традиционные, нетрадиционные формы, виды контроля, алгоритм контроля, рабочие материалы контроля.

 

Образовательные задачи:

1. Ознакомиться с формами методической работы с педагогическими кадрами.

2. Освоить виды и алгоритм контроля.

3. Овладеть навыками оформления рабочих материалов контроля.

 

Для решения задач необходимо:

1. Спланировать работу семинара-практикума по теме: «Формирование экологически направленного поведения детей дошкольного возраста».

2. Подобрать и предоставить материалы в помощь родителям по теме «Культуру поведения в природе формируем с детства».

3. Разработать схемы контроля за поведением детей в природе, диагностические карты знаний о правилах поведения в природе и апробировать их в работе с дошкольниками. Сделать письменный анализ результатов, выводы и предложения.

Литература

1. Корепанова Н.В..,Липчанская И.А. Контроль функционирования и развития ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – С. 3-6, 8-12, 17, 54-56.

2. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – С. 36-4-,94-97,105-106.

3. Скоролупова О.А. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении. - М.: Издательство Скрипторий, 2000, 2003, - С. 10-14, 74-84.

Лабораторные занятия.

Тема 1: Труд как метод ознакомления дошкольников с природой.

Основные понятия: требования к труду детей, виды, формы организации труда, методика руководства.

 

Образовательные задачи:

  1. 1.Изучить виды и формы организации труда детей в природе.

2. Освоить педагогические и гигиенические требования к труду детей в природе.

3. Научиться планировать в конспекте организацию и методику руководства трудом детей в разных возрастных группах.

 

Для решения задач необходимо:

1. Подготовить тезисное сообщение о значении труда в развитии и воспитании ребенка.

2. Проанализировать программу «Пралеска» по разделу «Труд в природе» (младшая, средняя, старшая группы) и заполнить таблицу «Содержание труда детей в природе в разных возрастных группах».

 

Возрастная группа Содержание труда
В уголке природы В цветнике В огороде В саду
«Малыши»        
«Почемучки»        
«Фантазеры»        
Выводы:          

3. Разработать конспект руководства трудом детей в природе (возрастная группа, место и форма организации по выбору).

4. Составить перечень оборудования для организации труда детей в уголке природы и на участке детского сада. Указать педагогические требования к оборудованию.

 

Литература

1. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М.Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987. – С. 142-143.

2. Мир природы и ребенок. /Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: Акцидент, 1998. – С. 162-171.

3. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993. – С. 13-17, 43-49.

4. Пралеска. Базисная программа и методические рекомендации. – Мн.: НМ Центр, 2000. – С. 137, 260-262, 400-401.

 

Дополнительная литература

1. Кокорева Н.Н., Бондаренко А.К..Любить труд на родной земле. – М.:

Просвещение, 1987. – С.20 – 22, 106 – 109, 120 – 123.

 

Тема 2. Планирование и учет работы по ознакомлению детей с природой.

Основные понятия: перспективное планирование, календарный план, учет.

 

Образовательные задачи:

1. Освоить значение календарного и перспективного планирования природоведческой работы в дошкольном учреждении.

2. Изучить варианты планирования природоведческой работы, представленные в литературе и массовой практике дошкольных учреждений.

 

Для решения задач необходимо:

  1. Ознакомиться с особенностями календарного и перспективного планирования природоведческой работы в дошкольном учреждении. Сделать выписки из разных разделов, отражающие природоведческую деятельность.
  2. Спланировать эколого-природоведческую работу на сезон (возрастная группа и сезон по выбору).
  3. Предоставить образцы календарного планирования природоведческой работы на один день (возрастная группа, сезон по выбору).

 

Литература

1. Примерное блочно-тематическое планирование учебно-воспитательного процесса в группе детского сада (на 1 месяц) /Авт.-сост. Р.Е.Маслюкова, С.А.Арашкович, В.П.Попова и др. – Мозырь: ИД «Белый ветер», 2000. – С. 6 – 19..

2. Практические материалы к «Примерному блочно-тематическому планированию учебно-воспитательного процесса в группе детского сада (на один месяц) /Авт-сост. Р.Е.Маслюкова, С.А.Арашкович, В.П.Попова и др. – Мозырь, ИД «Белый ветер», 2001.- С 3-29..

3. Сизенко-Казинец З. Примерное содержание работы по ознакомлению дошкольников с природой // Дошкольное воспитание, 1991, № 3.

 

Содержание самостоятельной работы по темам, не включенным в практические и лабораторные занятия

Тема 1. Экологизация предметной развивающей среды в детском саду.

 

Основные понятия: экологическая комната, площадка природы, уголок нетронутой природы, мини-ферма, эколого-природоведческие центры, лабораторный материал, календарь природы, макеты, коллекционные и музейные экспонаты.

 

Образовательные задачи:

Овладеть знаниями по организации экологических пространств в помещении и на участке детского сада.

Освоить методику работы с детьми в эколого-природоведческих центрах.

Овладеть навыками планирования познавательно-практической деятельности.

Для решения задач необходимо:

1.Проработать методические рекомендации по созданию условий для эколого-природоведческой работы в детском саду.

2.Определить основные компоненты эколого-природоведческих центров в разных возрастных группах.

3.Проанализировать состояние экологических пространств (по месту жительства), результаты представить в таблице «Экологические пространства в дошкольном образовательном учреждении».

 

  № п/п Название экологических пространств Перечень объектов Количество объектов Состояние объектов Выводы и предложения
Удовлетворит. Неудовлетворит.
             

4.Разработать конспект руководства познавательно-практической деятельностью в одном из центров предметно-развивающей среды (возрастная группа по выбору).

5.Разработать схему маршрута экологической тропы с указанием объектов для наблюдений.

 

Литература

1. Громыко Н.М., Лапицкая И.В. Проектно-тематический подход к обучению дошкольников. – Мн.: Университетское, 2000. – С. 63-69.

2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2003.- С.35 -45.

3. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания. – М.: Новая школа, 1993.- С. 3 – 27.

4. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2003.

 

Дополнительная литература

1. Антонова С. Цветочный серпантин //Обруч. – 2003, № 4. – С. 18-21.

2. Рыжова Н.А. Волшебница вода // Дошкольное образование. – 2004. - № 11. – С. 5-20, 2004 - № 12. – С. 9-18.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.112.198 (0.042 с.)