Тема 2. Ознакомление детей с природой: история и современность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Ознакомление детей с природой: история и современность.



 

Основные понятия: Элементарные природоведческие знания, согласие человека с природой, эколого-ориентировочная деятельность, инновационные подходы, взаимосвязь теории и практики.

 

Образовательные задачи:

  1. Изучить взгляды зарубежных мыслителей и педагогов современности о ценности природы в развитии и воспитании детей.
  2. Ознакомиться с опытом эколого-природоведческой работы в современных зарубежных педагогических системах.
  3. Проанализировать современное состояние теории и практики эколого-природоведческой работы с детьми в Республике Беларусь.

 

Для решения задач необходимо:

  1. Ознакомиться с трудами прогрессивных зарубежных мыслителей и педагогов, сделать обзор их учений.
  2. Проработать современную научно-методическую литературу по проблеме организации эколого-природоведческой работы в Республике Беларусь.
  3. Составить хронологическую таблицу «Прогрессивные зарубежные педагоги прошлого о природе и воспитании».
Автор, годы жизни Название первоисточника, анализ.
   

 

  1. Заполнить таблицу «Опыт эколого-природоведческой работы в современных зарубежных педагогических системах»
  Страна   Краткое содержание опыта Оценка
«+» «-»
     

 

  1. Заполнить таблицу «Инновационные подходы в эколого-природоведческой работе с детьми дошкольного возраста» в Республике Беларусь.
Автор и адрес инновации Сущность инновационной технологии Ценность опыта
     

 

Литература

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения./ Под ред. А.А.Красновского.- М.,1955. – С. 248-280.

2. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие // Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.:Педагогика, 1989. – С. 71-77, 90-91, 176-177.

3. Николаева С. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 7 – С. 52-64.

4. Хикари Ямомото. Детский сад в Японии //Дошкольное воспитание. –1989. - № 10. – С. 106-110.

 

5. Журнал «Пралеска» (Обзор статей за последние пять лет).

Дополнительная литература

  1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / Под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – С. 206-211, 214-220.
  2. Протасова Е. Германия. Экологическое воспитание в детских садах // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. – С. 85-88.

 

Тема 3. Задачи и содержание ознакомления детей с природой (2часа).

 

Основные понятия: комплексный характер задач, принципы отбора содержания знаний, структура программ, содержание знаний.

 

Образовательные задачи:

1. Освоить задачи ознакомления детей с природой в современных программах.

2. Овладеть принципами отбора природоведческих знаний для дошкольников.

 

Для решения задач необходимо:

1. Изучить соответствующие разделы в программах «Пралеска», «Мы», «Детство».

2. Заполнить таблицу «Сравнительный анализ природоведческих задач» (возрастная группа по выбору).

№ п/п Программные задачи Программы   Выводы
Пралеска Детство Мы
1. Знания о неживой природе.        
2. Знания о растениях.        
3. Знания о животных.        
4. Знания о человеке.        
5. Воспитание отношения к природе.        

 

  1. Разработать структурно-логическую схему «Принципы отбора содержания знаний для детей дошкольного возраста», тезисно обосновать выделенные принципы.

 

Литература

1. Ашиков, В. Семицветик – программа культурно-экологического образования

дошкольников / В.Ашиков // Дошкольное воспитание. – 1998. - № 2.

2. Вересов, Н.Н. Мы – земляне: Программа по экологическому воспитанию старших

дошкольников / Н.Н.Вересов //Дошкольное воспитание. – 1994. - № 12; 1995. - № 1.

3. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / под ред. Т.И.

Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гуревич. – СПб: Акцидент, 1996. – 224 с.

  1. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М., 1997.
  2. Копцева. Т.А. Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений. – М., 1999.
  3. Мы: Программа экологического образования детей / сост. Н.Н.Кондратьева. – СПб: Детство – пресс, 2001. – 240 с.
  4. Николаева, С.Н. Юный эколог: программа и условие ее реализации в детском саду / С.Н.Николаева. – М., 1999.
  5. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А.Панько и (др.). – Мн.: НИО; Аверсэв, 2007. – 320 с.
  6. Рыжова, Н. «Наш дом – природа: программа развития детей / Н.Рыжова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7. – С. 2-8.
  7. Саморукова, П.Г. Систематизация знаний у детей о природе / П.Г.Саморукова // Дошкольное воспитание. – 1973. - № 4.
  8. Хайдурова, И.А. Формирование у детей старшего дошкольного возраста системы знаний о растительных сообществах /ь И.А.Хайдурова // Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Л., 1976.
  9. Хайдурова, И.А. Формирование начальной системы знаний о растениях у детей пяти лет / И.А.хайдурова //Умственное воспитание детей в детском саду. – Л., 1981.

 

 

Тема 4. Наглядные методы ознакомления детей с природой (2часа).

 

Основные понятия: циклические наблюдения, фиксация наблюдений, демонстрация моделей, иллюстративно-наглядный материал.

 

Образовательные задачи:

1. Изучить наглядные методы ознакомления детей с природой.

  1. Овладеть организационно-методическими основами проведения циклических наблюдений с детьми.
  2. Овладеть практическими навыками демонстрации моделей и другого иллюстративно –наглядного материала.

 

Для решения задач необходимо:

  1. Обосновать метод наблюдения как основу чувственного познания природы.

2. Разработать циклы наблюдений за объектом природы (объект наблюдения и возрастная группа по выбору).

  1. Сделать зарисовки календарей наблюдений за явлениями природы для разных возрастных групп. Обосновать методику работы с ними.
  2. Составить конспект занятия по ознакомлению детей с природой с использованием готовых моделей.
  3. Показать в аудиторных условиях фрагмент данного занятия.

 

Литература

1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 10-14.

  1. Мир природы и ребенок (Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой. – СПб,: Акцидент, 1998. – С. 115-138.
  2. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь, 1992. – С. 190-208.
  3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – С. 65-73.

Дополнительная литература

1. Авсейкова В.В.,Чеховская Н.В. Мир природы через наблюдения. – Мозырь: ИД «Белый ветер», 2001. – 48 с.

 

Тема 5. Практические методы ознакомления детей с природой

(2 часа).

Образовательные задачи:

1.Освоить знания о практических методах ознакомления дошкольников с природой.

2. Научиться разрабатывать модели, конспекты проведения экспериментов и дидактических игр по ознакомлению детей с природой.

3. Овладеть навыками использования практических методов работе с в дошкольниками.

Для решения задач необходимо:

  1. Выяснить сущность метода моделирования в природоведческой работе с дошкольниками.
  2. Ознакомиться с особенностями детского экспериментирования.
  3. Рассмотреть педагогические возможности игры в ознакомление детей с природой.
  4. Доказать на примерах из опыта работы или примерах, взятых из методической литературы значение практических методов в ознакомлении детей с природой.

5. Сделать зарисовки моделей с указанием цели их использования.

  1. Продемонстрировать методику проведения эксперимента в аудиторных условиях.
  2. Изучить содержание дидактических игр и заполнить таблицу «Дидактические игры природоведческого содержания в разных возрастных группах».
Содержание знаний Группа «Малыши» Группа «Почемучки» Группа «Фантазеры»
1. Растения      
2. Животные      
3. Человек      
4. Сезонные явления      

 

8. Разработать конспект дидактической игры и показать методику ее проведения в аудиторных условиях (возрастная группа по выбору).

 

Литература

1. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 20-27, 30-45.

  1. Играя – обучаем, развиваем и воспитываем: Пособие для педагогов дошкольных учреждений в 3-х частях. Ч.2. Игра в эмоционально-нравственном и экологическом воспитании. /Под ред. И.А.Комаровой и О.А.Анищенко. – Мозырь: ОО ИД «Белый ветер», 2004, - С. 31-55..
  2. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь, 1992. – С. 193-208.
  3. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. – М.: Издательство Гном и Д, 2003. – С. 3-15.

 

Дополнительная литература

1. Каруле А.Я. Обучение шестилетних детей в школе. – М.: Педагогика, 1984. – С. 48-52.

2. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу. – М.: Просвещение, 2002. – С. 16-18, 36-38, 60-62, 75-78.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.211.101 (0.029 с.)