Зарубежная прогрессивная педагогика о значении и использовании природы в развитии детей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарубежная прогрессивная педагогика о значении и использовании природы в развитии детей.



Программа темы

История приобщения ребенка к природе в трудах выдающихся педагогов и мыслителей прошлого. Я.А.Коменский о необходимости ознакомления детей с природой с раннего возраста. Содержание знаний о природе.

Ж.Ж.Руссо о значении общения с природой для развития детей.

Взгляды И.Г. Песталоцци на значение природы в умственном развитии детей.

Использование природы как источник умственного и нравственного воспитания в педагогической системе Ф.Фребеля. Формирование знаний детей о природе, умений и навыков труда в природе.

Природа как фактор воспитания ребенка в системе П.Кергомар, М.Монтессори, О.Декроли, С.Френе.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Составить хронологическую таблицу «Прогрессивные зарубежные педагоги прошлого о природе и воспитании».

Автор, годы жизни   Название первоисточника Анализ

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Почему Я.А.Коменский считал необходимым знакомить детей с природой с раннего возраста?

2. Какие знания о природе А.Я.Коменский рекомендовал сообщать детям?

3. Какое значение общению детей с природой придавал Ж.Ж.Руссо?

4. В чем сущность взглядов И.Г.Песталоцци на значение природы в жизни ребенка?

5. Какое значение имела природа в педагогической системе Ф.Фребеля?

6. Написать сообщение на тему «Природа как фактор воспитания ребенка» (в системе П.Кергамар, М.Мантессори, О.Декроли, С.Френье).

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. История педагогики образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в. / под ред. А.И.Пискунова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – С. 206-211, 214-220.

2. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / под ред. А.А.Красновского. – М.: 1955. – С. 248-280.

3. Коменский, Я.А.. Локк Дж.. Руссо. Ж.Ж., Песталоции, И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М.Кларин, А.Н.Джуринский. – М.: Педагогика, 1989. – С. 71-77, 90-91, 176-177.

4. Становление и развитие методики ознакомления дошкольников с приодой: Хрестоматия / авт-сост. И.А.Шарапова, В.М.Минаева. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова, 2009. – 67 с.

 

 

Русская прогрессивная педагогика о значении и использовании природы в работе с детьми.

Программа темы.

К.Д.Ушинский о значении и использовании природы в становлении личности дошкольника, в первоначальном обучении детей: воспитание интереса и любви к природе, развитие наблюдательности, логического мышления, формирование правильных представлений о природе. К.Д Ушинский о методике рассматривания предметов окружающего мира.

Взгляды Е.Н.Водовозовой на роль природы в воспитании детей до школы. Содержание наблюдений детей за природой, ознакомление детей с трудом взрослых в природе. Использование активных методов.

Ознакомление детей с природой в педагогическом наследии А.С.Симонович, Л.К.Шлегер, Е.И.Тихеевой.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Подобрать 5-6 произведений для детей К.Д.Ушинского и познакомиться с их содержанием. Заполнить таблицу.

 

Название произведения   Познавательная ценность произведения Воспитательная ценность произведения

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Почему К.Д.Ушинский высоко ценил роль природы в воспитании детей?

2. Сторонницей каких методов ознакомления детей с природой была Е.Н.Водовозова?

3. Каков вклад Е.И.Тихеевой в развитии методики ознакомления детей с природой?

4. Подготовить тезисное сообщение на тему «Ознакомление детей с

природой в педагогическом наследии Л.К.Шлегер».

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / сост. С.В.Лыков, Л.М.Волобуева; под ред. С,Ф.Егорова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 520 с.

2. Саморукова, П.Г. Ознакомление детей с природой по методу Е.И.Тихеевой / П.Г.Саморукова //Дошкольное воспитание. – 1970. - № 1. – С. 44-47.

3. Саморукова, П.Г., Ушинский, К.Д.: О природе в первоначальном обучении / П.Г.Саморукова // Дошкольное воспитание. – 1968. - № 12. – С. 34-40.

4. Становление и развитие методики ознакомления дошкольников с приодой: Хрестоматия / авт-сост. И.А.Шарапова, В.М.Минаева. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова, 2009. – 67 с.

 

Белорусские просветители, педагоги и писатели в воспитании и развитии человека.

Программа темы

Педагогическая ценность произведений Н.Гусовского, Ф.Скорины, С.Будного, К.Лыщинского и др. Природа в творчестве А.Богдановича, А.Полуневич, Я.Коласа, Я.Купалы и др. Природа родного края в произведениях современных белорусских поэтов и писателей.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Подготовить список произведений художественной литературы о природе современных белорусских авторов.

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Какие пути морально-этического совершенствования общества определил Н.Гусовский?

2. Что лежит в основе морально-нравственной концепции И.Ф.Кошевского?

3. Почему И.Д. Горбачевский считал важным давать детям прикладные знания о природе?

4. Подобрать и выучить наизусть четыре стихотворения современных белорусских авторов, описывающих природу в разные сезоны.

 

Список литературы для самостоятельно изучения

1. Асвета і педагагічная думка у Беларусі: Са старажытных гадоу да 1917 года / пад рэд. А.М.Лазарука і інш. – Мн.: Нар. Асвета, 1985. – 464 с.

2. Антология педагогической мысли Белорусской ССР / сост. Э.К.Дорошкевич, М.С.Мятельский, П.С.Солыцев. – М.: Педагогика, 1986. – 468 с.

3. Беларуская дзіцячая літаратура / пад рэд. А.М.Макарэвіч, М.Б.Яфімавай. – Мн.: Выш. Школа 2008. – 688 с.

4. Становление и развитие методики ознакомления дошкольников с природой: Хрестоматия / авт-сост. И.А.Шарапова, В.М.Минаева. – Витебск: УО «ВГУ им. П.М.Машерова, 2009. – 67 с.

 

Идеи ознакомления детей с природой в теории и практике

Советского дошкольного воспитания.

Программа темы

Роль съездов по дошкольному воспитанию (20-е годы ХХ века) в определении цели, задач, принципов, содержания и методов ознакомления дошкольников с природой. Содержание знаний о природе в первых программах для дошкольных учреждений и методических пособиях (А.А.Быстров, Э.И.Залкинд и др.). Научная разработка проблем методики ознакомления дошкольников с природой в 50-80-х годах ХХ века (М.М.Марковская, З.Д.Сизенко, С.А.Веретенникова, Г.С.Филиппюк, П.Г.Саморукова, А.К.Матвеева, Н.И.Ветрова, Л.М.Маневцова и др.).

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Изучить содержание знаний о природе на примере одной из программ советского периода (год издания программы и возрастная группа по выбору студента). Результаты представить в таблице.

 

Название и год издания программы Разделы, отражающие содержание природоведческих задач Характеристика содержания знаний

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. Какие форумы оказали существенное влияние на становление и

развитие методики ознакомления дошкольников с природой в 20-е годы

ХХ века?

2. Назовите первые программы для дошкольных учреждений в Белоруссии, отражающие содержание природоведческой работы с детьми.

3. Написать аннотацию на учебник для педагогических училищ «Ознакомление дошкольников с природой» (С.А.Веретенникова). – М.: Просвещение, 1980. – 269 с.

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Как знакомить дошкольников с природой / под ред. П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1978. – 223 с.

2. Материалы!У Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию / под ред. А.С.Суровцевой, С.С.Моложавого. – М.-Л., 1929. – 289 с.

3. Первый Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию: Доклады, протоколы, резолюции. – М.: 1921. – 224 с.

4. Резолюция по докладам третьего Всероссийского съезда по дошкольному воспитанию / 15-21 октября 1924 г.) – М.: 1924. – 31 с.

1.6. Экологическое образование детей на современном этапе в зарубежных странах.

Программа темы

Обзор зарубежных программ экологического образования и воспитания детей. Особенности экологического воспитания детей в США, Германии, Швеции, Японии.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Сделать сравнительный анализ зарубежных программ экологического образования и воспитания детей

 

Вопросы и задания для самоконтроля.

1. В чем заключается своеобразный подход к программному обеспечению экологического воспитания детей за рубежом?

2. Изложите собственную позицию, закончив выражением: «В зарубежном

опыте экологического воспитания детей меня привлекает …

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Купина, И. Прогулки в школе Мулле: Ознакомление детей с природой за рубежом / И.Купина //Обруч. – 2003. – № 1. – 45 с.

2. Николаева,С.Н. Теория и методика экологического образования детей / С.Н.Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.

3. Николаева, С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей //Дошкольное воспитание. – 2002. - № 7. – С. 52-64.

4. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / Л.А.Парамонова. – М.: Академия, 2001. – 240 с.

5. Протасова, Е. Германия: Экологическое воспитание в детских садах / Е.Протасова //Дошкольное воспитание. – 1997. - № 7. – С. 85-88.

6. Хикари Ямомото. Детский сад в Японии //Дошкольное воспитание. 1989. - № 10. – С. 106-110.

7. Прошкина, И. Школа Мулле / И.Прошкина //Обруч. – 1999. - № 6.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 868; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.015 с.)