Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа государственного экзамена по « Теории и методике ознакомления детей дошкольного возраста с природой»

Поиск

специальность: 1-010102-6 «Дошкольное образование. Практическая психология», 1-010102-7 «Дошкольное образование. Социальная педагогика» (5 лет обучения)

1. Задачи и содержание ознакомления дошкольников с природой в программе дошкольного образования «Пралеска» и других образовательных программах.

Принципы отбора природоведческих знаний для детей дошкольного возраста. Задачи умственного воспитания и развития детей. Задачи экологического воспитания. Задачи нравственно-трудового воспитания. Задачи эстетического воспитания.

Комплексный характер задач, их взаимосвязь. Общие задачи раздела «Человек и природа» для каждой возрастной группы. Основные компоненты содержания ознакомления дошкольников с природой: неживая природа, многообразие живой природы (животные, растения, человек), природные сообщества, погода и сезоны, труд в природе.

Содержание знаний о природе в современных образовательных программах для дошкольников.

Принципы отбора природоведческих знаний: научности, воспитывающего и развивающего характера знаний, энциклопедичности, доступности, краеведческий, сезонности, принципы экологической направленности.

 

 

2. Создание условий для ознакомления детей с природой в дошкольном учреждении и на участке детского сада.

Уголок природы в дошкольном учреждении, его воспитательно-образовательное значение. Постоянные и временные обитатели уголка природы. Подбор обитателей для уголка природы в разных возрастных группах. Экологическая комната. Функциональные зоны в экологической комнате: их назначение и оснащение. Экологический музей: значение и устройство. Примерная тематика отделов постоянной и временной экспозиций.

Лаборатория природы в дошкольном учреждении: значение и оборудование лаборатории.

Участок дошкольного учреждения – база ознакомления дошкольников с природой: значение, планировка, озеленение. Цветники на участке дошкольного учреждения: значение, планировка, требования к подбору растений, уход за растениями цветника. Огород: значение, планировка, подбор культур для огорода разных возрастных групп.

Плодово-ягодный сад: подбор плодовых деревьев и кустарников, особенности ухода за садом в разное время года.

Экологическая тропа: особенности создания и организация работы с детьми на экологической тропе.

Площадка природы: значение, ее оборудование в разное время года. Устройство кормушек, поилок, искусственных гнездований.

 

Ознакомление детей с природой в процессе специально организованного обучения.

Занятия как форма организации работы по ознакомлению дошкольников с природой. Значение и место занятий в системе работы по ознакомлению детей с природой. Единство образовательных и воспитательных задач на занятии. Использование разных методов и приемов обучения на занятиях. Виды занятий по использованию основного метода. Типы занятий по их месту в системе работы. Требования к организации и проведению занятий. Длительность занятий в разных возрастных группах. Связь занятий с другими формами работы.

Экскурсия как вид занятия особая форма ознакомления детей с природой. Воспитательно-образовательное значение экскурсий. Виды экскурсий, их структура, тематика. Методика проведения природоведческих экскурсий и экскурсий на сельскохозяйственные объекты. Подготовка воспитателя и детей к экскурсии. Использование разнообразных методов и приемов на экскурсии, организация деятельности детей. Содержание послеэкскурсионной работы с детьми.

 

 

Педагогическое руководство процессом ознакомления дошкольников с природой в повседневной жизни.

Значение и место повседневных прогулок в системе работы по ознакомлению детей с природой. Содержание прогулки. Наблюдения за явлениями неживой природы, состоянием растений и животных, трудом людей в природе. Формы организации наблюдений и методика руководства наблюдениями.

Организация и руководство играми детей с природоведческим содержанием. Организация игр с природным материалом на прогулке в разные сезоны. Оборудование для игр.

Труд детей во время прогулки на огороде, в цветнике, на участке. Содержание и формы организации труда детей на прогулке.

Индивидуальная работа с детьми по закреплению природоведческих знаний.

Труд и наблюдения детей в уголке природы. Формы организации труда: поручения, дежурства, коллективный труд. Приемы обучения трудовым умениям и навыкам по уходу за животными и растениями. Осуществление воспитательных задач в процессе труда и наблюдений.

Праздники и развлечения с природоведческим содержание. Значение и место природоведческих праздников и развлечений в системе работы с детьми. Тематика праздников и развлечений. Содержание предварительной работы. Организация и методика проведения праздников и развлечений.

Элементарная поисковая деятельность как форма организации работы по ознакомлению детей с природой. Понятие поисковой деятельности. Значение элементарной поисковой деятельности в процессе ознакомления дошкольников с природой. Структура элементарной поисковой деятельностью.

Нетрадиционные формы природоведческой работы с детьми: экологический КВН, экологический театр, викторины и др.

 

Содержание и методика работы с детьми по ознакомлению с сезонными явлениями природы.

Характеристика времен года: сроки наступления и окончания (астрономические и фенологические), явления в неживой природе, состояние растений (травянистых, деревьев, кустарников), жизнь насекомых, птиц, рыб, земноводных в каждый сезон, содержание сельскохозяйственных работ (полевых, огородных, садовых, лесных).

Содержание программных требований по ознакомлению дошкольников с сезонными явлениями природы в разных возрастных группах.

Содержание работы с детьми в уголке природы и на участке дошкольного учреждения в разные сезоны.

Разнообразие форм и методов ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы.

Отражение знаний о сезонных явлениях природы в разных видах детской деятельности.

 

6. Методическое руководство работой педагогического коллектива дошкольного учреждения по ознакомлению детей с природой.

Заместитель заведующей по основной деятельности – организатор методической работы в дошкольном учреждении. Цель методической работы по разделу «Человек и природа». Цикличность организации методической работы. Основные направления работы заместителя заведующей по основной деятельности по разделу «Человек и природа». Отражение задач и содержания работы в годовом плане, плане работы на месяц и календарном плане. Заместителя заведующей.

Роль заведующей и заместителя заведующей по основной деятельности в создании условий для ознакомления детей с природой.

Организация работы методического кабинета. Оказание методической помощи воспитателям. Формы методической работы с воспитателями.

Контроль как один из этапов методической работы. Виды контроля. Планирование контроля. Алгоритм контроля.

Передовой педагогический опыт в повышении профессионального мастерства педагогов. Определение понятие «передовой педагогический опыт» (Я.С.Турбовский). Взаимосвязь этапов: выявление передового педагогического опыта, изучение, обобщение и распространение.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Пояснительная записка……………………………………………………3

 

Модульная карта курса ………………………………………….....5

 

Первый модуль

«Научно-теоретические основы становления

и развития «Теории и методики ознакомления детей

дошкольного возраста с природой»……………………………………………………..8

 

Второй модуль

«Создание условий для ознакомления дошкольников

с природой»………………………………………………………………………………20

 

Третий модуль

«Методы ознакомления дошкольников с природой»…………………………………27

 

Четвертый модуль

«Формы организации работы по ознакомлению дошкольников

с природой»………………………………………………………………………………54

 

Пятый модуль

«Ознакомление дошкольников с сезонными явлениями в природе………………….66

 

Шестой модуль

«Планирование и учет работы по ознакомлению детей дошкольного

возраста с природой»……………………………………………………………………..72

 

Седьмой модуль

«Сотрудничество дошкольного учреждения, семьи, школы и методическое

руководство работой по ознакомлению детей с природой»…………………………..79

 

Тематика курсовых работ…………………………………………….89

 

Самостоятельная работа студентов заочного отделения

в межсессионный период…………………………………………….90

 

Методические указания к написанию

контрольных работ………………………………………………….105

 

Тестовые задания…………………………………………………... 129

 

Вопросы к экзамену………………………………………………. 143

 

Программа государственного экзамена ………………………………….145

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.25 (0.006 с.)