Блок 5. Методическое руководство работой по ознакомлению дошкольников с природой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Блок 5. Методическое руководство работой по ознакомлению дошкольников с природой



1 Положение, не соответствующее цели методической работы в дошкольном учреждении по разделу «Человек и природа»?

а) формирование в сознании педколлектива значимости проблем экологии, понимания необходимости участия каждого в их позитивном разрешении;

б) освоение педколлективом содержания, форм и методов эколого-природоведческой работы с детьми;

в) выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта по ознакомлению детей с природой в дошкольном учреждении и семье;

г) изучение и обобщение зарубежного опыта экологического воспитания детей.

 

2. Одна из функций заместителя заведующей по основной деятельности, определяющая содержание её работы по разделу «Человек и природа»?

а) участвует в создании условий для эколого-природоведческой работы с детьми;

б) организует и контролирует работу воспитателей;

в) планирует свою работу;

г) организует работу с семьёй и школой по вопросам экологического воспитания детей.

 

3. Виды сравнительного контроля за организацией природоведческой работы с детьми?

а) взаимоконтроль;

б) сравнение работы воспитателей двух параллельных групп;

в) сравнение работы двух воспитателей одной группы;

г) сравнение работы воспитателей смежных возрастных групп.

 

4.. Форма методической работы с воспитателями, по результатам которой принимается соответствующее решение?

а) консультация;

б) педсовет;

в) семинар-практикум;

г) работа творческих групп.

 

1. Как часто проводится диагностическое обследование детей по разделу «Человек и природа»?

а) один раз в год;

б) два раза в год;

в) один раз в квартал;

г) два раза в сезон.

 

2. Форма методической работы, в процессе которой осуществляется усвоение воспитателями теоретических знаний и овладение практическими умениями?

а) коллективные просмотры педагогического процесса;

б) консультации;

в) семинар-практикум;

г) викторины.

 

3. Нетрадиционные формы методической работы с воспитателями (найдите лишний ответ):

а) дискуссионный клуб;

б) клуб творческих встреч;

в) консультации;

г) класс педмастерства.

 

4. Кто из указанных авторов не исследовал проблему методической работы в дошкольных образовательных учреждениях?

а) К.Ю. Белая;

б) А.И.Васильева, Л.А.Бахтурина, И.И.Кобитина;

в) Л.В.Поздняк, Н.Н.Лященко;

г) Л.М.Маневцова.

Блок 6. Программное обеспечение экологического образования и воспитания дошкольников

1 Программный подход в экологическом воспитании детей дошкольного возраста:

а) наличие программы;

б) соверщенствование программы;

в) планомерная и целенаправленная реализация программы;

г) отсутствие программы.

 

2. Категории, определяющие отбор содержания природоведческих знаний для детей дошкольного возраста?

а) задачи;

б) принципы;

в) методы;

г) формы.

 

3.Укажите программу воспитания и обучения детей, раздел которой включает блок «Человек и природа»?

а) «Детство»;

б) «Развитие»;

в) «Пралеска»;

г) «Истоки».

 

4. Автор программы и методических пособий по экологическому воспитанию дошкольников?

а) С.Н.Николаева;

б) С.Л.Новосёлова;

в) В.А.Шишкина;

г) Н.С.Старжинская.

 

5. Кто является автором программы экологического образования детей «Мы»?

а) Н.Н.Кондратьева;

б) Н.А.Рыжова;

в) А.А.Петрикевич;

г) Н.Н.Вересов.

 

6. Укажите задачу, не соответствующую программным требованиям в младшей группе?

а) формировать элементарные представления о животных и растениях ближайшего окружения;

б) формировать представление о том, что растение питается, растет из семян;

в) давать детям сведения о том, что им необходимо есть полезную пищу;

г) формировать элементарные представления о строении, функциях, защите органов чувств.

7. В содержании образовательных задач для детей среднего дошкольного возраста найдите неверный ответ:

а) формировать представления о том, как органы чувств (пятеро помощников) – глаза, уши, нос, язык, кожа помогают знакомиться с окружающим миром;

б) формировать представления о том, что все живые существа двигаются по разному: животные ходят, прыгают, ползают, летают;

в) формировать представление о том, что лес, луг, водоём – дом для животных и растений;

г) формировать представления о том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах; представления о целостности и уникальности каждого сообщества.

8.Какой программе экологического воспитания детей соответствуют следующие структурные компоненты: «Знания как основа экологического сознания детей», «Нормы и правила взаимодействия живых существ в природе», «Экологически ориентированные деятельности»?

а) «Мы – земляне» (Н.Н.Вересов);

б) «Наш дом - природа» (Н.А.Рыжова);

в) «Мы» (Н.Н.Кондратьева);

г) «Юный эколог» (С.Н.Николаева).

 

Блок 7. Особенности методики руководства природоведческой работой в разных возрастных группах

1. На каком минимальном расстоянии от экрана располагается первый ряд детей во время просмотра диафильма, кинофильма, видеофильма?

а) 1 метр;

б) 2 метра;

в) 3 метра;

г) 4 метра.

 

2. Приёмы активизации познавательной деятельности старших дошкольников в процессе наблюдений за объектами и явлениями природы (найдите лишний ответ):

а) проблемно-поисковые вопросы;

б) столкновение двух точек зрения;

в) использование приёма сравнения;

г) имитационные движения.

 

3. Выделите прием, не используемый на занятиях в младшей группе:

а) сюрпризный момент;

б) обследовательские действия;

в) проблемные вопросы;

г) игровые, имитационные действия.

 

4. Особенности трудовых поручений в младшей группе детского сада (найдите неверный ответ):

а) включают одно трудовое действие;

б) непродолжительные по времени;

в) проводятся индивидуально;

г) высокая степень самостоятельности детей.

5. Формы оценки деятельности детей на природоведческих занятиях в старшей группе детского сада (найдите неправильный ответ);

а) оценка воспитателя;

б) привлечение детей к оценке сверстников;

в) самооценка;

г) отсутствие оценки.

 

6. Приёмы руководства трудом детей в природе в старшей группе (найдите лишний ответ):

а) побуждение детей к определению цели труда;

б) определение с детьми содержания и орудий труда;

в) выбор способа организации детей;

г) обязательное и постоянное участие воспитателя в процессе труда.

 

7. Методика проведения природоведческих экскурсий включает следующие этапы (найдите неверный ответ):

а) подготовка воспитателя и детей к предстоящей экскурсии;

б) ознакомление детей с природой на месте экскурсии;

в) послеэкскурсионная работа с детьми;

г) отчет о проведённой экскурсии.

 

8. Особенности руководства дидактической игрой природоведческого содержания в младшей группе детского сада (найдите неверный ответ):

а) название игры;

б) объяснение содержания и правил игры до её начала;

в) выполнение детьми игровых действий;

г) положительная оценка деятельности детей.

 

 

Вопросы к экзамену

 

1. Предмет «Теория и методика ознакомления дошкольников с природой» как наука.

2. Теория и практика использования природы в разностороннем развитии детей на разных этапах становления общественного дошкольного воспитания.

3. Русская прогрессивная педагогика об использовании природы в воспитании детей.

4. Западная прогрессивная педагогика об использовании природы в воспитании детей.

5. Обсуждение вопросов дошкольного природоведения на съездах по дошкольному воспитанию.

6. Задачи ознакомления детей с природой в детском саду.

Принципы отбора содержания природоведческих знаний.

7. Формирование системных знаний о природе у дошкольников.

8. Научная разработка проблем дошкольного природоведения во второй половине 20 века.

9. Участок детского сада: значение, планировка, требования к озеленению.

10. Содержание природоведческих знаний для дошкольников в программе «Пралеска».

11. Ознакомление детей с природой в современных программах: «Мы», «Детство», «Радуга» и др..

12. Уголок природы в детском саду: значение, способы организации, требования к подбору объектов для уголка природы.

13. Животные – постоянные обитатели уголка природы.

14. Растения – постоянные обитатели уголка природы. Требования к размещению, краткая биологическая характеристика, способы ухода.

15. Временные обитатели уголка природы: биология, условия и правила содержания.

16. Организация экологической комнаты (комнаты природы) в дошкольном учреждении.

17. Природа как фактор общего развития и средство разностороннего воспитания ребенка.

18. Современные подходы к организации зон природы на участке детского сада.

19. Активизация познавательной деятельности детей в ходе наблюдений.

20. Наблюдение – основной метод ознакомления детей с природой.

21. Особенности организации и руководства разными видами наблюдений в разных возрастных группах.

22. Фиксация наблюдений в дневниках наблюдений и календарях природы.

23. Использование иллюстративно-наглядного материала в природоведческой работе с дошкольниками.

24. Словесные методы ознакомления детей с природой.

25. Игры и игровые обучающие ситуации в ознакомлении детей с природой.

26. Эксперимент как метод ознакомления детей с природой.

27. Труд детей как метод ознакомления с природой.

28. Организация и методика руководства трудом детей в разных возрастных группах.

29. Моделирование как метод ознакомления детей с природой.

30. Занятия как форма ознакомления детей с природой.

31. Типы и виды занятий, методика их проведения.

32. Организация огорода и цветника на участке детского сада.

33. Экскурсии и целевые прогулки в ознакомлении детей с природой.

34. Повседневная прогулка как форма работы по ознакомлению детей с природой.

35. Элементарная поисковая деятельность как форма организации природоведческой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

36. Особенности планирования природоведческой работы в дошкольных учреждениях.

37. особенности планирования и руководства природоведческой работой в разновозрастной группе.

38. Планирование и организация циклических наблюдений с детьми дошкольного возраста.

39. Праздники и развлечения с природоведческим содержанием.

40. Диагностика освоения детьми программы «Человек и природа».

41. Содержание и форм методической работы с педагогами..

42. Передовой педагогический опыт: понятие, изучение, обобщение и распространение лучшего опыта организации природоведческой работы с детьми.

43. Нетрадиционные формы методической работы с педагогами.

44. Инспектирование и контроль дошкольных образовательных учреждений по разделу «Человек и природа».

45. Содержание и формы работы с родителями по ознакомлению детей с природой.

46. Научно-теоретические подходы к организации природоведческой работы с дошкольниками в современной литературе.

47. Научно-методические и практические основы ознакомления детей с природой в книге С.Н.Николаевой «Общение с природой начинается с детства».

48. Технические средства в ознакомлении детей с природой: значение, виды аппаратуры, методика их использования.

49. Природоведческая книга в ознакомлении детей с природой.

50. Содержание и методика работы по ознакомлению с сезонными явлениями в младшей и средней группах детского сада.

51. Содержание и методика работы по ознакомлению с сезонными явлениями в старшей группе детского сада.

52. Нетрадиционные формы природоведческой работы с дошкольниками.

53. Сенсорное воспитание детей в процессе ознакомления дошкольников с природой.

54. Ознакомление детей с природой в современных зарубежных педагогических системах.

55. Преемственность в работе дошкольного учреждения и школы по природоведению.

56. Специфические формы и методы экологического воспитания дошкольников.

 

Программа государственного экзамена по «Теории и методике ознакомления детей дошкольного возраста с природой» специальность:

1-010101 «Дошкольное образование» (3 года обучения, 5 лет обучения)

1. Задачи и содержание ознакомления дошкольников с природой в программе дошкольного образования «Пралеска» и других образовательных программах.

Принципы отбора природоведческих знаний для детей дошкольного возраста.

Задачи умственного, экологического, нравственно-трудового и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Комплексный характер задач, их взаимосвязь.

Общие задачи раздела «Человек и природа» для каждой возрастной группы.

Основные компоненты содержания ознакомления дошкольников с природой: неживая природа, многообразие живой природы (животные, растения, человек), природные сообщества, погода и сезоны, труд в природе.

Принципы отбора природоведческих знаний для детей дошкольного возраста.

 

2. Создание условий для ознакомления детей с природой в дошкольном учреждении, обеспечивающим дошкольное образование.

Уголок природы и его воспитательно-образовательное значение. Требования к подбору и размещению обитателей уголка природы в разных возрастных группах. Постоянные и временные обитатели уголка природы.

Методика руководства наблюдениями и трудом детей в уголке природы в разных возрастных группах.

Организация экологической комнаты, экологического музея и лаборатории в дошкольном учреждении. Содержание работы с детьми в эколого-развивающей среде.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.110.134 (0.051 с.)