Методический прием «Обоснование тезиса» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методический прием «Обоснование тезиса»



Реализация метода

1. Преподаватель предлагает студентам тезис: «Эксперимент – активный метод ознакомления дошкольников с природой»

2. Коллективное обсуждение результатов.

 

Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

Программа темы

Значение и место рассказа воспитателя о природе в разных возрастных группах. Требования к рассказу воспитателя о природе. Значение рассказов детей о природе. Виды детских рассказов о природе. Обучение детей рассказыванию о природе в разных возрастных группах.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Подготовить перечень энциклопедической и другой литературы, используемой в качестве источника информации для рассказа воспитателя. Результаты представить в виде таблицы.

 

Автор, источник литературы, выходные данные Основные направления содержания источника литературы Эколого-педагогическая направленность содержания рассказа воспитателя
     

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1.Какое значение имеет рассказ воспитателя в формировании знаний

детей о природе?

2. В чем заключается специфика требований к рассказу воспитателя в разных возрастных группах?

3. Составить рассказ о природе для детей разных возрастных групп.

4. Показать на конкретном примере обучение детей рассказыванию о природе (тема и возрастная группа по выбору).

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф.Виноградова. – М.: Просвещение, 1987.

2. Елкина, Н.В., Маричева, О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать / Н.В.Елкина, О.В.Мариничева. – Ярославль: Академия развития, 1997.

3. Крутогоров, Ю.А. Рассказы о деревьях / Ю.А.Крутогоров. – М.: Детская литература, 1987.

4. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П.Короткова. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

5. Леснов, П.А. Любопытные рассказы о диких зверях / П.А.Леснов. – М.: 1975.

6. Мир природы и ребенок / под ред.Л.М.Маневцовой, Г.П.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998. – С. 144-150.

7. Рассказы о природе / сост. В.М.Вдовиченко, В.И.Дебалтовская. – Минск, 1985.

8. Я за солнышком иду / сост. В.М.Вдовиченко, В.И.Дебалтовкая. Минск, 1985.

 

3.15. Природоведческая литература в ознакомлении детей с природой

Программа темы

Значение детской природоведческой книги. Виды книг о природе. Требования к природоведческой литературе для детей. Методика использования природоведческой книги в разных возрастных группах.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Изучить рекомендуемые программой «Пралеска» произведения художественной литературы и фольклора о природе для детей разных возрастных групп. Результаты отразить в таблице.

 

Возростная группа Произведения художественной литературы и фольклора о природе
Народные песенки и потешки Народные сказки Авторские сказки Поэзия Проза
Бел. Рус. Нар. мира Бел. Рус. Нар. мира Рус. писат. Заруб. писат. Рус. поэт. Заруб. поэт. Рус. автор Бел. писат
Малыши                        
Почемучки                        
Фантазеры                        

2. Составить план консультации для родителей «Роль книги в

ознакомлении детей с природой».

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какое значение имеет книга в жизни ребенка?

2. Какие требования предъявляются к литературе для детей?

3. Каковы особенности использования природоведческих книг в разных возрастных группах?

4. Составить конспект занятия с использованием художественной литературы о природе для детей одной из возрастных групп.

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Агапова, И.А. Литературные игры для детей / И.А.Агапова, М.А.Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2006. – 192 с.

2. Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова; под ред. В.И.Логиновой. – СПб: Акцидент, 1996.– 128 с.

3. Минаева, В.М., Шарапова, И.А. Путешествие в мир родной природы / В.М.Минаева И.А.Шарапова. – Мн.: Універсітэцкае, 2000. – 142 с.

4. Мир природы и ребенок / под ред.Л.М.Маневцовой, Г.П.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998. – С. 144-150.

5. Хрестоматия для дошкольников: в четырех частях: произведения для детей от трех до пяти лет / сост. А.И.Саченко, Л.А.Саченко. – Мн.: ИВЦ Минфина, 2006. – 211 с.

6. Четыре времени года / сост. С.А.Веретенникова, А.А.Клыков. – М.: Просвещение, 1971. – 192 с.

 

Беседа как метод ознакомления дошкольников с природой

Программа темы

Значение бесед о природе. Виды бесед с дошкольниками о природе и их содержание. Требования к проведению бесед о природе. Методика проведения бесед.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Составить конспект установочной беседы перед чтением природоведческой книги (возрастная группа по выбору).

2. Составить конспект эвристической беседы с детьми старшего дошкольного возраста (тема по выбору).

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какое значение и место занимают беседы в системе природоведческой работы с детьми?

2. Какие виды бесед о природе используются в работе с детьми?

3. Раскройте методику проведения бесед с детьми в разных возрастных группах.

4. Составить конспект итоговой беседы с детьми (тема беседы и возрастная группа по выбору).

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Живая душа природы: Этические беседы по экологии для детей дошкольного возраста / сост. Н.А.петрова. – Мозырь: Белый ветер, 2001. – 28 с.

2. Мир природы и ребенок / под ред.Л.М.Маневцовой, Г.П.Саморуковой. – СПб: Акцидент, 1998. – С. 144-150.

3. Молодова, Л.П. Беседы с детьми о нравственности и экологии / Л.П.Молодова. – Мн.: Асар, 2002. – 240 с.

4. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада / С.Н.Николаева. – М.6 Просвещение, 2002. – 208 с.

5. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А.Серебрякова. – М.: Академия, 2006. – 208 с.

 

Методы ознакомления дошкольников с природой

(практическое занятие)

Алгоритм подготовки студентов к занятию

Вопросы для изучения

1. Метод проектов в образовании дошкольников.

2. Использование экологической сказки в работе с дошкольниками.

3. Использование речевых логических задач природоведческого содержания.

4. Специфические методы экологического воспитания.

 

Самостоятельная работа студентов по теме

1. Изучить теоретические основы метода проектов в экологическом образовании дошкольников.

2. Изучить значение экологических сказок и их особенности, виды и методику использования в работе с дошкольниками.

3. Подготовить конспект индивидуальной формы работы с детьми с использованием речевых логических задач природоведческого содержания.

4. Изучить специфические методы экологического воспитания: метод экологической лабилизации, метод экологических ассоциаций, метод художественной репрезентации природных объектов; метод экологической идентификации, метод экологической эмпатии, метод экологической рефлексии, метод экологической заботы, метод ритуализации деятельности в природе.

 

Список литературы для самостоятельного изучения

1. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой / Н.Ф.Виноградова. – М.: Просвещение, 1978.

2. Кондратьева, Н.Н. Мы: Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева. – СПб: Детство – Пресс, 2001. – 240 с.

3. Природа, творчество и красота: Экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 7. – С. 2-22.

4. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с русским языком обучения / Е.А.Панько (и др). – Минск: НИО: Аверсэв, 2007. – С. 205-206.

5. Рыжова, Н. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»: Экологическое воспитание дошкольников / Н.Рыжова // Дошкольное воспитание. – 200. - № 3. – С. 38-47.

6. Рыжова, Н. Экологическое воспитание дошкольников с позиций новой пародигмы / Н.Рыжова // Дошкольное воспитание. – 200. - № 7. – С. 61-69.

7. Рыжова, И.А. Сказки и экологическое образование / И.А.Рыжова // Вестник АсЭКО, 1995. - № 4(8). – С. 3-10.

 

Алгоритм проведения занятия

Вызов

Метод «Интервью»

Реализация метода

1. Преподаватель предлагает студентам определить себе собеседника для интервью.

2. Далее предлагаются вопросы для интервью:

а) Какое значение имеет метод проектов в работе с детьми

дошкольного возраста?

б) Назовите этапы проекта.

в) Кто является участником проекта?

г) Какой длительности могут быть проекты?

д) Что вы можете сказать о создании условий для реализации проекта?

е) Что вы знаете о содержании проектов?

3. Затем происходит обмен информации между собеседниками по

предложенным вопросам.

4. Преподаватель предлагает отдельным парам оперативно представить

полученную информацию.

5. Осуществляется рефлексия полученных результатов.

 

Метод «Эссе»

Реализация метода

1. Студентам предлагается написать эссе, в котором представляется личная позиция по вопросу «Использование экологической сказки в работе с дошкольниками»

2. Далее происходит предъявление группе своей позиции, выраженной в эссе.

 

Осмысление

Метод «Демонстрация»

Реализация метода

1. Студентам предлагается продемонстрировать методику использования речевых логических задач в соответствии с разработанным конспектом.

2. Один из участников педагогического взаимодействия демонстрирует методику использования речевых логических задач в условиях «деловой игры». Остальные участники наблюдают и одновременно отмечают:

· значение речевой логической задачи в осуществлении образовательной работы с дошкольниками;

· особенности речевой логической задачи;

· содержание речевой логической задачи;

· методы и приемы, используемые воспитателем для решения речевой логической задачи.

3. Обсуждение результатов работы, осмысление сущности использования

речевых логических задач в экологическом воспитании дошкольников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.45 (0.028 с.)