Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И. М. Сеченов и влияние его научных трудов на развитие физиологии и медицины.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Исследования и сочинения И. М. Сеченова были посвящены в основном трем проблемам: физиологии нервной системы, химизму дыхания и физиологическим основам психической деятельности. Своими работами он положил начало отечественной физиологии и создал материалистическую школу русских физиологов, которая сыграла важную роль в развитии физиологии, психологии и медицины не только в России, но и во всем мире. Большое значение для естественнонаучного обоснования материалистической теории познания имело открытие И. М. Сеченовым отражательной, рефлекторной природы высшей нервной (психической) деятельности животных и человека. Он впервые в истории физиологической науки стал рассматривать деятельность головного мозга как рефлекторную, в то время как до него рефлекторным считали только те виды жизнедеятельности организма, которые связаны со спинным мозгом. И. М. Сеченов установил, что в головном мозгу животных и человека существуют особые нервные механизмы, которые оказывают тормозящее влияние на непроизвольные движения. Эти механизмы он называл «задерживающими центрами». Открытый им физиологический центр, находящийся в средних частях головного мозга, получил название «сеченовского центра». Самое явление, установленное в этих опытах, получило в физиологии название «сеченовского торможения». И. М. Сеченов изучал организм в единстве с условиями его существования. Он утверждал: «Всегда и везде жизнь слагается из кооперации двух факторов — определенной, но изменяющейся организации и воздействия извне». «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, так как без последней существование организма невозможно». И. М. Сеченов показал, что психическую деятельность можно и должно изучать такими же научными, строго объективными способами, какими изучается телесная деятельность животных и человека, без всяких ссылок на нематериальные, сверхъестественные причины. И. М. Сеченов поставил перед собой задачу разработать и объяснить законы внешних проявлений психической деятельности. Он показал, что все акты и явления сознательной и бессознательной психической жизни человека управляются определенными физиологическими механизмами и по способу происхождения суть рефлексы, которые начинаются возбуждением органов чувств предметами внешнего мира, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением. В последние годы жизни И. М. Сеченов изучал закономерности физиологических процессов, связанных с трудовой деятельностью человека. В тяжелых исторических условиях царского режима И. М. Сеченов данными физиологии обосновал требования рабочих в их борьбе за восьмичасовой рабочий день. И. М. Сеченов разоблачал научную несостоятельность человеконенавистнических расистских теорий о якобы естественном разделении людей на «высшие» и «низшие» расы. Много страниц в «Рефлексах головного мозга» И. М. Сеченов посвятил воспитанию, развитию навыков у детей и решал эти вопросы в соответствии с основной своей установкой, что среда является определяющим фактором в развитии человека. Этот раздел он закончил резкой отповедью расистам, которая звучит и сегодня: «В неизмеримом большинстве случаев характер психического содержания на 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле слова, и только на 1/1000 зависит от индивидуальности. Этим я не хочу, конечно, сказать, что из дурака можно сделать умного: это было бы все равно, что дать человеку, рожденному без слухового нерва, слух. Моя мысль следующая: умного негра, лапландца, башкира европейское воспитание в европейском обществе делает человеком, чрезвычайно мало отличающимся со стороны психического содержания от образованного европейца». Идеи И. М. Сеченова во многом определили материалистическое направление отечественной медицины второй половины XIX века. Они привлекли внимание передовых русских врачей к изучению роли внешней среды для организма и роли нервной системы в появлении и развитии патологических процессов в организме. Учение о рефлексе как основном анатомо-физиологическом механизме всех деятельностей животного организма явилось научным обоснованием неврогенного патогенеза болезней. И. М. Сеченов имел учеников и последователей в различных направлениях научной деятельности: в области изучения нервной системы, ее строения и функции, физиологии периферической нервной системы (Н. Е. Введенский), вопросах обмена (В. В. Пашутин, М. Н. Шатерников), изучении физиологии головного мозга (И. П. Павлов). Влияние И. М. Сеченова не ограничилось только областью физиологии: его идеи сказались на деятельности морфологов при изучении строения нервной системы и клиницистов в приложении теории о рефлексах к анализу патологических явлений. И.П.Павлов – великий русский ученый – физиолог. Великий русский физиолог Й. П. Павлов (1849—1936) разработал новые принципы физиологического исследования, обеспечивающего познание организма как единого целого, находящегося в единстве и постоянном взаимодействии с окружающей его средой, и создал материалистическое учение о высшей нервной деятельности животных и человека. В течение первого периода научной деятельности (с 1874 по 1882, г.) И. П. Павлов занимался преимущественно изучением физиологии сердечно-сосудистой системы. В диссертации «Центробежные нервы сердца» в 1883 г. он впервые показал на сердце теплокровного животного существование нервных волокон, усиливающих и ослабляющих деятельность сердца. И. П. Павлов предположил, что открытый им усиливающие нерв оказывает влияние на сердце путем изменения обмена веществ в сердечной мышце. Развивая эти представления, он в дальнейшем создал учение о трофической функции нервной системы. В этот же период И. П. Павлов исследовал нервные механизмы регуляции кровяного давления. И. П. Павлов отказался от традиционных острых опытов и отметил недостатки острого вивисекционного физиологического опыта. Физиологи в XIX веке не знали методов изучения целостного организма в его неразрывном взаимодействии со средой. И. П. Павлов разработал метод изучения частных физиологических отправлений на целостном организме в естественных условиях взаимодействия со средой, благодаря чему методика физиологического эксперимента перешла на новую, более высокую ступень. В связи с установкой о необходимости учета состояния целого организма И. П. Павлов разработал новые методики, позволяющие проводить эксперимент на здоровом, совершенно оправившемся от оперативного вмешательства животном. И. П. Павлов создал новые методы, новые приемы «физиологического мышления», разработал специальные операции на органах пищеварительного тракта и ввел в практику метод хронического эксперимента, позволивший изучать деятельность пищеварительного аппарата на здоровом животном. В 1897 г. И. П. Павлов подвел итоги работ по физиологии пищеварения и опубликовал свой знаменитый труд «Лекции о работе главных пищеварительных желез», за который в 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия. 35. С.П.Боткин – выдающийся клиницист и общественный деятель. И. М. Сеченов и С. П. Боткин выдвинули учение о ведущем значении среды в происхождении приобретаемых и наследуемых свойств организма, о первенствующей роли среды в происхождении болезней и материалистически решали вопросы общей теории медицины, исходя из достижений классической русской философии и передового естествознания своего времени. В актовой речи «Общие основы клинической медицины» в 1886 г. С. П. Боткин дал определение медицины: «Изучение человека и окружающей его природы в их взаимодействии с целью предупреждать болезни, лечить и облегчать — составляет ту отрасль человеческих знаний, которая известна под именем медицины». С. П. Боткин стремился превратить клиническую медицину в точную науку и считал, что «неизбежный для этого путь есть научный... Если практическая медицина должна быть поставлена в ряд естественных наук, то понятно, что приемы, употребляемые в практике для исследования, наблюдения и лечения больного, должны быть приемами естествоиспытателя». С. П. Боткин отличался большой наблюдательностью, умением индивидуализировать больного, правильно оценивать значение отдельных проявлений болезни, что и делало его тонким диагностом. С. П. Боткин дал глубокий анализ поражений нервной системы, системы кровообращения, кроветворения. Он пришел к широким обобщениям в области патологии. С. П. Боткин и его ученики разрабатывали вопросы физиологии, экспериментальной патологии как научной основы терапии. Исходя из идей И. М. Сеченова о роли центров головного мозга в рефлекторном механизме физиологических процессов, С. П. Боткин показал рефлекторный механизм ряда патологических процессов. В «Клинических лекциях» С. П. Боткин дал анализ многих клинических явлений, симптомов и симптомокомплексов с точки зрения рефлекторной теории. Так, им было рассмотрено неврогенное происхождение некоторых форм лихорадки, сократительности селезенки, потоотделения на одной стороне тела, хлороза. Им введено представление о патологическом рефлексе. Отсюда интерес Боткина ко второму звену рефлекса — центрам, в которых преобразуются импульсы. Наличие ряда центров, еще неизвестных к тому времени физиологам, было предсказано Боткиным, и его гипотезы получили подтверждение в открытиях этих центров физиологами. Неврогенной теорией С. П. Боткин положил начало принципиально новому этапу развития клинической медицины. С. П. Боткин проявлял активный интерес и к вопросам организации медицинского дела. Он способствовал улучшению медицинской помощи населению Петербурга. По его предложению была улучшена постановка лечебного дела в городских больницах. В них были устроены лаборатории, проводились патологоанатомические вскрытия, врачебные конференции, было улучшено питание больных. Во главе многих больниц стали доктора медицины — ученики Боткина. Большой его заслугой явилось введение в Петербурге по его инициативе «думских врачей» для оказания помощи на дому беднейшему населению города. В 1886 г. он руководил работой комиссии по улучшению санитарных условий и уменьшению смертности в России. Собранные этой комиссией обширные материалы о состоянии здоровья населения России, об ужасающей детской смертности, недостаточности медицинской помощи убедительно говорили о том, что условия царского строя вели не только к значительному ухудшению здоровья населения, но и к вырождению. Комиссия показала низкое санитарное состояние страны и ее здравоохранения. В условиях царского режима работа комиссии осталась бесплодной и не смогла приостановить процесса вырождения и вымирания населения страны, а С. П. Боткин даже не смог довести предложения комиссии до серьезного рассмотрения в какой-либо государственной инстанции. Только после Великой Октябрьской социалистической революции в условиях советского строя представились условия для проведения в жизнь широких оздоровительных мероприятий. С. П. Боткин был выдающимся преподавателем высшей медицинской школы и создал обширную школу своих последователей. Влияние С. П. Боткина не ограничилось клиникой внутренних болезней, его ученики занимали кафедры по другим дисциплинам: детским болезням, дерматологии, ларингологии, фармакологии; физиологии, общей патологии. Г.А.Захарьин – выдающийся клиницист и реформатор медицинского образования. Главную задачу клинициста Г. А. Захарьин выразил следующим образом: «Определить, какая болезнь (исследование и распознавание), как она пойдет и чем кончится (предсказание), назначить план лечения и проводить в исполнение, сообразуясь с течением болезни (наблюдение)». Большое значение Г. А. Захарьин придавал клиническим лекциям. Он писал: «Клиническая лекция должна быть образцом правильной методики и индивидуализирующей клиники. И чем более она отличается от главы учебника, тем более она и имеет право называться клинической лекцией». Своими исследованиями Г. А. Захарьин охватил ряд вопросов клинической медицины. Он описал клиническую картину сифилиса сердца и легких, в частности сифилитическую пневмонию, клинику легочного туберкулеза, дал классификацию туберкулеза. Г. А. Захарьиным были выдвинуты оригинальные теории о роли эндокринных нарушений в этиологии хлороза. Г. А. Захарьиным были впервые описаны зоны кожной гиперестезии при заболеваниях внутренних органов (так называемые зоны Захарьина — Геда). Основная заслуга Г. А. Захарьина заключается в развитии метода непосредственного клинического наблюдения и разработке метода опроса больного. Г. А. Захарьин развил основные, положения учения Мудрова: требование определенной последовательности в обследовании больного и индивидуализации в подходе к назначению лечения и режима. Метод Захарьина — это не только «анамнез», это подробный и тщательный систематический опрос больного, имеющий целью установить вероятные причины болезни, ее развитие, функциональное состояние органов; опрос, позволяющий назначить нужный режим, лекарства и другие лечебные мероприятия. Инициатива опроса должна оставаться в руках врача. Опрос у Г. А. Захарьина охватывает не только прошлое (анамнез), но и настоящее состояние и обстановку жизни больного. В нем соединялись два принципа: физиологический (по системам и органам) и топографический. Метод охватывал все органы и системы: дыхание, кровообращение, желудочно-кишечный тракт (желудок, кишечник, печень, селезенка), мочеполовую систему, обмен веществ, кроветворную и нервную системы и нервно-эмоциональное состояние (сон, память, сообразительность, настроение, головные боли, головокружение, парестезии и т. д.). Этот метод позволяет выявить функциональное нарушение заболевшего органа нередко ранее обнаружения анатомических изменений. Большое значение Г. А. Захарьин придавал лечению. Значительное место в лечебных советах Г. А. Захарьина занимали его указания больному о режиме и образе жизни: «Измени обстановку, измени деятельность, измени образ жизни, если хочешь быть здоровым». Наряду с покоем он рекомендовал движение. В сочетании с гигиеническими и профилактическими мероприятиями Г. А. Захарьин применял медикаменты и общие лечебные приемы — массаж, кровопускание, минеральные воды, климатолечение больных туберкулезом легких не только на юге, но и на природе в любой местности. Он выступал против широко распространенного в его время обычая богатых людей ездить на заграничные курорты и рекомендовал лечение на отечественных курортах. В клиническом учении Захарьина видное место занимали вопросы гигиены. В своей речи «Здоровье и воспитание в городе и за городом» он говорил: «Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лекарственной терапии». «Победоносно спорить с недугами масс может лишь гигиена. Самый успех терапии возможен лишь при соблюдении гигиены». Однако необходимо отметить, что в своих высказываниях по гигиеническим вопросам Г. А. Захарьин ограничивался в основном сферой личной гигиены, недооценивал влияние социальных условий на возникновение и течение болезней и не ставил задачи проведения широких оздоровительных мероприятий. Советам Г. А. Захарьина в большинстве случаев могли следовать лишь богатые люди. Роль А.А.Остроумова для развития терапии в России 19 века. А. А. Остроумов явился продолжателем лучших традиций клинических методов Захарьина. А. А. Остроумов придавал большое значение тщательному расспросу больного, считал необходимым выявить все особенности каждого случая болезни. Наряду с этим он активно развивал традиции С. П. Боткина в разработке экспериментальной физиологии и патологии. С С. П. Боткиным А. А. Остроумова сближал интерес к фармакологии и экспериментальной патологии, новым тогда наукам, к введению функциональных методов распознавания болезней, интерес к лабораторным исследованиям. А. А. Остроумов, подобно С. П. Боткину, большое внимание уделял роли нервной системы в организме. «Организм — целое.— писал Остроумов, — расстройство одной части отражается на всем организме изменением жизнедеятельности других частей его, поэтому ослабление функции одного органа расстраивает весь организм». «Организм как целое изменяется в своих функциях при болезни каждой из своих частей». По А. А. Остроумову, единство организма, взаимная связь органов между собой и корреляция их деятельности осуществляются через обмен веществ и нервнорефлекторную систему. Анализируя действующие факторы патологического процесса, он разработал учение о значении в этиологии и течении болезней внешней среды, в которой развивается, живет и болеет человек. А. А. Остроумов правильно рассматривал болезнь как нарушение равновесия между организмом и средой и определил задачи врача: «Предметом нашего изучения служит больной человек, нормальная жизнь которого нарушена условиями его существования в среде». «Цель клинического исследования — изучить условия существования человеческого организма в среде, условия приспособления к ней и расстройства». А. А. Остроумов не подпал под влияние широко распространенных в его время воззрений «бактериологической эры», решительно возражал против переоценки роли микробов в патологическом процессе. Не отрицая роли микробов, он подчеркивал значение макрооргаиизма и его реакции во всех этапах инфекционного процесса. Равным образом А. А. Остроумов предостерегал от переоценки лабораторных анализов в клинике и выдвигал на первое место наблюдение над больным, изучение особенностей индивидуума. Решающее значение в лечении больного А. А. Остроумов придавал общему лечению и считал необходимым поставить больного в возможно более благоприятные условия питания, работы и жилища. 36. И.И.Мечников – основоположник учения о фагоцитозе. Илья Ильич Мечников (1845—1916) сыграл огромную роль в развитии микробиологии и эпидемиологии, в создании иммунологии. Его исследования в этих областях явились продолжением и развитием его капитальных работ в области патологии, имевших широкую общебиологическую основу. И. И. Мечников был выдающимся ученым в ряде областей знания—зоологии, эмбриологии, патологии и иммунологии, одним из создателей современной микробиологии, основателем сравнительной эволюционной патологии. Деятельность И. И. Мечникова распадается на два периода. В первый период (1862—1882) И. И. Мечников, зоолог и по преимуществу эмбриолог, разрешил ряд сложных проблем эмбриологии. Он показал существование зародышевых листков — общие для всех животных законы развития животного организма. Он установил генетическую связь между развитием беспозвоночных и полостных животных. Данные эмбриологии, установленные И. И. Мечниковым, послужили одной из существенных опор эволюционного учения. Исследования по вопросу о происхождении многоклеточных животных привели И. И. Мечникова к открытию внутриклеточного пищеварения. Он показал, что в организме животного, снабженного пищеварительными органами, существуют клетки, способные переваривать пищу, но не принимающие прямого участия в пищеварении. Работами о внутриклеточном пищеварении завершился первый период научной деятельности И. И. Мечникова. Идея о внутриклеточном пищеварении, поставленная в связи с учением Дарвина об эволюции, была ведущей в работах И. И. Мечникова по проблемам патологии во второй период его деятельности. Начало этим работам И. И. Мечников положил в 1883 г. в речи «О целебных силах организма», где выдвинул положение об активной роли организма в инфекционном процессе, о взаимоотношении макро- и микроорганизма в противовес одностороннему этиологическому принципу Коха. В дальнейшем И. И. Мечников разносторонне развил учение о фагоцитозе и подтвердил его многочисленными исследованиями на разнообразном материале. В 1892 г. в «Лекциях о сравнительной патологии воспаления» И. И. Мечников писал «Настоящая сравнительная патология должна обнимать весь животный мир в его целом и изучать его с самой общей биологической точки зрения». Развивая учение о фагоцитозе и выступая на его основе с критикой господствовавших в то время теорий воспаления Конгейма и Вирхова, И. И. Мечников создал новую теорию воспаления как активной защитной реакции организма против внедряющегося в него болезненного начала, выработанной представителями животного мира в процессе их исторического развития. И. И. Мечников писал: «Воспаление в своем целом должно быть рассматриваемо как фагоцитарная реакция организма против раздражающих деятелей; эта реакция выполняется то одними подвижными фагоцитами, то с действием сосудистых фагоцитов или нервной системы». В 1900 г. в книге «Невосприимчивость в инфекционных болезнях» И. И. Мечников разработал учение об иммунитете и явился основоположником новой науки — иммунологии. И. И. Мечников показал, что механизм возникновения и развития инфекционного заболевания зависит не только от микроорганизма, но наряду с микроорганизмом на всех этапах инфекционного процесса — при его возникновении, развитии, течении и исходе — важную роль играет макроорганизм, который не остается безучастным. Инфекционное заболевание — сложный процесс взаимодействия патогенного микроба и макроорганизма. На возникновение и развитие процесса большое влияние оказывает внешняя среда. И. И. Мечников указывал на участие нервной системы в защитных функциях высших организмов. И. И. Мечников провел много исследований по частным вопросам медицины. Он изучал экспериментальный сифилис, холеру, возвратный и брюшной тифы, туберкулез, детские кишечные инфекции. Ему принадлежат идеи о наличии антагонизма и борьбы между различными видами микробов и об изменчивости микробов. И. И. Мечников предвидел возможности использования микробного антагонизма в целях борьбы против болезнетворных микробов, что получило осуществление и дальнейшее развитие в учении об антибиотиках. Мировоззрение его было стихийно-диалектическим. Для него были характерны сравнительно биологический метод, стремление рассматривать явления органической природы в их связи и взаимообусловленности и в противоречивом развитии. И. И. Мечников не был последователен в своих воззрениях: будучи материалистом в понимании явлений природы, он оставался идеалистом в объяснении явлений общественной жизни. Он стремился к изменению реакционного политического строя в России, но отрицательно относился к революционной борьбе. Основная ошибка его состояла в том, что он не учитывал значения социально-экономических факторов и условий жизни человека в современном обществе. Эти стороны мировоззрения И. И. Мечникова с особой яркостью сказались в его учении о преждевременном старении и борьбе с ним. Проблема продления жизни не только биологическая, как думал И. И. Мечников, но главным образом социальная. И. И. Мечников создал обширную школу микробиологов и эпидемиологов как в России, так и за границей. Его учениками были Г. Н. Габричевский, Н. Ф. Гамалея, Л. А. Тарасович, Д. К. Заболотный, А. М. Безредка, первая женщина — профессор микробиологии П. В. Циклинская и многие другие. 37. А.П.Доброславин и развитие экспериментальной гигиены в России. Алексей Петрович Доброславин(1842—1889) в 1865 г окончил Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1870 г. до конца жизни был профессором гигиены в Медико-хирургической академии. Им составлены первые в России оригинальные учебники по гигиене, основанные на экспериментальных исследованиях.А. П. Доброславин правильно оценил положительные стороны экспериментальной гигиены, овладел новыми методиками гигиенических исследований и широко их применял. Он писал: «Гигиена дает свои советы и предписания общине, целым группам народонаселения. Таким образом, помощь, оказываемая гигиеной, имеет общественный характер. Нет возможности устранить болезнетворные влияния внешней среды, не действуя сразу на целое народонаселение».Кроме педагогической деятельности, А. П. Доброславин проводил сам и организовывал как руководитель исследования по гигиене питания, коммунальной, школьной, военной. А. П. Доброславин много занимался вопросами охраны здоровья больших групп населения - крестьянства и малообеспеченных слоев населения городов, изучал продукты питания, составлявшие главную пищу этих групп населения (грибы кислая капуста, каша из круп, квас). Он провел исследование' по оздоровлению населенных мест - водоснабжению, канализации, жилищам, участвовал в противоэпидемических и общесанитарных мероприятиях, усовершенствовал дезинфекционную аппаратуру.А. П. Доброславин ошибочно признавал необходимость разделения лечебной медицины и гигиены. Ф.Ф.Эрисман и его вклад в экспериментальную и общественную гигиену. Федор Федорович Эрисман (1842—1915), швейцарец по происхождению, окончил медицинский факультет в Цюрихе, увлекся революционно-демократическими идеями русских студентов, обучавшихся в Швейцарии, и в 1869 г. приехал в Россию. Здесь он вошел в тесную связь с передовыми общественно-медицинскими кругами. Многосторонняя научная деятельность Ф. Ф. Эрисмана была тесно связана с практической жизнью. По приезде в Россию он работал в Петербурге как окулист. Исследуя зрение у школьников, он установил влияние школьных условий на развитие близорукости и предложил особую школьную парту (до настоящего времени широко известную под названием парты Эрисмана). В Петербурге же Ф. Ф. Эрисман провел обследование жилищных условий в квартирах подвальных этажей и ночлежных домах. Почувствовав при этих исследованиях недостаточность своей подготовки в области гигиены, Ф. Ф. Эрисман ознакомился с методами гигиенических обследований у Петтенкофера и Фойта. В эти же годы он опубликовал крупные пособия и много статей по гигиене. В своих работах Ф. Ф. Эрисман четко определил ближайшую цель гигиены: исследовать влияние на человека всевозможных явлений природы, действию которых он непрерывно подвергается, далее — влияние той искусственной обстановки, в которой он живет вследствие своего социального положения, и, наконец, найти средства для смягчения действия всех неблагоприятных для организма человека условий со стороны природы и общества. Переехав в Москву в 1879 г., Ф. Ф. Эрисман работал в санитарной организации Московского губернского земства, в Московской городской санитарной организации и с 1882 по 1896 г. был.профессором гигиены на медицинском факультете Московского университета. Ф. Ф. Эрисман вместе с Е. М. Дементьевым и А. В. Погожевым провели обширное санитарное обследование 1080 фабрик Московской губернии с 114 000 рабочих. В этих исследованиях были изучены условия быта рабочих и их семей, состав рабочих, условия найма, продолжительность рабочего дня, заработная плата, условия жилища, и питания. Рабочие и члены их семей были подвергнуты антропологическому обследованию. При определении состава фабричных рабочих особенно подробно выяснялся вопрос, связан ли фабричный рабочий с сельским хозяйством («связь с землей», как говорили в то время) или стал полностью наемным рабочим. Он писал: «Мы здесь имеем дело в огромном большинстве случаев с настоящим рабочим сословием, так сказать, с исконными, а не случайными фабричными рабочими». «Плохое санитарное состояние, в котором находится фабричное население в настоящее время, не безусловно связано с промышленным трудом, а зависит лишь от тех неблагоприятных условий, в которые современная цивилизация поставила этот труд, вполне представляя его безграничной эксплуатации со стороны алчных и корыстных предпринимателей». «Вовсе не промышленность сама по себе, как бы в силу закона природы, подрывает народное здоровье и обусловливает высокие цифры смертности, а во всем этом виноваты те невыгодные экономические условия, в которые поставлены рабочие современным способом производства». Обследование фабрик и заводов Московской губернии дало обширные материалы, которые в печатном виде заняли 19 томов (более 6000 стр.) и обрисовали положение рабочих в России. Точные сведения об условиях труда и быта рабочих, полученные Ф. Ф. Эрисманом, использовались в целях пропаганды в первых русских рабочих марксистских кружках. Ф. Ф. Эрисман правильно понимал сущность, цели и задачи гигиены. Он писал: «Пользу могут принести только мероприятия, улучшающие санитарные условия целых групп населения или всего народонаселения... Здоровье отдельной личности представляет собой лишь часть общественного здоровья... В природе человека не заключается никаких оснований к тому, чтобы признать болезнь человека неотвратимой роковой необходимостью... Человеческая смертность находится в теснейшей связи с несовершенством нашего жизненного строя». Исходя из этих положений, Ф. Ф. Эрисман указывал на недостаточность предложений возглавлявшейся С. П. Боткиным (1886) комиссии по вопросу уменьшения смертности в России. Он писал: «Нищета — наиболее генеральное бедствие русского народа, и как ни важны те или иные санитарные влияния на здоровье нашего населения, но они весьма часто подавляются влиянием еще более мощного экономического фактора». Ф. Ф. Эрисман настаивал на тесной органической связи научной гигиены и практической санитарной деятельности, возражал против попыток противопоставить гигиену научную (экспериментальную) и общественную, как якобы не носящую научного характера, и против высказываний А. П. Доброславина об отделении гигиены от лечебной медицины. Спор между этими крупнейшими представителями гигиенической науки имел большое принципиальное значение и не потерял своей актуальности до настоящего времени. Практика санитарного дела подтвердила правильность точки зрения Ф. Ф. Эрисмана. И в настоящее время нередки попытки сведения гигиены к санитарно-гигиеническим мероприятиям. Земская медицина. В России в середине XIX в. глубокие социальные и экономические процессы стали причиной возникновения и развития во второй половине XIX в. земской медицины. Основные звенья земской медицины конца XIX в.: 1) сельская участковая больница; 2) уездный и губернский санитарный врач (бюро); 3) уездный и губернский съезд земских врачей. Земская медицина разработала оригинальную форму здравоохранения для сельского населения: сельский врачебный участок с бесплатной (в наиболее богатых губерниях) медицинской помощью и сеть приближенных к населению медико-санитарных учреждений (земские больницы, фельдшерские и акушерские пункты, амбулатории, санитарная организация и т. д.). Такой способ организации здравоохранения сельского населения был единственным в истории примером организованной медицинской помощи в условиях капитализма сельским жителям. Помимо оказания медицинской лечебной и санитарной помощи населению, прогрессивные врачи земской медицины проводили ряд исследований, давали саниB тарные описания местностей, а также изучали заболеваемость населения. Земские врачи обследовали жизнь крестьян, их быт, труд. Кроме крестьян, земские врачи изучали и описывали жизнь, быт, условия труда кустарей, рабочих на фабриках, которые были расположены в сельской местности, сельскохозяйственных батраков в южных губерниях. Земская медицина оказала также влияние на развитие некоторых клинических дисциплин, например, таких как акушерство, хирургия.
Развитие одонтологии. Крупный общественный деятель, А.К. Лимберг был инициатором создания общества дантистов и зубных врачей в С.-Петербурге. Под его непосредственным руководством были проведены первый и второй съезды по одонтологии в России (1896, 1899). Он был активным участником многих международных съездов (в Париже, Берлине, Вашингтоне и др.). Общественность и научный мир высоко оценили деятельность А.К. Лимберга, избрав его почетным членом многих отечественных и зарубежных обществ. В 1883 году в С.-Петербурге было создано "Первое общество дантистов России" и "С.-Петербургское общество дантистов и врачей, занимающихся зубоврачеванием". "Первое общество" было основано Ф.И. Важинским, а "С.-Петербургское общество дантистов и врачей, занимающихся зубоврачеванием" — А.К. Лимбергом, на котором в апреле 1884 года он сделал доклад "О необходимости обязательного высшего образования зубных врачей в России", напечатанный затем в журнале "Врач". С 1898 года "С.-Петербургское общество дантистов и врачей, занимающихся зубоврачеванием" стало называться "С.-Петербургским зубоврачебным обществом". В 1891 году было организовано "Московское одонтологическое общество". Первые научные одонтологические общества благоприятно повлияли на развитие зубоврачевания в России. Они сплачивали кадры зубных врачей, организовывали и проводили научные зубоврачебные съезды, способствовали развитию научного зубоврачевания. Кроме научных, существовали и профессиональные общества, которые объединяли зубных врачей и дантистов. В 1899 году было организовано "Российское одонтологическое общество". Исключительно большое значение в становлении зубоврачебной науки имел первый русский одонтологический периодический печатный орган "Зубоврачебный вестник" (1885), основателем которого был дантист А.П. Синицын, а главным редактором — Ф.А. Звержховский. Создание журнала явилось поворотным моментом в истории развития одонтологии в России. "Зубоврачебный вестник" стал своеобразным организационным центром, вокруг которого объединилось большое количество зубных врачей, работавших на периферии. Наряду с этим, журнал способствовал подготовке и организации одонтологических съездов. Видную роль сыграл журнал в деле научной пропаганды, отображая развитие научного зубоврачевания и зубоврачебного дела в России. "Зубоврачебный вестник" существовал до 1917 года. Кроме того, в Москве с 1899 по 1915 гг. выходил журнал "Одонтологическое обозрение", во главе которого находились И.М. Коварский и Г.А. Ефрон, а в С.-Петербурге в 1906 году А.В. Фишер начал издавать журнал "Зубоврачебное дело". В 1885 году на медицинском факультете Московского университета по инициативе Н.В. Склифосовского была создана доцентура по одонтологии при факультетской хирургической клинике. Первым приват-доцентом стал Николай Николаевич Знаменский (1856— 1915). Закончив в 1880 году Московский университет, Н.Н.Знаменский в 1881 году Советом университета был избран попечителем Московского учебного округа в должности сверхштатного ординатора хирургического отделения факультетской клиники. С этого времени он работает под непосредственным руководством декана факультета профессора Н.В. Склифосовского. В 1884 году Н.Н. Знаменский защитил диссертацию по хирургии на степень доктора медицины. В этом же году он был принят в число приват-доцентов Московского университета для преподавания учения о зубных болезнях. Ученый начинает большую организационную работу по созданию базы для практической подготовки студентов по одонтологии, оснащению ее оборудованием, инструментарием, пломбировочными, перевязочными, зубопротезными и другими материалами. Он составляет учебную программу по одонтологии, одобренную и утвержденную Н.В. Склифосовским. Программа предусматривала изучение анатомии, физиологии и методов исследования полости рта. Раздел "Болезни зубов" включал, кроме анатомии, гистологии зубов, также данные о их прорезывании и различной патологии. В программе предусматривалось освоение студентами консервативного и оперативного лечения кариеса зубов и его осложнений, техники экстракции зубов, методов реплантации, имплантации и трансплантации. Программа включала подробное изучение заболеваний челюстей и ячеистого отростка, болезней слизистой оболочки полости рта, языка, слюнных желез. Практикой по одонтологии занимались студенты только старших курсов и врачи под руководством преподавателей— специалистов по одонтологии. Благодаря стараниям Н.Н. Знаменского и Н.В. Склифосовского, первая в России доцентура по одонтологии в 1885 го
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.194 (0.025 с.) |