Развитие медицинского дела у ацтеков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие медицинского дела у ацтеков



В государствах доколумбовой Америки (ацтеков и инков) выработались четкие формы организации медицинского дела. В государстве ацтеков существовал специальный орган, который занимался регулированием деятельности" врачевателей. В ацтекском войске, которое, по свидетельству Э. Кортеса, насчитывало 150 тыс. человек и по численности превышало любую из европейских армий того времени, были специальные люди для выноса раненых с поля боя. В Теночтитлане, Тескоко и других городах создавались военные «госпитали», а также специальные помещения для изоляции уродов, альбиносов, больных неизлечимыми и неизвестными болезнями. Во время массовых заболеваний предпринимались эффективные меры по ограничению очага опасной болезни, а семьи правителя и знати срочно покидали район бедствия. В Империи инков также существовали строгие правила, которые можно определить как элементы государственной регламентации. Это организация приютов для больных, запрет тяжелобольным жить в городах, а увечным и больным от рождения вступать в брак и т. д. Центры высоких цивилизаций доколумбовой Америки выгодно отличались от современных им западно-европейских городов. Так, в столице ацтеков Теночтитлане (с населением около 150 тыс. человек) за чистотой следили специальные команды, общей численностью около 1000 человек. На улицах этого города было так чисто, что по свидетельству конкистадоров, «не обо что было споткнуться». Чистая питьевая вода поступала в Теночтитлан с гор по двум каменным водопроводам. Большое значение в жизни майя и ацтеков играли паровые бани (temazcaili), которые использовались в гигиенических, лечебных и ритуальных целях. Ацтекские бани (рис. 106) представляли собой низкие, с узким входом сооружения, высотой 1,5 м, длиной 2—3 м. Одна их стена выкладывалась из природного камня. Для получения пара ее обливали водой. В банях готовились к родам и обмывали новорожденного, делали массаж и лечили кожные заболевания сернистыми водами. При всей фрагментарности наших знаний о медицине доколумбовой Америки очевидно, что она была блистательной медициной своего времени. Значительная часть ее достижений утрачена во время конкисты. Однако то, что уцелело, явилось одним из истоков формирования американской, европейской, а вместе с ними и мировой медицины. Трагический конец цивилизаций доколумбовой Америки постоянно напоминает о великом долге человечества: сохранять и изучать наследие прошлого, использовать его в настоящем и беречь для будущего.

26.

Народная медицина издавна разви­валась на Руси и была неотъемлемой час­тью языческой культуры русского на­рода. Вплоть до второй половины прошлого столетия, т.е. на протяжении почти двух тысяч лет истории нашего государства, народная медицина оставалась единст­венным доступным средством поддержания здоровья российского народа, ибо, как отмечал в той же лекции проф. Н.П.Загоскин: "Доступной для народных масс врачебной помощи в нашем отече­стве не существовало вплоть до введения земских учреждений и тесно связанного с ними возникновения земской медици­ны". Еще во времена язычества врачева­ние объединяло в себе и реальное знание целебных сил природы, и веру в ее чудо­действенные тайны. Среди врачевате­лей-язычников были волхвы (так вплоть до XVII в. продолжали называть знаха­рей), ведуны, ведуньи и ведьмы (от древнерусск. ведать — знать), кудесники, ча­ровницы и т.д. В народе они считались посредниками между человеком и таин­ственными силами природы, умеющими обращать эти силы на пользу (или во вред) человеку. Все вместе они представ­ляли собой жреческое сословие древней дохристианской Руси. В сферу их дея­тельности входили: общественные маги­ческие действия, лекарское знахарство, гадания о личной судьбе и т.п. За советом и помощью к ним обращались простые люди и великие князья, например, пер­вый князь Киевский Олег (882-912). Позднее народных врачевателей ста­ли называть лечцами. О них говорится в "Краткой Русской Правде" — древней­шем из дошедших до нас своде русских законов, который был составлен при Ярославе Мудром (в первой четверти XI в.). Впоследствии "Русская правда" многократно переписывалась и дополня­лась. В одном из ее законов устанавлива­лась оплата труда лечцов: человек, кото­рому была кем-либо нанесена рана, имел право требовать от обидчика 3 гривны пени и сверх того — особое вознагражде­ние тому, кто будет лечить эту рану ("за обиду 3 гривны, а летцю мзда"). В более поздних списках "Русской правды" это вознаграждение называется "лечебным». Свои врачебные познания и секреты лечцы передавали из поколения в поко­ление, от отца к сыну (так называемые "семейные школы"). В лечебной практике они широко ис­пользовали различные средства расти­тельного, животного и минерального происхождения. Так, большой популяр­ностью в народе пользовались лекарства, приготовленные из растений: полыни, крапивы, подорожника, багульника, "злоненавистника" (бодяги), цвета липы, листьев березы, коры ясеня, можжевеловых ягод, а также лука, чеснок, хрена, березового сока и многие другие. Среди лекарств животного происхождения особое место занимали мед, сыра печень трески, кобылье молоко и панты оленя. Прекрасным лечебным эффектом обладали и природные средства минерального происхождения. При болях животе принимали внутрь растертый порошок камень хризолит. Для облегчения родов женщины носили украшения из яхонта. Известны были целебные свойства уксуса и медного купороса, скипидара и селитры, "серного камня" мышьяка, серебра, ртути, сурьмы и других минералов. Русский народ издавна знал также о целебных свойствах "кислой воды". Ее древнерусское название, нарзан, сохранившееся до наших дней, в переводе означает "богатырь-вода". За советом и помощью обращались к народным врачевателям и простые люди и великие князья. Так, согласно леген­дам, старцы исцелили русского былинно­го героя Илью Муромца, который трид­цать три года сидел в селе Кара­чарове. Дав ему испить "чарочку питьица медвяного", они вернули богатырю былую силу. Впоследствии опыт народной медици­ны был обобщен в многочисленных травниках и лечебниках, которые в сво­ем большинстве были составлены после принятия на Руси христианства и широ­кого распространения грамотности. К со­жалению, многие рукописные лечебники погибли во время войн и других бедст­вий. До наших дней дошло немногим более 250 древнерусских травников и лечебни­ков. В них содержатся описания средств и приемов русского народного врачева­ния как времен христианской Руси, так и более древнего языческого периода рус­ской истории. С развитием христианства на Руси стала развиваться монастырская меди­цина, а вместе с ней и монастырские больницы. Первые больницы при монастырях были устроены в Киеве и Переславле. В Никоновской летописи записано, что в 1091 г. митрополит Еф­рем поставил в Переяславле "строение банное", устроил больницы и приставил к ним врачёв, которые подавали "всем приходящим безмездное врачевание". Позднее больницы были устроены в Нов­городе, Смоленске, Львове и других го­родах земли Русской. Широкой известностью и всенарод­ной славой пользовалась древнейшая на Руси монастырская больница при Киево-Печерской лавре — первом русском мо­настыре. Основан он был в первой поло­вине XI в. в окрестностях Киева и свое название получил от пещер (древнрусск. - печеры), в которых первона­чально селились монахи. Со всей Руси в Киево-Печерскую лавру ходили раненые и больные зараз­ными, нервными, психическими и други­ми заболеваниями, и многие находили там исцеление. Для тяжелобольных при монастыре были специальные помещения, где постоянно дежурили монахи, ухаживавшие за больными. Монахи считали врачевание больных делом их подвижнического долга и усер­дно направляли свои заботы на призре­ние заболевших под сенью монастырской обители. "Киево-Печерский патерик" сообщает о нескольких монахах-по­движниках, прославившихся своим вра­чебным искусством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 644; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.014 с.)