Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Социально–нравственное и личностное развитие
Похожие статьи вашей тематики
Образовательная область: РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
| Цель: Создание адаптивной образовательной среды и формирование основ здорового образа жизни. Содействие воспитанникам в осознании себя, своих социальных ролей, понимании других людей, общества, формирование гражданских и патриотических чувств. Формирование способов самопознания, осознания себя социальным индивидом, содействие выходу из кризиса 6–7 лет, формированию готовности к социальной позиции школьника, позитивной «Я концепции». Познавательное развитие детей на основе их возрастных и индивидуальных возможностей, способностей и потребностей.
Задачи:
создавать безопасные условия для жизнедеятельности детей, предупреждающие травматизм, физические, умственные и эмоциональные перегрузки;
расширять представления воспитанников о безопасной жизнедеятельности, совершенствовать навыки безопасного поведения в окружающем мире;
соблюдать оптимальный и рациональный уклад жизни воспитанников в течение дня для обеспечения их психологического и физиологического благополучия;
· совершенствовать владение культурно–гигиеническими навыками, навыками самообслуживания и элементарными трудовыми навыками;
стимулировать интерес воспитанника к своему внешнему облику и внутреннему миру;
содействовать формированию положительного отношения к себе и позитивной самооценке;
· формировать у воспитанников бережное отношение к труду взрослых;
· формировать патриотические чувства, воспитывать гражданственность;
· формировать образ малой родины, содействовать накоплению радостных, счастливых воспоминаний;
· развивать социальные эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений как нравственной основы социального поведения;
· воспитывать чувство гордости и любви к родному краю;
оказывать содействие в осознании ребенком своей принадлежности к семье, детской группе, обществу в целом; помощь в социализации ребенка;
воспитывать гуманные отношения, эмоциональную привязанность и доверие к близким взрослым и сверстникам; стремление к взаимопониманию и сопереживанию, способность посочувствовать другому человеку, вместе порадоваться; нравственных качеств белорусов – доброту, отзывчивость, трудолюбие, гостеприимство, честность и др.;
способствовать усвоению детьми нравственных ценностей;
воспитывать этически ценные способы общения;
использовать сензитивный период для развития творческого воображения, художественных способностей;
способствовать формированию зачатков учебной деятельности;
формировать желание и умение оказывать эмоциональную поддержку, проявлять сочувствие, содействие;
создавать благоприятные условия для удовлетворения потребности в общении и совместной деятельности со сверстниками, для позитивного самоутверждения и признания;
формировать чувство самоценности;
содействовать становлению социально–психологической готовности детей к школе;
способствовать развитию умения поставить себя на место других людей, возникновению высших чувств (нравственных, эстетических, познавательных);
во взаимодействии с детьми побуждать ценные для развития его личности мотивы, опираться на них;
стимулировать появление у ребенка эвристической познавательной активности;
создавать условия для удовлетворения познавательных потребностей ребенка;
· знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизацией;
· развивать знаковую функцию сознания (замещение одних предметов другими и их изображениями, использование речевых, математических и других знаков, создание из накопленных представлений новых образов);
· увеличивать интеллектуальность эмоций как главного направления в развитии эмоциональной сферы, связанного с общим умственным прогрессом ребенка («интеллектуализация аффекта»);
· развивать произвольность всех психических познавательных процессов;
· развивать наглядно–образное мышление, обеспечивать переход к словесно–логическому (теоретическому) мышлению;
· развивать волю и произвольность поведения детей;
· развивать всеситуативно–личностное общение.
развивать познавательное отношение к миру, наблюдательность к окружающей жизни и собственным проявлениям и чувствам для формирования начатков рефлексии (способности представлять себя глазами других людей).
| Компонент
| Содержание
| Время, отведенное на изучение содержания
| Виды
детской деятельности
| Формы и методы организации образовательного процесса
| Здоровье и личная гигиена
| формирование привычки без напоминания взрослого перед едой быстро и чисто мыть руки и лицо, самостоятельно мыть в ванной свое тело (намыливать и смывать водой), перед сном самостоятельно мыть ноги;
после еды полоскать рот (или чистить зубы), мыть свой стаканчик;
совершенствование умения быстро и аккуратно одеваться и раздеваться без помощи взрослых, содержать одежду и обувь в чистоте, очищать от грязи, пыли; своевременно и без помощи взрослого сушить одежду; формирование умения пришить пуговицу;
представление о том, что красивым и здоровым тело делают: физические упражнения и отдых; полезная еда, свежий воздух; чистота; внимательное отношение к своему здоровью (знать опасные места, предметы и уметь избегать опасности; правильно одеваться; при заболевании обращаться к врачу и выполнять его советы, положительно относиться к необходимым профилактическим осмотрам, прививкам);
· формирование умения ощущать свое самочувствие и при малейшем недомогании и дискомфорте не стесняться обращаться к воспитателю, помощнику воспитателя;
· формирование негативного отношения к вредным привычкам.
| В течение года
1 учебный час в неделю по образовательной области
| Познавательная практическая
| Опыты.
Эксперименты.
| Общение
| Коммуникативные ситуации.
Беседы.
Рассказы.
| Игровая
| дидактическая игра
| Трудовая
| Поручения.
Дежурства
| Художественная
| Дни здоровья
| Элементарная учебная
| Занятия
| Питание
| формирование представлений о профилактике заболеваний желудочно–кишечного тракта (не кушать в транспорте, во время прогулки во дворе, на улице);
· элементарные представления о полезности продуктов питания;
· представления и умения осуществлять сервировку стола;
выполнять обязанности дежурного по столовой: раздавать второе, третье блюдо, убирать посуду после еды;
готовить несложные блюда.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, обследование
| Игровая
| Дидактические игры, сюжетно–ролевые игры
| Трудовая
| Поручения, дежурство
| Безопасность жизнедеятельности
| элементарные правила безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в том числе в экстремальных ситуациях: оберегать глаза от напряжения, попадания инородных предметов, пить только бутилированную (кипяченую) воду, соблюдать правила безопасности при быстрых движениях, при ходьбе по лестнице, навыки безопасного поведения при ходьбе, в гололедицу, катании на санках, на коньках, на лыжах и др.;
· правила безопасности при пользовании колющими и режущими орудиями ручного труда;
формирование навыков соблюдения правил дорожного движения, потребности пользоваться светоотражающими элементами;
· формирование понимания значения правильного безопасного поведения для охраны своей жизни и здоровья; своих возможностей в охране жизни и здоровья;
освоение доступных правил пожарной безопасности: правила использования спичек, пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами и т.п.;
объяснение детям правил общения с незнакомыми людьми на улице, когда остаются одни дома, при встрече с бездомными животными;
формирование умения ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, сотруднику милиции, позвонить в пожарную охрану, вызвать скорую помощь.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, обследование, опыты
| Общение
| Коммуникативная ситуация, рассказ, беседа
| Игровая
| Дидактические, сюжетно–ролевые игры
| Трудовая
| Поручения, дежурство, коллективный труд
| Художественная
| Развлечение
| Элементарная учебная
| Занятие
| Взаимодействие со взрослым
| · эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком и детей друг с другом в игре, в различных видах художественной, музыкальной, театральной деятельности (инсценировка сказок, представления кукольного, теневого театра);
· совместная деятельность (трудовая, учебная, познавательная практическая);
· воспитание бережного отношения к результатам труда взрослых;
· оказание посильной помощи взрослым;
· Формирование умения вступать во взаимодействие с родственниками в соответствии со своими ролями; освоение модели адекватного поведения по отношению к членам семьи.
| В течение года
| Общение
| Рассказ, беседа
| Игровая
| Дидактические, сюжетно–ролевые, театрализованные игры
| Художественная
| Чтение художественной литературы, рисование.
Посещение музеев, театров, выставок
| Общение
| Коммуникативная ситуация
| Игровая
| Все виды игр
| Трудовая
| Дежурство
| Художественная
| Художественное творчество ребенка, праздники, развлечения
| Элементарная учебная
| Занятие
| Адаптивное социальное поведение
| · развитие коммуникативных умений и социальных навыков: высказывая просьбы, поручения, предложения, называть другого человека по имени; быть способным встать на точку зрения другого человека;
формирование навыков социально одобряемого поведения в общественных местах,
умение выбрать модель общения и поведения воспитанников, адекватную эмоциональному и физическому состоянию другого человека (взрослого или ребенка);
умение проявлять поло–ролевые модели поведения;
проявление статусно–ролевой модели поведения, ее гибкости (подчиняться правилам, соответствовать ожиданиям, быть ситуативно адекватным, утверждать себя, не принижая других).
| В течение года
| Общение
| Коммуникативная ситуация
| Игровая
| Все виды игр
| Трудовая
| Поручения, дежурство, коллективный труд
| Художественная
| Художественное творчество ребенка, праздники, развлечения
| Элементарная учебная
| Занятия
| Представления о родном крае, отношение к нему
| Республика Беларусь среди других стран мира; планета Земля – наш общий дом; карта и глобус;
представления о том, как живут люди в Республике Беларусь, как трудятся, отдыхают; достижения людей страны в труде, спорте, искусстве;
символы белорусского государства (флаг, герб), Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок льна, клевера, василька); декоративно–прикладное искусство; народный кукольный театр;
государственные и народные праздники;
достопримечательности родного города, села, столицы республики, своей Родины;
знакомство с городами, реками, озерами, заповедниками страны;
знакомство с людьми, прославившими нашу Родину: просветителями, национальными героями, президентом республики, деятелями искусства, учеными, космонавтами, спортсменами и т.д.;
формирование представлений о своей семье (значение семьи в жизни человека; зачем нужна фамилия, откуда отчество; родословная – старинная белорусская традиция; герб семьи; будни и праздники в семье, совместный отдых);
о детском саде;
формирование образа малой родины, содействие накоплению радостных, счастливых воспоминаний;
воспитание чувства гордости и любви к родному краю.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Целевая прогулка
Экскурсия (в том числе виртуальная)
Наблюдение
Обследование
| Общение
| Беседа, рассказ.
Коммуникативная ситуация
| Игровая
| Игра театрализованная, дидактическая
| Трудовая
| Художественный труд
| Художественная
| Художественная деятельность ребенка.
Восприятие произведений искусства. Чтение литературных произведений.
| Элементарная учебная
| Занятия
| Представления о себе
| · знание своего адреса;
· осознание себя как субъекта деятельности;
· осознание себя как члена семьи;
· осознание себя как члена коллектива сверстников;
· адекватное восприятие себя во времени, формируя самооценку и притязания (я могу это сделать за 5 минут, я был…есть…буду и др);
формирование внутренней позиции школьника (развитие познавательной мотивации, интереса к школе, книгам); эмоционально–положительного отношения к учителю, роли ученика, к предстоящему поступлению в первый класс;
осознание воспитанниками своих возможностей, достижений, оценка своих поступков с позиции общих ценностей: добро – зло, справедливо – не справедливо, хорошо – плохо.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение
Целевая прогулка
Экскурсия
| Общение
| Беседа, рассказ
Коммуникативная ситуация
| Игровая
| Игра (сюжетно–ролевая, дидактическая, театрализованная)
| Трудовая
| Поручения
Коллективный труд
| Художественная
| Праздники, развлечения
Художественное творчество ребенка
| Элементарная учебная
| Занятия
| Представления о других
| представления о том, как по–разному живут люди в Республике Беларусь, как люди помогают друг другу; о том, какие трудности возникают в жизни инвалидов, пожилых людей;
представления о жизни людей в разных странах земного шара;
представления об эмоциональных состояниях людей;
расширение гендерных представлений, воспитание уважительного отношения к сверстникам противоположного пола;
формирование умения оценивать чужие поступки с позиции общечеловеческих ценностей;
представления о близких родственниках; их занятиях; представления о возможных формах поддержки родственных связей, семейной общности;
представления о семейной экономике.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдения
| Общение
| Беседа
Коммуникативная ситуация
| Игровая
| Игра (подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная)
| Трудовая
| Поручения
Дежурство
Коллективный труд
| Художественная
| Художественное творчество ребенка
| Элементарная учебная
| Занятия
| Самоэффективность и самоконтроль
| умение замечать и самостоятельно ликвидировать беспорядок в своем внешнем виде;
· воспитывать умение прислушиваться к себе: собственным переживаниям, эмоциональным состояниям;
ориентировка воспитанника на мотивацию своего поведения в соответствии с нравственными и моральными ценностями человека: гуманность, доброжелательность, справедливость, сопереживание;
развитие произвольного поведения (дисциплинированность, выдержка, терпение и др.), самоконтроля.
| В течение года
| Познавательная практическая
|
| общение
| Беседа
Коммуникативная ситуация
| игровая
| Игра (подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная)
| трудовая
| Поручения
Дежурство
| художественная
| Художественное творчество ребенка
| Элементарная учебная
| Занятия
| Виды детской деятельности
| Познавательная практическая.Расширение опыта применения сенсорных эталонов.
Развитие наблюдательности, репродуктивного и творческого воображения, умения находить причинно–следственные связи, использовать логические формы рассуждений (понятия, суждения, умозаключения), аналитико–синтетические умения, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, классифицировать, создавать условия успешного запоминания с опорой на все виды памяти. Пробуждение высших познавательных чувств с опорой на непроизвольную и произвольную познавательную активность, с учетом способностей и склонностей ребенка.
Общение.Обучение ненасильственному разрешению конфликтных ситуаций, умения реализовывать в общении нравственные нормы. Формирование умения задавать вопросы взрослому и другим детям для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Развитие у ребенка высших нравственных чувств и привитие навыков поведения в соответствии с этикетом. Обучение ребенка доверию и осторожности в общении с людьми.
Развитие делового, личностного, ситуативно – личностного, внеситуативно – личностного общения. Формирования коллективизма, лидерства у девочек и мальчиков. Формирование умения распознавать эмоциональные состояния других людей.
Игровая.Обучение ребенка действовать в воображаемых ситуациях, прогнозировать развитие событий в сказочных и реальных обстоятельствах, различать вымышленные и реальные сюжеты, удерживать контекст общения, угадывать действия оппонента, просчитывать ходы партнера и оппонента по игре, различать стремление к командному или личному выигрышу, делать нравственный выбор; действовать с предметом–заместителем, осуществлять отрыв действия от его материальных опор, получать удовольствие и радость от игры с другими детьми и взрослыми. Создание условий для длительных ролевых игр (до 2 часов), для реализации интеллектуально значимого интереса (игры–головоломки, дидактические игры и др.).
Трудовая.Формирование старательности, трудолюбия, чувства удовлетворенности от проделанной работы (элементы хозяйственно–бытового труда). Пробуждение желания трудиться на пользу общества. Поддержка стремления к личным достижениям, к волевым усилиям для получения нужного результата. Формирование навыков ручной умелости, крупной и мелкой моторики.
Художественная.Пробуждение у воспитанника высших эстетических чувств, способности получать удовольствие от восприятия произведений искусства и от собственной художественной деятельности. Создание условий для творческого самовыражения, развития общих и специальных способностей воспитанников.
Элементарная учебная.Формирование адаптации и привычки к регламентированной активности, к нормам поведения с помощью саморегуляции в условиях организованной деятельности. Знакомство со способами решения задач (пробы и ошибки, репродуктивный, обобщенный способ решения задачи) различными типами ориентировки в материале (показ образца и способа, только образца). Формирование познавательных мотивов деятельности, познавательных интересов, первоначальных навыков понимания и осознания учебной информации, решения задач в уме.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты
| Общение
| Коммуникативная ситуация,
Беседа,
Рассказ.
| Игровая
| Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная)
| Трудовая
| Поручение, дежурство, коллективный труд
| Художественная
| Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
| Элементарная учебная
| Занятия
| Психические познавательные процессы
| Сенсорика.Планомерное и последовательное восприятие, обследование и описание предметов и явлений. Развитие действий восприятия: идентификация, отнесение к эталону, моделирующие действия. Развитие произвольных действий: поиск, рассматривание, наблюдение.
Сенсорные эталоны и эталоны фонем родного языка, подводящие к элементарному научному восприятию действительности.
Обучение умению наблюдать, выделяя характерные и существенные признаки в предметах и явлениях, сравнивать и обобщать их по этим признакам. Развитие умений устанавливать причинно–следственные связи между явлениями, а также названием предмета и его строением, материалом, из которого изготовлен предмет, его назначением и др.
Развитие наблюдательности, умения обследовать предметы, сравнивать их, видеть незначительные различия в их признаках (цвет, форма, величина, материал), определять изменения в расположении (спереди – сзади, направо – налево, под – над, посредине – сбоку) в двухмерном и трехмерном пространстве.
Уточнение и расширение представлений о предметах и явлениях окружающей жизни и природы.
Развитие художественного восприятия окружающего мира.
Адекватное восприятие себя во времени, формируя самооценку и притязания.
Развитие психомоторных способностей ребенка (координация и соразмерность движений кисти рук и мелкой моторики, зрительно–моторная координация и др.).
Мышление.Развитие словесно–логического (теоретического) на основе действий со знаками (словами, числами, символами, условными знаками и т.п.).
Формирование операций мышления: классификация, обобщение, установление причинно–следственной связи.
Развитие способности объединять предметы по общим признакам, умения составлять из частей целое, делить целое на части.
Умение замечать и устанавливать существенные и несущественные взаимосвязи в живой и неживой природе, обществе людей; делать простейшие индуктивные и дедуктивные выводы и умозаключения; проявлять оценочное отношение к предметному миру и миру людей; выявлять противоречия.
Овладение наглядными пространственными моделями в процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности (схемы–модели дети создают сами).
Развитие гибкости и подвижности представлений ребенка, комбинаторики.
Осознанное усвоение действий, самостоятельность в организации деятельности.
Планированиевоспитанникомсамостоятельной деятельности, достижение положительного результата, реализация коллективных замыслов.
Постановка общей цели в совместных играх и деятельности; реализация ее, соблюдая правила. Определение способов достижения цели.
Развитие планирующей функции речи (проговаривание замысла).
Внеситуативно–познавательное и внеситуативно–личностное общение. Логичное и точное выражение воспитанником своих мыслей в разговоре с собеседниками, умение задавать вопросы.
Повышение умственной работоспособности детей на занятиях, обеспечивая охрану нервной системы и предупреждая переутомление.
Формирование познавательных интересов и «интеллектуадизация» эмоций. Развитие самостоятельности мышления, сообразительности и наблюдательности, чувства юмора.
Память.Развитие произвольного запоминания. Умение воспитанника выделять и ставить задачу запомнить.
Увеличение объема памяти за счет расширения и активизации запаса слов.
Развитие как механического запоминания и воспроизведение, так и продуктивного (смыслового).
Развитие всех видов памяти: образной (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), двигательной и эмоциональной.
Развитие словесно–логической памяти, используя приемы для запоминания: сравнение, группировка, классификация, образные связи по сходству, по смежности, функциональные, ассоциативные и др.
Запоминание произведений искусства и художественного творчества.
Внимание.Развитие произвольного внимания, его основных процессов (сосредоточенность, устойчивость, распределение).
Организация внимания речевыми средствами (напоминаниями, проговариванием плана своих действий и др.) – развитие планирующей функции речи воспитанника.
Воображение.Обогащение представлений детей о реальном мире на основе активного восприятия, продуктивной памяти и мышления. Развитие активного (произвольного) творческого воображения.
Формирование действий воображения: создание замысла в форме наглядной модели; образа воображаемого предмета; образа действия. Проявление воображения как предваряющего практическую деятельность при решении познавательных задач.
Обучение целенаправленной деятельности по реализации замысла. Развитие продуктивного воображения.
Речевое выражение впечатлений, эмоций и чувств. Обогащение эмоционального опыта ребенка.
Развитие образности детского рассказа.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты
| Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
| Игровая
| Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная
| Трудовая
| Поручение, дежурство, коллективный труд
| Художественная
| Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств*, художественное творчество ребенка* (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
| Элементарная учебная
| Занятие
| Способы познания
| Развитие познавательных мотивов и мотивов, побуждающих детей к продуктивному взаимодействию с людьми (взрослыми и сверстниками) и с окружающим миром, практическому познанию отношений.
Развитие познавательных действий детей в последовательности: вычленение явления (предмета) как отдельного целостного образования; анализ связей этого явления (предмета) с общей системой, в которую оно включено и в которой функционирует.
Организация действий детей таким образом, чтобы они сами делали соответствующие выводы на основе собственного опыта (простейшие формы индукции и дедукции).
Элементарная экспериментальная деятельность (высказывание гипотетического предположения, планирование деятельности, использование специальных приборов, материалов и др. для проверки гипотезы; формулировка вывода или умозаключения.
Содействие развитию детского экспериментирования в социальной сфере (выявлению особенностей личности другого человека – взрослого и ребенка, своих возможностей).
Развитие речи как средства познания и коммуникации на уровне внеситуативно – познавательного общения. Использование вопросов для получения знаний. Создание и использование символических средств для познания окружающего мира: модели, карты–схемы, планы и др.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты
| Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
| Игровая
| Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная)
| Трудовая
| Поручение, дежурство, коллективный труд
| Художественная
| Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка* (рисование, лепка и т.д., музицирование, театр и т.д.)
| Элементарная учебная
| Занятие
|
Познавательное развитие
Образовательная область: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ математиЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
| Цель: Развитие интереса к математическим характеристикам окружающего мира, к математике.
Задачи:
· уточнять и систематизировать элементарные представления о количестве и счете, множестве, величине, геометрических фигурах и форме предметов, пространстве и времени;
· формировать умения группировать и классифицировать предметы и явления по 1–3 признакам одновременно;
· содействовать проявлению предпосылок математических способностей.
| компонент
| Содержание
| Время, отведенное на изучение содержания
| Виды детской деятельности
| Формы и методы организации образовательного процесса
| Количество и счет
| · термины "множество", "элемент", "части множеств" и представления об этих понятиях; графическое изображение множеств; логические операции над множествами, объединение, пересечение, нахождение разности множеств, дополнение к подмножеству;
· знакомство с образованием числа (до 20);
· состав числа из двух меньших чисел, из единиц;
· вычислительная деятельность (решение простых арифметических задач на сложение и вычитание) в пределах 20;
· математические знаки: +, ̶, =, <, >, →;
· формирование умения определять связи и отношения между смежными числами (в пределах счета);
· упражнение детей в порядковом и количественном счете;
· счет единицами с различным основанием.
| В течение года по образовательной области 1 учебный час в неделю
| Познавательная практическая
| Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты
| Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
| Игровая
| Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная)
| Трудовая
| Поручение, дежурство, коллективный труд
| Художественная
| Художественное творчество ребенка, чтение литературных произведений, восприятие произведений искусства
| Элементарная учебная
| Занятие
| Величина
| · умение строить сериационные (упорядоченные) ряды и словами описывать отношения по величине между элементами этих рядов;
· сравнение предметов и их изображений с помощью предмета посредника, условной и абсолютной мерок;
· измерение величин с помощью условной и некоторых абсолютных мерок.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, экскурсия, опыты, эксперименты
| Игровая
| Игра (дидактическая, сюжетно–ролевая, театрализованная)
| Трудовая
| Поручение, коллективный труд
| Художественная
| Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка
| Элементарная учебная
| Занятие
| Геометрические фигуры и форма предметов
| · умения определять форму предметов;
· умение обследовать, различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр, ромб, трапеция, к онус, пирамида) и на этой основе группировать, классифицировать их;
· обобщающее понятие «многоугольник»;
· умение трансфигурировать.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты
| Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
| Игровая
| Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная)
| Трудовая
| Поручение, дежурство, коллективный труд
| Художественная
| Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка
| Элементарная учебная
| Занятие
| Пространство
| · умение ориентироваться на листе бумаги (центр, середина сторон, углы);
· составление простейших планов, схем, карт;
· умение ориентироваться от себя, от других объектов, описывать словами пространственные положения, используя различные предлоги.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка, обследование, опыты, эксперименты
| Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
| Игровая
| Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная)
| Трудовая
| Поручение, дежурство, коллективный труд
| Художественная
| Рассматривание произведений искусства
| Элементарная учебная
| Занятие
| Время
| · расширение представлений о сутках; днях недели, их последовательности; месяцах года, их последовательности; временах года; годе;
· формирование представления о смене суток (понятия «вчера», «сегодня», «завтра»);
· приборы измерения времени; умение определять время по часам;
формирование чувства времени.
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, экскурсия, целевая прогулка,
| Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
| Игровая
| Игра (дидактическая, подвижная, сюжетно–ролевая, театрализованная)
| Трудовая
| Поручение, дежурство,
| Художественная
| Праздники, развлечения, восприятие произведений искусств, художественное творчество ребенка
| Элементарная учебная
| Занятие
| Образовательная область: РЕБЕНОК И Природа
| Цель: Формирование элементарных экологических представлений о живом существе (человеке, животном, растении), природных сообществах, неживой природе.
Задачи:
· совершенствовать представления об объектах и явлениях неживой природы, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных;
· углублять представления об общевитальных признаках человека, животных и растений: чувствительности, дыхании, питании, движении, росте, формируя и элементарное представление о строении и функциях их внутренних органов (систем);
· формировать представления о том, что животные и растения живут не изолированно, а в сообществах (лес, луг, водоем и т. д.); углублять представления о целостности и уникальности каждого природного сообщества;
· вызывать радость от единения с природой, осознания себя человеком, частью живой природы;
· формировать умения и навыки гуманного обращения с живым существом, интерес к разнообразным видам деятельности в живой и неживой природе;
· воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей как предпосылку здорового образа жизни;
· воспитывать нравственное (сопереживание, сочувствие), эстетическое, познавательное отношение к природе;
· воспитывать уважительное отношение к уникальности каждого живого существа и сообщества, в котором оно живет;
· воспитывать у детей бережное отношение ко всем живым существам, к их среде обитания;
воспитывать ответственность за состояние природы ближайшего окружения; развивать стремление и навыки активного участия в охране природы.
| Компонент
| Содержание
| Время, отведенное на изучение содержания
| Виды
детской деятельности
| Формы и методы организации образовательного процесса
| Неживая природа
| · элементарные представления о планете Земля и космосе; звездное небо, солнце, фазы луны, "медведи" на небе и др. объекты;
· свет, тепло, источники (солнце, огонь, электричество). Свет (тепло) в жизни человека, животных, растений. Вода. Почва (почвенные срезы.). Воздух;
· сезонные изменения в неживой природе.
| В течение года по образовательной области 1 учебный час в неделю
| Познавательная практическая
| Наблюдение, обследование, экспериментирование
| Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
| Игровая
| Дидактическая игра, игра с природными материалами
| Художественная
| Рассматривание иллюстраций, картин, художественных фотографий
| Элементарная учебная
| Занятие
| Растения
животные
| · общность животных и растений – живой природы;
· представления о том, что каждое животное и растение неповторимо; каждое живое существо – единое целое, сохранение целостности организма – одно из условий его жизни и здоровья;
· здоровое животное и растение всегда красиво; нужно беречь каждое живое существо;
· представление об условиях, необходимых для того, чтобы животное и растение было здоровым (в сравнении с собственным организмом);
элементарные представления о том, как животное и растение дышит, питается, двигается, растет;
дети у животных и растений;
органы чувств у животных и растений (в сравнении с организмом человека)
| В течение года
| Познавательная практическая
| Наблюдение, опыты, эксперименты, целевая прогулка, экскурсия
| Общение
| Коммуникативная ситуация, беседа, рассказ
| Игровая
| Дидактическая игра, сюжетная игра
| Трудовая
| Поруче | |