Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физического и психического развития детей от 6 до 7 лет

Поиск

Физическое развитие. У ребенка седьмого года жизни идет активная физиологическая перестройка, созревание организма, интенсивно развиваются все жизненно важные системы. Отмечаются изменения во внешних очертаниях лиц, происходит смена зубов, существенно меняются пропорции тела. Продолжает нарастать мускулатура как верхних, так и нижних конечностей. Относительно хорошо в этот период развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, чего нельзя сказать о мелкой мускулатуре рук, кисти. И это еще одна причина утомления, жалоб ребенка («болит рука»), которые можно услышать от него, скажем, при зарисовке на бумаге большого пространства. Совершенствуется сердечно-сосудистая система. Здоровье ребенка этого возраста при благоприятном образе жизни становится более крепким, организм легче справляется со сменой климатических условий, кратковременными и умеренными воздействиями внешней среды (легкие сквозняки, прохладный воздух, влажность и т.п.). Функциональные возможности организма детей в этот период создают базис для формирования физической и умственной работоспособности. У ребенка возникает желание быть красивым, здоровым, сильным и ловким.

В этом возрасте отмечается прямая связь между уровнем гармонии физического развития и здоровьем. У ребенка, имеющего отклонения в физическом развитии, может быть более высокий уровень заболеваемости. Он, как правило, неорганизован, его внимание неустойчиво и непродолжительно, для него характерно двигательное беспокойство, которое часто воспринимается воспитателем как недисциплинированность. Частые и продолжительные болезни могут стать причиной «комплекса неполноценности». Ребенок начинает осознавать факторы, воздействующие на его здоровье, ухудшается настроение, появляется огорчения от частых заболеваний, так как они ограничивают физическую активность и возможность контактов со сверстниками.

Двигательная активность в этом возрасте высока и совершенно естественна. Малая подвижность — относительно редкое явление и, как правило, является результатом различных неблагоприятных факторов. Происходят изменения и в работе органов внутренней секреции. С активизацией работы щитовидной железы связываются характерные для этого периода эмоциональная неустойчивость и быстрая смена настроения.

Социально-нравственное и личностное развитие. В этот период происходят глубокие изменения в психической жизни ребенка. Они связаны не только с функциональной перестройкой организма, но и с его психологическим взрослением. Изменяется социальный статус ребенка. Это период, когда формируется психологическая готовность к обучению в школе (интеллектуальная, социально-личностная, волевая). Воспитанников привлекает не только желание учиться в школе, но и новая обстановка, новое положение в жизни, обладание аксессуарами, связанными со школьной жизнью («У меня будет новый портфель!» и т. д.). Главное сейчас — чтобы они захотели вступить на эту новую ступеньку, не боялись ее, чтобы их ожидания, связанные с поступлением в школу, базировались на благоприятном эмоциональном фоне. С возникновением стремления к школе и учебе меняется поведение воспитанников. Их привлекают не только различные виды детской деятельности, но возникает желание заняться «серьезным» делом, выполнять ответственные поручения, задания учебного характера.

Важную роль в психическом развитии ребенка седьмого года жизни играет общение как со сверстниками, так и со взрослыми. Все большее место занимает внеситуативно-познавательное общение. Потребность в сопереживании, внимании со стороны взрослых удовлетворяется в новой форме общения — внеситуативно-личностной. Ребенку становятся интересными разговоры об окружающих людях, героях литературных произведений, фильмов и, безусловно, о самом себе. В таких беседах не только расширяются и углубляются его представления, но и активно формируется коммуникативная готовность к школе, к взаимодействию с будущим учителем. Наиболее эффективным средством изменения поведения ребенка является оценка его действий взрослыми. Постепенно он усваивает моральные оценки, начинает осознавать особенности своего поведения и использует нормы и правила для оценки себя и окружающих.

Не исчезает потребность и в общении с ровесниками. Их сотрудничество носит деловой, практический характер. Многие воспитанники уже имеют довольно устойчивые симпатии среди ровесников, и их предпочтения основываются прежде всего на мотивах дружбы. Ребенок уже способен раскрыть содержание своей дружбы, пробует осмыслить дружеские отношения. Вместе с тем он ощущает дискомфорт, неуверенность в себе, если происходит депривация потребностей в общении, если он оказывается в положении непринятого в группе сверстников. Ребенок седьмого года жизни умеет согласовывать свои действия со сверстниками, регулировать свои действия принятыми нормами поведения, способен к достаточно адекватной оценке себя и своих возможностей. Содержанием общения становятся не только эпизоды конкретных ситуаций, но и обобщенные представления детей. В объединениях детей все выразительнее проявляется такой феномен, как общественное мнение по поводу тех или иных аспектов взаимодействия в разных видах детской деятельности. Ребенок учится согласовывать свои желания со сверстниками, соотносить их с групповыми целями и интересами и в то же время активно отстаивает собственные интересы. Так развиваются умения совместного планирования, формируются отношения взаимной ответственности и помощи.

Важные изменения происходят и в структуре самосознания, развивается осознание своего социального «Я». Ребенок становится еще более чувствительным к системе межличностных отношений, возникающих как в семье, так и в детском саду, все чаще сравнивает он себя со сверстниками. Он уже может дифференцировать личностные качества других и самого себя и дать им оценку. К концу старшего дошкольного возраста складывается полоролевая структура личности дошкольников. Активно развивается осознание себя во времени, способность к рефлексии. Дети помнят себя в прошлом и представляют в будущем («Я буду школьником» и др.). В процессе совместной деятельности ребенок научается ставить себя на место того или иного человека, в нем развивается способность сопереживать – эмпатия. Взаимоотношения старшего дошкольника с людьми (как взрослыми, так и ровесниками) становятся наиболее мощным и важным источником его переживаний.

Серьезные изменения претерпевает и мотивационная сфера воспитанников. Вместе с мотивами, связанными со стремлением быть похожим на взрослых, большую побудительную силу у ребенка приобретают познавательные мотивы, соревновательные стремления к самоутверждению, желание сохранить хорошие взаимоотношения с ровесниками, улучшить свое положение среди них. Одно из важнейших новообразований в развитии личности в дошкольном возрасте – соподчинение мотивов (А. Н. Леонтьев). Оно позволяет отказаться от привлекательного в данный момент предмета или действия ради выполнения более важного, хотя, возможно, и более скучного дела. И то, какие мотивы преобладают у конкретного ребенка, определяет направленность его поведения. Безусловно, этот стержень только складывается, но определенную направленность в поведении конкретного воспитанника уже можно наблюдать (созидательную, эгоистичную, потребительскую, разрушительную...). Важно в своем взаимодействии с детьми побуждать ценные для развития его личности мотивы, опираться на них.

Развивается у воспитанников и волевая сфера. Формируются основные элементы волевого действия: ребенок способен сам поставить цель, принять решение, наметить план, приложить усилия для преодоления трудностей. На этом этапе развития существенно меняется степень произвольности движений ребенка, возрастает умение управлять ими и добиваться их точности. Произвольность проявляется в поведении, в умении подчиняться правилам. Более высоких результатов в волевом действии ребенок достигает при игровой мотивации и при положительной оценке его поведения со стороны ровесников и взрослых.

Ведущей остается игровая деятельность. Воспитанники любят играть, творчески реализовывать сюжет, в котором находят отражение бытовые ситуации, события общественной жизни, элементы трудовой деятельности взрослых. Главным содержанием игр становится воспроизведение отношений между людьми и выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. В играх возникает несколько типов взаимоотношений – реальные межличностные (возникающие до начала игры), сюжетно-ролевые (обусловленные сюжетом и содержанием игры), организационно-деловые отношения по поводу организации игры. Большое место в жизни воспитанников занимают режиссерские игры, игры с правилами (подвижные, дидактические), игры-драматизации.

Развивается и трудовая деятельность детей. Воспитанники проявляют высокую степень самостоятельности в осуществлении самообслуживания, все чаще становятся реальными помощниками в работе взрослых, проявляют желание и стремление им помочь (вместе сажают растения, собирают урожай, ухаживают за комнатными растениями и животными в уголке живой природы, готовят материалы к занятиям и т. д.). Стремясь докопаться до истины, получить ответы на волнующие вопросы, воспитанники все чаще включаются в экспериментирование. Особенностью старших дошкольников является появление предпосылок новой для них деятельности — учебной.

Познавательное развитие. В этот период активно развивается и познавательная сфера ребенка, психические процессы – ощущение, восприятие, память, внимание, мышление, воображение. Важным результатом интеллектуального развитиявоспитанников является достижение высокого уровня образных форм психической деятельности, в том числе образного мышления, опираясь на которое они могут вычленять существенные свойства и отношения между предметами окружающего мира, моделировать их, понимать и успешно использовать схематические изображения.

Восприятие становится более дифференцированным и избирательным, что позволяет воспитанникам различать оттенки, замечать большое количество деталей.

Старшие дошкольники способны овладеть и сложными формами мнемической деятельности. Активно развивается произвольная память, воспитанники овладевают отдельными приемами логического запоминания (смысловым соотнесением материала с уже известным, смысловой группировкой, смысловой обработкой, упорядочиванием запоминаемого материала). Вместе с тем совершенствуется и непроизвольная память. Легко запоминается и надолго сохраняется ими информация, вызвавшая интерес, имеющая социально ценное содержание.

Ребенок седьмого года жизни начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. С помощью речи он направляет внимание его на определенный объект. Но все-таки преобладающим остается непроизвольное внимание – ребенку трудно сосредоточиться на чем-либо однообразном.

Ребенок может решать разные задачи без использования практических действий, только в русле представлений. Достижением в этом возрасте является умение использовать при решении задач схематического изображения. Эта форма мышления является основой для развития логического мышления, связанного с использованием понятий, когда все действия производятся в уме. Таким образом, ребенок семилетнего возраста может решать задачи тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление.

Активно развивается в этом возрасте и воображение воспитанников, лежащее в основе творчества, создание нового, оригинального в игровой, изобразительной, музыкальной деятельности. Творческая активность воспитанников выражается в их стремлении не придерживаться готовых образцов, штампов, а искать собственные, оригинальные решения, в выражении своего личного отношения к окружающему как уже известными способами, так и самостоятельно придуманными. Творческое воображение относится к основным новообразованиям дошкольного детства; с ним в значительной степени связывают и успешность на первом этапе обучения в школе.

В семь лет, вступив на новую возрастную ступеньку, воспитанники утрачивают непосредственность и ситуативность поведения, приобретают способность действовать внеситуативно, в соответствии со свободно принятой внутренней позицией будущего школьника. Формируется произвольная регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования.

У воспитанников формируются новообразования, дающие возможность уверенно подняться на новую возрастную ступень. Важно помочь каждому ощутить радость бытия, самоутвердиться и выразить свою индивидуальность.

Речевое развитие. Интенсивно развивается общение и речь наших воспитанников. Дети практически овладевают всем богатством родного языка – словарем, звуковым составом, грамматическим строем, связной речью (диалогической и монологической). Значительно обогащается активный словарь. Возрастает интерес к смысловой стороне слова. Воспитанники употребляют слова в соответствии с их значением, стараются подобрать слова, наиболее точно обозначающие свойства, качества, признаки предметов. Используют в речи видовые и родовые понятия, дифференцируют их. Звуковая сторона характеризуется правильным звукопроизношением всех звуков родного языка. Развивается фонематический слух (способность воспринимать на слух звуки речи, различать и объединять их в слоги, различать гласные и согласные, осознанно их артикулировать). Появляется особая чувствительность к языковым формам – формируется чувство языка. Старшие дошкольники используют различные формы речи (ситуативную, контекстную, объяснительную). Их речь выполняет не только функцию общения, но и планирующую (внутренняя речь). Вторая сигнальная система приобретает все большее значение в регулировании (и саморегулировании) деятельности детей.

Художественное и эстетическое развитие. Развивается и художественная деятельность дошкольников — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, театральная. В ней проявляются и активно формируются художественные способности детей и, вместе с тем, идет приобщение их к общечеловеческой и национальной культуре, развивается чувство самоценности воспитанников старшего дошкольного возраста.

 

Примерный распорядок дня для воспитанников

старшей группы (от 6 до 7 лет)

РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ ВРЕМЯ
Дома
Подъем, утренний туалет 6.30—7.30
В учреждении дошкольного образования
Прием, игры, дежурство, утренняя гимнастика 7.00—8.30
Завтрак 8.30—8.50
Игры, подготовка к занятиям 8.50—9.00
Занятия, подготовка к занятиям, дежурство 9.00—10.50
Подготовка к прогулке 10.50—11.05
Прогулка 11.05—13.00
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 13.00—13.15
Обед 13.15—13.35
Сон 13.35—15.05
Постепенный подъем, закаливающие процедуры, самостоятельная двигательная деятельность 15.05—15.45
Полдник 15.45—16.00
Игры, самостоятельная деятельность 16.00—16.30
Подготовка к прогулке 16.30—16.50
Прогулка 16.50—18.10
Возвращение с прогулки 18.10—18.25
Ужин 18.25—18.45
Уход детей домой до 19.00
Дома
Прогулка 19.00—20.15
Возвращение с прогулки, легкий ужин, спокойные игры, гигиенические процедуры 20.15—20.45
Ночной сон 20.45—6.30

Примечание: распорядок дня разработан из расчета 12-часового пребывания воспитанников в учреждении образования (07.00-19.00). Распорядок дня может быть скорректирован для групп, работающих с иным временем пребывания, с учетом их вида (санаторная, интегрированная, специальная), времени года, ресурсных условий (наличие бассейна), режима приема пищи, пребывания на свежем воздухе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.252.215 (0.011 с.)