Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Развитие слухового восприятия
Содержание книги
- Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка
- Покатай мишку (куклу, зайку)
- Прокати шарики через воротца
- Игра на детском пианино (рояле)
- Развитие движений кистей рук
- Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
- Практическое выделение величины
- Значительное восприятие величины
- Запоминание, связанное с представлением о величине
- Помоги незнайке собрать букеты
- Запоминание, связанное с представлением о цвете
- Формирование целостного образа предмета
- Восприятие пространства и ориентировка в нем
- Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)
- Формирование пространственных представлений
- Чья это конура (норка, домик)
- Найди кукле (мишке, зайке) игрушку
- Развитие слухового восприятия
- Дидактические игры и упражнения,
- Разложи игрушки в свои домики
- Использование предметов, имитирующих орудия труда
- Развитие наглядно-образного мышления
- Найди свою пару (с кем играть. )
- Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
Развитие слухового восприятия идет, как известно, в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой — восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в мла- денческом возрасте. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. И уже к школьному возрасту ребенок слышит звук, в несколько раз более тихий* чем слышит младенец. Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания.
Речевой слух также развивается с младенчества. Малыш рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает ин- тонацию. Лепет ребенка — активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонема- тического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некото- рых детей и позднее. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений. Но это свойственно речи детей с нормальным разви- тием. У детей с нарушением интеллекта вследствие общей пато-
логической инертности в младенческом и раннем возрасте нет ин- тереса к неречевым звукам, они слабо реагируют на них и мало диф- ференцируют их. При этом реакция на совершенно разные звуки может быть одинаковой. Не происходит и своевременного развития фонематического слуха. Порой отмечается отсутствие лепета или же очень позднее его возникновение. Зачастую умственно отсталые дети плохо различают слова на слух. В ряде случаев их принимают за слабослышащих или за детей с тяжелыми речевыми дефектами. Однако у умственно отсталых детей в отличие от детей со снижен- ным слухом или с локальными нарушениями речи это дефект вторич- ный, и при правильной постановке обучения он поддается педа- гогической коррекции. Поэтому проведение дидактических игр, направленных на развитие слухового восприятия, является необхо- димой составной частью коррекционно-воспитательного процесса в специальном детском саду. И чем раньше начинается такая работа, тем больший вклад вносит она в коррекцию общего психи- ческого развития детей.
РАЗВИТИЕ НЕРЕЧЕВОГО СЛУХА
Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке чело- века в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы, свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Пра- вильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местона- хождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении автомашины. Иными словами, хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять характер деятельности ребенка. Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение — слухозрительно, что зна- чительно легче и должно предшествовать изолированному слухо- вому восприятию.
Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.
Умственно отсталые дети в большинстве случаев плохо воспри- нимают неречевые звуки и не опираются на них в своей деятель- ности. Они испытывают большие трудности не только в дифферен- циации звуков, но и в их осмыслении. Это препятствует правиль- ной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Между тем восприятие неречевых звуков может идти у них доста- точно хорошо, если правильно организовать коррекционное обучение. Об этом свидетельствуют успехи умственно отсталых детей на специальных музыкальных занятиях.
Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звука (фиксация) к их раз- личению и восприятию, а затем к использованию в качестве сиг- нала к действиям, осмыслению. В таком порядке и расположены предлагаемые ниже игры.
Тук-тук-тук
Цель. Учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-то сообщать, предупреждать.
Оборудование. Кукла, мишка.
Ход игры (в игре вместе с детьми участвуют двое взрослых). 1-й вариант. Дети сидят на стульях, один педагог с ними. Раз- дается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повто- ряется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее. Входит второй взрослый с куклой. Радостно: «Кукла пришла! Это она стучала»,— говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми поплясать.
2-й вариант. Дети сидят так же. Раздается стук в дверь. За дверью оказывается мишка. Педагог садится с ним в круг, где сидят дети, и спрашивает, где он был. Мишка говорит, что он был на улице. Педагог спрашивает, не замерз ли он — на улице холодно, а он без пальто, без шапки. Мишка отвечает, что ему не бывает холодно — у него теплый мех. Педагог предлагает де- тям по очереди потрогать мишку, погладить его. Мишка обходит всех детей.
Что гудит
Цель. Та же.
Оборудование. Машина грузовая или легковая, клаксон или какая-либо дудка, имитирующая звук клаксона.
Ход игры. Проводится так же, но в конце детям предла- гают повозить машину и покатать в ней кукол.
После этого педагог спрашивает у детей, как они узнали, что \ за дверью что-то есть, и дети вспоминают, что они слышали сиг- налы машины.
Кто там
Цель. Та же.
Оборудование. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях. За дверью раздается звон колокольчика. Педагог спрашивает у детей, слышали ли они что-нибудь. Дети отвечают. Звон повторяется. «Кто бы там мог быть? — спрашивает педагог — Давайте спросим: «Кто там?» Дети хором спрашивают. За дверью отвечают: «Я» или «Мы». ! Педагог открывает дверь и вводит гостя. Это может быть второй взрослый или ребенок из соседней группы или несколько детей.
На чем играл зайка
Цель. Учить различать звучание двух резко различных инстру- ментов (барабана и гармони); продолжать развивать слуховое внимание.
Оборудование. Ширма или экран, игрушечный заяц (мишка, кукла), барабан, детская гармошка.
5* 131
Ход игры. Педагог показывает детям поочередно барабан и гармошку, называет каждый из инструментов, показывает их зву- чание. Ставит оба инструмента на стол и снова играет на бараба- не и на гармошке. Приходит заяц (мишка, кукла) и говорит, что хочет тоже поиграть на барабане и на гармошке, только он спрячется, а дети должны угадать, на чем он будет играть. Пе- дагог ставит на стол ширму, закрывает ею от детей зайца и инстру- менты. Бьет по барабану, снимает ширму и спрашивает, на чем играл заяц. Дети отвечают. Заяц снова стучит по барабану в при- сутствии детей. В третий раз заяц играет за ширмой на гар- мошке.
Веселый петрушка
Цель. Продолжать вырабатывать отношение к звуку как зна- чимому сигналу; учить быстро реагировать на звук.
Оборудование. Разные музыкальные инструменты (ба- рабан, бубен, гармошка, дудочка, металлофон).
Ход игры. Дети сидят на стульях в ряд. Педагог говорит, что сейчас к детям придет веселый петрушка. Он будет ударять в бубен (играть на гармошке, дудочке и др.). Как только прозвучат звуки, надо быстро повернуться. Раньше времени это делать нельзя. Педагог становится за спинами детей на таком расстоянии, чтобы они, обернувшись, могли увидеть петрушку. Педагог ударяет в бу- бен и быстро достает из-за спины петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игра повторяется с другими инструментами.
Шагаем и танцуем
Цель. Различать звучание различных инструментов и действо- вать на каждое звучание по-разному: под барабан — шагать, под гармонь — танцевать.
Оборудование. Барабан, гармонь.
Ход игры. 1-й вариант. Дети стоят в ряд, повернувшись к педагогу. Он стоит около маленького стола, на нем л&жат барабан и гармонь. Педагог объясняет детям, что под барабан надо мар- шировать, а под гармошку можно танцевать. Показывает, как это делать: берет в руки барабан, ударяет по нему и одновремен- но шагает на месте; берет гармонь, играет и приплясывает. За- тем дети подражают действиям педагога: шагают под звуки бара- бана и пляшут под гармонь.
2-й вариант. Дети действуют уже не по подражанию педа- гогу, а самостоятельно. Педагог просит детей внимательно слу- шать: если он будет играть на барабане, надо шагать, а если на гармони, то нужно плясать; с окончанием звучания каждого инстру- мента следует прекращать движение. Перед звучанием того или иного инструмента педагог делает паузы. Если дети часто оши- баются или не знают, что надо делать, педагог вновь переходит к подражанию, т. е. сам марширует и пляшет с детьми точно по сигналам звучания барабана и гармони.
3-й вариант. Игра проводится так же, как и во втором ва-
рианте, но дети стоят шеренгой спиной к педагогу и не видят, на чем играет педагог.
Клоуны
Цель. Различать более близкие по звучанию инструменты, осуществляя выбор из двух —трех инструментов; развивать слухо- зрительное восприятие.
Оборудование. Детские музыкальные инструменты (гар- монь, металлофон, пианино), знакомые детям клоуны Ловкий и Неловкий.
Ход игры. На столе у педагога металлофон, гармонь, дет- ское пианино (рояль). Приходят клоуны, рассматривают инстру- менты. Ловкий рассказывает Неловкому, как они называются, и одновременно демонстрирует их звучание. Потом Ловкий предлагает поиграть.
Неловкий. А как?
Ловкий. Я буду играть. Ты угадаешь, на чем я играю: на металлофоне, пианино или гармони.
Неловкий. А мне ребята помогут. (Обращаясь к детям.) Поможете?
Дети. Да!
(Неловкий встает спиной к Ловкому.)
Ловкий (играет на одном из инструментов). Всё!
Неловкий (поворачивается). Вот этот? (Указывает на дру- гой инструмент.)
Дети. Нет!
Неловкий. Этот? (Указывает правильно.)
Дети. Да!
Неловкий (Ловкому). Вот! Видишь, мы угадали — ты иг- рал на этом.
Ловкий. А как он называется?
Неловкий (спрашивает у детей). Как он называется?
(Дети называют инструмент.)
Игра повторяется 3—4 раза. При этом Ловкий может два раза подряд играть на одном и том же инструменте. Этот момент клоуны обыгрывают: вначале Неловкий путается, затем называет пра- вильно. Потом отгадывает Ловкий. Он выполняет задание всегда правильно.
Кто играл
Цель. Та же, продолжать учить детей различать близкие по звучанию инструменты; учить различать их на слух с закрытыми глазами; воспитывать слуховое внимание.
Оборудование. Металлофон, гармонь и детское пианино или рояль, игрушки (мишка, зайка, кукла), ширма или экран.
Ход игры. На столе у педагога сидят кукла, мишка и зайка. Перед каждым из них свой инструмент: перед мишкой — гармонь, перед зайкой — металлофон, кукла сидит за роялем. Педагог объясняет детям, что они будут угадывать, кто играл — кукла,
мишка или зайка. Для этого надо внимательно слушать. Педагог руками куклы играет на рояле. Дети видят, как играет кукла, и слышат звучание рояля. На вопрос: «Кто играл?» — они легко отве- чают. На другой вопрос: «На чем играла кукла?» — педагог уточ- няет ответ детей, повторяя: «Наша кукла играла на рояле». Затем играют мишка и зайка, педагог просит запомнить, что зайка иг- рает на металлофоне, мишка играет на гармони. После этого пе- дагог закрывает игрушки ширмой. Теперь они должны не только определить на слух звучание того или иного инструмента, но и соотнести это звучание с той зверюшкой, которая играет на дан- ном инструменте. Сначала играет, например, мишка. Педагог спра- шивает, кто это играл, а дети отвечают. Каждый раз независимо от того, правильно они ответили или нет, педагог снимает ширму, и мишка снова играет, чтобы дети проверили точность своего ответа. Педагог уточняет ответ: «Мишка играл на гармони». Вновь закрывает все ширмой и просит детей быть внимательными.
Звени, колокольчик
Цель. Учить по звуку определять направление в простран- стве; продолжать развивать слуховое внимание; действовать по звуковому сигналу.
Обдрудование. Колокольчик с достаточно громким и приятным звучанием.
Ход игры. 1-й вариант. Дети гурьбой стоят около педа- гога. Педагог показывает им колокольчик, просит послушать, как он звенит, дает детям самим позвенеть. Потом предлагает поиг- рать: все должны закрыть глаза, а он тихонько отойдет и позвенит колокольчиком. После этого дети должны открыть глаза и бежать прямо к педагогу. Вначале педагог недалеко отходит от детей и ос- танавливается на видном месте, чтобы они могли проверить пра- вильность своих действий зрительно. В дальнейшем он отходит дальше и становится так, чтобы дети не сразу могли его увидеть, а лишь тогда, когда начнут двигаться в нужном направлении.
Взрослый прячется в углу комнаты или за дверью и продолжа- ет (с перерывами) звонить в колокольчик, пока все дети не под- бегут к нему.
2-й вариант. В этом варианте прячется часть детей (3— 4), а остальные их ищут. Один из тех детей, которые прячутся, держит колокольчик, но звонит лишь тогда, когда все спрята- лись. Педагог руководит как теми, кто прячется, помогая им находить новые направления, не останавливаться на одном и том же месте, так и теми, кто ищет, следит, чтобы они не поворачивались раньше времени, прислушивались к звону колокольчика, выбирая направление движения. При повторении игры подгруппы ме- няются ролями.
3-й вариант. Прячется один ребенок, а другой его ищет. Остальные наблюдают за их действиями.
Поймай меня
Цель. Та же.
Оборудование. Колокольчик, платочек.
Ход игры. Дети стоят в кругу, держатся за руки. В середи- не круга двое: один с колокольчиком убегает, а другой должен поймать, ему завязывают платком глаза. Педагог стоит вместе с детьми в центре круга и помогает обоим детям. Ребенок с коло- кольчиком тихо, на носочках отходит от «ловишки» и, остановив- шись, звенит колокольчиком. «Ловишка» идет на звук и старается его поймать. По мере усвоения игры педагог не помогает детям, а лишь следит за выполнением правил.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Как мы уже отмечали, развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Они недостаточно дифференцируют звуки родного языка, что ска- зывается и на понимании речи окружающих и на развитии собст- венной речи. Чем раньше начинается специальная коррекционная работа в этом направлении, тем больше возможностей для пре- дупреждения в отставании пассивной и активной части умственно отсталых детей. При этом полноценнее формируется смысловая сторона речи, усваивается лексический материал.
При развитии речевого слуха работа также проходит от раз- личения и узнавания к восприятию и представлению, от слухозри- тельного восприятия к чисто слуховому восприятию.
Слухозрительное восприятие слова — это такое восприятие, когда ребенок не только слышит голос, но видит губы говорящего. Не следует путать слухозрительное восприятие с восприятием со зрительной опорой, при котором ребенок слышит название пред- мета и видит сам предмет или картинку. Восприятие со зрительной опорой намного легче. По существу этот процесс является непол- ноценным слуховым восприятием слова, а лишь различением, уз- наванием. Например, перед ребенком на столе лежат два пред- мета — юла и собака, мы называем их, происходит не восприятие, а различение слов. По звуковому составу эти слова различны. Но даже такое различение может происходить по-разному. Если ребенок видит лицо педагога, то его слова воспринимаются и раз- личаются слухозрительно. Если же педагог стоит за спиной у ре- бенка или закрывает лицо экраном, слова различаются на слух. Когда перед ребенком нет ни игрушек, ни картинок, т. е. нет зрительной опоры для узнавания слова, в этом случае происходит
уже не различение, а восприятие. Оно тоже может происходить слухозрительно, т. е в условиях, при которых ребенок видит лицо
и губы говорящего, и на слух, когда ребенок не видит говорящего, а только слышит его голос.
Слухозрительное восприятие речи легче, чем восприятие на
слух. Поэтому каждый раз, когда ребенок затрудняется при вос-
приятии слов на слух, нужно переходить к слухозрительному вос-
Приятию.
Кто за дверью
Цель. Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить звукоподражанию.
Оборудование. Игрушки (кошка, собака, птичка, петух, лягушка и др.).
Ход игры (участвуют двое взрослых: один находится за дверью, держит игрушку и подает сигнал). Дети сидят на стульях. За дверью раздается «мяу», педагог прислушивается и просит детей послушать. Снова слышится «мяу». Педагог спрашивает, кто бы это мог быть, и независимо от ответа открывает дверь и при- носит кошку, она мяукает. Педагог просит детей сказать, как мяукает кошка. Дети вместе со взрослым повторяют: «Мяу, мяу».
На последующих занятиях к детям приходят другие живот- ные — собака, лягушка, петух (каждый раз кто-либо один) — и игра проводится так же.
Кто как кричит
Цель. Та же.
Оборудование. Ширма или экран, игрушки (кошка, со- бака, птичка, лягушка, петух).
Ход игры. Педагог ставит на стол ширму и говорит, что за ширмой будет домик для зверей и птиц, в домике живут кошка, собака, птичка, лягушка, петух. Педагог произносит звукопод- ражания: «Мяу», «ав-ав», «пи-пи-пи», «ква-ква», «ку-ка-ре-ку»,— и одновременно действует той или иной игрушкой: передвигает по столу и уводит в дом. После этого предлагает детям внима- тельно послушать, кто их зовет из домика. Вначале педагог говорит за животных, сидя так, чтобы дети хорошо видели его лицо. Он произносит, например, «мяу» и снова спрашивает, кто позвал детей. Они отвечают. Кошка выходит из домика, мяукает вместе с детьми. Игра повторяется, детей зовут другие персонажи.
В дальнейшем педагог может произносить звуки за ширмой, чтобы дети его не видели, а только слышали.
Какая у меня картинка
Цель. Определять слова, резко различные по звуковому соста- ву; развивать слуховое внимание.
Оборудование. Листы лото с изображением трех предме- тов, названия которых имеют резко различный звуковой состав (например: на одной карте — мак, шапка, паровоз; на другой — собака, рак, палка и т. п.), маленькие карточки с изображениями тех же предметов.
Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Пе- дагог садится напротив ребенка и предлагает ему отгадать, какие картинки он держит в руке. Кладет перед ребенком карту с тремя изображениями и называет одно из них. Ребенок показывает на картинку и по мере возможности повторяет слово. Педагог про- веряет правильность ответа и, если предмет назван или показан верно, отдает ребенку маленькую карточку. В противном случае
просит еще раз внимательно послушать. Лишь убедившись в том, что ребенок правильно опознает изображение, он повторяет слово. При повторном проведении игры слова произносятся так, чтобы ребенок не видел, как говорит педагог, т. е. взрослый встает за спиной у ребенка или же закрывает лицо экраном.
Лото (определи слово)
Цель. Продолжать различать близкие по звучанию слова; раз- вивать слуховое внимание.
Оборудование. Листы лото с изображением трех пред- метов, названия которых близки по фонетическому составу (на- пример: на одной карте — ком, сом, дом; на другой — кошка, мош- ка, ложка; на третьей — ворота, ворона, корова и т. п.), маленькие карточки с изображениями тех же предметов.
Ход игры (проводится индивидуально и небольшими под- группами). Вначале педагог должен убедиться, что дети знают все предметы, изображенные на картинках, и их названия. Поэтому в первой части игры дети выбирают картинки по образцу — педагог показывает ребенку карточку с изображением предмета, тот на- ходит ее, и педагог называет предмет и выясняет, что о нем знает ребенок.
Вторая часть игры проводится так же, как и игра «Какая у меня картинка» (см. с. 136—137). При этом педагог утрирует про- изнесение каждого звука.
Угадай, кто пришел
Цель. Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей; развивать слуховое внимание.
Ход игры. Педагог выводит небольшую группу детей в ко- ридор, а одного ребенка оставляет в групповой комнате. Сажает его спиной к двери, просит закрыть глаза, не оборачиваться, вни- мательно слушать и узнать по голосу, кто войдет в групповую ком- нату. Входит один ребенок и говорит: «Здравствуй, Коля (Таня, Миша и др.)». Сидящий ребенок, не оборачиваясь, должен назвать того, кто вошел. После этого отгадывает тот, кто вошел, а отга- дывавший присоединяется к детям, стоящим в коридоре.
Кто тебя позвал
Цель. Та же.
Ход игры. Дети сидят на стульях, расположенных по кругу. В середине на стуле сидит ребенок. По просьбе педагога он за- крывает глаза и угадывает по голосу, кто из детей его позовет. Дети из разных мест круга называют имя сидящего в кругу. Если ребенок отгадает, то в круг садится тот, кто звал его. В противном случае он продолжает «водить».
День рождения куклы
Цель. Учить воспринимать на слух слова с различным фонети- ческим составом; развивать слуховое внимание.
Оборудование. Нарядная кукла, подарки для куклы (игрушки или картинки с их изображением).
Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Ре- бенок сидит на стуле рядом с педагогом. Взрослый прислуши- вается, говорит, что за дверью кто-то стоит. Выходит и приносит куклу, обращает внимание ребенка на то, какая она нарядная, красивая. «У куклы день рождения,— говорит педагог,— обра- щаясь к ребенку.— Ей друзья прислали подарки, но она не знает, какие. Помоги узнать их». Сначала педагог предлагает ребенку уга- дать, что прислал в письме мишка (достает конверт с картинками), а потом, что прислала в посылке белочка (достает мешочек или ящичек с игрушками). Взрослый называет одну из имеющихся в конверте картинок, например юлу. Ребенок повторяет слово, полу- чает картинку и передает ее кукле (в конверте может находиться 3—5 картинок). Педагог произносит слова спокойным голосом, без утрирования звуков. Если ребенок не повторяет слово, не- смотря на то что он может говорить, педагог воспроизводит слово слухозрительно. Если же и это не помогает, то кладет перед ребен- ком картинку и еще раз называет ее. Затем переходит к опознанию следующего слова. В том случае, если ребенок произносит слово не точно, приближенно, то педагог хвалит его и вновь повторяет слово. ч
Когда кукле будут переданы все подарки от мишки, педагог переходит к подаркам от белочки (шишка, орех, гриб). Он берет в руки мешочек, напоминает ребенку, что в нем подарки от белки, и предлагает внимательно слушать. Не вынимая предметов из ме- шочка, поочередно называет их, стоя за спиной у ребенка. После того как ребенок повторит слово (точно или приближенно), взрос- лый передает ему предмет, и малыш дарит его кукле. В случае затруднения выполнения задания ребенком педагог вновь переходит к слухозрительному восприятию, а затем называет предмет, лежа- щий на столе.
Кто в домике живет
Цель. Учить воспринимать слова с близким звуковым соста- вом; продолжать развивать слуховое внимание.
Оборудование. Игрушечный домик или домик, построенный из настольного строителя, мелкие игрушки или картонные фигурки (мышка, мишка, мартышка, матрешка, петрушка, неваляшка).
Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидит за сто- лом напротив педагога. На столе домик (фасадом к ребенку), в нем спрятаны игрушки. Педагог говорит ребенку, что в домике кто-то живет. «Сейчас я скажу, кто в домике,— говорит педагог,— а ты внимательно слушай и повтори, кого я назвала». Педагог закрывает лицо экраном и говорит: «Мишка и мышка». Ребенок повторяет, игрушки выходят из домика. Педагог продолжает: «Мар- тышка и матрешка», «петрушка и неваляшка». Если ребенок не может повторить слова парами, педагог произносит их по одному, не утрируя произношение. В случае затруднения снимает экран и
переходит от восприятия на слух к слухозрительному восприятию. После повторения слов ребенком ему дают игрушки и он играет с ними. Педагог помогает организовать игру.
Поезд
Цель. Обратить внимание на звуковой состав слова; учить выделять первый и последний звуки в слове.
Оборудование. Поезд, состоящий из трех вагонов, разные мелкие игрушки, которые можно посадить в вагончики поезда.
Ход игры (проводится индивидуально, а затем подгруп- пами). 1-й вариант. Педагог показывает детям поезд и говорит, что машинистом поезда будет мишка (или любая другая игрушка). Поезд отправится только тогда, когда во все вагоны положат груз. Только машинист просил, чтобы все названия грузов начинались со звука «а» (например, апельсин, автобус, абажур). Называя предметы, педагог выкладывает их перед детьми, потом предлага- ет повторить слова вместе с ним, выделяя при этом первый звук в слове.
При последующем проведении игры педагог берет предметы, названия которых начинаются с других звуков (на «м» — мак, молоток, марка и др.).
2-й вариант. Педагог предлагает детям самим «грузить» вагоны. Для этого нужно правильно выбратыте игрушки, названия которых начинаются со звука «а». Перед детьми раскладывают разные предметы (например: апельсин, абрикос, автобус, матрешка, ложка, самолет). Педагог просит детей вместе с ним назвать эти предметы и выбрать те, названия которых начинаются на «а». При этом взрослый произносит слова, слегка выделяя первые звуки. Если дети правильно выбирают предметы, они грузят их в вагоны, мишка-машинист благодарит их, и поезд трогается с места.
По тому же принципу проводится игра со словами, начинающи- мися с других звуков.
3-й вариант. Игра проводится так же, но детям нужно уметь выделять не только начальный звук в слове, но и конечный. В каждый следующий вагон следует погрузить предмет, название его должно начинаться на тот звук, которым кончалось предыду- щее слово (например: в первый вагон грузят апельсин, значит, во второй — слово, которое начинается на «н» — носок; поскольку слово «носок» оканчивается звуком «к», в следующий вагон гру- зят предмет, название которого начинается на «к» — корова и т. д.).
|