Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Чья это конура (норка, домик)
Содержание книги
- Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка
- Покатай мишку (куклу, зайку)
- Прокати шарики через воротца
- Игра на детском пианино (рояле)
- Развитие движений кистей рук
- Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
- Практическое выделение величины
- Значительное восприятие величины
- Запоминание, связанное с представлением о величине
- Помоги незнайке собрать букеты
- Запоминание, связанное с представлением о цвете
- Формирование целостного образа предмета
- Восприятие пространства и ориентировка в нем
- Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)
- Формирование пространственных представлений
- Чья это конура (норка, домик)
- Найди кукле (мишке, зайке) игрушку
- Развитие слухового восприятия
- Дидактические игры и упражнения,
- Разложи игрушки в свои домики
- Использование предметов, имитирующих орудия труда
- Развитие наглядно-образного мышления
- Найди свою пару (с кем играть. )
- Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
Ц ^ л ь. Учить осуществлять пробы тактильно-двигательно, с закрытыми глазами; продолжать учить детей находить правиль- ное решение путем проб, фиксируя правильные и отбрасывая неверные варианты.
Оборудование. Три коробки разного размера с отверстиями («дверями») также разного размера, три игрушечные собачки раз- ного размера, экран или ширма.
Ход игры (проводится индивидуально). Ребенок сидчт за столом напротив педагога. Он показывает три конуры и говорит, что в них живут собаки. Сейчас они убежали гулять и скоро при- дут. Прячет домики за ширму. Появляются собаки. Они лаят, просят ребенка найти их домики и помочь туда залезть. Педагог объяс- няет, что каждой собаке надо найти конуру не глядя, за экраном, напоминает, что можно пробовать: самой большой собаке — большую конуру. Педагог помогает, взяв руки ребенка в свои, путем проб найти нужный домик и поместить в него собаку. Затем ребенок сам берет любую собаку из двух оставшихся и ищет ее конуру. Если он помещает маленькую собачку в средний по вели- чине домик, его не останавливают, так как ошибка выяснится при поиске домика для второй собаки — в маленький домик она не влезет. После этого можно прийти ребенку на помощь и вместе ис- править ошибку. Когда все собаки будут распределены по кону- рам, педагог снимает экран, вместе с ребенком рассматривает результаты. «Собаки выглядывают из домиков,— говорит педагог ребенку,— они благодарят тебя, что ты помог большой собаке найти большую конуру, собаке поменьше — конуру поменьше, а самой ма- ленькой — самую маленькую конуру».
По этому же принципу проводятся игры с другими игрушками.
Почтовый ящик
Цель. Различать форму на ощупь, соотнося плоскостную и объемную формы; учить при тактильном восприятии пользовать- ся методом проб.
Оборудование. Почтовый ящик — коробка с разным коли- чеством прорезей (3—5) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник; круг, овал, квадрат; полукруг, треугольник, прямо- угольник, квадрат, шестигранник), объемные фигурки, которые про- талкиваются в отверстия, ширма или экран.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку протолкнуть гео- метрические формы в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением (допускаются пробы). При первом проведении игры ис- пользуются коробки с 2—3 прорезями и нужное количество фигур.
Холодно-тепло-горячо
Цель. Продолжать формировать тактильное различение свойств предметов; познакомить с тактильным различением температуры и значением слов «холодный», «теплый», «горячий» и «холодно», «тепло», «горячо».
Оборудование. Три одинаковые бутылки (с хорошо закры- вающимися пробками) или небольшие одинаковые грелки с водой холодной, теплой и горячей, три чашки или миски, полотенце.
Ход игры. 1-й вариант (проводится индивидуально). Ребенок сидит на стуле перед столом педагога. На столе стоят две бутылки с теплой и холодной водой. Педагог просит ребенка закрыть глаза и дает ему в руки одну из бутылок. Потом ставит ее на место, предлагает ребенку открыть глаза, найти ту бутылку, ко- торая только что была у него в руках. Ребенок ощупывает бутылки, находит нужную. Если он сомневается, педагог вновь предлагает закрыть глаза, быть внимательным и повторяет задание. Когда выбор сделан ребенком, педагог спрашивает: «Какая тут вода — холодная или теплая?» И помогает ребенку ответить.
При повторных проведениях игры вводится третья бутылка с горячей (но не обжигающей) водой.
2-й вариант (проводится с небольшой подгруппой из 2— 3 детей). На столе у педагога три бутылки с водой разной темпе- ратуры и три пустые миски. Около стола трое детей. Педагог про- сит каждого взять в руки по одной бутылке, подержать ее и поста- вить на место. Для себя педагог фиксирует, у кого какая бутылка. Затем просит детей закрыть глаза, меняет бутылки местами, а из одной выливает воду в миску. Дети открывают глаза, пробуют воду в миске рукой и определяют, чья бутылка пустая. Педагог спрашивает детей, как они узнали, из чьей бутылки он вылил воду, и помогает детям правильно употребить определения «холодная», «теплая», «горячая».
Игра может быть проведена в присутствии всех детей, они наблюдают за действиями своих товаоищей.
Формирование тактильно-двигательного выбора
По образцу при восприятии формы, величины,
Пространственного расположения
И предметной отнесенности
Тактильно-двигательный выбор по образцу тесно связан со зрительным восприятием, с тем, в какой форме будет дан образец. Только в одном случае ребенок опирается целиком на тактильно- двигательное восприятие, когда мы имеем тактильно-двигатель- ный образец, т. е. ребенок действует без участия зрения. Но, как правило, образец дается либо зрительно, либо смешанным спо- собом — зрительно-тактильно. В этих случаях в выборе предмета активно участвует зрение, а соприкосновение с предметом помо- гает ребенку получить образ в целом. Выбор по образцу на ощупь не следует предлагать детям раньше того, как они научатся осу- ществлять этот выбор зрительно.
Во всех играх нужно обязательно следить за формированием самого ощупывающего и обводящего движения, за правильным пе- ремещением руки по предмету, за тем, чтобы во время этого ощу- пывания ребенок фиксировал как общие (величину, форму, пред- метную отнесенность), так и более частные (наличие основных деталей, их отношение к целому и др.) признаки данных объектов.
«Чудесный мешочек»
Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, раз- вивать внимание, формировать эмоционально-положительное отно- шение к игре.
Оборудование. Мешочек из непрозрачной ткани с завяз- кой, парные предметы.
Ход игры. 1-й вариант (образец дается зрительно). Перед педагогом на столе лежат два комплекта совершенно оди- наковых игрушек — два мяча, две куклы, две игрушечные тарелки, два утенка и т. п. Педагог берет пару предметов, рассматривает их с детьми и называет, обращая внимание в основном на то, что предметы одинаковые. А потом опускает один из них в мешочек. Так же и с другой парой предметов. Остальные лежащие на столе пред- меты накрывает салфеткой или закрывает экраном. Дети по оче- реди подходят к педагогу. Он достает из-под салфетки один из предметов, предлагает ребенку на него посмотреть, не беря в руки, а затем найти такой же в мешочке. Ребенок на ощупь достает нужный предмет, сравнивает его с образцом. Если выбор сделан верно, педагог говорит: «Миша правильно угадал. На столе утенок, и он достал из мешочка утенка». При повторном проведении игры в мешочек можно опустить три, затем, четыре, пять предметов.
2-й вариант (изменяется способ подачи образца — дается не зрительно, а зрительно-тактильно). Ребенок не только рассмат- ривает игрушку-образец, но и ощупывает ее под руководством педагога. Игра проводится так же, как и в первом варианте.
3-й вариант (образец ребенок не видит, а лишь ощупы- вает). Педагог опускает предметы в мешочек за экраном, т. е. дети не видят, какие предметы находятся в мешочке. Педагог достает из-под салфетки предмет-образец и дает ребенку его ощупать за экраном, потом найти такой же в мешочке. Когда предмет вынут из мешочка, педагог показывает всем детям образец и они сравни- вают их. Если предмет найден верно, то действия ребенка поощ- ряются. Если же он допустил ошибку, то предмет снова опускается в мешочек, ребенок ощупывает другой образец и отыскивает его пару в мешочке.
Во всех трех вариантах игра проводится с резко различными предметами, а потом по мере овладения тактильно-двигательным выбором используются более сходные по форме предметы.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (все три варианта) проводится также с целью научить детей определять на ощупь раз- личные объемные геометрические формы (например, шар, куб, па- раллелепипед, пирамида и т. д.) и предметы по величине (большой, маленький, самый большой, самый маленький, высокий, низкий, широкий, узкий и т. п.). Вначале также дают объекты, резко раз- личные по своим свойствам, а потом все более сходные. Выбор производится из двух, а затем из трех — пяти предметов.
|