Запоминание, связанное с представлением о цвете
Содержание книги
- Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка
- Покатай мишку (куклу, зайку)
- Прокати шарики через воротца
- Игра на детском пианино (рояле)
- Развитие движений кистей рук
- Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
- Практическое выделение величины
- Значительное восприятие величины
- Запоминание, связанное с представлением о величине
- Помоги незнайке собрать букеты
- Запоминание, связанное с представлением о цвете
- Формирование целостного образа предмета
- Восприятие пространства и ориентировка в нем
- Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)
- Формирование пространственных представлений
- Чья это конура (норка, домик)
- Найди кукле (мишке, зайке) игрушку
- Развитие слухового восприятия
- Дидактические игры и упражнения,
- Разложи игрушки в свои домики
- Использование предметов, имитирующих орудия труда
- Развитие наглядно-образного мышления
- Найди свою пару (с кем играть. )
- Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
Игры данного раздела основаны на том, что было усвоено детьми при проведении дидактических игр с использованием цвета в пре- дыдущих разделах. Постепенно у детей формируются представления о цвете, которые закрепляются в слове-названии. Важно научить ребенка пользоваться представлениями о цвете в повседневной; жизни, научить оперировать этими представлениями не только в реальных действиях, но и мысленно.
Узнай и назови
Цель. Продолжать соединять представление о цвете со словом- названием, учить производить выбор цвета по слову.
Оборудование. То же, что в игре «Лото».
Ход игры. Педагог раздает детям большие карты лото, а за- тем спрашивает, не показывая маленькой карточки: «У кого синяя карточка (красная, желтая, оранжевая, черная и др.)?» Тем, кто отвечает: «У меня», педагог дает маленькие карточки и побуждает самостоятельно проверить правильность выбора. Игра проводится до тех пор, пока все карты лото не будут накрыты маленькими карточками. В конце игры педагог обращает внимание детей на их ошибки, но обязательно дает общую положительную оценку их действиям в игре.
Запомни и найди
Цель. Продолжать развивать внимание, запоминание с опорой на представление о цвете.
Оборудование. То же, что в предыдущей игре.
Ход игры. Педагог раздает детям большие карты лото. Просит внимательно рассмотреть их и закрыть чистыми листами картона. Показывает одну из маленьких карточек, кладет ее на стол тыльной стороной вверх, отсчитывает до 10—16 («про себя»), просит детей снять чистые листы и показать, какой цвет они видели в образце. Затем педагог демонстрирует образец и дает детям возможность проверить, правильно ли они указали цвет, и раздает им маленькие карточки.
Запомни и назови
Цель. Вспоминать нужный цвет по его названию, удерживая в памяти определенное время; учить сосредоточиваться на цели, ко- торая отсрочена от инструкции.
Оборудование. То же.
Ход игры. Принцип организации и проведения игры остается прежним. После того как дети снимут чистые листы, они должны назвать цвет карточки, которую показал педагог.
Какого цвета нет
Цель. Продолжать формировать интерес к игре с цветом, ори- ентировку на цвет; учит запоминать цвет, активизируя внимание; стимулировать активное употребление знакомых названий цветов.
Оборудование. Наборное полотно, крупные цветовые кар- точки, лист белой бумаги.
Ход игры. Педагог располагает на доске наборное полотно и вставляет в него в случайном порядке четыре цветовые карточки (названия цветов хорошо знакомы детям), просит назвать цвета. Затем закрывает полотно листом бумаги и незаметно забирает одну из карточек. Снимает бумагу и спрашивает, какого цвета нет. Игра повторяется, каждый раз педагог меняет местами цветовые карточки.
В дальнейшем увеличивается количество карточек и их расцветка.
Что бывает такого цвета
Цель. Соединять представление о цвете с представлением о реальных предметах; дать понять, что цвет — одно из свойств предмета и некоторым из них присущи определенные цвета.
Оборудование. Наборы предметов разного цвета: овощи и фрукты (апельсин, яблоко, помидор, огурец; редиска, огурец, ка- пуста, баклажан), ягоды (черная и красная смородина, клубника, крыжовник и др.), картинки с изображением животных (медведь белый и коричневый, лягушка, крокодил, заяц серый и белый, лиса и др.), игрушки разного цвета, картинки с изображением предметов.
Ход игры. 1 -й в а р и а н т. На столе у педагога лежит помидор, огурец, лист дерева (зеленый или желтый), яблоко (зеленое или красное). Дети рассматривают предметы и называют их цвет. Потом педагог закрывает все салфеткой, достает цветовые карточки, поворачивает их тыльной стороной и предлагает трем детям взять по одной карточке. Потом они поворачивают карточки расцветкой вверх. Тот, у кого красная карточка, называет красные предметы, лежащие на столе. Обладатель зеленой карточки называет зеле- ные предметы на столе. Все предметы при этом закрыты салфеткой. У третьего ребенка — синяя карточка. Он также вспоминает синие предметы под салфеткой, но назвать их не может. Салфетку сни- мают и проверяют правильность ответов детей. Педагог говорит: «Правильно, помидор бывает красного цвета, огурец и листок — зеленого. А бывает помидор синего цвета? или синий листок? синий огурец?» Дети отвечают. Педагог просит всех вспомнить и найти в групповой комнате синие предметы.
2-й вариант. Дети называют предметы определенного цвета, а педагог дает ребенку картинку с изображением правильно наз- ванного предмета. Если же предмет назван неверно, картинка не дается. Когда все знакомые детям предметы данного цвета будут наз- ваны, они раскладывают картинки и называют их изображение. Например, ребенок говорит: «У меня лягушка, яблоко, огурец».— «Правильно,— говорит педагог,— они зеленые». Другой ребенок показывает свои картинки: «Тут кузнечик, крокодил, листок и тра- ва».— «Верно,— дает оценку педагог.— Посмотрите! Лягушка, листок, огурец, кузнечик бывают зеленые. У нас есть зеленая чашка, зеленая лейка, зеленая машина. Л могут они быть красными? Да,
могут. Их можно покрасить в любой цвет. А вот предметы природы бывают определенного цвета. Трава зеленая, снег белый».
Хлоп-хлоп
Цель. Учить действовать по цветовому сигналу, развивать внимание.
Оборудование. Цветовые карточки или- цветные флажки.
Ход игры. Педагог ставит перед собой подставку с двумя флажками разного цвета, например синего и голубого. Предла- гает детям хлопать в ладоши, когда поднимает синий флажок, а с поднятием голубого флажка — положить руки на стол (показывает, как это сделать). Затем педагог попеременно поднимает флажки, то синий, то голубой, а дети производят соответствующие действия. В дальнейшем очередность в показе флажков меняется так, чтобы дети ориентировались только на цветовой сигнал.
Светофор
Цель. Продолжать учить ориентироваться на цветовой сигнал, действовать в соответствии с ним, рассказать о светофоре: крас- ный цвет запрещает движение (стоп!), зеленый разрешает (иди!).
Оборудование. Игрушка светофор на батарейках или само- дельный (на ручке картонный круг, обклеенный с одной стороны зеленой, с другой — красной бумагой).
Ход игры. Педагог знакомит детей со светофором,^ показы- вает, как загорается свет (поворачивает круг зеленой и красной сторонами). Просит детей рассказать, видели ли они светофор на улице, что они о нем знают. Обобщая ответы детей, педагог пред- лагает поиграть в светофор. Дети встают друг за другом, кладут руки впереди стоящим на плечи — это трамвай. Педагог исполняет роль милиционера (действует светофором). При появлении крас- ного сигнала трамвай останавливается, зеленого — едет (дети пере- двигаются по комнате).
В дальнейшем игра может проводиться и на участке. Дети могут двигаться по очерченной полосе — улице, выполнять роль машины (их может быть несколько) или ехать на велосипедах и т. п. «Нарушители» — те, кто не соблюдал сигнал светофора, выходят из игры. Роль милиционера может выполнять ребенок.
Оденем кукол
Цель. Активизировать представления о цвете, закреплять зна- ние названий цветов.
Оборудование. Картонная кукла с набором одежды.
Ход игры (проводится с небольшими подгруппами из 2—3 де- тей). Дети с педагогом сидят вокруг стола. На нем кукла с набором одежды. Педагог предлагает послушать рассказ о кукле Наташе, июму из детей выполнять действия по ходу рассказа. Начина- ет: «Кукла Наташа встала утром и начала одеваться, чтобы пойти в детский сад. Она надела желтое платье. Где желтое платье? (Ребенок находит его и надевает на куклу.) Коричневый бант и
коричневые туфли. (Ребенок находит нужные предметы.) Правиль- но! Сейчас зима. Наташа надела красивое красное пальто с серым воротником и меховую серую шапку. На ноги она надела красные сапожки. (Действует другой ребенок. Он находит все перечисленные вещи и надевает на куклу.) Кукла говорит: «Спасибо!» Наташа пошла в детский сад и внимательно смотрела на светофор». (Пе- редает куклу третьему ребенку, а сам держит светофор. Ребенок ведет куклу через дорогу, подчиняясь сигналам светофора.)
|