Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
Содержание книги
- Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка
- Покатай мишку (куклу, зайку)
- Прокати шарики через воротца
- Игра на детском пианино (рояле)
- Развитие движений кистей рук
- Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
- Практическое выделение величины
- Значительное восприятие величины
- Запоминание, связанное с представлением о величине
- Помоги незнайке собрать букеты
- Запоминание, связанное с представлением о цвете
- Формирование целостного образа предмета
- Восприятие пространства и ориентировка в нем
- Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)
- Формирование пространственных представлений
- Чья это конура (норка, домик)
- Найди кукле (мишке, зайке) игрушку
- Развитие слухового восприятия
- Дидактические игры и упражнения,
- Разложи игрушки в свои домики
- Использование предметов, имитирующих орудия труда
- Развитие наглядно-образного мышления
- Найди свою пару (с кем играть. )
- Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
Цель. Продолжать обогащать и уточнять значения слов-на- званий животных, формируя представление о самих животных; учить понимать рассказы о животных, с которыми они познакоми- лись в игре, используя полученные знания.
Оборудование. Картинки с изображением леса и дома, мел- кие картинки с изображением ягод, орехов, грибов, яблока, миски с молоком, кости, ветки с листьями, капусты, морковки, коряги с медом, над которой летают пчелы, трафареты с изображением зайца, ежа, белки, кошки, козы, собаки, экран.
Ход игры (проводится с подгруппой детей). Игра является продолжением предыдущей. Дети сидят на стульях вокруг стола педагога. На столе лежат картинки с изображением леса и дома. Педагог предлагает детям угадать, какие игрушки у него есть за ширмой (ставится между педагогом и детьми), и начинает рас- сказывать: «Зимой — белый, летом — серый, никого не обижает, а сам всех боится. Любит морковку. Кто это?» Дети отгадывают. Взрослый отдает трафарет с изображением зайца тому, кто угадал первым. Так, поочередно дается краткая характеристика каждого животного. Дети отгадывают и получают трафареты. Затем гово- рит, что все животные хотят есть, но все картинки с изображе- нием их пищи перемешались, и надо помочь животным найти их. Педагог выкладывает на столе вперемешку картинки с изображе- нием ягод, грибов, капусты, моркови и т. д. Желательно иметь пар- ные изображения, так как многие предметы могут быть использо- ваны для разных животных. Дети подходят к столу педагога и вы- бирают соответствующую картинку. Потом накладывают эту кар- тинку и трафарет на основное изображение: лес или дом. По окон- чании игры педагог обращает внимание детей на то, что многие животные едят одинаковую пищу. Так, коза и зайка любят капусту, морковь, хотя живут в разных местах: коза — в доме, а зайка — в лесу. Белочка и ежик едят грибы, хотя белочка живет на де- реве, а ежик — под деревом.
Угадай, кто у меня
Цель. Та же, учить рассказывать о тех животных, с которы- ми дети встречались и действовали в игре; опознавать их по рас- сказу товарища.
Оборудование. Трафареты животных (медведь, заяц, белка, еж, коза, кошка, собака) по числу детей, конверты по числу детей.
Ход игры. По отношению к двум предыдущим игра является итоговой и может проводиться только после них. Дети сидят на своих местах за столами. Перед каждым лежит конверт с трафаре- том животного. Педагог предлагает поиграть — надо угадать, ка- кая фигурка лежит в конверте. Каждый должен посмотреть в свою коробку, но никому не говорить, что он там увидел. Затем надо дать описание того животного, трафарет которого спрятан в кон- верте, но не называть это животное, а лишь назвать его особен- ности, где живет, чем питается. Остальные дети должны угадать, кто это. Первым рассказывает педагог, заглядывая в свою короб- ку. Например: «У меня тут маленький, серенький, с длинным хво- стом, с маленькими ушками, с усами, живет дома, пьет молоко, говорит «мяу». Кто это?» Дети по очереди рассказывают и о сво-
их животных. В случае затруднения педагог задает вопросы: «Боль- шое или маленькое животное? Какого цвета? Где живет? Что ест? Какой у него домик?» Ответы на эти вопросы и составляют тот объем представлений, который у ребенка существует за словом- названием животного.
По такому же принципу, как и приведенные выше три игры, можно провести и другие игры, направленные на расширение и уточнение значения самых разных слов, например слов «кухня», «спальня». Детям предлагают распределить мебель по разным поме- щениям. Сначала оборудовать мебелью (плоскостными трафарета- ми) спальню детского сада и спальню квартиры: в спальне дет- ского сада расставляются кроватки (не менее 5—6), маленькие стулья для одежды, а в спальне квартиры — две большие кровати, тумбочка, трюмо. Затем можно расставить мебель в комнате и кухне и т. п.
Посмотри и назови (занятие)
Цель. Продолжать расширять и уточнять словарь детей; раз- вивать связную речь.
Оборудование. Две большие карточки с изображением: на первой — женщина моет посуду, на второй — портниха шьет пла- тье, маленькие картинки с изображением моркови, яблока, игруш- ки, сапог, штор, наволочки, мягкой игрушки, пальто.
Ход занятия. Педагог раздает всем детям конверты, в каж- дом 2—3 картинки. Затем на наборном полотне выставляет большие картинки и рассматривает их с детьми по очереди. Вначале рас- сматривает первую картинку— «Женщина моет посуду», спрашива- ет: «Что нарисовано?» Просит подобрать маленькие картинки, ко- торые подходят к большой. Педагог уточняет: «Что делает тетя? Посмотрите на свои картинки и подумайте, что можно еще мыть». Дети рассматривают свои картинки, выходят и вставляют их в наборное полотно около большой картинки. При этом они называ- ют: «Девочка моет яблоко», «Дети моют игрушки» и т. д. Затем педагог рассматривает с детьми другую большую картинку. Каждый подбирает маленькие картинки к большой. Ребенок должен наз- вать, что можно еще шить: «Тетя шьет пальто», «Бабушка шьет шторы», «Тетя шьет наволочки» и т. д. Подводя итог, педагог просит детей повторить, что моют люди, что шьют.
Лови и назови
Цель. Та же.
Оборудование. Мяч.
Ход игры. Дети стоят полукругом, педагог в середине этого полукруга и предлагает поиграть: «Я буду называть одно слово, а вы будете подбирать к нему нужные слова». Например, педагог называет «шьем», бросает каждому ребенку мяч, а они поочеред- но называют «платье», «пальто», «кофту», «юбку», «шторы», «на- волочку», «рубашку», возвращая в броске мяч. При необходимости педагог помогает вспомнить предметы, которые они видели на кар-
тинке. В конце подводит итог: «Верно, тетя шьет разную одежду». Затем обыгрывается другое слово «покупаем». Педагог так же бросает ребенку мяч и просит его назвать, что мы покупаем. Каждый, поймав мяч, называет какое-нибудь слово: «хлеб», «ово- щи», «игрушки», «одежду», «книги», «фрукты», «посуду». Подводя итог, педагог просит одного из детей перечислить предметы, кото- рые покупают люди.
Куда пойдешь, что найдешь (игра)
Цель. Та же.
Оборудование. Большие карточки с изображением леса, огорода, сада; маленькие картинки с изображением деревьев, ши- шек, кустарников, ягод, желудей, грибов, лука, капусты, картофе- ля, моркови, репы, свеклы, яблока, сливы, вишни, груши, конвер- ты по числу детей.
Ход игры. Детям раздают конверты с маленькими картин- ками. Педагог показывает большие карточки по очереди и рассмат- ривает с детьми. Они рассказывают, что нарисовано на них, и подбирают маленькие картинки к большим карточкам.
Детям раздают по одной большой карточке, они их рассмат- ривают и выходят к педагогу. Каждый показывает свою картинку и рассказывает, что на ней изображено, вставляет ее в наборное полотно и подбирает маленькие картинки, которые находятся на столе у педагога, и говорит, например, так: «Если пойдешь в лес, то там найдешь грибы, ягоды, шишки, орехи и т. д.» Другой ребенок выходит с карточкой, на которой изображен огород. К этой карточке он подбирает все, что растет на огороде, и так же рассказывает об этом. Следующий ребенок подбирает картинки к карточке с изображением сада. В конце подводится итог. Дети перечисляют все, что растет в лесу, в огороде, саду.
По аналогии проводятся игры на другие обобщающие слова.
Подарки детям (занятие)
Цель. Формировать обобщенное значение слова «кукла»; про- должать развивать связную речь.
Оборудование. Коробки с новыми игрушками, кукла-де- вочка, кукла-мальчик, кукла-петрушка, картинки с изображением различных кукол.
Ход занятия. Педагог приносит в коробках новые игрушки и достает каждую по очереди. При этом произносит народные пе- сенки, потешки, короткие стихи. Так, при рассматривании куклы- девочки можно прочитать: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька, опушка бобровая, Маша чернобровая». Затем педагог говорит: «Это кукла Маша, ее можно будет в коляске катать, кормить, укладывать спать. А сейчас Маша посидит и посмотрит, что находится в других коробках». Достает куклу-мальчика, об- ращая внимание на его внешний вид. Поет песенку:
Баю, баю, баиньки, Наденем на ноженьки, Купим сыну валенки, Пустим по дороженьке.
Сажает игрушку рядом с первой: «Это кукла Ваня, мы тоже с ней будем играть». Затем рассматривает с детьми следующую игрушку: «Развеселая игрушка, а зовут ее петрушка. Петрушка умеет пля- сать и петь, знает много сказок, с ним тоже будем играть. Пет- рушка принес детям картинки». Рассматривает с детьми картинки с изображением различных игрушек, в том числе и кукол. Картин- ки вставляются в наборное полотно, а петрушка просит детей со- брать всех кукол вместе. Дети выбирают картинки с изображени- ем различных кукол и отдают их петрушке. «Вот какие разные куклы»,— говорит педагог. Игрушки куклы дети сажают в игро- вой уголок.
Мой веселый звонкий мяч
Цель. Продолжать формировать у детей обобщенное значение слова (мяч), развивать связную речь.
Оборудование. Мячи, разные по цвету и размеру, обручи, шары, картинки с изображением этих же предметов, большая ко- робка.
Ход игры. Педагог показывает детям мяч (среднего размера) и начинает с ним играть (ударяет о пол), ритмично произнося четверостишие:
«Мой веселый звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь, Красный, синий, голубой, Не угнаться за тобой...»
После этого по очереди бросает мяч детям, они его ловят. Затем педагог приглашает детей подойти к ковру и найти мячи среди других предметов (обручи, шары, мячи разных размеров и цветов), лежащих на ковре. Когда дети принесут мячи, они положат их в коробку, педагог играет с каждым мячом. В случае, если кто-либо ошибся и принес другой предмет, педагог показывает, что обруч крутится, он не прыгает, шарик катится, но не скачет, т. е. в ко- робке должны быть только мячи.
Дети садятся на свои места, к ним приходит петрушка и при- носит в большом красивом конверте картинки с изображением разных мячей, шаров и обручей. Все картинки вставляются в на- борное полотно. Петрушка просит ребят подобрать картинки толь- ко с изображением мячей. Дети по очереди находят картинки, на- зывают их и отдают петрушке. Он вместе с детьми читает стихо- творение «Мой веселый звонкий мяч...». Подводя итог, педагог обращает внимание детей, что мячи бывают разные.
Содержание
От автора.................................................................................................................................. 3
Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе.... 4
Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотруд- ничества ребенка со взрослым и на овладение способами усвоения общест- венного опыта............................................................................................................ 14
Формирование эмоционального общения со взрослым и выполнение
элементарной инструкции........................................................................................... —
Развитие внимания....................................................................................................... 17
Развитие подражания.................................................................................................. 23
Усвоение действий по образцу................................................................................... 27
Дидактические игры на развитие ручной моторики................................ 30
Развитие хватания....................................................................................................... —
Развитие соотносящих действий................................................................................. 33
Подражание движениям рук....................................................................................... 35
Развитие движений пальцев....................................................................................... 37
Развитие движений кистей рук.................................................................................. 44
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию............... 45
Развитие зрительного восприятия........................................................................ 46
Восприятие формы....................................................................................................... —
Восприятие величины..................................... '......................................................... 60
Восприятие цвета........................................................................................................ 82
Формирование целостного образа предмета............................................................. 92
Восприятие пространства и ориентировка в нем............................................... 100
Развитие тактильно-двигательного восприятия...................................................... 118
Развитие слухового восприятия......................................................................... 129
Развитие неречевого слуха....................................................................................... 130
Развитие речевого слуха........................................................................................ 135
|