Найди свою пару (с кем играть. )
Содержание книги
- Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка
- Покатай мишку (куклу, зайку)
- Прокати шарики через воротца
- Игра на детском пианино (рояле)
- Развитие движений кистей рук
- Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
- Практическое выделение величины
- Значительное восприятие величины
- Запоминание, связанное с представлением о величине
- Помоги незнайке собрать букеты
- Запоминание, связанное с представлением о цвете
- Формирование целостного образа предмета
- Восприятие пространства и ориентировка в нем
- Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)
- Формирование пространственных представлений
- Чья это конура (норка, домик)
- Найди кукле (мишке, зайке) игрушку
- Развитие слухового восприятия
- Дидактические игры и упражнения,
- Разложи игрушки в свои домики
- Использование предметов, имитирующих орудия труда
- Развитие наглядно-образного мышления
- Найди свою пару (с кем играть. )
- Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
Цель. Продолжать учить деловому общению, обращаться друг к другу по имени, играть вместе, общаться с партнером по игре.
Оборудование. Шарик и желобок, кукла и коляска, грузо- вая машина и кубик, плита, кастрюля и сковорода, кегли и шары.
Ход игры. Педагог вместе с детьми рассматривает игрушки и показывает (напоминает), как нужно с ними играть — сажает куклу в коляску и катает; ставит воротца и прокатывает шарик; нагружает кубики в машину; ставит кегли и сбивает их шаром. Потом прячет каждую игрушку в коробочку, перемешивает их и раздает детям. Они открывают коробочки, рассматривают свою игрушку и ищут партнера по игре, обращаясь к нему с предложе- нием: «Коля, давай поиграем вместе». Дети самостоятельно дого- вариваются об очередности выполнения действий с игрушками в совместной игре. Педагог только в крайних случаях помогает им.
Два клоуна (кукольный театр)
Цель. Продолжать формировать у детей потребность в рече- вом общении, активизировать имеющиеся у них в этом навыки, ис- пользовать в общении знакомый словарь.
Оборудование. Два клоуна Ловкий и Неловкий (куклы, уже знакомые детям), различные предметы, с которыми они действуют.
Ход игры. 1-й вариант. Появляются два клоуна. Неловкий бежит за Ловким, у которого два флажка (или два воздушных шара). Неловкий догоняет Ловкого и берет его за рукав. Тот выры- вается, отбегает в сторону.
Ловкий (обращаясь к детям). Он хочет меня побить!
(Неловкий отрицательно качает головой.)
Педагог. Он хочет попросить флажок, но не знает как. (Об- ращается к детям.) Помогите ему. (Побуждает детей сказать:
«Дай флажок» или в зависимости от возможностей детей: «Дай, пожалуйста, флажок», «Дай это» с указательным жестом.)
(Неловкий радостно повторяет за детьми. Ловкий подходит к нему и протягивает флажок.)
Ловкий. Давай вместе попляшем.
Клоуны танцуют с флажками. Через некоторое время Ловкий собирает флажки и пытается поставить их в вазу, стоящую на столе. Он подпрыгивает, но не может достать, потом оглядыва- ется и видит, что Неловкий сидит на стуле. Подходит к нему и пытается вытащить из-под него стул.
Педагог (останавливает его). Попроси!
Ловкий (спохватывается). Дай, пожалуйста, стул. Я хочу поставить флажки вон туда. (Показывает.)
(В одной руке держит флажки, а другой пытается взять стул, но это не получается. Он кладет флажки и несет стул. Встает на стул, оглядывается, но не может достать флажки.)
Педагог (обращаясь к детям). Что надо сделать? (Тихо под- сказывает им, что надо попросить Неловкого дать флажки.)
(Дети советуют Ловкому, как попросить флажки.)
Ловкий. Помоги, дай мне флажки. (Или так, как посоветуют дети.)
Неловкий приносит флажки. Ловкий ставит их в вазу. Клоуны радуются, хлопают в ладоши и благодарят детей за то, что они помогли им договориться, найти нужные слова и сделать все вме- сте — вместе веселей и легче делать.
2-й вариант. Приходит Ловкий. Он говорит детям, что хочет поиграть в мяч. Педагог предлагает найти мяч, который заранее кладется на видное место, но достаточно высоко, так, чтобы ре- бенок, стоя на полу, не мог его достать. Ловкий просит детей по- мочь ему. Если кто-либо из детей предложит свою помощь, нужно похвалить его, позвать к столу, приблизить клоуна к ребенку. «Помоги мне найти мяч»,— говорит Ловкий. Ребенок, клоун и пе- дагог ищут мяч. Они идут по комнате. Первым должен увидеть мяч ребенок и указать на него Ловкому. Клоун радуется, кричит: «Ура!» — подпрыгивает, пытаясь достать мяч. Далее отношения ребенка и клоуна зависят от того, как поведет себя ребенок. Он может сделать клоуну замечание, сказать, что не надо прыгать, а лучше встать на стул и т. п. Ловкий просит ребенка принести стул, тот приносит, и клоун благодарит его. Встает на стул, но снова не может достать мяч и говорит ребенку: «Я не достаю, попробуй ты». Ребенок достает мяч, передает его клоуну и просит: «Подержи», затем слезает со стула. Ребенок и клоун играют с мячом — бросают его или катят друг другу. В конце игры Ловкий говорит: «Как хо- рошо играть вместе!» Педагог подводит общий итог, обращая внимание детей на то, что ребенок и клоун все делали вместе, поэтому у них все хорошо получалось.
Поиграем вместе (кукольный театр) Цель. Та же.
Оборудование. Две куклы, маленькая матрешка, машина с кузовом, настольный строитель.
Ход игры. Приходит кукла Оля. В руках у нее матрешка, она ее укачивает. Появляется кукла Таня, она везет за веревочку машину. Таня подходит к Оле и отбирает у нее матрешку. Оля плачет, кричит: «Отдай». Педагог обращает внимание детей на ситуацию, говорит, что Таня поступила плохо. Обращается к кук- лам, предлагает Тане отдать матрешку кукле Оле. Таня отдает матрешку и тоже плачет. Педагог спрашивает, почему она плачет. Таня говорит, что хочет покатать матрешку в машине. Педагог предлагает Оле и Тане поиграть вместе — покатать матрешку в машине по очереди. Оля сажает матрешку в машину и везет ее. Потом отдает веревочку Тане. После этого Оля говорит: «Давай вместе построим для матрешки домик». Таня радуется и говорит, что привезет кубики. Затем она привозит кубики, и они вместе строят дом с забором и играют с матрешкой. Педагог подчеркивает, что Оля и Таня вместе играют, построили дом — Таня была шофером, а Оля строителем.
Что мы делали — не скажем...
Цель. Продолжать формировать речевое общение детей; учить их договариваться о совместных действиях; изображать действия, которые они называют; развивать активную речь.
Ход игры. Дети становятся в круг. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Дети вместе с педагогом загадывают, какие движения они будут выполнять перед водящим. Дети обсуждают, решают, вместе с педагогом показывают предложенное им действие (стирать, забивать гвозди или умываться). После этого все хло- пают в ладоши и зовут водящего, произнося в ритм хлопков сло- ва: «Что мы делали — не скажем, а что делали — покажем». Дейст- вие показывают все одновременно. Водящий отгадывает, называет действие и становится в круг. Выбирают нового водящего. В даль- нейшем педагог побуждает детей самим называть действия, кото- рые они хотят изобразить, и самостоятельно договориться.
Шоферы и строители
Цель. Развивать у детей деловое общение, учить правильно выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внимательно слу- шать и выполнять просьбу товарища; употреблять в общении сло- ва «мне нужно», «привези», «возьми», «я привез», названия пред- метов, их особенности, в случае необходимости указать количест- во и признаки; при затруднении пользоваться жестом, показом или просить помощи у педагога, говоря «как сказать», «как на- зывается»; в зависимости от индивидуальных возможностей ре- бенка учить благодарить за помощь (кивком головы или произ- нося «спасибо»).
Оборудование. Крупный строительный материал, грузовые машины соответствующих размеров, рисунки-образцы с изображе- нием знакомых детям построек (ворота, гараж, дом с забором, ле- сенка и др.).
Ход игры (проводится с подгруппой из 4—6 детей). Дети распределяются на шоферов и строителей. У каждого строителя есть свой шофер, вместе они создают одну постройку. Каждый ребенок- строитель получает свой рисунок-образец и не показывает его шоферу. Рассмотрев образец, строитель просит привезти шофера нужные элементы строителя (бруски, кубы, башенки, пластины) и указывает их количество. Например, на рисунке дом, состоящий из одного куба, крыши, и забор, состоящий из двух брусков. Он может сказать: «Привези кубик и крышу». Получив эти предметы, он должен поблагодарить и попросить привезти еще два бруска. Строитель может назвать все нужные ему элементы. Если шо- фер что-то забыл, он может вернуться и переспросить. Когда по- стройка будет окончена, строитель еще раз рассматривает рису- нок и обнаруживает, что на нем изображен мишка, который стоит около дома. Строитель просит шофера привезти мишку. Дети вме- сте обыгрывают постройку.
В процессе работы дети могут общаться и с помощью жестов. По окончании построек педагог просит всех строителей показать свои рисунки, а шоферов проверить, правильно ли сделаны пост- ройки.
При повторном проведении игры дети меняются ролями.
Если в процессе выполнения задания между детьми возникает спор, его не следует пресекать, торопиться придти на помощь, важно, чтобы они сами нашли пути к взаимопониманию.
Подводя итоги игры, педагог оценивает результат, как кол- лективную деятельность строителя и шофера, подчеркивает добро- желательность в обращении друг к другу: «Валя и Коля вместе по- строили дом с забором. Валя хорошо рассмотрела рисунок и пра- вильно называла Коле, что надо привезти, а Коля хорошо слушал Валю и понял, что надо было привезти. Вот и построили они хо- роший дом с забором. И мишка радуется, говорит Вале и Коле «спасибо». Видите, как хорошо играть вместе».
ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ
Игры-драматизации значительно отличаются от приведенных выше игр. Дети должны понять содержание, запомнить последова- тельность происходящих действий и речевой материал, с помощью которого они должны общаться.. Подлинным общением игра-дра- матизация может стать лишь в том случае, если содержание будет не только понято ребенком, но и эмоционально воспринято.
Для умственно отсталого ребенка необходимо адаптировать произведения, которые используются для игр-драматизаций, в то же время следует подготовить самих детей к изображению персо- нажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого ма- териала, создать у них эмоциональное отношение к происходя- щему. Таким образом, проведению игр-драматизаций должна пред- шествовать целая серия подготовительных дидактических игр.
Колобок
Для проведения игры-драматизации можно взять три эпизода: «колобок встретил зайку», «колобок встретил мишку» и «колобок встретил лису»-
Первый подготовительный этап — знакомство с персо- нажами сказки.
Цель. Уточнить представления детей о зайце, медведе, лисе; вызывать эмоционально положительное отношение; учить изобра- жать этих персонажей сказки (брать на себя роль).
1. Знакомство с зайкой.
Оборудование. Игрушка зайка, шапочки для зайцев по числу детей, барабан, миска с морковью.
Ход игры. Педагог приносит в группу новую игрушку зайку, рассматривает его с детьми, рассказывает о том, что он добрый, веселый, хорошо прыгает, умеет играть на барабане. Педагог вы- полняет с игрушкой соответствующие действия. Затем спрашивает, что любит есть зайка (морковку, капусту). Педагог говорит, что зайка никого не обижает. После этого достает шапочки с ушками и предлагает детям попрыгать, как зайки. Дети надевают шапочки, бегают по комнате, прыгают. Педагог говорит, что зайки, навер- ное, проголодались, и вносит миску с морковью и угощает ею детей.
2. Знакомство с мишкой.
Оборудование. Игрушка мишка, шапочки для мишек.
Ход игры. Педагог показывает игрушку мишку, рассматри- вает его с детьми, говорит о его походке, что он любит ягоды, мед. Педагог предлагает поиграть: все дети надевают шапочки и изображают медведей.
3. Знакомство с лисой.
Оборудование. Игрушка лиса, шапочка с лисьей мордоч- кой или ушками для одного из детей, шапочки, изображающие птичек, цыплят, зайчиков,— для всех детей.
Ход игры. Педагог вносит в группу новую игрушку лису. Рассматривает ее с детьми, обращая внимание на то, какая она красивая, рыжая, хвост пушистый, большой, ушки маленькие, хо- дит тихо, она хитрая, может утащить к себе в нору маленьких зайцев, мышек, цыплят и курочек, петушков. Педагог предлагает детям. поиграть, назначает одного ребенка лисой (надевает ему шапочку, показывает, как ходит лиса). Остальным детям раздает другие шапочки. Лиса уходит в уголок и засыпает, а птички и зайки веселятся, прыгают на лужайке. Педагог ударяет в бубен, лиса просыпается и тихо крадется к детям. Они замечают лису и разбегаются, стараясь успеть сесть на стул (спрятаться в до- мики). Опоздавших лиса ловит и уводит к себе в уголок. Игра повторяется.
4. Знакомство с колобком.
Цель. Познакомить с игрушкой колобком; вызвать эмоцио- нально положительное отношение к колобку; обратить внимание на внешний вид колобка (круглый, быстро катится, веселый, улы- бающийсй, поет радостную песенку). 177
Оборудование. Игрушка колобок, игрушечные кошка, со- бака, ежик.
Ход игры. Игра проводится в виде кукольного театра. На столе педагога появляется Колобок.
Колобок (катится и поет). Я колобок, колобок...
(С другой стороны стола появляется заяц.)
Зайка (к Колобку). Здравствуй.
Колобок. Здравствуй.
Заяц. Кто ты?
Колобок. Я Колобок.
Заяц (рассматривает). Какой ты круглый, румяный. Что ты умеешь делать?
Колобок. Я умею петь песенку и быстро бегать.
Зайка (удивленно). Как это ты бегаешь, если у тебя ног нет?
Колобок. Я умею катиться. (Показывает.)
Зайка. Спой мне свою песенку.
Колобок (поет).
Я Колобок, Колобок, На сметане мешон, В печку сажен, На окошке стужен. Я от бабушки ушел, 4 Я от дедушки ушел
И от тебя уйду! (Катится.)
Заяц. Ты куда?
Колобок (протяжно). В лес.
(Зайка тоже уходит. Колобок появляется снова, но с другой стороны. Теперь навстречу ему выходит Мишка.)
Проводится аналогичная сценка встречи. При повторении игры колобок появляется с другой стороны и говорит, что теперь он пришел к детям. Они подходят к столу воспитателя, берут коло- бок в руки, рассматривают его. Дети поют песенку колобка вме- сте с ним. Колобок прощается с детьми и уходит.
Второй этап — знакомство со сказкой «Колобок».
Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по раз- витию речи. Однако для умственно отсталых детей даже в стар- шем дошкольном возрасте необходимо неоднократное повторение программного материала в разной форме, чтобы добиться его ус- воения, а не формального заучивания. Кроме того, для этих де- тей важно создать такую обстановку на занятии, которая обеспе- чит эмоциональное отношение к литературному материалу, к персо- нажам сказки. Поэтому повторение элементов знакомой сказки в кукольном театре оказывается необходимым этапом в подготовке к игре-драматизации.
Цель. Продолжать формировать эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки; обратить внимание на то, как раз- ные звери общаются с Колобком; в эмоциональной форме повторить текст диалогов между Колобком и Зайкой, Колобком и Мишкой, Колобком и Лисой.
Ход занятия. 1-й вариант. Педагог (рассказывает эпизоды из сказки и включает в свой рассказ действия с игрушками). Бабушка испекла колобок и по- ложила его на окошко. Колобок лежал, лежал, ему стало скучно, и он убежал в лес. (Появляется Колобок, он катится по столу.) Катится Колобок, катится, а навстречу ему Зайка. (Появляется Зайка, останавливается напротив Колобка.) Зайка. Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня, Зайка! Лучше послушай, какую я тебе песенку спою. (Поет.)
Я Колобок, Колобок, На сметане мешон, В печку сажен, На окошке стужен. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, От тебя, Зайка, не хитро уйти! Педагог. И покатился дальше. Зайка. Ушел! Укатился! (Уходит.)
Педагог. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Мед- ведь.
(Появляется Медведь, останавливается напротив Колобка.) Медведь. Колобок, Колобок, я тебя съем! Колобок. Не ешь меня, лучше послушай, какую я тебе пе- сенку спою.
Я Колобок, Колобок, Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Я от Зайца ушел. От тебя, Медведь, не хитро уйти! (Колобок катится и исчезает. Медведь уходит.) Педагог. И покатился Колобок дальше. Катится он, катится (снова появляется Колобок), а навстречу ему Лиса.
(Появляется Лиса и останавливается напротив Колобка.) Лиса. Здравствуй, Колобок! Какой ты хорошенький да при- гоженький.
Колобок. Здравствуй, Лиса! Хочешь, я спою тебе песенку? Лиса. Спой, дружок! Колобок (поет).
Я Колобок, Колобок, Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Я от Зайца ушел, От Медведя ушел. От тебя, Лиса, не хитро уйти!
Лиса. Какая славная песенка! Только я к старости плохо слышать стала. Сядь ко мне на носок и пропой еще разок!
Колобок (садится лисе на нос и снова запевает свою пе- сенку). Я Колобок, Колобок...
Лиса. Ам!
(Колобок быстро спрыгивает с носа Лисы и убегает.)
Педагог. Лиса хотела съесть Колобка, но он успел спрыг- нуть и убежать, и Лиса его не поймала.
2-й вариант. Игра проводится повторно по такому же прин- ципу, как и в первом варианте, но игрушками — персонажами сказ- ки действуют дети. Вначале они выполняют это с помощью педа- гога: он показывает каждому ребенку, как двигается его персо- наж, а ребенок подражает. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка. Педагог помогает каж- дому ребенку и при усвоении речевого материала в процессе об- щения от имени своего персонажа.
Воспитатель заранее вызывает детей к своему столу и раз- дает им игрушки: одному — колобка, другому — зайку, третьему — мишку, четвертому — лису. Педагог рассказывает сказку, а дети должны внимательно слушать и вовремя начать двигать свои игруш- ки, а затем и вступать в разговор за своих персонажей. Если ребенок затрудняется в произнесении нужного текста, воспитатель помогает ему. Не следует требовать дословного повторения текста в тех случаях, когда ребенок соблюдает смысловую сторону диа- лога.
Третий этап — игра-драматизация.
Колобок
Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого об- щения; стремиться к тому, чтобы дети, произнося готовый текст, вступали в подлинное общение, т. е. не формально произносили слова, а действовали эмоционально.
Оборудование. Шапочки Колобка, зайки, мишки и лисы.
Ход игры. Воспитатель распределяет между детьми роли (ко- лобка, зайки, мишки, лисы) и раздает им шапочки. Затем педагог рассказывает сказку, а дети ее изображают, действуя примерно так, как действовали игрушки в кукольной театре, и вступая в разговор по тексту сказки. Диалог должен быть эмоциональным, передавать взаимоотношения колобка с разными зверями. Так же не следует стремиться к дословному повторению текста. После окончания игры воспитатель еще раз рассказывает сказку и уточ- няет текст диалогов.
Кто сказал «мяу»
Для проведения игры-драматизации по сказке В. Сутеева.«Кто сказал «мяу» берут три эпизода: «котенок встретил петуха», «ко- тенок встретил собаку», «котенок встретил лягушку».
Подготовительный этап — знакомство с персонажами сказки.
Цель. Познакомить с персонажами сказки: петухом, собакой, кошкой, лягушкой; вызвать эмоционально положительное отноше- ние; уточнить представление об этих животных; учить изображать их (брать на себя элементарную роль).
1. Знакомство с петухом.
Оборудование. Игрушка петух, шапочки петушков по чис- лу детей.
Педагог приносит в группу новую игрушку петуха (можно би- бабо), рассматривает его с детьми, рассказывает о нем: петух красивый, ходит важно, гордо, машет крыльями, кричит «ку-ка- ре-ку». Воспитатель показывает детям шапочки петушков и предла- гает «побыть петушками». Дети надевают шапочки, важно ходят по комнате, машут крыльями, кричат «ку-ка-ре-ку».
2. Знакомство с собакой, лягушкой. Проводится по аналогии с первым персонажем. Педагог обращает внимание, как ходит, бе- гает собака, как она лает; как прыгает лягушка, кричит «ква-ква».
3. Знакомство с котенком.
Оборудование. Игрушка кошка, игрушка котенок, шапочки котят, кошки.
Ход игры. Педагог показывает игрушку кошку. Обращает внимание детей на то, как кошка тихо ходит, быстро бегает, кри- чит «мяу». У кошки есть котята. Они маленькие, пушистые, любят бегать, играть. Затем педагог предлагает детям поиграть в игру «Кошка и котята». Один ребенок кошка, а все остальные котята. Кошка находится в домике. Дети-котята бегают по комнате. Пе- дагог поет песню «Серенькая кошечка» Витлика:
Серенькая кошечка села на окошечко,
Хвостиком махала, деток поджидала,
Где мои ребятки,
Серые котятки,
Спать пора ребяткам,
Сереньким котяткам — «мяу-мяу».
При последних словах дети-котята подбегают к кошке и все кричат «мяу-мяу». Кошка обнимает своих котят. Игру можно по- вторить, роль кошки исполняет другой ребенок.
4. Игра-драматизация.
Оборудование. Шапочки собаки, петуха, кошки, котенка, лягушки.
Ход игры. Педагог вспоминает с детьми содержание сказки. Затем распределяет роли. Ребенок, изображающий котенка, садит- ся на стул — «спит». Педагог исполняет роль автора-ведущего и начинает рассказывать сказку: «Жил-был котенок. Однажды он крепко уснул. Вдруг услышал, как кто-то сказал «мяу». («Коте- нок» встает и идет по комнате.) Навстречу ему петух,— продол- жает педагог.— Котенок его спрашивает: «Это ты сказал «мяу»?» А петух идет важно, поднял голову и говорит: «Нет, я говорю «ку-ка-ре-ку». Дальше котенок встречает собаку, а затем лягуш- ку. В конце котенок совсем близко слышит «мяу» и видит свою маму, он очень радуется и бежит к ней и кричит «мяу-мяу». В процессе драматизации педагог помогает каждому ребенку пе- редать образ животного (при необходимости — по подражанию). Следит за эмоциональным общением каждого героя с котенком. Помогает вовремя вступить в общение. Игру можно повторить несколько раз, при этом дети меняются ролями.
|