Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Найди свою пару (с кем играть. )

Поиск

Цель. Продолжать учить деловому общению, обращаться друг
к другу по имени, играть вместе, общаться с партнером по игре.

Оборудование. Шарик и желобок, кукла и коляска, грузо-
вая машина и кубик, плита, кастрюля и сковорода, кегли и шары.

Ход игры. Педагог вместе с детьми рассматривает игрушки
и показывает (напоминает), как нужно с ними играть — сажает
куклу в коляску и катает; ставит воротца и прокатывает шарик;
нагружает кубики в машину; ставит кегли и сбивает их шаром.
Потом прячет каждую игрушку в коробочку, перемешивает их и
раздает детям. Они открывают коробочки, рассматривают свою
игрушку и ищут партнера по игре, обращаясь к нему с предложе-
нием: «Коля, давай поиграем вместе». Дети самостоятельно дого-
вариваются об очередности выполнения действий с игрушками в
совместной игре. Педагог только в крайних случаях помогает им.

Два клоуна (кукольный театр)

Цель. Продолжать формировать у детей потребность в рече-
вом общении, активизировать имеющиеся у них в этом навыки, ис-
пользовать в общении знакомый словарь.

Оборудование. Два клоуна Ловкий и Неловкий (куклы, уже
знакомые детям), различные предметы, с которыми они действуют.

Ход игры. 1-й вариант. Появляются два клоуна. Неловкий
бежит за Ловким, у которого два флажка (или два воздушных
шара). Неловкий догоняет Ловкого и берет его за рукав. Тот выры-
вается, отбегает в сторону.

Ловкий (обращаясь к детям). Он хочет меня побить!

(Неловкий отрицательно качает головой.)

Педагог. Он хочет попросить флажок, но не знает как. (Об-
ращается к детям.)
Помогите ему. (Побуждает детей сказать:


«Дай флажок» или в зависимости от возможностей детей: «Дай,
пожалуйста, флажок», «Дай это» с указательным жестом.)

(Неловкий радостно повторяет за детьми. Ловкий подходит к
нему и протягивает флажок.)

Ловкий. Давай вместе попляшем.

Клоуны танцуют с флажками. Через некоторое время Ловкий
собирает флажки и пытается поставить их в вазу, стоящую на
столе. Он подпрыгивает, но не может достать, потом оглядыва-
ется и видит, что Неловкий сидит на стуле. Подходит к нему и
пытается вытащить из-под него стул.

Педагог (останавливает его). Попроси!

Ловкий (спохватывается). Дай, пожалуйста, стул. Я хочу
поставить флажки вон туда. (Показывает.)

(В одной руке держит флажки, а другой пытается взять стул,
но это не получается. Он кладет флажки и несет стул. Встает на
стул, оглядывается, но не может достать флажки.)

Педагог (обращаясь к детям). Что надо сделать? (Тихо под-
сказывает им, что надо попросить Неловкого дать флажки.)

(Дети советуют Ловкому, как попросить флажки.)

Ловкий. Помоги, дай мне флажки. (Или так, как посоветуют
дети.)

Неловкий приносит флажки. Ловкий ставит их в вазу. Клоуны
радуются, хлопают в ладоши и благодарят детей за то, что они
помогли им договориться, найти нужные слова и сделать все вме-
сте — вместе веселей и легче делать.

2-й вариант. Приходит Ловкий. Он говорит детям, что хочет
поиграть в мяч. Педагог предлагает найти мяч, который заранее
кладется на видное место, но достаточно высоко, так, чтобы ре-
бенок, стоя на полу, не мог его достать. Ловкий просит детей по-
мочь ему. Если кто-либо из детей предложит свою помощь, нужно
похвалить его, позвать к столу, приблизить клоуна к ребенку.
«Помоги мне найти мяч»,— говорит Ловкий. Ребенок, клоун и пе-
дагог ищут мяч. Они идут по комнате. Первым должен увидеть мяч
ребенок и указать на него Ловкому. Клоун радуется, кричит:
«Ура!» — подпрыгивает, пытаясь достать мяч. Далее отношения
ребенка и клоуна зависят от того, как поведет себя ребенок. Он
может сделать клоуну замечание, сказать, что не надо прыгать,
а лучше встать на стул и т. п. Ловкий просит ребенка принести
стул, тот приносит, и клоун благодарит его. Встает на стул, но снова
не может достать мяч и говорит ребенку: «Я не достаю, попробуй
ты». Ребенок достает мяч, передает его клоуну и просит: «Подержи»,
затем слезает со стула. Ребенок и клоун играют с мячом — бросают
его или катят друг другу. В конце игры Ловкий говорит: «Как хо-
рошо играть вместе!» Педагог подводит общий итог, обращая
внимание детей на то, что ребенок и клоун все делали вместе,
поэтому у них все хорошо получалось.

Поиграем вместе (кукольный театр)
Цель. Та же.


Оборудование. Две куклы, маленькая матрешка, машина
с кузовом, настольный строитель.

Ход игры. Приходит кукла Оля. В руках у нее матрешка, она
ее укачивает. Появляется кукла Таня, она везет за веревочку
машину. Таня подходит к Оле и отбирает у нее матрешку. Оля
плачет, кричит: «Отдай». Педагог обращает внимание детей на
ситуацию, говорит, что Таня поступила плохо. Обращается к кук-
лам, предлагает Тане отдать матрешку кукле Оле. Таня отдает
матрешку и тоже плачет. Педагог спрашивает, почему она плачет.
Таня говорит, что хочет покатать матрешку в машине. Педагог
предлагает Оле и Тане поиграть вместе — покатать матрешку в
машине по очереди. Оля сажает матрешку в машину и везет ее.
Потом отдает веревочку Тане. После этого Оля говорит: «Давай
вместе построим для матрешки домик». Таня радуется и говорит,
что привезет кубики. Затем она привозит кубики, и они вместе строят
дом с забором и играют с матрешкой. Педагог подчеркивает, что
Оля и Таня вместе играют, построили дом — Таня была шофером,
а Оля строителем.

Что мы делали — не скажем...

Цель. Продолжать формировать речевое общение детей; учить
их договариваться о совместных действиях; изображать действия,
которые они называют; развивать активную речь.

Ход игры. Дети становятся в круг. Выбирают водящего,
он выходит за дверь. Дети вместе с педагогом загадывают, какие
движения они будут выполнять перед водящим. Дети обсуждают,
решают, вместе с педагогом показывают предложенное им действие
(стирать, забивать гвозди или умываться). После этого все хло-
пают в ладоши и зовут водящего, произнося в ритм хлопков сло-
ва: «Что мы делали — не скажем, а что делали — покажем». Дейст-
вие показывают все одновременно. Водящий отгадывает, называет
действие и становится в круг. Выбирают нового водящего. В даль-
нейшем педагог побуждает детей самим называть действия, кото-
рые они хотят изобразить, и самостоятельно договориться.

Шоферы и строители

Цель. Развивать у детей деловое общение, учить правильно
выражать свою просьбу, обращаться к товарищу; внимательно слу-
шать и выполнять просьбу товарища; употреблять в общении сло-
ва «мне нужно», «привези», «возьми», «я привез», названия пред-
метов, их особенности, в случае необходимости указать количест-
во и признаки; при затруднении пользоваться жестом, показом
или просить помощи у педагога, говоря «как сказать», «как на-
зывается»; в зависимости от индивидуальных возможностей ре-
бенка учить благодарить за помощь (кивком головы или произ-
нося «спасибо»).

Оборудование. Крупный строительный материал, грузовые
машины соответствующих размеров, рисунки-образцы с изображе-
нием знакомых детям построек (ворота, гараж, дом с забором, ле-
сенка и др.).


Ход игры (проводится с подгруппой из 4—6 детей). Дети
распределяются на шоферов и строителей. У каждого строителя есть
свой шофер, вместе они создают одну постройку. Каждый ребенок-
строитель получает свой рисунок-образец и не показывает его
шоферу. Рассмотрев образец, строитель просит привезти шофера
нужные элементы строителя (бруски, кубы, башенки, пластины) и
указывает их количество. Например, на рисунке дом, состоящий
из одного куба, крыши, и забор, состоящий из двух брусков. Он
может сказать: «Привези кубик и крышу». Получив эти предметы,
он должен поблагодарить и попросить привезти еще два бруска.
Строитель может назвать все нужные ему элементы. Если шо-
фер что-то забыл, он может вернуться и переспросить. Когда по-
стройка будет окончена, строитель еще раз рассматривает рису-
нок и обнаруживает, что на нем изображен мишка, который стоит
около дома. Строитель просит шофера привезти мишку. Дети вме-
сте обыгрывают постройку.

В процессе работы дети могут общаться и с помощью жестов.
По окончании построек педагог просит всех строителей показать
свои рисунки, а шоферов проверить, правильно ли сделаны пост-
ройки.

При повторном проведении игры дети меняются ролями.

Если в процессе выполнения задания между детьми возникает
спор, его не следует пресекать, торопиться придти на помощь,
важно, чтобы они сами нашли пути к взаимопониманию.

Подводя итоги игры, педагог оценивает результат, как кол-
лективную деятельность строителя и шофера, подчеркивает добро-
желательность в обращении друг к другу: «Валя и Коля вместе по-
строили дом с забором. Валя хорошо рассмотрела рисунок и пра-
вильно называла Коле, что надо привезти, а Коля хорошо слушал
Валю и понял, что надо было привезти. Вот и построили они хо-
роший дом с забором. И мишка радуется, говорит Вале и Коле
«спасибо». Видите, как хорошо играть вместе».

ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

Игры-драматизации значительно отличаются от приведенных
выше игр. Дети должны понять содержание, запомнить последова-
тельность происходящих действий и речевой материал, с помощью
которого они должны общаться.. Подлинным общением игра-дра-
матизация может стать лишь в том случае, если содержание будет
не только понято ребенком, но и эмоционально воспринято.

Для умственно отсталого ребенка необходимо адаптировать
произведения, которые используются для игр-драматизаций, в то
же время следует подготовить самих детей к изображению персо-
нажей, к правильному воспроизведению и пониманию речевого ма-
териала, создать у них эмоциональное отношение к происходя-
щему. Таким образом, проведению игр-драматизаций должна пред-
шествовать целая серия подготовительных дидактических игр.


Колобок

Для проведения игры-драматизации можно взять три эпизода:
«колобок встретил зайку», «колобок встретил мишку» и «колобок
встретил лису»-

Первый подготовительный этап — знакомство с персо-
нажами сказки.

Цель. Уточнить представления детей о зайце, медведе, лисе;
вызывать эмоционально положительное отношение; учить изобра-
жать этих персонажей сказки (брать на себя роль).

1. Знакомство с зайкой.

Оборудование. Игрушка зайка, шапочки для зайцев по
числу детей, барабан, миска с морковью.

Ход игры. Педагог приносит в группу новую игрушку зайку,
рассматривает его с детьми, рассказывает о том, что он добрый,
веселый, хорошо прыгает, умеет играть на барабане. Педагог вы-
полняет с игрушкой соответствующие действия. Затем спрашивает,
что любит есть зайка (морковку, капусту). Педагог говорит, что
зайка никого не обижает. После этого достает шапочки с ушками
и предлагает детям попрыгать, как зайки. Дети надевают шапочки,
бегают по комнате, прыгают. Педагог говорит, что зайки, навер-
ное, проголодались, и вносит миску с морковью и угощает ею
детей.

2. Знакомство с мишкой.

Оборудование. Игрушка мишка, шапочки для мишек.

Ход игры. Педагог показывает игрушку мишку, рассматри-
вает его с детьми, говорит о его походке, что он любит ягоды,
мед. Педагог предлагает поиграть: все дети надевают шапочки и
изображают медведей.

3. Знакомство с лисой.

Оборудование. Игрушка лиса, шапочка с лисьей мордоч-
кой или ушками для одного из детей, шапочки, изображающие
птичек, цыплят, зайчиков,— для всех детей.

Ход игры. Педагог вносит в группу новую игрушку лису.
Рассматривает ее с детьми, обращая внимание на то, какая она
красивая, рыжая, хвост пушистый, большой, ушки маленькие, хо-
дит тихо, она хитрая, может утащить к себе в нору маленьких
зайцев, мышек, цыплят и курочек, петушков. Педагог предлагает
детям. поиграть, назначает одного ребенка лисой (надевает ему
шапочку, показывает, как ходит лиса). Остальным детям раздает
другие шапочки. Лиса уходит в уголок и засыпает, а птички и
зайки веселятся, прыгают на лужайке. Педагог ударяет в бубен,
лиса просыпается и тихо крадется к детям. Они замечают лису
и разбегаются, стараясь успеть сесть на стул (спрятаться в до-
мики). Опоздавших лиса ловит и уводит к себе в уголок. Игра
повторяется.

4. Знакомство с колобком.

Цель. Познакомить с игрушкой колобком; вызвать эмоцио-
нально положительное отношение к колобку; обратить внимание
на внешний вид колобка (круглый, быстро катится, веселый, улы-
бающийсй, поет радостную песенку). 177


Оборудование. Игрушка колобок, игрушечные кошка, со-
бака, ежик.

Ход игры. Игра проводится в виде кукольного театра. На
столе педагога появляется Колобок.

Колобок (катится и поет). Я колобок, колобок...

(С другой стороны стола появляется заяц.)

Зайка (к Колобку). Здравствуй.

Колобок. Здравствуй.

Заяц. Кто ты?

Колобок. Я Колобок.

Заяц (рассматривает). Какой ты круглый, румяный. Что ты
умеешь делать?

Колобок. Я умею петь песенку и быстро бегать.

Зайка (удивленно). Как это ты бегаешь, если у тебя ног нет?

Колобок. Я умею катиться. (Показывает.)

Зайка. Спой мне свою песенку.

Колобок (поет).

Я Колобок, Колобок,
На сметане мешон,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от бабушки ушел,
4 Я от дедушки ушел

И от тебя уйду! (Катится.)

Заяц. Ты куда?

Колобок (протяжно). В лес.

(Зайка тоже уходит. Колобок появляется снова, но с другой
стороны. Теперь навстречу ему выходит Мишка.)

Проводится аналогичная сценка встречи. При повторении игры
колобок появляется с другой стороны и говорит, что теперь он
пришел к детям. Они подходят к столу воспитателя, берут коло-
бок в руки, рассматривают его. Дети поют песенку колобка вме-
сте с ним. Колобок прощается с детьми и уходит.

Второй этап — знакомство со сказкой «Колобок».

Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по раз-
витию речи. Однако для умственно отсталых детей даже в стар-
шем дошкольном возрасте необходимо неоднократное повторение
программного материала в разной форме, чтобы добиться его ус-
воения, а не формального заучивания. Кроме того, для этих де-
тей важно создать такую обстановку на занятии, которая обеспе-
чит эмоциональное отношение к литературному материалу, к персо-
нажам сказки. Поэтому повторение элементов знакомой сказки в
кукольном театре оказывается необходимым этапом в подготовке
к игре-драматизации.

Цель. Продолжать формировать эмоциональное отношение к
персонажам и сюжету сказки; обратить внимание на то, как раз-
ные звери общаются с Колобком; в эмоциональной форме повторить
текст диалогов между Колобком и Зайкой, Колобком и Мишкой,
Колобком и Лисой.


Ход занятия. 1-й вариант.
Педагог (рассказывает эпизоды из сказки и включает в свой
рассказ действия с игрушками).
Бабушка испекла колобок и по-
ложила его на окошко. Колобок лежал, лежал, ему стало скучно,
и он убежал в лес. (Появляется Колобок, он катится по столу.)
Катится Колобок, катится, а навстречу ему Зайка. (Появляется
Зайка, останавливается напротив Колобка.)
Зайка. Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, Зайка! Лучше послушай, какую я тебе
песенку спою. (Поет.)

Я Колобок, Колобок,
На сметане мешон,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, Зайка, не хитро уйти!
Педагог. И покатился дальше.
Зайка. Ушел! Укатился! (Уходит.)

Педагог. Катится Колобок, катится, а навстречу ему Мед-
ведь.

(Появляется Медведь, останавливается напротив Колобка.)
Медведь. Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок. Не ешь меня, лучше послушай, какую я тебе пе-
сенку спою.

Я Колобок, Колобок,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от Зайца ушел.
От тебя, Медведь, не хитро уйти!
(Колобок катится и исчезает. Медведь уходит.)
Педагог. И покатился Колобок дальше. Катится он, катится
(снова появляется Колобок), а навстречу ему Лиса.

(Появляется Лиса и останавливается напротив Колобка.)
Лиса. Здравствуй, Колобок! Какой ты хорошенький да при-
гоженький.

Колобок. Здравствуй, Лиса! Хочешь, я спою тебе песенку?
Лиса. Спой, дружок!
Колобок (поет).

Я Колобок, Колобок,
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от Зайца ушел,
От Медведя ушел.
От тебя, Лиса, не хитро уйти!

Лиса. Какая славная песенка! Только я к старости плохо
слышать стала. Сядь ко мне на носок и пропой еще разок!

Колобок (садится лисе на нос и снова запевает свою пе-
сенку).
Я Колобок, Колобок...


Лиса. Ам!

(Колобок быстро спрыгивает с носа Лисы и убегает.)

Педагог. Лиса хотела съесть Колобка, но он успел спрыг-
нуть и убежать, и Лиса его не поймала.

2-й вариант. Игра проводится повторно по такому же прин-
ципу, как и в первом варианте, но игрушками — персонажами сказ-
ки действуют дети. Вначале они выполняют это с помощью педа-
гога: он показывает каждому ребенку, как двигается его персо-
наж, а ребенок подражает. В случае необходимости используются
совместные действия взрослого и ребенка. Педагог помогает каж-
дому ребенку и при усвоении речевого материала в процессе об-
щения от имени своего персонажа.

Воспитатель заранее вызывает детей к своему столу и раз-
дает им игрушки: одному — колобка, другому — зайку, третьему —
мишку, четвертому — лису. Педагог рассказывает сказку, а дети
должны внимательно слушать и вовремя начать двигать свои игруш-
ки, а затем и вступать в разговор за своих персонажей. Если
ребенок затрудняется в произнесении нужного текста, воспитатель
помогает ему. Не следует требовать дословного повторения текста
в тех случаях, когда ребенок соблюдает смысловую сторону диа-
лога.

Третий этап — игра-драматизация.

Колобок

Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого об-
щения; стремиться к тому, чтобы дети, произнося готовый текст,
вступали в подлинное общение, т. е. не формально произносили
слова, а действовали эмоционально.

Оборудование. Шапочки Колобка, зайки, мишки и лисы.

Ход игры. Воспитатель распределяет между детьми роли (ко-
лобка, зайки, мишки, лисы) и раздает им шапочки. Затем педагог
рассказывает сказку, а дети ее изображают, действуя примерно
так, как действовали игрушки в кукольной театре, и вступая в
разговор по тексту сказки. Диалог должен быть эмоциональным,
передавать взаимоотношения колобка с разными зверями. Так же
не следует стремиться к дословному повторению текста. После
окончания игры воспитатель еще раз рассказывает сказку и уточ-
няет текст диалогов.

Кто сказал «мяу»

Для проведения игры-драматизации по сказке В. Сутеева.«Кто
сказал «мяу» берут три эпизода: «котенок встретил петуха», «ко-
тенок встретил собаку», «котенок встретил лягушку».

Подготовительный этап — знакомство с персонажами
сказки.

Цель. Познакомить с персонажами сказки: петухом, собакой,
кошкой, лягушкой; вызвать эмоционально положительное отноше-
ние; уточнить представление об этих животных; учить изображать
их (брать на себя элементарную роль).


1. Знакомство с петухом.

Оборудование. Игрушка петух, шапочки петушков по чис-
лу детей.

Педагог приносит в группу новую игрушку петуха (можно би-
бабо), рассматривает его с детьми, рассказывает о нем: петух
красивый, ходит важно, гордо, машет крыльями, кричит «ку-ка-
ре-ку». Воспитатель показывает детям шапочки петушков и предла-
гает «побыть петушками». Дети надевают шапочки, важно ходят
по комнате, машут крыльями, кричат «ку-ка-ре-ку».

2. Знакомство с собакой, лягушкой. Проводится по аналогии
с первым персонажем. Педагог обращает внимание, как ходит, бе-
гает собака, как она лает; как прыгает лягушка, кричит «ква-ква».

3. Знакомство с котенком.

Оборудование. Игрушка кошка, игрушка котенок, шапочки
котят, кошки.

Ход игры. Педагог показывает игрушку кошку. Обращает
внимание детей на то, как кошка тихо ходит, быстро бегает, кри-
чит «мяу». У кошки есть котята. Они маленькие, пушистые, любят
бегать, играть. Затем педагог предлагает детям поиграть в игру
«Кошка и котята». Один ребенок кошка, а все остальные котята.
Кошка находится в домике. Дети-котята бегают по комнате. Пе-
дагог поет песню «Серенькая кошечка» Витлика:

Серенькая кошечка села на окошечко,

Хвостиком махала, деток поджидала,

Где мои ребятки,

Серые котятки,

Спать пора ребяткам,

Сереньким котяткам — «мяу-мяу».

При последних словах дети-котята подбегают к кошке и все
кричат «мяу-мяу». Кошка обнимает своих котят. Игру можно по-
вторить, роль кошки исполняет другой ребенок.

4. Игра-драматизация.

Оборудование. Шапочки собаки, петуха, кошки, котенка,
лягушки.

Ход игры. Педагог вспоминает с детьми содержание сказки.
Затем распределяет роли. Ребенок, изображающий котенка, садит-
ся на стул — «спит». Педагог исполняет роль автора-ведущего и
начинает рассказывать сказку: «Жил-был котенок. Однажды он
крепко уснул. Вдруг услышал, как кто-то сказал «мяу». («Коте-
нок» встает и идет по комнате.) Навстречу ему петух,— продол-
жает педагог.— Котенок его спрашивает: «Это ты сказал «мяу»?»
А петух идет важно, поднял голову и говорит: «Нет, я говорю
«ку-ка-ре-ку». Дальше котенок встречает собаку, а затем лягуш-
ку. В конце котенок совсем близко слышит «мяу» и видит свою
маму, он очень радуется и бежит к ней и кричит «мяу-мяу».
В процессе драматизации педагог помогает каждому ребенку пе-
редать образ животного (при необходимости — по подражанию).
Следит за эмоциональным общением каждого героя с котенком.
Помогает вовремя вступить в общение. Игру можно повторить
несколько раз, при этом дети меняются ролями.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 242; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.155 (0.01 с.)