Прокати шарики через воротца
Содержание книги
- Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка
- Покатай мишку (куклу, зайку)
- Прокати шарики через воротца
- Игра на детском пианино (рояле)
- Развитие движений кистей рук
- Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
- Практическое выделение величины
- Значительное восприятие величины
- Запоминание, связанное с представлением о величине
- Помоги незнайке собрать букеты
- Запоминание, связанное с представлением о цвете
- Формирование целостного образа предмета
- Восприятие пространства и ориентировка в нем
- Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)
- Формирование пространственных представлений
- Чья это конура (норка, домик)
- Найди кукле (мишке, зайке) игрушку
- Развитие слухового восприятия
- Дидактические игры и упражнения,
- Разложи игрушки в свои домики
- Использование предметов, имитирующих орудия труда
- Развитие наглядно-образного мышления
- Найди свою пару (с кем играть. )
- Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
Цель. Та же.
Ход игры. Педагог садится у одного края стола, ребенок на- против у другого. Между собой и ребенком взрослый ставит во- ротца. Педагог берет один шарик и прокатывает его через воротца к ребенку. Тот ловит и тем же движением возвращает обратно. Затем можно пригласить двух детей и предложить им катать шарики вместе, обращая их внимание, что шарик надо брать щепотью.
РАЗВИТИЕ СООТНОСЯЩИХ ДЕЙСТВИЙ
Посадим грибы
Цель. Учить совмещать предмет с отверстием (соотносящие действия); действовать целенаправленно, последовательно: слева направо, не пропуская отверстия; держать предмет щепотью; дей- ствовать ведущей рукой, придерживая коробку другой рукой.
Оборудование. Столик (или коробка) с отверстиями, грибы (диаметр ножки гриба соответствует диаметру отверстия).
Ход игры. Педагог берет гриб одной рукой и показывает, как вставлять его в отверстие. При этом другой рукой придерживает столик. Затем дети действуют по подражанию. Если они затруд- няются, то используются совместные действия педагога и ребенка.
Цветная горка
Цель. Развивать внимание, целенаправленные действия, учить, соотносить отверстие шарика со стержнем.
Оборудование. Цветная (однотонная) горка, небольшие подносики по числу детей.
Ход игры. Педагог снимает все шарики со стержней и просит детей выполнить те же действия. Педагог берет в руки один шарик, рассматривает его и обращает внимание на отверстие. Дети на- ходят отверстие в своих шариках. Педагог указывает на стержень и говорит: «Я сейчас надену шарик на эту палочку», и выполняет действие. Затем он просит малышей надеть все шарики на па- * лочки. Дети выполняют действия по подражанию. При нанизы- вании педагог следит за тем, чтобы ребенок действовал обеими
2 Зак. 2373 А. А. Катаева
руками: одной рукой придерживал горку за основание, а другой (ведущей) брал и нанизывал шарики. Если он затрудняется совме- стить шарик со стержнем (зрительные или моторные нарушения), пе- дагог вначале помогает ему, применяя совместные действия или жесты.
Пирамидки (занятие)
Цель. Учить соотносить отверстия колец со стержнем, разви- вая зрительно-двигательную координацию при действии двумя ру- ками; формировать целенаправленность действий и устойчивость внимания.
Оборудование. Пирамидки разной величины и формы.
Ход занятия. 1-й вариант. Детям раздаются пирамидки из 4—5 колец с колпачками. Педагог разбирает свою пирамидку и предлагает детям сделать то же. Затем обращает внимание на дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень. Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой (ведущей) берут колечки. Кольца нанизы- ваются в любом порядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест. При повто- рении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стер- жень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца.
2-й вариант. Детям дают две пирамидки: одна — с толстым и другая — с тонким стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают и перемешивают. Дети должны правильно соотнести отверстия ко- лец с нужным стержнем. Педагог учит производить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.
3-й вариант. Изменяется материал. Детям предлагают пи- рамидки с составными кольцами разной величины.
Закрой коробочки
Цель. Учить выполнять соотносящие действия, развивать точ- ность движения рук, зрительно-двигательную координацию, согла- сованность действий обеих рук; формировать целенаправленное внимание, учить действовать путем проб; обращать внимание на свойства предметов (форму, величину), объясняя, что соотнесение по этим признакам является условием успешного выполнения дейст- вий.
1-й вариант. Ребенку предлагают закрывать коробочки раз- ные по форме (выбор из двух).
Оборудование. По две коробки с плотно прикрывающимися крышками (круглой и квадратной) на каждого ребенка.
Ход игры. Педагог раздает каждому по две коробки и сни- мает крышки со своих коробок, просит детей сделать так же. Затем кладет крышки так, чтобы они не лежали рядом со своими короб- ками. Педагог помогает детям сделать правильный выбор: обводит по контуру крышки и отверстия коробочек, учит примерять крыш- ку к коробке. Когда ребенок закроет коробку, педагог говорит: «Правильно, ты закрыл круглую коробочку круглой крышкой». И т. д.
При повторном проведении игры количество коробок увеличивают до 3, а в последующих годах обучения до 4—5. В дальнейшем в игру вводят новые формы — овальную, прямоугольную, треугольную.
2-й вариант. Ребенок закрывает коробочки разной величины.
Оборудование. Каждому по две коробки одинаковой формы, но разной величины с плотно прикрывающимися крышками.
Ход игры. Проводится так же, как и в первом варианте.
Покатай матрешек
Цель. Упражнять в соотносящих действиях; продолжать разви- вать совместные движения обеих рук; формировать внимание и це- ленаправленные действия; создавать положительное отношение к сюжетным игрушкам.
Оборудование. Грузовая машина, матрешки (двухместные) на каждого ребенка.
Ход игры. Каждому ребенку дают по четыре половинки мат- решки. Педагог складывает свою матрешку, показывает ее детям, любуется ею, говорит, какая она красивая. Затем сажает матрешку в машину, катает ее, подвозит машину к столам детей и спраши- вает: «А ваши матрешки хотят покататься?» Предлагает детям собрать своих матрешек и покатать их. Дети собирают матрешек и играют с ними, сажают их в машину. Педагог катает их, а за- тем прощается с детьми и у.возит машину.
ПОДРАЖАНИЕ ДВИЖЕНИЯМ РУК Поезд
Цель. Действовать по подражанию. Развивать движения кистей рук, учить произвольно регулировать скорость движений.
2*
Ход игры. Взрослый сжимает руки в кулак, ставит их на стол и говорит: «Слушайте, поезд пошел». Начинает медленно постуки- вать по столу, сопровождая каждый удар словом «тук», и предла- гает детям выполнить вместе с ним те же движения — «вагончики поехали». Постепенно взрослый ускоряет темп постукивания и при- говаривания, побуждая детей делать то же.
Теневой театр
При складывании пальцев рук определенным образом на стене можно получить изображения разных животных — зайчика, гуся и т. д.
Оборудование. Экран, настольная лампа (источник света).
Зайчики
Цель. Развивать движения кистей рук и пальцев, умение дейст- вовать по подражанию; вызывать интерес и положительное эмо- циональное отношение к игре.
Ход игры. Педагог складывает пальцы руки, получая на экране изображение зайчика: мизинец и безымянный палец загибаются и придерживаются большим пальцем — «мордочка», а два других пальца поднимаются вверх — «ушки», кисть руки чуть-чуть накло- няется вперед. Зайчик прыгает на экране. «Это мама-зайчиха своих зайчат ищет. Где они?» — говорит педагог и предлагает детям сделать зайчат. Каждому ребенку он помогает правильно сложить пальцы. После этого дети поднимают руки, приближая их к экрану, зайчата прыгают вокруг зайчихи. Педагог поощряет эмоциональные проявления детей.
Игра повторяется. Дети изображают зайчиков то одной, то другой рукой.
Гуси
Цель. Продолжать развивать внимание, подражание при дви- жении кистей рук и пальцев; учить выполнять движения одновре- менно двумя руками; вызывать интерес к игре.
Ход игры. Педагог говорит, что сегодня в гости к детям при- дут не зайчики, а гуси. Он сжимает все четыре пальца вместе, а большой прижимает к ним снизу, резко сгибая кисть вниз (рис. на с. 36). «Га-га-га, где мои гусята?» — говорит он и помогает детям сделать гусят одной рукой. Гусята гуляют с мамой, она зовет их: «Гуси, гуси!» Дети отвечают: «Га-га-га». — «Есть хотите?» — про- должает педагог. Дети отвечают: «Да-да-да».
В дальнейшем игру можно усложнить. Каждый ребенок выво- дит на прогулку двух гусят, т. е. из двух рук выполняет фигурки гусят. Гуси могут идти рядом, за мамой.
РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ
|