Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Разложи игрушки в свои домики
Содержание книги
- Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка
- Покатай мишку (куклу, зайку)
- Прокати шарики через воротца
- Игра на детском пианино (рояле)
- Развитие движений кистей рук
- Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
- Практическое выделение величины
- Значительное восприятие величины
- Запоминание, связанное с представлением о величине
- Помоги незнайке собрать букеты
- Запоминание, связанное с представлением о цвете
- Формирование целостного образа предмета
- Восприятие пространства и ориентировка в нем
- Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)
- Формирование пространственных представлений
- Чья это конура (норка, домик)
- Найди кукле (мишке, зайке) игрушку
- Развитие слухового восприятия
- Дидактические игры и упражнения,
- Разложи игрушки в свои домики
- Использование предметов, имитирующих орудия труда
- Развитие наглядно-образного мышления
- Найди свою пару (с кем играть. )
- Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
Цель. Продолжать учить вычленять основание группировки по образцу, менять основание группировки со сменой образцов, выделять нужные свойства в предмете, отвлекаясь от функциональ- ного назначения.
Оборудование. Настольный строительный материал (кир- пичики) разного цвета, предметы разного цвета и коробочки разной формы (круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные), иг- рушечный телевизор, кубики, шарики разных цветов, маленькие куколки в платьях разного цвета и т. д.
Ход игры (проводится индивидуально). Педагог выклады- вает на столе из кирпичиков разного цвета 2—4 домика в форме квадратов. Затем раскладывает предметы разного цвета и формы и просит ребенка внимательно рассмотреть домики, подумать, какая игрушка в каком домике живет, и расставить их в свои домики. Если ребенок ошибается, педагог молча, не объясняя принцип группировки, перекладывает одну-две игрушки в нужные домики. В конце спрашивает: «Какие игрушки ты положил сюда. А сюда?», т. е. помогает ребенку осознать принцип группировки и зафикси- ровать его в слове.
После этого педагог предлагает ребенку разложить игрушки по-другому, так как будут уже другие домики. Из кирпичиков одного цвета строит домики разной формы (квадратный, треуголь- ный и круглый). Снова все игрушки и предметы перемешиваются и расставляются на столе в случайном порядке. Ребенок раскла- дывает их по домикам. Педагог при необходимости оказывает ему помощь, а в заключение вновь помогает осознать уже новый принцип группировки: «Правильно, сюда ты положил все круглое, сюда все квадратное, а здесь треугольное».
При повторном проведении игры сначала предлагается груп- пировка по форме, потом по цвету, т. е. каждый раз меняется по- рядок выделения принципа для группировки предметов.
Принеси такие же
Цель. Выделять свойство в предметах, отвлекаясь от их функционального назначения; подбирать к одному образцу группу предметов, находить эти предметы в групповой комнате; определять словом принцип подбора.
Оборудование. Карточки с изображением разных форм разного цвета, игрушки и мелкие предметы разной формы и цвета.
Ход игры. Педагог заранее раскладывает в разных местах групповой комнаты предметы, разные по форме и цвету. Дети рас- пределяются на три подгруппы и рассаживаются на стулья в раз- ных местах комнаты. Педагог приглашает к себе по одному ребенку (ведущему) из каждой подгруппы и просит взять из коробки карточку, не показывая ее детям. Ребенок берет карточку, возвра-
щается к своей подгруппе, показывает ее им так, чтобы не видела другая подгруппа. Все дети должны принести игрушки соответству- ющей формы или цвета. Если выбор производится по форме, то на карточке дается только контур формы, а если по цвету, то одна сто- рона карточки окрашена в соответствующий цвет. Дети приносят предметы и садятся с ними на стулья. Педагог спрашивает у каж- дой группы, какая карточка была у них. Дети отвечают (красный, желтый; квадратный, круглый), и ведущий показывает всем свою карточку.
Разложи картинки в свои конверты
Цель. Группировать предметы по разным свойствам (форме, цвету, величине); самостоятельно выделять принцип группировки, опираясь на образец; осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.
Оборудование. Конверты с наклеенными или нарисован- ными геометрическими формами, разными по цвету и величине (например: круги желтого, красного, синего цвета, большие, сред- ние и маленькие; треугольники, овалы, шестиугольники трех цветов и трех величин), картинки с изображением предметов разной формы, цвета, величины, подносики.
Ход игры. 1-й вариант (проводится со всеми детьми). Иг- рающие сидят за столами. Перед каждым ребенком по три кон- верта (например, на одном наклеен треугольник, на другом — овал, на третьем — квадрат). У сидящего рядом не должны повто- ряться формы, т. е. конверты с другим сочетанием форм (например, круг, прямоугольник, квадрат). На подносе перед каждым ребенком несколько картинок, которые он должен разложить по конвертам (так, картинки с изображением пуговицы, арбуза, круглых часов надо положить в конверт с кругом и т. д.).
Когда картинки будут разложены по конвертам, педагог вы- зывает к наборному полотну одного из детей и просит его вложить в наборное полотно свои конверты, а под ними вставить картинки, изображения которых соответствуют данной форме. Ребенок объяс- няет, на основании чего он сделал такой выбор. При необходи- мости педагог помогает ему.
2-й вариант. Проводится так же, но картинки различаются по цвету, и на конвертах изображены круги разного цвета; на. картинках предметы (шары воздушные, цветы, карандаши, ленточ- ки, платочки) тех же цветов.
3-й вариант. Проводится так же, но признаком, по которому проводится группировка, становится величина (например, на кон- вертах изображены круги одного цвета, но разной величины — большой, средний, маленький; на картинках — большие, маленькие, средние машины, матрешки, колокольчики, мячи и др.).
ПЕРЕХОД ОТ ВОСПРИЯТИЯ К НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОМУ И ЭЛЕМЕНТАМ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Когда мы говорим о переходе от восприятия к наглядно-об- разному мышлению, то речь идет о возможности восстановления образов восприятия в представлении и оперирования этими обра- зами. Такое восстановление развивается и проявляется у детей в процессе разных видов деятельности. Представление о предметах, свойствах и отношениях предметов и их частей может быть вызва- но словом или показом соответствующего изображения и в свою очередь стать основой рисунка, лепки, аппликации, конструкции или обеспечить понимание рассказа, узнавание предмета по опи- санию, отгадывание загадок и т. д. Во всех этих случаях мы имеем дело с оперированием образами — их перестановкой, соединением частей мысленным путем.
Такая возможность формируется у нормально развивающегося ребенка на протяжении дошкольного детства. Даже решая логи- ческие задачи, дошкольники опираются на наглядные образы, опе- рируют ими. Например, когда детям предложили задачу: «За пеньком видны четыре заячьих уха. Сколько зайцев сидит за пеньком?» — они давали следующие ответы: «Два зайца, потому что у каждого зайца два уха», «Два, потому что у каждого вот так» (приложил к своей голове два пальца), «Два, потому что они ря- дом сели и сложили свои уши, получилось четыре».
В этом возрасте у детей появляется более обобщенное вос- приятие, опирающееся не только на отдельные свойства предме- тов, но и на связи и отношения между ними. На этом уровне у детей возникает возможность наглядно-пространственного модели- рования предметов и ситуаций, котурая находит свое выражение в деятельности детей: в рисунках они своеобразно отражают окру- жающую действительность.
В дошкольном возрасте дети способны к систематизации, со- ставлению сериации, упорядочиванию, основанном на логическом построении объектов, выстраивании их в ряд по какому-либо чувственно воспринимаемому признаку, свойству. Это свойство постепенно идет по убывающей или по возрастающей линии. Например, на этом принципе основан звуковысотный ряд, по этому же принципу можно выстроить ряд из матрешек и др.
Переход от восприятия к представлению и наглядно-образному мышлению — процесс длительный. С этой целью в дошкольных учреждениях предусмотрены различные занятия. А для умственно отсталых детей без каждодневной, целенаправленной коррекцион- ной работы такой переход может и не произойти. В результате чего они не понимают прочитанный текст, совершенно не умеют пользоваться схемами, планом, а это в дальнейшем отрицательно сказывается на их трудовой и профессиональной подготовке.
Сделай целое
Цель. Формировать представление о предмете в целом;
учить соотносить образ представления с целостным образом реаль- ного предмета; действовать путем примеривания.
Оборудование. Разрезные картинки из 2—6 частей с раз- ной конфигурацией разреза. Предметы и игрушки, соответству- ющие изображениям на картинках.
Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). 1-й вариант. Перед ребенком на столе лежит разрезная кар- тинка с изображением простейшего по форме и хорошо знакомого ребенку предмета, например мяча или яблока. Ребенку предлагают сложить картинку так, чтобы получилось целое. При этом пред- мет не называется. Когда картинка будет сложена (любой резуль- тат), педагог выкладывает перед ребенком два предмета: один, изображенный на разрезной картинке, а другой — посторонний, например кубик. Ребенок должен выбрать тот предмет, который он сложил, и сравнить полученное изображение с предметом. Педа- гог помогает ему провести сравнение, используя обводящее дви- жение. Затем предмет называется.
После этого ребенку дают другие разрезные картинки с изобра- жением того же предмета (если на первой картинке мяч был раз- резан пополам вдоль, то на второй — поперек, а на третьей — по диагонали).
При повторном проведении игры ребенку предлагают соста- вить более сложные картинки (рыба, неваляшка, домик).
2-й вариант. Перед ребенком раскладывают 3—4 части одной картинки (например, машины) и одну часть другой картинки (неваляшки) и предлагают сделать целую картинку. По окончании ему дают для выбора и соотнесения два предмета (машину и не- валяшку), которые он сравнивает с изображением под руковод- ством педагога.
При последующем проведении игры картинки имеют другие линии разреза.
Нарисуй целое
Цель. Продолжать учить разворачивать части предмета в представлении, соединяя их в целое, т. е. оперировать образами в представлении с опорой на целостный образ предмета.
Оборудование. Разрезные картинки с изображением хо- рошо знакомых детям предметов (с разной конфигурацией разре- за), бумага, фломастеры или карандаши (черные или коричневые).
Ход игры. Педагог раскладывает перед ребенком разрезную картинку и просит нарисовать целую картинку, не складывая ее. Ребенок рисует, а затем называет предмет, который он нарисовал. После этого педагог просит его сложить картинку и снова нари- совать ее.
Найди свою игрушку
Цель. Та же.
Оборудование. Разрезные картинки с изображением зна- комых детям предметов (изображения контурные), листы бумаги
и простые карандаши или черные (коричневые) фломастеры по числу детей, игрушки или предметы, соответствующие изображе- ниям на разрезных картинках.
Ход игры (проводится подгруппами). На столе у педагога игрушки и предметы, они накрыты салфеткой. Педагог раздает де- тям разрезные картинки, раскладывая их в случайном порядке. Каждому ребенку дается свое изображение. Педагог просит детей внимательно рассмотреть картинки, не складывая их, раздает бумагу и карандаши (фломастеры) и просит нарисовать целую картинку. По окончании рисования снимает салфетку с игрушек, на- ходящихся на столе, и предлагает каждому ребенку найти то, что он нарисовал. Дети находят игрушки, называют их, сравнивают со своим рисунком.
Сделаем книжку
Цель. Представлять ситуацию, описанную в рассказе, уметь моделировать ее с помощью раскладывания готовых плоскостных форм; закреплять навыки наклеивания; приучать к созданию кол- лективной работы.
Оборудование. Листы белой бумаги по числу детей, плос- костные изображения предметов, соответствующие содержанию рассказ^, подносы, клей, кисточки, тряпочки по числу детей.
Ход работы. 1-й вариант. Педагог говорит детям, что они вместе будут делать книгу с красивыми картинками. Раздает листы бумаги (страницы в книжке), элементы изображения на подносиках и просит внимательно слушать рассказ «О птичке и кошке». Читает его спокойно, без остановок и пояснений: «Во дворе росло дерево. Около дере.ва сидела птичка. Потом птичка полетела и села на дерево, наверху. Пришла кошка. Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево. Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка осталась на дереве». После этого педагог спра- шивает, о ком этот рассказ, что делали птичка и кошка. Затем идет поэтапный разбор рассказа с моделированием всех ситуаций. Педагог спрашивает: «Что было сначала? — и читает первую фра- зу: — Во дворе стояло дерево». Просит детей найти на подносах дерево и положить на свои листы бумаги. Напоминает, что дерево стоит внизу. Помогает правильно расположить его на листе бумаги. Затем говорит: «Около дерева сидела птичка». Дети находят птич- ку и выкладывают ее около дерева и т. д.
2-й вариант. Игра проводится на следующий день. Участвуют 6 детей. Педагог напоминает им рассказ и говорит, что для общей книги каждый будет делать свою страницу. Столы устанавливают в один ряд так, чтобы сидящие за ними дети действовали по ходу рассказа слева направо. Ребенку, сидящему первому, педагог предлагает делать первую страницу, следующему — вторую и т. д. Дети последовательно выкладывают картинки, иллюстрирующие содержание рассказа: первая страница — «Во дворе росло дерево»; вторая — «Около дерева сидела птичка»; третья — «Птичка поле- тела и села на дерево, наверху»; четвертая — «Пришла кошка»;
пятая — «Кошка хотела поймать птичку и залезла на дерево»; шестая — «Птичка улетела вниз и села под деревом. Кошка оста- лась на дереве». После того как весь рассказ будет выложен, пе- дагог раздает детям клей, кисточки и тряпочки, и дети наклеивают изображения на листы бумаги. Педагог сшивает листы и рассматри- вает с детьми новую книжку.
По такому же типу проводится моделирование русских народ- ных сказок «Теремок», «Колобок», «Кто сказал «мяу» В. Сутеева и др.
Угадай, о чем я рассказала
Цель. Узнавать предметы по словесному описанию, опи- раясь на зрительное восприятие предметов.
Оборудование. Игрушки, различные по форме, цвету и назначению.
Ход и г р ы. Дети сидят полукругом вокруг стола педагога. Он раскладывает на столе четыре знакомые детям игрушки (на- пример, флажок, мяч, елочку и матрешку) и говорит, что загадает загадку, а они должны отгадать, о какой игрушке в ней говорится. После этого дает краткое описание одного из стоящих на столе предметов (например: «Круглый, красный с синим, хорошо пры- гает, можно с ним играть»). Если дети не могут отгадать, педагог еще раз медленно произносит текст, делая остановку на каждом свойстве данной игрушки. Когда загадка будет отгадана, спраши- вает у детей, как они догадались, какие слова помогли им в этом. Затем переставляет игрушки на столе и дает описание другого пред- мета: «Растет в лесу зеленая, колючая, на Новый год, на праздник к нам придет».
Предметы, про которые составляются загадки, должны менять- ся, чтобы дети не заучивали отгадку, а учились слушать и пони- мать смысловую сторону речи, опираясь на имеющиеся представ- ления и восприятие, помогающие создать единый образ со словом.
Загадки
Цель. Та же.
Оборудование. Игрушки или картинки с изображением хо- рошо знакомых детям предметов.
Ход игры. Дети сидят полукругом. У педагога на столе кар- тинки (изображением вниз). Он вызывает кого-либо и просит от- гадать загадку и найти отгадку на картинке. Затем приводит краткое описание хорошо знакомого детям предмета (например: «Стоит в комнате на полу, есть четыре ножки, сиденье и спинка. На нем можно сидеть»). Ребенок переворачивает на столе картин- ки, находит нужную и показывает детям. Другой ребенок отгады- вает загадку, сходную по содержанию с предыдущей, но имеющей в конце описания отличительный признак (например: «Стоит в ком- нате на полу. У него четыре ножки. Покрыт скатертью, на нем стоит тарелка»).
Позднее можно дать более сложную загадку, такую, как: «Ле-
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ОРУДИЙ, ИМЕЮЩИХ ФИКСИРОВАННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
Покорми мишку
Цель. Познакомить детей с орудиями, имеющими фиксирован- ное назначение.
Оборудование. Мишка, детская мебель и посуда.
Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог сажает за стол мишку, ставит перед ним тарелку и предлагает детям по- кормить его «кашей». В случае, если они не догадываются, что для этого нужна ложка, педагог спрашивает: «Чем будете набирать кашу? Чем вы едите кашу?» Затем просит кого-либо взять ложку из буфета и покормить мишку. Если дети затрудняются передать игровые действия, педагог показывает, как надо кормить мишку. И в конце игры уточняет, что люди едят ложкой, мишек и кукол тоже надо кормить ложкой.
Угостим кукол
Цель. Продолжать знакомить со вспомогательными средства- ми, имеющими фиксированное назначение.
Оборудование. Две куклы, детская мебель и посуда.
Ход игры' (проводится в игровом уголке). Педагог сажает за стол "двух кукол и ставит перед ними столовый сервиз, в ко- тором нет чашек. Педагог предлагает напоить кукол чаем с конфе- той. Если дети не догадываются взять чашки, педагог напоминает: «Из чего мы пьем чай?» Затем просит ребенка принести чашки из буфета и угостить кукол чаем. При затруднении можно использо- вать действия по подражанию. В конце игры педагог уточняет, что чай можно пить из чашек и кукол мы поим из чашек.
Покатай зайку
Цель. Та же.
Оборудование. Два зайчика и две машинки.
Ход игры (проводится в игровом уголке). Педагог берет две машины и в каждую сажает зайчика: одна машина с веревкой, а другая без нее. Педагог приглашает двоих детей и просит их по- катать зайчиков. Естественно, одному ребенку удобно возить ма- шинку за веревочку, другому — нет. Взрослый обращает на это вни- мание детей и в присутствии их привязывает веревку ко второй машине. «Теперь будет удобно возить машину»,— говорит педагог и показывает, как нужно взяться за веревочку. Дети по очереди возят машину за веревку.
Испечем пироги
Цель. Та же.
Оборудование. Набор формочек.
Ход игры. В теплую погоду педагог располагает детей око- ло песочницы и просит их испечь «пироги» для кукол, раздает де- тям формочки. Если они не обращают внимания, что нет совочков,
и начинают брать песок руками, педагог останавливает их и го- ворит: «Руками песок брать нельзя. Чем можно брать песок?» За- тем раздает совочки, показывает, как ими действовать. В заклю- чение педагог обобщает действия детей, уточняя, что в игре с пес- ком надо использовать совочек.
Полей цветок (занятие)
Цель. Та же.
Оборудование. Комнатное растение, ведро с водой, лейка.
Ход занятия. Перед детьми на столе стоит комнатное расте- ние. На другой стороне комнаты ведро с водой. Педагог говорит детям, что надо полить растение. Вызывает одного ребенка и про- сит выполнить это. Если он бездействует, то вызывает другого ребенка. Если никто из детей не догадается, какие вспомогатель- ные предметы надо взять, чтобы набрать воды, педагог спраши- вает: «Руками можно полить растение? (Показывает, что вода из рук вытекает.) Руками воду носить нельзя. Во что можно набрать воды, чтобы полить растение?» Дети отвечают и поливают, исполь- зуя при этом разные вспомогательные средства. А педагог обоб- щает полученные ответы: «Воду можно брать чашкой, лейкой»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ОРУДИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ПОЛЕ ЗРЕНИЯ
Игры данного раздела знакомят детей с различными вспомо- гательными средствами (орудиями) и способами их использования в проблемной ситуации, когда их надо найти в окружающей обста- новке. Ребенок должен выявить внутренние связи предмета, кото- рые помогут ему действовать в данном случае.
Игры надо организовать так, чтобы каждый ребенок мог сна- чала выполнить задание самостоятельно, а затем наблюдать за дей- ствиями других детей и обобщать их опыт. Поэтому дети должны находиться вне учебной комнаты с одним из взрослых. Педагог приглашает к себе по одному ребенку, для того чтобы каждый вы- полнил мыслительную задачу самостоятельно, а не по подражанию. Затем приглашает второго ребенка, а первый садится и смотрит за действиями товарища. Так входят и остальные дети. Каждый, выполнивший задание, остается в учебной комнате. При этом пе- дагог учит детей проявлять выдержку и не подсказывать товари- щу способ выполнения задания. В конце занятия педагог привле- кает ребят к словесному осмыслению и обобщению опыта действия. Безусловно, что свой опыт овладения способами действия теми или иными орудиями необходим, но одного этого недостаточно. Ребенок должен обобщить и опыт действия своих товарищей.
Направляя по заранее продуманному пути деятельность детей, педагог воспитывает у них умение сосредоточиваться на поисках самостоятельного решения практической задачи, следит, чтобы они научились выполнять действия со вспомогательными предметами (орудиями), прослеживать свои движения и изменения, произво-
димые данным орудием. Индивидуальный опыт ребенка складывает- ся в результате подражания взрослому, самостоятельных дейст- вий и словесного обобщения этого опыта.
Достань кукле шарик
Цель. Учить анализировать условия практической задачи; ис- пользовать вспомогательные средства в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения.
Оборудование. Кукла, два шарика, стул.
Ход игры. Педагог играет с куклой и шариком, а ребенок наблюдает. Затем взрослый просит ребенка достать другой шарик со шкафа и поиграть с куклой. Шарик положен на шкаф так, чтобы, стоя на полу, ребенок не смог достать его. Он должен догадаться использовать стул, находящийся в поле зрения ребенка. Если ре- бенок не догадается этого сделать, то педагог помогает ему про- анализировать условия: «Рукой можешь достать шарик? Подумай, что тебе поможет в этом. Что нужно взять?» — жестом указывает на стул. Если и после этого ребенок не выполняет задания, можно показать и тут же объяснить, для чего берется стул. В конце пе- дагог уточняет: «Шарик находился высоко. Ты взял стул, он по- мог тебе достать шарик».
Достань мишке мячик
Цель. Продолжать учить анализировать условия практической задачи, использовать орудия в тех случаях, когда они не имеют фиксированного назначения и способ действия не предусматривает- ся.
Оборудование. Мишка, мячик, палка.
Ход игры. Педагог, играя с мишкой в мячик, закатывает мя- чик под шкаф так, что рукой ребенок не может достать его. За- дача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать палку, которая находится в поле его зрения. Если он не сделает этого, то педагог помогает проанализировать условия: «Мяч да- леко. Найди, чем можно его достать. Подумай. (При этом указы- вает жестом на палку и обобщает действия.) Мы не могли ру- кой достать мяч. Поискали и нашли палку. Мы достали мяч пал- кой». В конце занятия педагог обобщает: «Если рукой достать нельзя, надо искать, что поможет».
Шарик в сетку
Цель. Учить использовать предмет-орудие (палочку); разви- вать глазомер.
Оборудование. Желоб (длина 40 см) на деревянной под- ставке, на конце желоба капроновая сетка, шарик (диаметр 4,5 см), палочка деревянная (длина 20 см, толщина 1 см), ширма, зайчик.
Ход игры. Педагог показывает детям зайчика, он держит в лапках желобок. Обращает внимание на то, что шарик застрял в желобке и надо помочь зайчику протолкнуть шарик в сетку. Дети ищут, чем протолкнуть шарик. Если они не смогут найти нужный
предмет то педагог указывает на палочку. Каждый ребенок дол- жен сам протолкнуть шарик в сетку и достать его. В конце игры педагог подытоживает действия детей, говорит, что они протал- кивали шарик палочкой.
Достань ключик
Цель. Продолжать анализировать условия для решения прак- тической задачи, используя вспомогательное средство.
Оборудование. Заводная игрушка, ключ, скамейка.
Ход игры. Педагог показывает ребенку заводную игрушку. Ключ висит так, что, стоя на полу, ребенок не может его до- стать. Он должен догадаться использовать скамейку, находящуюся в поле зрения, в качестве вспомогательного средства. Игра про- водится по аналогии с предыдущими.
Достань игрушку
Цель. Та же.
Оборудование. Заводная игрушка, ключ, скамейка.
Ход игры. Педагог дает ребенку ключ к заводной игрушке, которая находится в прозрачном пакете и висит на крючке. Ребе- нок должен догадаться использовать в качестве вспомогательного средства скамейку, находящуюся в углу, и достать игрушку.
Столкни мяч в корзину
Цель. Та же.
Оборудование. Мяч, палка, корзина.
Ход игры. Педагог сажает ребенка у края стола. На проти- воположном краю стола мяч, ребенок не может достать его рукой. Здесь же на столе лежит палка. Педагог просит ребенка столк- нуть мяч в корзину, находящуюся на полу около стола, но вста- вать со стула нельзя. Если ребенок не догадается взять палку, педагог говорит: «Подумай, как столкнуть. Посмотри, может тебе что-то поможет»,— указывает на палку. В случае необходимости педагог показывает, как надо выполнить задание. В конце подво- дит итог.
Воздушные шары
Цель. Та же.
Оборудование. Воздушные шары, стулья, скамейки.
Ход игры. Педагог приносит в комнату несколько воздушных шаров. К ним заранее прикреплены длинные нитки. Дети бросают шары вверх и пытаются их поймать. Часть шаров попадает на шкаф. Чтобы достать их, дети тянут за ниточку, а если ниточки не вид- но, нужно догадаться взять стул, скамейку, банкетку и т. д. Ес- ли они не используют эти предметы как вспомогательное средст- во, педагог помогает им. В конце занятия он обобщает действия детей: «Если ниточка свисает, шарик удобно достать за нее, а если ниточки нет, надо взять стул, скамейку и достать шар».
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ОРУДИЙ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО НАЙТИ В ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКЕ
В течение первого года дети знакомятся с предметами-орудия- ми, не имеющими фиксированного назначения. Но и эти предме- ты могут быть объединены в определенные группы. Детям надо объяснить, что для того чтобы достать высоко лежащую игрушку, надо найти предмет, на который можно встать (стул, скамейку, банкетку и т. д.). Если же игрушка укатится или попадет в щель, то следует найти орудие типа палки (сачок, лопатку, щетку и т. п.), которые помогут достать игрушку.
Достань машинку
Цель. Продолжать анализировать условия практической зада- чи; учить искать орудия в окружающей обстановке, используя их для достижения цели; формировать согласованность действий рук.
Оборудование. Заводная машинка, палка.
Ход игры. Педагог заводит машинку, и она как бы «случайно» заезжает под шкаф так, что ребенок не может достать ее рукой. Педагог просит его достать машинку и поиграть с ней. Ребенок должен решить практическую задачу: использовать для этой цели палку, которой нет в поле зрения ребенка (палка на подоконнике). Если ребенок пытается доставать игрушку рукой, не надо оста- навливать его, пусть он убедится, что нельзя достать игрушку рукой. Затем педагог говорит: «Давай поищем, что тебе помо-
жет достать машинку». При необходимости указывает на палку, говорит: «Посмотри, может быть, там есть то, что тебе необходимо». Если и при этом ребенок затрудняется выполнить действие, педагог предлагает взять палку, попробовать достать ею машинку. В конце игры педагог напоминает ребенку: «Надо всегда искать какой-ли- бо предмет, который поможет достать игрушку».
Достань мяч
Цель. Та же.
Оборудование. Мяч, кольцо с сеткой, толкушка.
Ход игры. На улице, играя с детьми в мяч, педагог как бы «случайно» забрасывает мяч в кольцо с сеткой. Чтобы достать его, дети должны использовать толкушку, находящуюся недалеко от сетки. При затруднении педагог напоминает, что надо найти какой-нибудь предмет, который поможет вытолкнуть мяч. После выполнения задания педагог делает соответствующий вывод.
Достань игрушки
Цель. Та же.
Оборудование. Игрушки, мешочек, скамейка.
Ход игры. Педагог выходит с детьми на прогулку без игру- шек и на веранде обращает их внимание, что игрушки находятся в мешке, а он висит высоко. Вблизи нет скамеек и других каких- либо вспомогательных средств. Задача заключается в том, чтобы дети догадались использовать стул, который надо принести из группы, или скамейку — с другой веранды. Педагог предлагает двум детям: «Кто скорее достанет мешок с игрушками?» Выигры- вает тот, кто догадается первым и выполнит задание.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ С УЧЕТОМ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ
Последующие игры направлены на формирование у детей уме- ний не только самостоятельно находить выход из проблемной си- туации, требующей применения вспомогательного предмета-орудия, но и учитывать при этом особенности ситуации и использовать соответствующие способы действия. Особое внимание уделяется применению метода проб в качестве способа решения практичес- кой задачи.
Угадай, что в трубке
Цель. Учить соотносить свойства предмета-цели и предмета- орудия; использовать метод проб.
Оборудование. Прозрачная (из небьющегося материала) трубочка (длина 30 см, диаметр 4 см) с двумя отверстиями на кон- цах, в середине трубки маленькая игрушка, завернутая в цветную ткань, две палочки (диаметр 1 см, длина 14 см и 40 см).
Ход игры. Ребенку показывают трубку, обращают внимание на то, что в середине трубки находится какой-то сверток. Взрослый
предлагает достать его и посмотреть, что в нем находится. Не- далеко от трубки лежат короткая и длинная палочки. Ребенок должен выбрать подходящую палочку, использовать ее как орудие и достать сверток. Обращается внимание на свойства орудий: «Ес- ли одной палочкой не достанешь, надо взять другую и попробо- вать ею».
Звени, колокольчик
Цель. Продолжать анализировать условия практической зада- чи, решать их с помощью проб.
Оборудование. Колокольчик, укрепленный на подставке, веревка.
Ход игры. Колокольчик, укрепленный на подставке, устанав- ливается на видном месте так, чтобы дети не смогли достать его рукой. К язычку колокольчика привязана веревочка. Стоя на по- лу, ребенок может свободно достать ее. По обе стороны колоколь- чика к подставке прикреплены две «ложные» веревки. Они несколь- ко длиннее. Ребенку предлагают позвонить в колокольчик. Зада- ча заключается в том, чтобы он догадался использовать ту верев- ку, которая прикреплена к язычку колокольчика. Надо дать воз- можность ребенку самостоятельно сделать правильный выбор. Ес- ли он продолжает дергать за «ложную» веревку, педагог говорит: «Слышишь, не звенит колокольчик, попробуй за другую веревку». В заключение педагог уточняет, с помощью какой веревки уда- лось позвонить.
Поставь машинку в гараж
Цель. Та же.
Оборудование. Машинка, гараж, тесьма.
Ход игры. Ребенок сидит за столом. Перед ним на столе иг- рушечный гараж. На противоположном конце стола машинка, к ней привязана тесьма. Рядом несколько наискось от прикрепленной тесьмы располагаются «ложные» тесемки. Концы тесемок ребенок может достать, машинку не может. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать прикрепленную тесьму и подтянул машинку. Педагог предлагает ребенку достать машинку и поставить ее в гараж. Предварительно ребенку надо объяснить, что вставать со стула нельзя. (Занятие проводится аналогично предыдущему.)
Столкни мяч в корзину
Цель. Та же.
Оборудование. Мяч, палка, корзина.
Ход. игры. Ребенок сидит за столом, на противоположном краю стола мяч на таком расстоянии, что ребенок не может до- стать его рукой. На столе слева от ребенка лежит короткая пал- ка, рядом со столом на полу длинная. На полу напротив мяча — корзина. Педагог просит ребенка столкнуть мяч в корзину, но вставать со стула нельзя. Ребенок должен догадаться использо-
вать длинную палку для сталкивания мяча. В случае затруднения педагог обращает внимание ребенка на то, что короткой палкой он не достает до мяча, надо искать другую палку. Если ребенок и после этого не возьмет длинную палку, взрослый предлагает: «Попробуй этой палкой столкнуть», указывая на длинную палку. После выполнения задания необходимо еще раз обратить внимание ребенка на свойства предметов-орудий: «Какая палка помогла столкнуть мяч? Почему?»
Достань тележку
Цель. Продолжать анализировать условия практической зада- чи; учитывать свойства орудия для достижения цели; продолжать использовать метод проб при решении практической задачи.
Оборудование. Тележка с петлей, мелкие игрушки, экран.
Ход игры. На столе на расстоянии, недоступном для вытя- нутой руки ребенка, находится тележка с петлей, через нее сво- бодно продета тесьма, оба конца разведены в стороны на 50 см. Ребенок может легко достать их. Для подтягивания тележки надо использовать оба конца одновременно. На тележке лежат красоч- ные маленькие игрушки. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался взяться за оба конца тесьмы одновременно и подтянуть к себе тележку. Если же ребенок будет тянуть тесьму за один конец, она выскользнет из петли, а тележка останется на месте. Педагог просит ребенка достать тележку и поиграть с игрушками. Если он вытянет тесьму за один конец, то педагог продевает ее в петлю за экраном. Важно, чтобы ребенок сам убедился, что тесьму надо тянуть за оба конца. Поэтому надо предоставить ему возможность несколько раз пытаться достичь цели. Если же он все-таки не догадается, как выполнить задание, то педагог мед- ленно показывает ему это. Затем ребенок повторяет действие са- мостоятельно. В конце игры педагог подводит итог.
Ловись, рыбка
Цель. Та же.
Оборудование. Аквариум, целлулоидные рыбки, палочка с колечком, палочка с сачком, палочка с крючком.
Ход игры. В аквариуме находятся целлулоидные рыбки, пе- дагог говорит ребенку: «Посмотри, как рыбки плавают в воде». Затем предлагает ему поймать рыбок. Недалеко от бассейна лежат предметы, перечисленные выше. Если ребенок не догадывается ис- пользовать сачок, педагог дает ему возможность попробовать все средства для ловли рыбки. При необходимости он показывает дей- ствие сачком. Каждый ребенок должен поймать несколько рыбок. Игру нужно повторить несколько раз в разных условиях, чтобы дети научились действовать сачком.
Достань шарики
Цель. Та же.
Оборудование. Банка с водой, черпачок, вилка, ложка, 1К1.ючка с колечком.
к 2373 А А. Катаева
Ход игры. Педагог показывает детям высокую банку с водой, налитой до половины банки, на дне банки лежат шарики. Педагог говорит: «В воду упали шарики, надо их достать». Недалеко от банки лежат черпачок, ложка, вилка, палочка с колечком. Детям предоставляется возможность пробовать эти предметы-орудия, важно, чтобы они самостоятельно убедились в выборе более под- ходящего орудия. При необходимости педагог показывает действие с черпачком.
Покорми зайку
Цель. Та же.
Оборудование. Банка с морковью, зайка, вилка, ложка, палочка с колечком, черпачок.
Ход игры. Педаго
|