Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Запоминание, связанное с представлением о величине
Содержание книги
- Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка
- Покатай мишку (куклу, зайку)
- Прокати шарики через воротца
- Игра на детском пианино (рояле)
- Развитие движений кистей рук
- Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
- Практическое выделение величины
- Значительное восприятие величины
- Запоминание, связанное с представлением о величине
- Помоги незнайке собрать букеты
- Запоминание, связанное с представлением о цвете
- Формирование целостного образа предмета
- Восприятие пространства и ориентировка в нем
- Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)
- Формирование пространственных представлений
- Чья это конура (норка, домик)
- Найди кукле (мишке, зайке) игрушку
- Развитие слухового восприятия
- Дидактические игры и упражнения,
- Разложи игрушки в свои домики
- Использование предметов, имитирующих орудия труда
- Развитие наглядно-образного мышления
- Найди свою пару (с кем играть. )
- Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
На занятиях, во время игр и в быту дети постоянно сталкиваются с предметами разной величины. Постепенно у них формируются представления о величине, которые, соединяясь со словом-назва- нием величины, закрепляются в памяти ребенка. Но самостоя- тельно запоминать и вспоминать предметы разной величины, мыс- ленно соотносить их с величиной других предметов умственно от- сталый ребенок не может. Нужна специальная коррекционная ра- бота. Предложенные ниже игры должны помочь этому.
Запомни и найди
Цель. Учить удерживать в представлении и мысленно соот- носить между собой величины разных предметов, осуществлять выбор по представлению.
Оборудование. Карты лото с изображением 4—6 предметов разной величины по два на ребенка (одни и те же предметы могут быть изображены несколько раз, но не рядом, а вперемешку. На- пример, на одной карте изображена большая кастрюля, а на дру- гой — две кастрюли, одна из которых среднего размера, а другая маленькая. При этом на первом листе могут быть изображены три зайца — большой, маленький и средний и два будильника — большой и маленький), маленькие карточки с изображением всех предметов, имеющихся на больших листах, чистые листы плотной бумаги или картона по числу больших листов лото.
Ход игры. Педагог раздает детям по одному большому листу и по картонке, просит внимательно рассмотреть картинки и на- крыть лист картонкой. Затем поднимает одну из маленьких карто- чек; например картинку с изображением большой кастрюли, пока- зывает, не называя, кладет на стол тыльной стороной вверх, от- считывает до 15 и, не переворачивая картинку, спрашивает: «У кого такая?» (Предмет и его величину не напоминает.) Дети сни- мают картонки и по памяти ищут нужное изображение. Когда они найдут нужную картинку, покажут и назовут ее, педагог демонст- рирует свою картинку, давая детям возможность проверить свой выбор. Только после этого педагог оценивает результат: «Правильно, у Наташи большая кастрюля и у меня большая кастрюля». Или: «Наташа выбрала верно, у нее большая кастрюля, а Вова не совсем правильно. У него тоже кастрюля, но она меньше». Подходит к Вове и дает ему возможность сопоставить картинки на близком расстоянии. Если на листе у ребенка изображены три кастрюли, он должен показать пальцем нужную и держать палец на изобра- жении до момента проверки.
У кого такое?
Цель. Та же, осуществлять выбор по слову, запоминать сло- весное определение величины.
Оборудование. То же.
Ход игры. Детям раздают листы лото, они их рассматривают и закрывают картонками. Педагог называет одну из картинок, например высокий дом, отсчитывает до 10—15, просит снять кар- тонки и найти названную картинку. Затем достает маленькую кар- точку, показывает ее детям и отдает тому, кто опознал предмет по словесному описанию до показа маленькой карточки, и говорит: «Верно, это высокий дом». Если же дети не смогли определить картинку по слову-названию, то педагог еще раз показывает и на- зывает ее. Дети повторяют название. После этого картинка от- кладывается, и название предмета повторяется через некоторое время, после обыгрывания 2—3 других предметов. Игра закан- чивается, когда все картинки на больших листах будут закрыты маленькими карточками.
Красивый узор (занятие)
Цель. Учить осуществлять выбор величин по слову-названию
предметов, развивать внимание; формировать положительное от- ношение к полученному результату — ритмичному чередованию величин.
Оборудование. Полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрические формы разной величины для выкладывания узора (круги, квадраты, ромбы, шестиугольники и др.); подносики, наборное полотно.
Ход занятия. Педагог раздает детям полоски бумаги и ставит на стол подносики с геометрическими формами. Говорит, что сей- час они будут выкладывать красивый узор, показывает образец действия: «Большой квадрат. (Берет форму и вставляет в набор- ное полотно.) Маленький квадрат, еще маленький квадрат». (Вновь вставляет в полотно и т. д.) Затем педагог предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и за тем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами. При повторном проведении задания дают другие формы, изме- няется и их чередование. В заключение педагог рассматривает получившиеся узоры, дает всем работам положительную оценку.
Комната для трех медведей
Цель. Продолжать учить детей осуществлять выбор и соотне- сение величин предметов по словесному определению, действовать в соответствии со словесной инструкцией; учить пользоваться в игровой ситуации предметами-заменителями; продолжать знако- мить со сказкой «Три медведя».
Оборудование. Предметы-заменители — картонные геомет- рические формы разной величины (длинный прямоугольник —
«стол», квадраты трех величин — «стулья», круги трех величин — «тарелки», половинки овалов трех величин — «чашки»), картонные фигурки трех медведей.
Ход игры (проводится небольшими подгруппами, не более 6 детей). Играющие располагаются вокруг маленького стола, пе- дагог вместе с детьми. Рядом с педагогом на другом стуле лежит под салфеткой оборудование для игры. «Помните, я расссказывала вам сказку про трех медведей,— говорит педагог.— Они приходи- ли к нам в гости. Самый большой, его звали Михайло Иванович, поменьше — медведица, ее звали Настасья Петровна, а самый ма- ленький медвежонок Мишутка. Сегодня мы построим для них ком- нату и опять позовем их в гости. (Достает из-под салфетки кар- тонный прямоугольник, кладет на середину стола.) Это будет стол для трех медведей. Около него нужны стулья. (Достает три квад- рата и вперемешку выкладывает на стол.) Кто расставит стулья около стола так, как я скажу? Вот тут самый большой стул — для Михайло Ивановича. (Ребенок берет большой квадрат и ста- вит на указанное место.) Вот тут стул поменьше — для Настасьи Петровны. (Ребенок кладет соответствующий квадратик.) Тут са- мый маленький стул — для Мишутки». (Ребенок кладет малень- кий квадрат). Затем другой ребенок раскладывает тарелки-кружки. Педагог уже не указывает, на какое место их ставить, а просто говорит: ч«Расставь тарелки так: самую большую — Михайло Ива- новичу, поменьше — Настасье Петровне, а самую маленькую — Мишутке». Если ребенок кладет круги не на прямоугольник, педагог напоминает, что это у медведей стол. Третий ребенок расставляет чашки. Дети зовут медведей, те приходят, благодарят детей. Каж- дый медведь узнает свой стул, свою тарелку и чашку.
|