Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование целостного образа предмета

Поиск

Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ре-
бенком окружающего мира, способствует развитию всей его дея-
тельности. Целостный образ предмета вначале бывает нечетким,
расплывчатым, недифференцированным, т. е. ребенок узнает знако-
мый предмет, но не может передать его в рисунке, лепке. Это про-
исходит не потому, что он не умеет лепить и рисовать. Он просто
не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выде-
лить его контур, части, из которых состоит данный предмет.

У умственно отсталого ребенка формирование целостного об-
раза происходит в более поздние сроки и без специального кор-
рекционного воздействия остается недостаточным, что отрицательно
сказывается на развитие трудовой деятельности. Дети плохо осоз-
нают внешний вид и строение предмета, зачастую не узнают его
в изображении.

В данном разделе даны дидактические игры на формирование
у умственно отсталых детей целостного образа предмета. При про-
ведении игр желательно придерживаться предлагаемой последова-
тельности, так как она учитывает закономерности формирования
целостного образа — от узнавания к восприятию и представлению.

Узнавание и различение предметов

Развитие целостного восприятия предмета начинается с узна-
вания. Умственно отсталые дети не всегда могут узнать предмет в
новой ситуации, выделить его из общего фона. Они испытывают
трудности при опознании предмета в рисунке, особенно если этот
предмет изображен в необычном ракурсе или в несколько изме-
ненной форме. А так как ознакомление с окружающим, обучение
речи, счету ведутся с помощью картинок, то у детей могут сформи-
роваться неправильные представления, недостаточно точно отнесен-
ные к слову. Вот почему играм на узнавание предметов уделяется
большое внимание.

Найди свою игрушку

Цель. Учить узнавать знакомые предметы среди других, раз-
вивать внимание, вызывать положительное отношение к игрушке.
Оборудование. Игрушки по числу детей.
Ход игры. Педагог раздает каждому по одной игрушке и пред-


лагает поиграть с ними. Детям, которые не могут сами начать игру,
помогает выбрать игровое действие (покачать куклу, поплясать
с мишкой, покатать мяч, разобрать и собрать матрешку и т.п.).
Затем просит детей принести игрушку к нему на стол, собирает
их, перемешивает, накрывает салфеткой, отсчитывает до 15—20
и говорит, что тот, кто найдет свою игрушку, получит ее обратно
и сможет поиграть с ней, чужую игрушку брать нельзя. Дети по
одному подходят к столу и берут игрушки. Когда останется только
две игрушки, педагог незаметно подкладывает еще две, чтобы у
детей был выбор. При необходимости помогает им вспомнить,
какие игрушки у них были («С чем ты играл?», «Что ты катал?»,
«Кого ты качала?» и т. п.). Результаты каждого выбора закрепля-
ются в слове: «Верно, ты играл с мишкой и нашел своего мишку».
Получив свои игрушки, дети играют с ними.

Найди свое место

Цель. Та же.

Оборудование. Игрушки по числу детей.

Ход игры. Дети с игрушками садятся на стулья, поставленные
в ряд. По сигналу педагога они разбегаются по комнате, оставив
игрушки на стуле и так же по сигналу бегут на свои места, ори-
ентируясь на игрушки. Игра повторяется 2—3 раза. По мере осво-
ения игры задание усложняется: пока дети бегают, педагог меняет
местами игрушки на стульях.

Игрушки идут на праздник

Цель. Учить подбирать одинаковые (парные) предметы по об-
разцу, активизировать внимание.

Оборудование. Парные игрушки (два одинаковых мишки,
две куклы, два зайца; второй набор: четыре куклы — две пары,
отличающиеся друг от друга по величине, два одинаковых мишки и
т.п.).

Ход игры. Один комплект игрушек педагог раскладывает на
своем столе, другой на таком же столе, находящемся на некотором
расстоянии и говорит: «Куклы, мишки, зайки хотят идти на празд-
ник парами, но не могут найти свои пары: мишке нужен такой же
мишка, кукле — кукла, зайке — зайка. Помогите им, ребята». Дети
по очереди подходят к столу педагога, берут по одной игрушке и
находят ей пару на соседнем столе, устанавливают их парами друг
за другом. Педагог берет бубен или барабан, и дети передвигают
игрушки по столу. Игра повторяется с другими детьми. Затем каж-
дый ребенок получает по одной игрушке, по сигналу бубна дети
разбегаются по комнате. Найдя свою пару, они маршируют с игруш-
ками по комнате.

Что на картинке

Цель. Узнавать предмет в рисунке, развивать внимание.
Оборудование. Наборы предметов и парных к ним изобра-
жений (игрушки, посуда, одежда, овощи, фрукты и др.).

 

Ход игры. Педагог расставляет на отдельном столе предметы
(на 2—3 предмета больше, чем количество участников), вызывает
ребенка, показывает ему картинку так, чтобы другие дети ее не
видели, и говорит: «Сейчас вы будете угадывать, что нарисовано
на этой картинке». Кладет картинку на свой стол, просит ребенка
дать такой же предмет (игрушку), не называя его. Ребенок выби-
рает предмет и ставит на большой стол. Педагог спрашивает всех,
что нарисовано на картинке. После ответа ребенок показывает
картинку всем играющим. Дети оценивают правильность выбора.
Если ребенок выбрал не тот предмет, педагог предлагает ему
исправить ошибку. Затем педагог подытоживает результат: «Вы
угадали — на картинке нарисована машина, и Таня принесла ма-
шину».

Сначала выбор производится из 3 предметов, в дальнейшем
из 6—8.

Лото (узнавание предметов по картинке)

Цель. Учить выбирать парные предметы по образцу, развивать
внимание, интерес к узнаванию и различению предметов, изоб-
раженных на картинке.

Оборудование. Карты лото с изображением трех знакомых
детям предметов, маленькие карточки с изображениями тех же пред-
метов.

Ход игры. Педагог раздает детям карточки лото, а сам под-
нимает одну из маленьких карточек и спрашивает: «У кого такая
картинка?» После того как выбор сделан, ребенок получает кар-
точку, а педагог называет предмет: «У Вовы ложка, правильно».

При повторных проведениях игры каждому ребенку дают не 1,
а по 2—3 карты лото (6—9 картинок).

Запомни и найди

Цель. Продолжать узнавать одинаковые изображения, запоми-
нать их и соотносить мысленно в представлении, закреплять зна-
ние названий предметов.

Оборудование. То же, чистые листы бумаги или картона.

Ход игры. Принцип организации аналогичен ранее приведен-
ным играм. Только педагог, показав маленькую карточку, говорит:
«У кого такая?»

Запомни и назови

Цель. Учить соотносить название предмета с его изображе-
нием, вспоминать предмет по слову-названию.

Оборудование. То же.

Ход игры. Принцип организации и методика проведения игры
аналогичны играм, предложенным ранее.

Что изменилось

Цель. Учить запоминать предметы и их изображения, распо-
ложение предметов и картинок в пространстве, развивать внимание,

 

воспитывать интерес к внешнему виду предметов и их различению.

Оборудование. Предметы, игрушки, картинки, экран (сал-
фетка), наборное полотно.

Ход игры. 1-й вариант. На столе педагога стоят четыре
предмета (например, тарелка, чашка, матрешка, машина). Педагог
просит детей внимательно рассмотреть предметы, закрывает их
салфеткой или загораживает экраном, отсчитывает до 15, незаметно
забирает, прячет один из предметов, снимает салфетку (экран) и
спрашивает: «Чего не стало?» При повторном проведении игры ко-
личество предметов увеличивается.

2-й вариант. Та же игра проводится с картинками, которые
вставляются в наборное полотно и закрываются экраном.

3-й вариант. Игра проводится так же, как и в 1-м варианте,
но педагог не прячет игрушки, а меняет их местами. Сняв экран,
спрашивает: «Что изменилось?»

4-й вариант. Проводится так же с картинками.

Целостное восприятие предмета
и осознание отдельных частей в этом предмете

Цели, которые стоят перед дидактическими играми данного раз-
дела, значительно сложнее. Детям предстоит осознать, что внешний
вид предмета может меняться в зависимости от того, с какого
положения на него смотрят — спереди, сзади, сбоку, снизу или
сверху, но это все равно будет один и тот же предмет. Нужно
также дать понять, что целый предмет может состоять из отдельных
частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и
свою форму, величину, свое определенное место в целом, неиз-
менное пространственное расположение. Все это, естественно, вы-'
зывает большие трудности у умственно отсталого ребенка.

Поставь правильно

Цель. Обратить внимание на то, что предметы могут по-разному
выглядеть спереди, сзади, сбоку; продолжать развивать внимание;
уточнять представление о предмете.

Оборудование. Объемные предметы, имеющие резко раз-
личный вид спереди и сзади или спереди и сбоку (например, такие:
дом, у которого спереди дверь, окна и крыльцо, а сзади глухая
стена; кукла, слон, шкаф из набора кукольной мебели, автобус,
обезьянка, матрешка и др.), бумага, фломастер.

Ход игры. Игра проводится индивидуально или с двумя детьми.
Педагог берет одну игрушку и рассматривает ее с ребенком в
разных положениях — сначала спереди, потом сзади. Например,
рассматривая матрешку спереди, обращает внимание на то, что
видно лицо, на лице глаза, нос, рот, видны руки и фартук; по-
том рассматривает матрешку сзади и отмечает, что лица не видно,
На голове платок, фартука тоже не видно, а видны завязки. Затем
Педагог просит ребенка отвернуться и закрыть глаза, кладет
На стол изображение матрешки или в присутствии ребенка рисует

 

контур матрешки. Ребенок должен обязательно сидеть рядом с
педагогом, чтобы рисунок воспринимался с одной точки. После
этого ребенок берет матрешку, а педагог предлагает ему поста-
вить ее так, как она нарисована. Педагог трижды меняет рисунки,
на которых матрешка нарисована в разных ракурсах (спереди и
сзади), но порядок чередования должен быть различным, чтобы
ребенок при рассматривании рисунка соотносил его с положением
предмета.

По этому же принципу проводится игра и с другими предме-
тами. По мере освоения игра проводится двумя детьми: один выкла-
дывает рисунки, а другой меняет положение предмета. Это побуж-
дает детей к самостоятельной оценке результата.

Найди свою половинку

Цель. Та же.

Оборудование. Картинки-половинки, изображающие пред-
меты с разных сторон — спереди и сзади (кукла спереди и.та же
кукла со спины; мишка спереди и со спины; клоун спереди и со
спины; дом спереди и сзади; портфель школьный спереди и сзади;
шкаф спереди и сзади; матрешка спереди и сзади; телевизор спереди
и сзади и др.), целлофановые мешочки, бубен.

s Ход игры (проводится подгруппами из 6 детей). Играющие
сидят на стульях, расставленных в ряд. Педагог кладет на боль-
шой поднос мешочки с картинками и предлагает каждому взять
по одному мешочку. По сигналу бубна дети разбегаются по
комнате. С окончанием звучания останавливаются, педагог пред-
лагает раскрыть мешочки, достать картинки и найти свою пару,
чтобы сесть на стул рядом. Дети достают картинки и сличают их.
Затем парами садятся на стулья, складывая картинки так,
чтобы получилось единое двустороннее изображение.

Чего не хватает

Цель. Обратить внимание на то, что при отсутствии какой-
либо части целое нарушается; уточнять представление о предме-
тах, о соотношении частей.

Оборудование. Сборно-разборные игрушки (игрушки, у
которых можно снимать отдельные детали), картинки с изобра-
жением предметов, у которых отсутствуют существенные или ха-
рактерные детали.

Ход игры. 1-й вариант. Педагог ставит на стол сборно-
разборную игрушку без какой-либо важной и легко выделяемой
части (например, дом без крыши или машину без колес) и просит
сказать, целая ли это игрушка. Если дети говорят, что нет, спра-
шивает, чего в ней не хватает. После ответа или в случае затруд-
нений достает коробку с деталями. В ней, кроме нужных, имеются
и другие детали. Педагог предлагает кому-либо найти в коробке то,
чего не хватает. Вместе с ребенком окончательно собирает иг-
рушку.

2-й вариант. Педагог размещает на доске крупное апплика-

 

тивное изображение какого-либо предмета, просит внимательно
рассмотреть, чего не хватает в изображении, что еще надо наклеить.
По мере того как дети называют недостающие части, педагог их
наклеивает. Когда работа завершена, нужно рассмотреть ее с деть-
ми, раскрывая целое и анализируя детали, составляющие это
целое.

3-й вариант. Педагог раздает детям предметные картинки
по одной на каждого и просит рассмотреть, чего в них не хватает.
Затем дети поочередно встают, показывают свои картинки и рас-
сказывают, каких деталей не хватает в предметах, изображен-
ных на их картинках.

Что это такое

Цель. Активизировать представления о предметах, разви-
вать внимание и воображение.

Оборудование. Элементы аппликации — многократно
повторенные формы на отдельных листах бумаги, дополнитель-
ные элементы, благодаря которым можно превратить основной
элемент в часть того или иного предмета или осмыслить как целый
предмет (см. вклейку).

Ход игры. Игра проводится индивидуально или подгруп-
пами. В любом случае детям сначала дают образец действия. На
доске полоска бумаги, на которой на определенном расстоянии
друг от друга расположены прямоугольники. Педагог берет за-
ранее заготовленные прямоугольники меньшего размера и выкла-
дывает или наклеивает на первом прямоугольнике окна и двери.
Спрашивает: «Что это?» Дети отвечают: «Дом». Педагог выклады-
вает на втором прямоугольнике голубую полосу и двух рыбок —
получает аквариум. Третий прямоугольник превращает в телевизор.
К четвертому добавляет два небольших круга и полоску и полу-
чает вагон. Затем выкладывается на доме вторая полоса, на ко-
торой расположены круги, и уже ребенок (дети) вместе с педаго-
гом превращает, например, один круг в мяч, другой — в воздуш-

4 Зак. 2373 А. А. Катаева


ный шар (добавляет полоску — веревочку), следующий — в ябло-
ко (добавляет черенок с листочком) и т. п. Детям можно предло-
жить и полукруг (зонтик, шляпа, гриб, лодочка с парусом и др.),
овал (цыпленок, лимон, рыба и др.), треугольник (крыша дома,
шляпа, елка и др.).

2-й вариант. Детям раздают листы бумаги, формы (двум
рядом сидящим — разные формы) и ставят подносики с элемен-
тами для составления изображения. В процессе работы педагог под-
ходит к детям и в случае необходимости помогает им. По окон-
чании каждый ребенок называет, какие он придумал и сделал кар-
тинки.

3-й вариант. Детям раздают листы бумаги с нарисован-
ными формами, карандаши или фломастеры и предлагают приду-
мать и дорисовать картинки.

Лото-вкладки

Цель. Продолжать формировать целостный образ предмета,
обратить внимание на пространственное расположение деталей и
на их соотношение с другими частями целого.

Оборудование. Карты лото с изображениями (предмет-
ными, сюжетными) разной степени сложности, имеющие вырезы и
вкладки, заполняющие эти вырезы; на фоне выреза помещается
контурный рисунок вырезанной части изображения; вырезы и
соответствующие им вкладки могут быть разного размера и раз-
ной формы (круглые, квадратные, шестигранные, прямоуголь-
ные). Каждая карта состоит из двух картонных слоев, наклеенных
друг на друга и образующих необходимую объемность. На одних
картах могут быть вырезаны одна-две части предметов.

Ход игры. Вначале ребенок рассматривает целую карту,
заполненную вкладками, по возможности называет изображенные
предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по
просьбе педагога. Затем взрослый вынимает 2—3 вкладки, пере-
мешивает их и просит ребенка вставить «окошки» в свои места.
Если ребенок допускает ошибки при вкладывании формы (пере-
путает верх, низ), то педагог указывает на контур. В дальней-
шем карты с простым сюжетным изображением заменяются более
сложными, с большим количеством вырезов.

Сделай игрушку

Цель. Та же.

Оборудование. Части предметов: плоскостные — картон-
ные, обтянутые материей (поезд—несколько вагонов, колеса;
лопата — основание и черенок; дом — два этажа, один с окнами и
дверью, другой только с окнами и крышей; автобус — корпус и
колеса; машина — кузов, кабина и колеса; фигурки мишки, птички,
разделенные на составные части). Все детали могут иметь разные
способы соединения: шнурками, кнопками, пуговицами или крюч-
ками.

Ход игры. Педагог предлагает детям сделать себе игрушки





 


 



 


и поиграть с ними. Например, один будет делать машину, а дру-
гой — поезд и т. д. Каждому ребенку дает несколько элементов
для своей игрушки и оказывает помощь в соединении частей. Иг-
рушки обыгрываются.

Собери целое

Цель. Продолжать уточнять представления о предметах;
учить выделять части и соединять их в целое; развивать мелкую
моторику.

Оборудование. Стандартные сборно-разборные игрушки.

Ход игры (проводится с небольшими подгруппами из 2—3 де-
тей). Дети сидят вокруг стола педагога, на котором разложены
части сборно-разборной игрушки и ее изображение. Педагог
показывает картинку, дети называют предмет, который будут скла-
дывать, находят его основные части сначала на картинке, а потом
среди деталей и также называют их. С помощью педагога соеди-
няют сначала основные, а затем второстепенные части. Готовую
игрушку обязательно обыгрывают (машину катают, прокатывают
в ворота, ставят в гараж или перевозят на ней игрушки).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.112 (0.01 с.)