Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Формирование пространственных представлений
Содержание книги
- Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка
- Покатай мишку (куклу, зайку)
- Прокати шарики через воротца
- Игра на детском пианино (рояле)
- Развитие движений кистей рук
- Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
- Практическое выделение величины
- Значительное восприятие величины
- Запоминание, связанное с представлением о величине
- Помоги незнайке собрать букеты
- Запоминание, связанное с представлением о цвете
- Формирование целостного образа предмета
- Восприятие пространства и ориентировка в нем
- Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)
- Формирование пространственных представлений
- Чья это конура (норка, домик)
- Найди кукле (мишке, зайке) игрушку
- Развитие слухового восприятия
- Дидактические игры и упражнения,
- Разложи игрушки в свои домики
- Использование предметов, имитирующих орудия труда
- Развитие наглядно-образного мышления
- Найди свою пару (с кем играть. )
- Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
Представления о пространстве так же, как и представления о форме, величине, цвете, предмете в целом формируются на осно- ве достаточно развитого пространственного восприятия. Действи- тельно, невозможно представить расположение какого-либо пред- мета в пространстве, не имея достаточно четких представлений о самом предмете и других предметах, находящихся в данном пространстве. Не зная формы предмета, нельзя говорить о взаим- ном расположении его частей. Таким образом, формирование пространственных представлений как бы вбирает в себя все, что ранее усвоено детьми.
Запомни и найди
Цель. Формировать у детей представления о пространствен- ном расположении предметов по отношению друг к другу, продол- жать развивать внимание и запоминание.
Оборудование. Карты лото, на каждой по четыре кар- тийки с изображением знакомых детям предметов, по-разному рас- положенных по отношению друг к другу (например, шарик на ку- бике, шарик и кубик рядом; собака около будки, собака на будке; портфель на столе, линейка в портфеле; мяч под столом, на столе; на шкафу, за шкафом; два дерева рядом, по обеим сторонам дома по одному дереву), маленькие карточки с изображением предме- тов в тех же пространственных отношениях, картонки для накры- вания больших листов лото по числу играющих.
Ход игры (проводится сначала индивидуально, а затем под- группами). Ребенку дают одну большую карту и чистую картонку, ею он накрывает карту. Педагог просит внимательно рассмотреть карту и сказать, что нарисовано (шарик на кубике, два дерева рядом и т. д.). После этого ребенок закрывает карту картонкой, а педагог показывает ему одну из маленьких картинок (не называя ее и не спрашивая у ребенка, что нарисовано), переворачивает ее и отсчитывает до 10—15. После этого ребенок снимает картонку с карты и отыскивает нужную картинку. Педагог показывает карточку-образец, ребенок сопоставляет с ней свой выбор. Результат закрепляется в слове.
Найди и назови
Цель. Та же, понимать значение слов, обозначающих прост- ранственное расположение предметов на картинке.
Оборудование. То же, что и в предыдущей игре.
Ход игры (проводится индивидуально и подгруппами). Пе- дагог называет изображение на картинке (например, шарик и ку- бик рядом), а ребенок показывает его на своем листе. Педагог дает
ему маленькую карточку, и ребенок, проверив правильность свое- го выбора, закрывает ею изображение на своем листе.
Запомни и назови
Цель. Продолжать учить детей находить изображение двух или нескольких предметов по словесному описанию из простран- ственного расположения, учить запоминать словесные определения пространственных отношений объектов.
Оборудование. То же.
Ход игры (проводится индивидуально и небольшими под- группами). Игра аналогична играм (с. 114).
Что нарисовано
Цель. Формировать у детей представление о пространственном соотношении частей одного предмета; закреплять имеющиеся представления о целостном образе предмета, его форме и величине частей; составлять целое из частей.
Оборудование. Рисунки с контурным изображением пред- метов, состоящих из легко вычленяемых геометрических форм, плос- костные геометрические формы: большие — для работы у доски, маленькие — для индивидуального использования детьми (разда- точный материал), фланелеграф, конверты для геометрических форм4, листы бумаги по числу детей.
Ход игры. 1-й вариант. Дети сидят за столом напротив педагога. Один ребенок получает картинку, на которой изображен какой-либо предмет (например, неваляшка). Он должен найти в конверте соответствующие элементы и сложить на листе бумаги неваляшку. Другой ребенок, посмотрев, что он сложил, должен угадать, что нарисовано на картинке (картинку ему не показы- вают). Когда он называет предмет, ему показывают картинку, и он оценивает свой ответ и правильность работы товарища.
2-й вариант. Дети сидят на стульях. Педагог вызывает одно- го ребенка, дает ему картинку и говорит, что все дети будут вни- мательно смотреть и угадают, что на ней нарисовано. Ребенок должен сложить нужное изображение на фланелеграфе, выбрав соответствующие элементы из предложенных. После этого дети называют предмет, выложенный ребенком, и им показывают ри- сунок. Они сравнивают рисунок с изображением на фланелеграфе, называя части предмета, их форму и пространственное располо- жение частей. Например, рассматривая неваляшку, говорят, что у нее есть голова, туловище, руки. Голова круглая, туловище оваль- ное. Туловище внизу, голова наверху и т. д. О вагоне — вагон прямоугольный, у него внизу колеса. Колеса круглые, маленькие и т. п. Главное, дети должны понять, что из одних и тех же элемен- тов можно сложить разные предметы, по-разному располагая их в пространстве.
3-й вариант. Дети сидят за столами. Педагог раздает им листы бумаги, конверты с элементами изображений. На столе педа- гога картинки перевернуты изображением вниз. Педагог говорит.
что каждый должен взять картинку, рассмотреть ее, чтобы другие не видели, и выложить на листе бумаги такую же картинку. В про- цессе работы педагог по мере необходимости оказывает детям помощь. По окончании работы он или кто-либо из детей проходит между рядами и отгадывает, у кого какая картинка.
|