Развитие движений кистей рук
Содержание книги
- Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка
- Покатай мишку (куклу, зайку)
- Прокати шарики через воротца
- Игра на детском пианино (рояле)
- Развитие движений кистей рук
- Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
- Практическое выделение величины
- Значительное восприятие величины
- Запоминание, связанное с представлением о величине
- Помоги незнайке собрать букеты
- Запоминание, связанное с представлением о цвете
- Формирование целостного образа предмета
- Восприятие пространства и ориентировка в нем
- Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)
- Формирование пространственных представлений
- Чья это конура (норка, домик)
- Найди кукле (мишке, зайке) игрушку
- Развитие слухового восприятия
- Дидактические игры и упражнения,
- Разложи игрушки в свои домики
- Использование предметов, имитирующих орудия труда
- Развитие наглядно-образного мышления
- Найди свою пару (с кем играть. )
- Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
Кто ловкий?
Цель. Развивать у детей сгибательные и разгибательные дви- жения кистей рук.
Оборудование. Две картонные коробки, бирюльки или ша- рики диаметром 2—3 см, сачок для аквариума.
Ход игры. Педагог показывает детям бирюльки или шарики в коробке (вначале не более трех предметов) и говорит, что их можно одной рукой переложить сачком в другую коробку, показывает, как сделать. Потом предлагает всем детям стать ловкими и выполнить те же действия. Каждый ребенок берет сачок ведущей рукой (пра- вой или левой).
Поймай рыбку
Цель. Та же, развивать положительное отношение к игре.
Оборудование. Материалы из игры «Поймай рыбку», пласт- массовые рыбки, аквариум, сачки.
Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая. Пой- манных сачком рыбок дети переносят в аквариум. Вначале все действия показывает педагог.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ
Сенсорное развитие — это развитие у ребенка процессов вос- приятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, поз- воляющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходи- ло полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслуши- ванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Не- обходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком.
В процессе восприятия он постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но при этом не- обходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены — обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно про- изнести соответствующее слово-название.
Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно нера- вномерно — один и тот же ребенок может хорошо выполнить одно задание, даже сравнительно сложное, и не выполнить другое, более легкое. Это связано с трудностями овладения способами ориенти- ровки в задании: в привычных заданиях, оперируя усвоенным ма- териалом, дети с нарушением интеллекта действуют способом зри- тельного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым за- данием, сразу же переходят к хаотичным действиям, они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки — пробами и при- мериванием. Этому их надо специально учить, в то время как при нормальном интеллекте ребенок овладевает поисковыми способа- ми в процессе действий с предметами.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ
ВОСПРИЯТИЕ ФОРМЫ
В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при ко- торых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опо- ры на форму предметов. Ребенок может еще не выделять форму зрительно и тем более не знать ее названия. Способом ориенти- ровки в задании являются здесь пробы, которым и нужно научить умственно отсталого ребенка.
В дальнейшем он вычленяет форму зрительно. Сначала делает это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа — примеривания.
Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объек- тах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприя- тие формы, умение вычленять ее из предмета и соотносить с формой других предметов.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ФОРМЫ
Поймай игрушку
Цель. Учить практически различать форму — перераспределять пальцы на предмете в зависимости от формы, чтобы удержать пред- мет в руках, заранее готовить руку в соответствии с формой пред- мета.
Оборудование. К веревке подвешиваются игрушки или се- точки с игрушками.
Ход игры. Педагог заранее подвешивает игрушки и рассмат- ривает их с детьми, вызывая радостное отношение к ним. Затем он вызывает детей по одному и предлагает каждому поймать 2—3 иг- рушки. Если ребенок достал игрушку, но не смог удержать ее в руке, предлагает поймать еще раз и помогает распределить паль- цы на предмете. Во время повторного проведения игры побуждает детей заранее готовить руку, чтобы правильно взять и удержать предмет. Его форма не называется.
Спрячь игрушку (картинку)
Цель. Учить соотносить форму предметов с помощью проб.
Оборудование. Коробки с крышками разных форм (круг- лые, квадратные, многоугольные), мелкие игрушки или картинки (рис. на с. 47).
Ход игры. Педагог раскладывает на столе вперемешку 2 ко- робки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку или картинку, которую можно положить в коробку, и говорит, что нужно спрятать игрушку, а потом найти ее. Вызывает двух детей, один
прячет игрушку и закрывает коробки крышками, а другой ищет. Пе- дагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не под- ходит). При повторном проведении игры пары коробок меняются, а количество их увеличивается до 3—6.
Чей домик?
Цель. Учить соотносить плоскостную и объемную формы в прак- тическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбра- сывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Оборудование. Четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), объемные геометрические формы (шар, куб, кир- пичик, овал, треугольная призма), по размеру подходящие к про- рези.
Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например, с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно нахо- диться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша приме- рить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку предлагает уже другое сочетание форм, например, шар и овоид, формы которых не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок меняется, увеличивается их количество до 3—5. Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплен словом педагога: «Правильно ты подобрал форму, здесь должен нахо- диться шарик (кубик, кирпичик)».
Найди окошко
Цель. Та же.
Оборудование. Коробки из плотного материала, в каждой из которых по две прорези разной формы (например, круглая и квад- ратная, квадратная и треугольная, круглая и овальная и т.д.), объемные геометрические формы.
Ход игры. Игра проводится так же, как и предыдущая, но ре- бенок соотносит каждую форму не с одной, а с двумя прорезями, что усложняет задание, выполнение которого требует большей ор- ганизации деятельности, большего числа проб.
Что катится, что не катится
Цель. Сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности.
Оборудование. Воротца, шарик и кубик из одного материала и одного цвета.
Ход игры. Педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим прокатить через воротца до ленточки два предмета: одному — кубик, другому — шарик. Затем дети обмениваются предметами. Естественно, они начинают понимать, что шар катится, а кубик нет. После этого детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить
через воротца. Те, кто понял зависимость результата от формы предмета, выбирает шар. Педагог, заканчивая игру, говорит: «Шар катится, а кубик не катится».
Сделай картинку (по типу доски Э. Сегена) — занятие
Цель. Учить видеть форму в предмете, соотносить форму про- рези и вкладки, составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
1-й вариант.
Оборудование. Две доски (на каждой по 2—3 прорези): на первой — прорези для выкладывания мяча, домика из двух частей (квадрата и треугольника), на второй — для выкладывания нева- ляшки из двух частей (круга и овала), вагончика из трех частей (прямоугольника и двух кругов); деревянные фигурки, по форме соответствующие прорезям.
Ход занятия. Педагог кладет перед ребенком первую доску (в прорези вставлены нужные формы) и спрашивает, что на ней нарисовано, помогает ребенку узнать предметы. Потом вынимает формы, перемешивает их и просит ребенка снова составить из них картинки, побуждая его в случае затруднения примерить форму к прорези. Вторая доска дается без клеток. Ребенку нужно сначала вложить все фигурки на места, а потом рассказать, что у него получилось.
2-й вариант.
Оборудование. Доски с прорезями для выкладывания форм, одинаковых по цвету, но разных по конфигурации, с изображе- нием мяча, воздушного шара (из двух полуовалов), двухэтаж- ного дома (из двух прямоугольников); фигурки (два полукруга
разного цвета, два полуовала одинакового цвета, два прямоуголь- ника).
Ход занятия. Перед ребенком кладут доску и фигурки впере- мешку. Педагог предлагает малышу составить все картинки, а по- том сказать, какое изображение получилось.
3-й вариант.
Оборудование. Несколько досок с прорезями. Первая доска имеет прорези, соответствующие изображениям елочки (три тре- угольника), девочки (круг и треугольник, ноги и руки нарисованы), поезда (паровоз и вагон: паровоз состоит из большого прямо- угольника, маленького треугольника—трубы и двух кругов; ва- гон— из маленького прямоугольника и двух кругов); фигурки (треугольники, круги, прямоугольники), по форме соответствующие прорезям на доске.
Вторая доска с прорезями в форме неваляшки (четыре части — три круга разных размеров и овал), клоуна (шесть частей — пять овалов разных размеров, круг и треугольник), Чебурашки (шесть частей — пять овалов разного размера, круг, уши нарисованы на доске); геометрических фигурок, соответствующих изображениям.
Ход игры. Вначале педагог дает ребенку фигурки только к одному изображению и предлагает угадать, что из них можно сло- жить. Побуждает его к пробам и примериванию. В дальнейшем можно давать весь материал, но при затруднениях надо снова пе- рейти к ограниченному количеству изображений.
Почтовый ящик
Цель. Та же.
Оборудование. Почтовый ящик — пластмассовая или де- ревянная коробка с пятью прорезями разной формы; десять объем- ных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки.
Ход игры. Педагог ставит перед ребенком коробку, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме про- рези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все «по- сылки» в почтовый ящик, т. е. определить, к какой прорези под- ходит та или иная форма. В случае затруднения педагог просит ребенка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.
Зрительное восприятие формы
В играх данного раздела нельзя действовать с помощью прак- тической ориентировки, здесь форму надо увидеть, сопоставить зрительно. Иногда можно практически проверить результат с по- мощью наложения и примеривания.
Найди свой стул
Цель. Учить воспринимать плоскостную форму, осуществлять выбор по образцу, проверять его с помощью наложения; продол- жать развивать у детей внимание, ориентировку в помещении.
Оборудование. Парные плоскостные картонные или пласт- массовые формы одного цвета (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники, шестигранники, трапеции и др.) по числу детей.
Ход игры (проводится сначала с подгруппами из 2—3 детей, затем количество участников увеличивается до 5—6). Педагог кла- дет на своем столе три плоскостные формы, например, круг, квад- рат и треугольник. Вызывает троих детей и каждому дает по од- ной форме. Затем поднимает одну из форм и спрашивает: «У кого такая?» Ребенок, у которого есть такая форма, подходит к столу, и педагог проверяет правильность выбора, помогая ему наложить свою форму на форму-образец и обвести их по контуру, уточняет совпадение краев. Ребенок садится на стул, а педагог поднимает другую форму. Выходит другой ребенок и так же проверяет ре- зультат. После этого начинается сама игра: педагог расставляет на некотором расстоянии три стула, дети по удару в барабан или бубен разбегаются по комнате, держа формы. Педагог расклады- вает на стулья формы-образцы и предлагает детям найти свои места. Ребенок должен сесть на тот стул, на котором лежит такая же, как и у него, форма. Правильность своего выбора он проверяет путем наложения и обведения формы по контуру. Педагог помогает каждому это выполнить. Затем игра проводится с другими детьми, у которых другие формы.
По мере усвоения детьми правил игры момент наложения формы на образец можно опустить.
Найди свою пару
Цель. Та же.
Оборудование. Два одинаковых комплекта одного цвета гео- метрических форм по числу детей.
Ход игры. Педагог распределяет детей на две подгруппы и размещает их на противоположных сторонах комнаты. Детям каж- дой подгруппы раздают по одной форме из комплекта. По сигналу педагога дети идут друг к другу и каждый ищет свою пару, т. е. берет за руку того, у кого такая же форма. Свой выбор они про- веряют путем наложения карточек друг на друга и обведения фор- мы по контуру. Парами дети маршируют по комнате и проходят через условные воротца.
Бегите ко мне
Ц ел ь. Продолжать учить выбору формы по образцу, сделать ее значимым для действия признаком; развивать внимание детей, уме- ние действовать по сигналу.
Оборудование. Флажки одного цвета, но разной формы (квадратные, прямоугольные и треугольные) по числу детей.
Ход игры. Детям раздают флажки: одним — квадратные, другим — треугольные, третьим — прямоугольные. Они разбегаются по группе под удары в бубен. С прекращением звучания оста- навливаются, педагог поднимает один из флажков, и те, у кого флаж-
ки такой же формы, подбегают к нему. Затем дети снова разбегаются под звуки бубна. Игра возобновляется, но педагог поднимает другой флажок. Необходимо варьировать очередность в показе флажков, чтобы дети не ориентировались на порядок их предъявления; сиг- налом должна служить форма флажков.
|