Игры с предметами, имитирующими орудия труда, формируют
у детей координацию движений. Они учатся зрительно оценивать
пространственные соотношения предметов и в соответствии с этим
действовать с помощью предмета-орудия. У них развивается гла-
зомер, воспитывается настойчивость, целенаправленность действий.
Все это подготавливает базу для формирования простейших тру-
довых навыков.
Забор вокруг дома
Цель. Учить использовать имитирующие орудия труда; про-
должать соотносить свойства предмета-цели и предмета-орудия,
развивая согласованность действий рук.
Оборудование. Пластмассовый домик, кубики, инструменты
(гвоздики, молоток, отвертка, гаечный ключ).
Ход игры. На столе стоит пластмассовый домик. Рядом на-
ходится набор кубиков с отверстиями. В отверстия надо вставить
гвоздики. Рукой это сделать трудно, нужно забить их в каждое
отверстие с помощью игрушечного молотка. Молоток, отвертка,
гаечный ключ лежат на столе. Задача состоит в том, чтобы ре-
бенок догадался выбрать нужное орудие и использовал его.
Сделай самолет
Цель. Та же.
Оборудование. Пластмассовые инструменты (гаечный ключ,
молоток, отвертка), пластмассовый самолет.
Ход игры. Ребенку дают самолет, сделанный из пластмассо-
вого конструктора. Гайки плохо завинчены. Педагог предлагает
укрепить гайки и поиграть с самолетом. Недалеко от самолета
лежат инструменты. Ребенок должен выбрать нужный инструмент
(гаечный ключ) для укрепления гаек. При необходимости педагог
помогает ребенку укрепить гайки.
Сделай тележку
Цель. Та же.
Оборудование. Пластмассовая тележка с винтами, игрушеч-
ные инструменты (гаечный ключ, отвертка, молоток).
Ход игры. Ребенку дают сборную пластмассовую тележку
простой конструкции. Детали в тележке соединены винтами, но сде-
лано это слабо. Недалеко от тележки лежат инструменты. Педа-
гог предлагает ребенку укрепить винты и поиграть с тележкой.
Ребенок должен использовать отвертку для укрепления винтов.
В случае затруднения педагог помогает ребенку укрепить винты.
РЕШЕНИЕ ДВУХФАЗОВЫХ ЗАДАЧ
С решением двухфазовых задач в наглядно-действенном пла-
не дети встречаются там, где в деятельность включается проме-
жуточная цель, когда предмет-орудие не находится непосредст-
6* |6Э
венно в поле зрения ребенка. Для получения этого предмета-ору-
дия нужно решить дополнительную задачу: либо подготовить дан-
ный предмет (освободить от лишних деталей, очистить), либо из-
готовить его как орудие. В этом случае ребенок может увлечься
промежуточной целью и забыть об основной задаче. Научить ре-
бенка целенаправленности — это одна из важных задач умствен-
ного воспитания ребенка-дошкольника. С такими задачами он бу-
дет встречаться не только в практическом, но и в мыслительном
плане при решении, например, арифметических или алгебраических
задач.
Достань игрушку
Цель. Учить решать двухфазовые практические задачи, со-
блюдая конечную цель; анализировать окружающую обстановку.
Оборудование. Заводная игрушка в целлофановом пакете,
стул, на нем ящик со строительным материалом.
Ход игры. Педагог предлагает ребенку достать мешочек с
игрушкой, висящий на крючке так, что, стоя на полу, ребенок
не может достать его. Для этого ему надо использовать стул,
предварительно сняв с него ящик со строительным материалом.
Педагог фиксирует внимание ребенка на конечной цели: «Можешь
рукой достать игрушку? Что нужно сделать, чтобы ее достать?»
Педагог помогает ребенку осознать промежуточную цель — освобо-
дить стул — снять ящик со строительным материалом. Взрослый
следит, чтобы ребенок не увлекся игрой со строительным мате-
риалом. После выполнения задания педагог обобщает действия
ребенка, говорит, что вначале он освободил стул, а затем исполь-
зовал его, чтобы достать игрушку.
Достань машинку
Цель. Та же.
Оборудование. Заводная машинка, палка на высоком шка-
фу, стул.
Ход игры. Педагог показывает ребенку машинку, заводит ее,
и она как бы «случайно» заезжает под шкаф. Чтобы достать ма-
шинку, ребенок должен снять со шкафа палку, используя для этого
стул. В конце занятия педагог просит ребенка уточнить после-
довательность своих действий: что делал вначале, что потом, за-
чем он брал стул. При необходимости педагог помогает ребенку
осмыслить процесс выполнения данного задания.
Достань, что в трубке лежит
Цель. Та же.
Оборудование. Прозрачная трубка, в ней сверток с малень-
кой игрушкой, проволока (скручена).
Ход игры. Педагог просит ребенка посмотреть, что находит-
ся в трубке, и достать сверток. Недалеко от трубки лежит прово-
лока. Ребенок должен догадаться разогнуть проволоку и исполь-
зовать ее для выталкивания свертка. При затруднениях педагог
подсказывает ребенку. После выполнения задания ребенка просят
рассказать, как он выполнил задание.
Игра с воздушными шарами
Цель. Та же.
Оборудование. Воздушные шары, реревочка в рулоне,-нож-
ницы.
Ход игры. Педагог надувает шары в присутствии детей и
раздает их им. Шары сдуваются. Педагог спрашивает: «Что надо
сделать, чтобы с шарами можно было играть?» Если дети не до-
гадаются сказать, что of рулона надо отрезать веревку, то педа-
гог говорит: «Надо веревку отрезать, поищите, чем отрезать». Дети
находят ножницы, отрезают ими веревку от рулона, с помощью
педагога перевязывают шарики и играют с ними.
Игра с мячом
Цель. Та же.
Оборудование. Две короткие палки, которые можно вста-
вить одна в другую, т. е. из двух палок сделать одну длинную.
Ход игры. Педагог играет с ребенком в мяч, он «неожидан-
но» закатывается под шкаф. Недалеко от шкафа лежат две палки.
Педагог просит ребенка достать мяч. В случае необходимости
подсказывает, как удлинить палку. После выполнения задания
обращает внимание ребенка, что одной палкой нельзя достать
мяч, надо одну палку соединить с другой. Затем дети играют
в мяч.
РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИЧИННОГО МЫШЛЕНИЯ
С физическими явлениями дети встречаются в своей практи-
ческой деятельности, но далеко не всегда то, что видят, осмысли-
вают. Интерес к явлениям, поиски их причин возникают у ребенка
тогда, когда нарушается привычный ход явления. Другими слова-
ми, интерес к причине того или иного явления связан с возник-
новением ориентировочной реакции. Поэтому в играх и упраж-
нениях на развитие причинного мышления нужно создавать такие
ситуации, где сначала все идет привычно, а затем происходит
что-то необычное, нарушается привычный ход явления.
Столкни шарик
Цель. Вызывать у детей ориентировочную реакцию на нару-
шение привычной ситуации; побуждать к поиску причины наруше-
ния; создавать интерес к устранению причины.
Оборудование. Два пластмассовых кубика и два пластмас-
совых шарика (один незаметно закреплен на кубике гвоздем).
Ход игры. Педагог ставит на стол два кубика, на каждом
лежит шарик. Наклоняет кубик, и шарик катится. Предлагает ре-
бенку наклонить другой кубик. Ребенок наклоняет кубик, но шарик
не катится. Если ребенок ищет причину необычного «поведения»
шарика (берет в руки кубик и шарик, заглядывает и т. п.), то
педагог поощряет его. В противном случае педагог вновь повто-
ряет ситуацию и просит ребенка так же повторить действия. Пе-
дагог спрашивает у ребенка, почему его шарик не падает, и вме-
сте с ним начинает искать причину, увидев гвоздь, восклицает:
«Вот он! Гвоздик мешает!»
Открой коробочку
Цель. Та же.
Оборудование. Коробка от готовальни, две картинки.
Ход игры (проводится индивидуально). Педагог кладет на
стол картинки тыльной стороной вверх, говорит ребенку, что у
него красивые картинки. Достает коробку от готовальни, кладет
туда картинку и закрывает коробку, не запирая ее штырьком.
Предлагает ребенку открыть коробку и посмотреть картинку. Тот
без труда открывает коробку. Пока ребенок рассматривает кар-
тинку, педагог вкладывает в коробку другую картинку и закры-
вает коробку штырьком. Просит еще раз открыть коробку и достать
вторую картинку. Если ребенок пытается открыть коробку силой,
педагог предлагает ему поискать причину, почему коробка не от-
крывается, попробовать открыть ее разными способами, найти,
что мешает.
Спрячь зайчика
Цель. Та же.
Оборудование. Два счетных ящика (деревянные, с крыш-
ками, вдвигающимися в пазы), пластмассовый зайчик.
Ход игры (проводится с двумя детьми). Педагог вводит в
комнату одного ребенка, показывает ему зайчика и ящик. Пред-
лагает придумать для другого ребенка загадку про зайчика, а
самого зайчика спрятать в ящик и закрыть крышкой. Ребенок с по-
мощью педагога придумывает загадку, прячет игрушку и закрыва-
ет ящик крышкой, вдвигая ее в пазы. Незаметно в пазы ящика
надо вставить маленькую палочку. Педагог вводит другого ребен-
ка, он слушает загадку. Независимо от того, отгадал он загад-
ку или нет, ему предлагают достать игрушку из ящика. Так как
ящик не открывается привычным способом, педагог побуждает ре-
бенка найти причину для выполнения задания.
Покатай мишку
Цел ь. Та же.
Оборудование. Мишка в машинке (одно колесо плохо при-
креплено).
Ход игры. Педагог просит ребенка покатать мишку в машин-
ке. Как только ребенок начинает везти машинку, колесо соскаки-
вает, машинка наклоняется набок. Ребенок ищет причину, пытается
ее устранить. Педагог помогает ему. После этого ребенок катает
мишку. В конце педагог просит ребенка рассказать, что случи-
лось с машиной.
Надуем шарики
Цель. Та же.
Оборудование. Два воздушных шара (один — целый, дру-
гой— с дырочкой), веревочки.
Ход игры. Педагог говорит, что он сейчас надует шары и
дети будут с ними играть. Надувает целый шар, завязывает и
кладет на стол. Надувает второй шар, быстро завязывает, но шар
спускается. Педагог надувает его вторично и спрашивает у де-
тей, что случилось, побуждая их найти причину. Вызывает кого-
либо и подставляет его руку к тому, месту шара, откуда выходит
воздух, помогает найти дырочку.
Полей цветок (занятие)
Цель. Та же.
Оборудование. Комнатное растение с сухой землей, круж-
ка с отверстием в донышке, ведро с водой.
Ход занятия. Педагог просит ребенка полить растение, сто-
ящее на окне. На расстоянии не менее 2 м от окна стоит ведро
с водой и кружка. Ребенок набирает воду в кружку и несет к цвет-
ку. Вода выливается. Необходимо обратить внимание ребенка на
то, что в такой ситуации не удастся полить растение. Спросить,
что же случилось, и предложить найти причину. При необходимо-
сти помочь ему в этом.
Кто ловкий
Цель. Та же.
Оборудование. Аквариум, две банки с водой, на дне кото-
рых камушки, два сачка (один из них разорван).
Ход игры (проводится с двумя детьми). Педагог предлагает
детям достать камушки из банок сачками и переложить их в ак-
вариум. Кто вытащит камушки аккуратно, тот считается ловким.
Дети берут сачки и выполняют задание. У одного ребенка все по-
лучается, у другого — нет. Педагог меняет им сачки, и ловким
оказывается другой ребенок. Если дети к этому времени сами не
укажут на причину (сачок порвался), педагог забирает оба сач-
ка и предлагает одному ребенку выбрать, какой из сачков он хо-
чет взять, и обосновать свой выбор.