Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Развитие наглядно-образного мышления
Содержание книги
- Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование сотрудничества ребенка
- Покатай мишку (куклу, зайку)
- Прокати шарики через воротца
- Игра на детском пианино (рояле)
- Развитие движений кистей рук
- Найди ключ для мишки (зайки, куклы, собачки, кошки и др.)
- Практическое выделение величины
- Значительное восприятие величины
- Запоминание, связанное с представлением о величине
- Помоги незнайке собрать букеты
- Запоминание, связанное с представлением о цвете
- Формирование целостного образа предмета
- Восприятие пространства и ориентировка в нем
- Что стоит внизу, наверху, рядом (Кто стоит)
- Формирование пространственных представлений
- Чья это конура (норка, домик)
- Найди кукле (мишке, зайке) игрушку
- Развитие слухового восприятия
- Дидактические игры и упражнения,
- Разложи игрушки в свои домики
- Использование предметов, имитирующих орудия труда
- Развитие наглядно-образного мышления
- Найди свою пару (с кем играть. )
- Покорми животных (собаку, козу, зайку, кошку, ежа, белку)
Один из важных аспектов наглядно-образного мышления — это умение действовать в уме, оперируя образами представления.
Начальные этапы развития наглядно-образного мышления вплотную примыкают к развитию процессов восприятия. При реше- нии перцептивных задач процессы восприятия протекают в тесной связи с процессами представлений. Чтобы выбрать предмет, соот- ветствующий образцу, из ряда других предметов, необходимо иметь определенное представление об этом образце. В наглядно-образ- на
ном мышлении умение представлять предметы в том виде, как они воспринимались, является исходным.
Умственно отсталые дошкольники испытывают большие трудно- сти при решении наглядных задач. Они часто воспринимают изо- бражение на картинке как реальную ситуацию, с которой пытают- ся действовать.
Задача дидактических игр данного раздела состоит в том, что- бы научить умственно отсталых детей в знакомых ситуациях опе- рировать представлениями и находить правильный выход, не при- бегая к практическим действиям с объектами.
Достань шарик (занятие)
Цель. Учить решать задачи в образном плане на использо- вание вспомогательных средств в проблемной ситуации.
Оборудование. Картинка, на ней изображено: комната, у стены высокий шкаф, на нем воздушный шарик, на некотором расстоянии от шкафа стоит стул, в центре мальчик, у него удив- ленный вид, он не знает, как достать шар.
Ход занятия. Педагог предлагает ребенку рассмотреть кар- тинку, просит ребенка сказать, как мальчик может достать шар. Если ребенок затрудняется ответить, педагог говорит: «Шкаф вы- сокий, а мальчик маленький, рукой он шар не достанет. Что ему поможет достать шар?» При необходимости можно создать реаль- ную ситуацию и попросить ребенка достать шар. После выполнен- ного действия показать картинку и вновь предложить ребенку сказать, как мальчик достанет шар.
Как достать (занятие)
Цель. Та же.
Оборудование. Картинка с изображением стеклянной бан- ки, в ней морковь, картинки с изображением предметов-орудий (вилка, ложка, сачок, палочка).
Ход занятия. Педагог раскладывает перед ребенком все кар- тинки, просит внимательно рассмотреть и сказать, как можно до- стать морковь зайчику. Ребенок должен подложить картинку с изо- бражением предмета-орудия к основной картинке. В случае затруд- нения можно создать реальную ситуацию и проверить свойство выбранного орудия.
Что случилось (занятие)
Цель. Та же.
Оборудование. Картинка, на которой изображена игрушеч- ная машина без одного колеса — оно откатилось в сторону, в ма- шине сидит мишка, около машины стоит мальчик, у него растерян- ный вид.
Ход занятия. Педагог говорит: «Мальчик хотел покатать мишку, но что-то случилось, мишка чуть не упал. Расскажи, что случилось у мальчика». Если ребенок не может объяснить, надо создать реальную ситуацию и попросить ребенка покатать мишку.
Затем обратить внимание на то, почему машина не едет. Когда ребенок найдет причину, педагог предлагает вновь объяснить, что же случилось с машиной у мальчика, и сказать, как устранить причину, чтобы машина поехала.
Поставь машину в гараж
Цель. Та же.
Оборудование. Набор картинок: 1) К машине привязана тесьма. На расстоянии 0,5 см от этой тесьмы нарисована еще одна тесьма как продолжение первой. Перпендикулярно к привязанной тесьме расположены другие отрезки тесьмы. 2) От машины тянется тесьма, она делает несколько изгибов, от мест изгибов отходят несколько непривязанных отрезков тесьмы.
Ход игры. Педагог дает ребенку рассмотреть картинки и сказать, за какую тесьму нужно взяться, чтобы подтянуть маши- ну к себе. В случае затруднения педагог создает реальную ситуа- цию, и ребенок должен самостоятельно понять, за какую тесьму нужно бзяться. Затем снова предлагают ему картинку и просят рассказать, за какую тесьму нужно тянуть, чтобы достать машину и поставить ее в гараж.
Кому какое угощение
Цель. Та же.
Оборудование. Картинки с изображением зайчика, ежа, картинки с изображением банки — в ней морковь, банки — в ней яблоко, картинки с изображением предметов-орудий (вилка, лож- ка, сачок, палочка).
Ход игры. Педагог раскладывает перед ребенком все картин- ки и просит рассказать, кому какое нужно достать угощение. После этого он должен взять картинку с изображением орудия и подложить ее к основной картинке с рисунком банки.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
У нормально развивающегося ребенка рано начинается разви- тие речи. В процессе лепета формируются предпосылки фонемати- ческого слуха, развивается артикуляционный аппарат. В ходе об- щения со взрослым обогащается пассивный словарь. К году у ре- бенка, как правило, появляются первые слова, а к двум годам — фразы.
Умственно отсталый ребенок отстает в развитии речи уже с первых месяцев жизни — с младенчества. В дальнейшем это от- ставание еще более прогрессирует. В результате к началу дошколь- ного возраста у него оказываются несформированными такие пред- посылки речевого развития, как предметная деятельность, отсут- ствует интерес к окружающему, недостаточно проявляются эмо- ции, не сформирован фонематический слух, плохо развит арти- куляционный аппарат. Многие умственно отсталые дети не начи- нают говорить не только к началу дошкольного возраста, но и к четырем-пяти годам.
Игры предыдущих разделов были направлены на формирование предпосылок к развитию речи, т. е. большое значение уделялось эмоциональному общению со взрослым, ориентировке в окружаю- щем, предметным и игровым действиям, умению видеть, слышать, осязать, развитию наглядных форм мышления. Одновременно вос- питывалось внимание к речи взрослого, умение воспринимать ее как сигнал к действию, что в свою очередь способствовало развитию фонематического слуха, накоплению пассивного словаря, уточне- нию значения слов, пониманию конкретно отнесенного значения слова.
В данном разделе основное внимание уделяется развитию у детей основной функции речи — функции общения (коммуникатив- ной, познавательной), регулирующей деятельность.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, нужно создать такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Нельзя понимать под общением обмен заученными фра- зами. Например, когда содержание игры еще недостаточно по- нятно детям, у них не возникает желания в общении. Как правило, в таком случае дети действуют по подсказке воспитателя, говорят
заученные специально для этой игры фразы, имитируя общение. Дидактические ситуации, в которых детям необходимо всту- пить в общение, должны быть вначале очень простыми. И общение может не быть чисто речевым, т. е. желательно создавать его на основе совместных действий, жестов. Но при этом педагогу сле- дует подсказать детям нужные слова и выражения, максимально использовать возникшую у детей потребность в общении. Посте- пенно ситуативные задачи усложняются перед детьми, а вместе с ними усложняется и речевой материал, который дети должны ис- пользовать в процессе общения. Все это приводит к тому, что словесное общение уже не может быть заменено жестами.
РАЗВИТИЕ ДЕЛОВОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Позови
Цель. Формировать у детей предпосылки к деловому общению; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена това- рищей.
Оборудование. Мяч.
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог рассматривает с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает ему поиграть вместе с мячом — покатать его друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь играть? По- зови». Мальчик зовет товарища: «Вова, иди». Через некоторое время Коля садится, теперь Вова зовет друга.
Передай колокольчик
Цель. Та же, учить звать друг друга по имени, предлагая выполнить действие.
Оборудование. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В середину встает педагог с колокольчиком в руках. Он звонит в колоколь- чик и говорит: «Кого я позову, тот тоже будет звонить в коло- кольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка звонит в ко- локольчик и зовет следующего, называя его по имени. Если не- которые дети еще не могут произносить имена, они могут пользо- ваться указательным жестом.
Зайка
Цель. Вызывать у детей потребность в эмоциональном обще- нии; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей; называть друг друга по имени; оказывать предпочтение одному из товарищей.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с педагогом хо- дят по кругу. Один ребенок — «зайка», он >сидит в кругу на стуле — «спит». Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой? С нами вместе поплясать. Ты сидишь совсем больной, Зайка, зайка, попляши Ты не хочешь поиграть, И другого отыщи.
На слова «зайка, зайка, попляши...» дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает на свою роль дру- гого ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.
Помоги
Цель. Вызывать потребность в деловом общении; учить ис- пользовать в общении простейшие слова и выражения («дай», «на», «дай это», «не это», «подержи», «возьми», «возьми это»), а также жесты (указательный); учить при общении называть друг друга по имени.
Оборудование. Кукла (мишка), кукольная мебель, посуда, расческа, одежда.
Ход игры. 1-й вариант (проводится парами). Педагог по- казывает детям кровать, на которой спит кукла, и говорит, что сейчас они ее разбудят, оденут, причешут и покормят. Предлагает детям рассмотреть все предметы, которые понадобятся кукле, они находятся на столе. Здесь же на столе стоит кукольная мебель (кровать, стол, стул). Педагог говорит: «Одевать куклу и приче- сывать ее будет Наташа, а Миша будет помогать — подавать все, что попросит Наташа». Дети вместе с педагогом рассматривают приготовленные предметы, называют их. После этого Миша садит- ся за стол рядом с разложенными предметами, а Наташа подни- мает куклу, сама определяет порядок одевания платья, туфель, просит Мишу подать тот или иной предмет, называя его. Просьба может быть выражена словом «дай» и указательным жестом. Ми- ша приносит ей каждый из предметов по одному. Если Наташе трудно одной надеть кукле платье или тапочки и т. д., то она просит помочь Мишу, говоря: «Миша, помоги», «Миша, подержи», «Иди сюда». Возможно употребление простых слов и выражений и даже простых голосовых реакций, чтобы привлечь внимание Ми- ши и попросить у него помощи.
После того как кукла будет одета и причесана, роли меня- ются— кормит куклу Миша, а Наташа помогает ему, по его прось- бе подает посуду по предмету. Педагог подводит итог — дети ра- ботали дружно, помогали друг другу: «Миша дал Наташе платье, туфли, расческу, а Наташа одела и причесала куклу. Наташа да- ла Мише тарелку, ложку, чашку и конфеты, а Миша накормил куклу и напоил ее чаем». Кукла благодарит детей.
2-й вариант. Проводится так же, но берут другую куклу или мишку. На этот раз детей побуждают называть предметы, которые они просят: «Дай платье», «Дай туфли» и т. д. Но при этом нужно учитывать возможности каждого ребенка и не завышать требова- ния, не нарушать общение, и не превращать игру в занятие по заучиванию слов.
Чего не хватает
Цель. Продолжать учить деловому общению, обращаться с просьбой к взрослому; учитывая определенный уровень развития речи у детей, вводить выражение «дайте, пожалуйста», благода-
рить за оказанную помощь («спасибо») или допускать употребле- ние указательного жеста.
Оборудование. Из картона выполнены отдельно части пред- метов: машина (кузов, мотор, кабина и два колеса), дом (два этажа, окна, двери, крыша), паровоз (корпус, труба, три колеса) и т. д.
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог раздает конвер- ты с набором частей предметов — каждому ребенку один предмет. Во всех конвертах не хватает по одной детали. Они находятся у педагога. Он просит детей сложить из частей целый предмет. Дети складывают изображения, обнаруживают отсутствие необхо- димой детали (колеса, крыши и т. д.) и обращаются к взрослому. Педагог объясняет, что у него есть какие-то части предметов, ко- торые выпали из конвертов, и он не знает, кому какую дать. Каж- дый называет педагога по имени и отчеству и говорит: «Галина Ивановна, дайте мне, пожалуйста, колесо для машины» или «кры- шу для дома» и т. д. Педагог раздает недостающие детали, и дети завершают изображения.
|