ТОП 10:

ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ



Дети с нарушениями речи ограничены в первую очередь в речевом общении. Нарушения эти весьма разнообразны. К тяжелым относят алалию, афазию, ринолалию, дизартрию, выраженные формы заикания.

При таких заболеваниях, как детский церебральный паралич, умственная отсталость, задержка психического развития, нарушения слуха, нарушения речи встречаются в виде вторичных и имеют менее выраженный характер. В любом случае нарушение касается компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. Такие дети неверно произносят звуки, не различают на слух и в произношении близкие по звучанию звуки (б-п, в-ф, M-i\ib, д-дь), искажают слоговую струк-


туру слов, не могут воспроизвести ряд слов, близких по звучанию (кот-кит-ток, бык-бак-бок).Наиболее характерные лексические трудности касаются называния частей предметов и объектов (кабина, сиденье, фундамент, подъезд); глаголов, выражающих оттенки действия (лакает, лижет, грызет, откусывает — все выражается словом «ест»); приставочных глаголов (подплыл, переплыл, всплыл); антонимов (гладкий—шершавый, глубокий—мелкий); относительных прилагательных (шерстяной, глиняный, песчаный). Поэтому у таких детей низкий словарный запас.

Еще в 1930-е годы Л.С. Выгодский указывал на огромную роль устной речи в развитии и воспитании аномальных детей, поскольку речь является средством накопления социального опыта и участия в социальной жизни. Часто дефекты речи тяжело сказываются на общем развитии ребенка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняют познание окружающего мира, отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками у него развивается и координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает и совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. Для детей с речевыми нарушениями проговаривание стихов и другого речевого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизуется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.

Установлено, что на формирование речи влияют такие факторы, как моторика мелких мышц кисти, координационные способности; дыхание, осанка, фонематический слух (т.е. четкое представление ребенком звуковой структуры слова), четкость артикуляции (или звукопроизношения), зрительно-двигательная координация. Для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий логопеда, здесь необходимо


Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...



 


 

71. «Гонки» Цель:развитие быстроты и координации движений пальцев рук, развитие воображения. Количество игроков — 2—5. Инструкция.Поставить одну руку на край стола на кончики пальцев — это пятипалые зверьки «многоножки». По сигналу многоножки устремляются к противоположному краю стола, передвигая пальцами-ножками. Каждая ножка должна успевать делать шажок; скользить по столу или прыгать НЕЛЬЗЯ. Побеждает многоножка, первой добежавшая до противоположного края стола. Варианты «Гонки двуногих» На край стола поставить выпрямленные указательные и большие пальцы, остальные пальцы прижаты к ладони. По сигналу «двуногие» бегут к противоположному краю стола.

сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.

В подвижных играх создаются благоприятные условия для развития тех способностей, от которых зависит формирование правильной речи.

Поэтому главными педагогическими задачами являются следующие:

• развивать моторику мелких мышц кисти;

• развивать координационные способности;

• совершенствовать функцию дыхания в процессе выполнения физических упражнений;

• формировать осанку и предупреждать ее нарушение;

• развивать устную речь при выполнении физических упражнений;

• формировать фонематический слух при помощи физических упражнений в процессе игры;

• формировать четкость артикуляции в процессе выполнения физических упражнений;

• формировать зрительно-двигательную координацию в процессе выполнения физических упражнений.

Игры,

Направленные на развитие моторики

Мелких мышц кисти

Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук, и наоборот. Для усиления педагогического воздействия целесообразно сочетать движения пальцев рук с одновременным рассказыванием ипоказом.

70. «Замок»

Цель:развитие у детей моторики мелких мышц кисти, устной связной речи, памяти, воображения.


Инструкция. Текст

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог? Потянули,

Покрутили, Постучали И — открыли!


Движения

Ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок». Повторение движений. Пальцы сцеплены в «замок», руки потянуть в одну, потом в другую сторону. Движения кистями рук со сцепленными пальцами от себя — к себе.

Пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга.

Пальцы расцепить, ладони в стороны.


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...

Глава 2

«Гонки слонов»

Указательный и безымянный пальцы передние ноги слона. Большой палец и мизинец задние ноги. Вытянутый вперед средний палец хобот. Слон, переваливаясь, шаг за шагом ступает по столу. Подпрыгивать и касаться хоботом земли слону строго ЗАПРЕЩЕНО. Когда слон научится ходить и бегать, можно устраивать гонки.

Усложнение игры:

• в гонках участвует только левая рука (для леворуких детей — только правая рука);

• в гонках участвуют обе руки.

Методические указания. Игра малой интенсивности выполняется сидя за столом.

72. «Братья-ленивцы»

Цель:обучение детей независимым движениям пальцев рук. Инструкция.


:


Потянулся брат-середка, поглядел — и впрямь вставать пора. Разбудил второго братца-указку:

—Ну-ка, брат, поднимай семью! А сам досыпать улегся. Трудней всех брату-ленивцу вставать, трудней всех потянуться. Будит он брата младшего:

— Мизинчик, подними всех!
Проснулся мизинчик, потя
нулся...

Да как закричит:

— Вставай, братцы, пора за
дело браться!

Разбудил брата четвертого,

самого ленивого. А сам — под

одеяло.

Тут все братья и проснулись.


Поднимается средний палец.

Стучит по безымянному и ложится на стол.

Безымянный палец с усилием тянется вверх.

Безымянный постукивает по мизинчику и ложится на стол. Мизинец тянется вверх.

В такт словам мизинец барабанит по столу.

Мизинец ложится на стол.

Все пальцы тянутся вверх, прогибаясь. Ладонь прижата к столу.


 


Текст


Движения


 


 

В гости к пальчику большому

Спят в избушке пятеро братьев.

Утром проснулся брат старший, потянулся, а самому вставать лень.

Брат-указка проснулся, потянулся.

Стал будить брата-середку: — Вставай, середка, утро на

дворе

А сам в кровать.


Ладонь лежит на столе.

Большой палец тянется вверх (остальные плотно лежат на столе). Большой палец несколько раз постукивает по указательному и ложится на стол. Вверх тянется указательный палец.

Указательный постукивает по среднему и ложится на стол.


73. «В гости к пальчику большому»

Цель:обучение детей точным движениям пальцев рук, развитие координации движений пальцев, ритмичное выполнение движений в соответствии с ритмом стихотворения, повышение слухового внимания.

Инструкция.

Текст

Движения

Руки согнуты перед собой, ладони направлены друг к другу, большие пальцы вверх.



Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...



 


Приходили прямо к дому Соединить под углом кончи-

ки пальцев обеих рук (крыша домика).

Указательный и Средний, Бе- Называемые пальцы поочеред-

зымянный и последний. но соединяются с большими на

двух руках одновременно.

Сам Мизинчик-малышок Пальцы в кулак, выставить

вверх только мизинцы.

Постучался о порог. Все пальцы сжать в кулаки,

постучать кулачками друг о друга.

Вместе пальчики — друзья, Ритмичное сгибание и разги-

друг без друга им нельзя. бание пальцев на обеих руках.

74. «Прижми палец»

Цель: развитие силы и ловкости пальцев рук.

Инструкция. Правые руки играющих сцепляются сомкнутыми и согнутыми пальцами. Большие пальцы подняты вверх. По сигналу большой палец каждого игрока начинает «охотиться» за большим пальцем соперника, стараясь прижать его сверху. За пойманный и прижатый палец соперника игрок получает одно очко. Победителем становится тот, кто первым наберет 10 очков.

Вариант: в соревновании сражаются левые руки игроков.

Методические указания.Игра малой подвижности, дети играют по двое.

75. «Письмо на ладони»

Цель:развитие тактильной чувствительности ладоней, внимания, пространственных представлений.

Играют 5 детей и более.

Инструкция.Игроки встают друг за другом, каждый заводит ладонь правой руки за спину. Ведущий чертит пальцем на


ладони последнего игрока какой-нибудь знак (это может быть геометрическая фигура, буква или цифра). Игрок повторяет начерченный знак на ладони предпоследнего игрока, тот — на ладони предыдущего, пока знак не дойдет до первого. Первый молча рисует знак мелом на доске (карандашом на бумаге, палочкой на песке и т.д.).

Варианты

1. Ведущий чертит знак (например, крест) па ладони последнего игрока. Тот, поняв, что это за знак, шепотом передает на ухо предпоследнему: «Крест», тот рисует этот знак па ладони предыдущего, и так далее до первого игрока.

2. В «письме» можно отправлять несколько знаков.

3. Игра проводится в виде соревнования команд. Игроки делятся па две команды. Каждая команда строится в колонну по одному. Ведущий рисует одинаковые знаки па ладонях последних игроков, и по сигналу «письма» отправляются в путь. Побеждает команда, чья «почта» работает лучше, то есть чье письмо дойдет быстрее.

Игры, направленные на развитие

координационных способностей,

формирование зрительно-двигательной

координации

Доказано, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-простран-ственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, скороговорок, потешек, способствует развитию координации, общей и тонкой моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными.

Выполнение любого физического упражнения предполагает зрительный контроль за правильностью выполняемого дей-



Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...



 


 

Методические указания.Игра средней подвижности, дети играют в парах. 77. «Воздушный шарик» Цель:развитие у детей координации движений, выразительности имитационных жестов, воображения, слухового внимания. Количество игроков может быть любым. Инструкция. Текст Движения

ствия и последующую коррекцию движения в случае ошибки. Этот вид координационных способностей принято называть зрительно-двигательной координацией. 76. «Мы на карусели сели» Цель: развитие координации движений, общей и тонкой моторики, выразительности имитационных движений, воображения. При разучивании текста стихотворения:развитие слуховой, речевой и двигательной памяти, развитие навыка связной устной речи. Играют четное количество детей (2—10). Инструкция. Текст Движения

Методические указания.Необходимо следить, чтобы дети в процессе игры не задевали друг друга руками.

Мы на карусели сели, Завертелись карусели. Пересели на качели. Вверх летели, Вниз летели. И теперь с тобой вдвоем Мы на лодочке плывем. Ветер по морю гуляет,

Ветер лодочку качает. Весла в руки мы берем, Быстро к берегу гребем.

К берегу пристала лодка, Мы на берег прыгнем ловко, И поскачем на лужайке, Будто зайки, будто зайки.


Взявшись за руки, кружиться.

То же.

Взявшись за руки. Один игрок

стоит, другой приседает,

потом — наоборот.

То же.

Взявшись за руки, качаться вправо-влево, вперед-назад. То же. То же.

Изображать, как гребут веслами.

То же, немного быстрее. Полуприсед, руки назад. Прыжок вперед на двух ногах. Руки согнуть перед грудью (это лапки), прыжки на двух ногах.


Шарик, шарик мой

воздушный, Непоседа непослушный! Шарик круглый, шарик гладкий, Шарик тонкий,

шарик мягкий. Я на шарик нажимаю, Из-под рук он вылетает

Вверх. Но я его поймал,

Нитку к пальцу привязал.

Вправо — шарик, влево —

шарик,

Мой светящийся фонарик!

Дай тебя я обниму

И к щеке своей прижму.

Ты меня не покидай,

Будь со мной, не улетай!


Подбрасывать воображаемый шарик то левой, то правой рукой.

Описать руками круг, потрогать шарик, погладить, нажать на него.

Поднять руки вверх, «поймать» шарик, «намотать нитку». Руки (параллельно) вправо и влево. То же.

Обнять шарик. Прижать к щеке.



Глава 2


Подвижные игры в условиях летнего отдыха...



 


78. «Голуби»

Цель:воспитание у детей навыков метания, развитие координации движений крупных и мелких мышечных групп, ловкости, глазомера.

Количество игроков — 2—10.

Инвентарь:для игры изготавливаются бумажные «голуби» (самолетики и т.д.).

Инструкция.Дети соревнуются, у кого «голубь» полетит дальше.

Вариант: дети соревнуются со взрослыми.

Методическиеуказания. Игра для детей 5—8 лет, интенсивность малая.

79. «Чья лошадка быстрее»

Цель:развитие координации и быстроты движений крупных и мелких мышечных групп, формирование правильной осанки, тренировка внимания, улучшение зрения и слуха, их координация с движениями туловища и конечностей.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь:палочки длиной 20 сантиметров, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки (или любые другие игрушки).

Инструкция.Дети сидят на стульях, держа в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки. Дети находятся на одинаковом расстоянии от игрушек — 15—20 шагов. Выигрывает тот, кто, наматывая шнурок на палочку, заставит быстрее «прискакать» к себе лошадку.

Вариант: наматывая шнурок на палочку, чтобы лошадка «прискакала» быстрее, ребенок подбадривает ее щелчками языка.

Методические указания.Игра для детей 4—9 лет, интенсивность малая.


80. «Сидячий футбол»

Цель:развитие координации движений, укрепление мышц ног итуловища, тренировка меткости, быстроты реакции.

Играют две команды, по 4—6 человек в каждой.

Инвентарь:мяч для футбола, кегли.

Инструкция.Дети сидят на полу, ноги согнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой на расстоянии 2,5—3 метров.

Игрок движением ног вперед отбрасывает мяч сидящему напротив ребенку, тот ловит его руками, а затем ногами резко откатывает мяч своему партнеру. За неточный бросок мяча команда получает штрафное очко. Выигрывает команда, получившая меньше штрафных очков.

Варианты

1. Ловить отбрасываемый мяч ногами.

2. Прокатывать и ловить мяч только одной ногой.

3. Сшибать мячом кегли, которые ставят на равном рас
стоянии между командами; за каждую сбитую кеглю команда
получает призовое очко.

Методические указания.Игра для детей от 3 до 14 лет, нагрузка умеренная.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.226.244.70 (0.018 с.)