Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физического и психического развития детей от 4 до 5 лет

Поиск

 

Физическое развитие. На пятом году жизни происходит дальнейшее физическое развитие воспитанников. Масса тела ребенка увеличивается за год в среднем на 1,5 – 2,0 кг, длина тела – на 6 – 7 см. К пяти годам рост детей достигает среднем 106 – 107 см, масса тела – 17,0 – 18,0 кг.

Социально-нравственное и личностное развитие. Возраст пяти лет является важным периодом в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Его можно назвать базовым возрастом, когда закладываются многие личностные аспекты, формируется «Я - позиция», личное сознание (самооценка). Ребенок начинает осознавать свое место в системе отношений со взрослыми, оценивать свои личностные качества: хороший, злой, добрый и т. п.

Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью. Типично возникновение небольших групп детей (2-3 ребенка), испытывающих друг к другу симпатию и постоянно играющих вместе. В то же время дети становятся более критичными в оценке сверстников. Наряду с укреплением дружеских отношений между отдельными воспитанниками возникает привязанность к своей группе, складываются простейшие формы групповой солидарности. Формируется стремление быть полезным окружающим взрослым, дружелюбное отношение к сверстникам, умение играть и заниматься сообща.

Гармонизируются отношения со взрослыми. У ребенка отмечается повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развивается чувство любви, привязанности к ним. Постепенно формируется чувство ответственности за порученное дело, умение подчинять свои желания требованиям взрослых, замыслам детского коллектива.

На пятом году жизни ребенок постепенно начинает управлять эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации, пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движением, взглядом, мимикой, интонацией голоса).

Воспитанник охотно выполняет трудовые поручения, помогает взрослым. При этом особую привлекательность для него имеют игровые мотивы, которые воспитатель умело использует для достижения результатов в труде.

Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. Постепенно совершенствуются способности играть, рисовать строить по собственному замыслу. Среди игр ведущее место начинает занимать сюжетно-ролевая игра с несложным сюжетом и небольшим числом играющих. Содержанием игр являются яркие детские впечатления, представления об окружающем мире. Сюжет игр отображает взаимоотношения между членами семьи в различных жизненных ситуациях («Чаепитие с гостями», «Бабушка заболела», «Новоселье»), труд взрослых («Парикмахерская», «Магазин») и др. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий воспитанников.

Познавательное развитие. Совершенствуются психические процессы воспитанника. Наиболее ярко его развитие характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. Предпосылкой этого является обогащение познавательной практической деятельности, в процессе которой ребенок уже может различать довольно сложные формы предметов, выделять с помощью зрения, слуха, осязания их отдельные элементы, устанавливать пространственно-временные отношения.

В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов путем измерения, сравнения путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период воспитанник осваивает представления об основных геометрических фигурах, цветах спектра, параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине), пространстве, времени, об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.). Он воспринимает величину объектов, легко выстраивает в ряд по возрастанию или убыванию, однако может испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкивается с несоответствием формы и их пространственного расположения. Однако в ситуации восприятия нескольких различных признаков воспитанник может испытывать определенные сложности.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок способен сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности в течение 15 - 20 минут. При выполнении каких-либо действий он может удерживать в памяти несложное условие. Произвольному управлению вниманием способствует рассуждение вслух, проговаривание выполняемого действия, обозначение словом выделяемых признаков предметов и явлений.

В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания. Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.). Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления. Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко и точно воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Начинает складываться произвольное запоминание: воспитанник запоминает до 7 - 8 названий предметов, способен принять задачу на запоминание, выучить небольшое стихотворение и т.д.

Развивается мышление: наряду с обобщением по внешним признакам воспитанник начинает выделять более существенные признаки предметов, группировать их по качеству, материалу, назначению. Он может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт и др. Начинает развиваться образное мышление. Ребенок уже способен использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач, строить и конструировать по схеме, решать лабиринтные задачи, предвосхищать события и действия. Он может сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов на основе их пространственного расположения. Однако при этом ему трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане, совершить мысленное преобразование образа. Мышление в целом и его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Решение задач может происходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У ребенка преобладает наглядно-образное мышление, формируются разнообразные конкретные представления. Он способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.п., сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К пяти годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец.

Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Ребенок может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Речевое развитие. Продолжает активно развиваться речь. Увеличивается запас слов, совершенствуется грамматическая сторона речи и связная речь. Свои мысли воспитанник выражает законченными предложениями, понятными для окружающих. С удовольствием пересказывает знакомые сказки, небольшие рассказы, составляет рассказы-описания, называя наиболее характерные признаки игрушки, одежды, животных и других изучаемых объектов. Развивается голосовой аппарат, речевой слух, фонематическое восприятие, речевое дыхание, что способствует формированию правильного звукопроизношения.

Художественное и эстетическое развитие. Усложнение содержания познавательной практической деятельности оказывает определенное влияние на развитие изобразительной деятельности воспитанника. Свои представления об окружающем мире он стремится передать в рисунке, лепке, аппликации. Пять лет – возраст наиболее активного рисования. Рисунки воспитанника могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Ребенок пытается передать выразительные черты образов в рисунке, лепке, хотя замыслы могут оставаться неотчётливыми и неустойчивыми. К концу года воспитанник все чаще проявляет самостоятельные поиски приемов и способов изображения, лепки, вырезывания.

Развиваются конструктивные способности воспитанника в ходе конструирования из строительного, природного, бросового материала, бумаги. Он различает основные строительные детали по форме, устойчивости, иным признакам. Совершенствуется умение анализировать образец постройки, конструировать по собственному замыслу. Намного разнообразнее становятся сюжеты рисунков и построек, хотя замыслы остаются еще недостаточно отчетливыми и устойчивыми.

Развиваются эстетические чувства, формируется способность откликаться на образное содержание художественного или музыкального произведения, картины, иллюстрации, ярко проявляется отношение к действующему персонажу. Воспитанник улавливает наиболее яркие выразительные средства, звуковысотный и ритмический рисунок мелодии, тембр музыкальных инструментов. Узнает и запоминает песни, стихотворения, сказки и т.д.

Примерный распорядок дня

Дома

Подъем, утренний туалет 6.30—7.30

В дошкольном учреждении

Утренний прием, игры, дежурства, гимнастика 7.30 – 8.30

Завтрак 8.30 –8.50

Игры, подготовка к занятиям 8.50 – 9.10

Занятия 9.10 – 10.30

Подготовка к прогулке 10.30 – 10.45

Прогулка 10.45 – 12.30

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 12.30 – 12.40

 

Обед 12.40–13.10

Сон 13.10–15.00

Самостоятельная двигательная деятельность 15.00–15.35

Полдник 15.35–15.50

Игры, самостоятельная деятельность 15.50–16.30

Подготовка к прогулке 16.30–16.40

Прогулка 16.40–18.10

Возвращение с прогулки 18.10–18.25

Ужин 18.25–18.45

Уход детей домой до 19.00

Дома

Прогулка 19.00–20.15

Возвращение с прогулки, спокойные игры,

гигиенические процедуры 20.15–20.45

Ночной сон 20.45–6.30 (7.30)

Примечание: распорядок дня разработан из расчета 12-часового пребывания воспитанников в учреждении образования (07.00-19.00). Распорядок дня может быть скорректирован для групп, работающих с иным временем пребывания, с учетом их вида (санаторная, интегрированная, специальная), времени года, ресурсных условий (наличие бассейна), режима приема пищи, пребывания на свежем воздухе.

Система закаливания (обязательные мероприятия)

оздоровительные прогулки 2 раза в день (не менее 4-х часов);

умывание холодной водой перед едой и после каждого загрязнения рук (после сна с обтиранием до пояса), с элементами самомассажа ушных раковин, крыльев носа, пальцев рук;

полоскание рта и горла после приема пищи и после сна холодной водой;

воздушные ванны, ходьба босиком до и после сна, на физкультурных занятиях, а также в любое время дня по желанию детей от 5 до 20 мин; летом – по траве, песку;

сон при сниженной температуре воздуха (до16 °С);

использование элементов «пульсирующих температур»;

индивидуальное закаливание в семье (контрастные ножные ванны).


Физическое развитие

Образовательная область: Физическая культура
Цель: Укрепление иммунитета, развитие культуры движений, умения самореализовываться в двигательной деятельности, повышение общего уровня физической и умственной работоспособности. Задачи: · оздоровительные – способствовать адаптации функциональных систем организма к различному характеру и объему физических нагрузок, к изменяющимся условиям внешней среды; · образовательные – совершенствовать двигательные умения и воспитывать физические качества: (ловкость, координационные способности; гибкость; силу, быстроту); · воспитательные –формировать потребность в ежедневных физических упражнениях в соответствии с индивидуальными интересами и возможностями; развивать культуру межличностных отношений.
Компонент Содержание Время, отведенное на изучение содержания Виды детской деятельности Формы и методы организации образовательного процесса
Обучение движениям и воспитание физических качеств Ходьба. · ходьба разными способами (обычная, на носках, пятках, в полуприседе, с высоким подниманием колен, мелким и широким шагом, с различным положением рук: на поясе, в стороны, за спиной и др.) в различных направлениях (спиной вперед, боком и т.д.); в колонне со сменой направляющего, в парах не держась за руки, в разном темпе в чередовании с бегом, прыжками, лазаньем, метанием; · ходьба с мешочком на ладони вытянутой руки, с мешочком на голове, на ограниченной поверхности с поворотом, расходясь на ней вдвоем; · приставные шаги в стороны, вперед; · ходьба по ребристой доске на носках; · перешагивание реек лестницы, приподнятой на 20—25 см от пола, невысоких предметов (5—6 набивных мячей); · ходьба по гимнастической скамейке, ставя ногу с носка, руки в стороны; · ходьба в приседе, с опорой на ступни и ладони. Бег. · легкий, ритмичный; · на носках, высоко поднимая колени, широким шагом; · в колонне, парами; · в разных направлениях, со сменой направления и темпа, · с ловлей; · бег без перерыва до 1,5 минут; · бег 40— 60 м со средней скоростью; 80—120 м при чередовании с ходьбой (2—3 раза); медленно до 240 м по пересеченной местности, быстро 10 м (2—3 раза) с остановками,как можно быстрее 20–30 метров (примерно за 9,5 с). Прыжки. · на месте – ноги вместе, ноги врозь; с поворотами; · подскоки с доставанием предмета, подвешенного выше поднятых рук ребенка; · подскоки с продвижением вперед (не менее 2–3 м); · выполнение 20–30 прыжков подряд с перерывами; · прыжки с короткой скакалкой; · в длину с места (70 см), прыжки через предметы (5–6 высотой 10 см); через 6—8 линий (расстояние между ними 40—48 см); · прыжки на одной ноге (правой или левой); · соскок с высоты 20—30 см. Ползание, лазанье. · подлезание под различные предметы разными способами прямо, спиной вперед, боком; · ползание не менее 10 м; · ползание со сменой направления между предметами («змейкой»); · ползание по горизонтальной и наклонной гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками; · лазанье по гимнастической лестнице вверх–вниз с переходом с пролета на пролет. Бросание. · передача (прокатывание) мячей, обручей и др. предметов друг другу из различных исходных положений; прокатывание мяча между предметами; · подбрасывание мяча вверх и ловля его (3–4 раза подряд); · броски мяча вдаль как можно дальше; · отбивание мяча от пола поочередно правой (левой) рукой (не менее 10 раз подряд); · отбивание мяча от пола с ловлей; · броски мяча друг другу разными способами (сверху, снизу, из–за плеча) с ловлей (расстояние 1,5 м); · броски мяча в вертикальную (высота центра мишени 1,5 м) и горизонтальную (расстояние 1,5—2 м) цель; · броски мяча на расстояние (к концу года не менее 4,5—6,5 м). Упражнения для воспитания физических качеств: Быстроты:выполнять упражнения, требующие быстрой реакции на определенный сигнал (быстро спрятать предмет за спину или положить на пол; выполнять движения по команде в разном темпе, бежать «как можно быстрее», догонять и убегать). Ловкости:упражнения с мелкими предметами, с передачей предмета из одной руки в другую; ходьба по извилистому шнуру, перешагивание веревки так, чтобы не зазвенел подвешенный колокольчик, подлезание под планку, не задев ее. Выносливости:ходьба с дозированной нагрузкой (постепенно увеличивать расстояние до 2 км); бег с заданием «кто быстрее» (дистанция постепенно увеличивается до 10—20 м); замедленный бег на заданную дистанцию (расстояние увеличивается от 10—20 м в начале года до 120—160 м к концу). Общеразвивающие упражнения. · Поднимание рук попеременно вперед, вверх,через стороны вверх; · отведение рывком назад; · круговые движения согнутыми в локтях руками; · поднимание рук с предметом (палка, обруч) вверх с опусканием за плечи; · в положениях руки в стороны, вперед сжимать и разжимать кисти, вращать ими; · руки перед грудью, за головой, распрямляя плечи. · поднимание на носки с фиксацией положения; · присед держа руки на поясе, разводя руки в стороны из положения впереди; · захватывание веревки пальцами ног, перекладывание мелких предметов с места на место; · выставление поочередно ног вперед на пятку, потом на носок; · 4—5 полуприседаний подряд; · сгибание ноги в колене, выпрямление вперед, сгибание, возврат в исходное положение; · оттягивание носков, вращение стопы; · приставные шаги в разные стороны. · повороты и наклоны в стороны, вперед (руки на поясе, разводя их в стороны (рывком и плавно);вниз, доставая пальцами рук носков ног; · прокатывание мяча вокруг себя сидя и стоя на коленях; · в упоре стоя на коленях прогибание и выгибание спины, с поочередным подниманием рук; · из положения сидя на полу поднимание и опускание ног; · приподнимая одну ногу, перекладывание под ней предмета из одной руки в другую; · в упоре сидя сзади: приподнимание обеих ног над полом; сгибание и выпрямление, опускание их на пол; · садиться и вставать в положении ноги скрестно; · из положения сидя лечь на спину (с поддержкой), снова сесть; · лежа на спине, выполнение различных движений руками; поочередное поднимание и опускание прямых ног; одновременное сгибание и разгибание их; · перевороты со спины на живот, держа в вытянутых вверх руках предмет; · приподнимание вытянутых рук, плеч и головы, лежа на животе. · Удержание равновесия на носках, руки вверх; на одной ноге, вторая согнута в колене перед собой или в сторону, руки на поясе; Построения и перестроения · перестроение в звенья из колонны; · равнение по ориентирам; · повороты налево, направо, кругом переступанием; · построение в колонну, в круг, в пары, в шеренгу. Спортивные упражнения · езда на трех и двухколесном велосипеде: делать повороты, объезжать предметы, регулировать темп движения; · катание с горки на санках по одному; · подъем с санками на горку, торможение при спуске с нее, катание на санках друг друга; · скольжение по ледяным дорожкам самостоятельно со страховкой взрослыми (длина 1,5–2 м); · ходьба на лыжах:стоять на лыжах, приседать («пружинки» ), скользить переменным шагом, делать повороты переступанием на месте вправо и влево; взбираться на пологую горку ступающим шагом;проходить на лыжах 0,5 км.; · подготовка к плаванию: выполнять движения ногами и руками как при плавании «кролем»; опускать лицо с выдохом в воду, опускаться в воду с головой и задержкой дыхания; ходить по дну на руках вперед и назад (ноги держать горизонтально); приседая, погружаться в воду до подбородка, до глаз, поднимать предметы со дна водоема, выполнять движения ногами в сочетании с выдохом в воду. Игры в воде: «Цапли», «Дровосек», «Карусели», «Футбол», «Бегом за мячом», «Покажи пятки», «Катание на кругах». В течение года 4 учебных часа в неделю по образовательной области     2–3 квартал     3–4 квартал     3–4 квартал   В течение года Познавательная практическая Экспериментирование
Игровая Подвижные игры
Художественная   Физкультурные досуги
Элементарная учебная Физкультурные занятия
Двигательная активность · обеспечение двигательной активности в мероприятиях распорядка дня (утренняя гимнастика, физкультминутки на занятиях, игры и физические упражнения на прогулке, самостоятельная двигательная деятельность и др.). Суточная норма – не менее 50% периода бодрствования (6-6,5 часов); · закрепление двигательных умений во всех видах детской деятельности, особенно в игровой; · развитие навыков общения в процессе самостоятельной двигательной деятельности; · развитие двигательного творчества при использовании спортивного инвентаря и оборудования в процессе двигательной деятельности; · Подвижные игры: «Пилоты», «У медведя во бору», «Птички и кошка», «Ловишки», «Пастухи и стадо», «Кого не стало», «Пройди с закрытыми глазами», «Переправа», «Пробеги – подпрыгни» и др.     1 раз в месяц 20–25 минут     2 раза в год   4 раза в неделю 2 раза в месяц Игровая Подвижные игры
Художественная День здоровья   Физкультурный праздник
Элементарная учебная Физкультурное занятие   Физкультурный досуг  


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.36.168 (0.016 с.)