Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От рождения до 1 года (ранний возраст)↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Первый год занимает особое место в жизни ребенка от рождения до трех лет. Развитие воспитанника первого года жизни осуществляется в определенной последовательности: новые, более сложные умения формируются на основе имеющихся, более простых. Овладение тем или иным умением происходит в разные возрастные сроки. При этом отмечаются периоды накопления и скачков, чем и обуславливается неравномерность развития ребенка данного возраста. Скачкообразность отражает объективный, закономерный процесс развития организма младенца, и, наоборот, отсутствие скачков является следствием проблем в его развитии. Быстрый темп и неравномерность развития позволяют выделить период новорожденности и четыре качественно отличных периода развития ребенка первого года жизни: от рождения до 3 месяцев; от 3 до 6 месяцев; от 6 до 9 месяцев; от 9 до 12 месяцев, а также определить в каждом из них умения, которые получают именно в данном возрасте наибольшее развитие и имеют прогрессивное значение для дальнейшей жизни. Эти умения названы ведущими, на них должно быть направлено особое внимание в процессе воспитания и обучения ребенка. Поэтому в содержание учебной программы включено создание оптимальных условий для своевременного формирования и развития той или иной функции или процесса. В основу обучения детей раннего возраста положено развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, узнавание, умения смотреть и слушать, различать и др., которые будут необходимы в дальнейшем для приобретения определенных умений, представлений, знаний, жизненного опыта. Ребенок первого года жизни располагает такими возможностями психики, которые свидетельствуют о наличии у него полноценной внутренней жизни, идущей по линии развития взаимоотношений с окружающими людьми, становления личности и самосознания. Уже в первые дни жизни ребенок способен не только слышать звуки, но различать их по высоте, тембру и громкости, отдавая предпочтение звукам человеческой речи. Он не только видит близко расположенные предметы, но различает их по форме, величине, предпочитает сложные конфигурации, среди которых выделяет структуру человеческого лица. Новорожденный обладает достаточно развитым обонянием, наделен тактильной, болевой, вестибулярной чувствительностью. Примерно начиная с второй-третьей недели жизни, ребенок начинает фиксировать взгляд на ярких предметах, лице взрослого, реагировать на слуховые воздействия. К концу первого месяца жизни он овладевает умением сосредотачивать внимание на предметах, взрослом, смотреть в глаза и улыбаться ему.Появление способности смотреть, слушать, улыбаться при виде взрослого свидетельствует о том, что период новорожденности завершился и контакт «ребенок-взрослый» установлен. В процессе общения с взрослым создаются необходимые условия для развития у ребенка зрительного, слухового и тактильного анализаторов, повышения общего эмоционального тонуса, что способствует активизации всех психических процессов, освоению сферы человеческих взаимоотношений. В первом полугодии жизни ребенка ситуативно-личностное общение выступает как ведущая деятельность. В процессе общения с малышом, как и в период новорожденности, следует использовать приемы, которые выражают доброжелательность к нему и легко им воспринимаются: прикосновения, ласковая интонация, подражание звукам, издаваемым младенцем, сопровождение всех действий речью, зрительным контактом, приветливой улыбкой. С третьего месяца жизни главным показателем развития ребенка является комплекс оживления, характеризующийся совокупностью экспрессивно-мимических проявлений, улыбкой, активными движениями ручками и ножками, разнообразными звуками, позже смехом. Отражающаяся в комплексе оживления радость – это то своеобразное содержание, которое ребенок передает взрослому в процессе общения. В этот период в общении закладывается привязанность малыша к тем людям, которые наиболее полно удовлетворяют его потребность во внимании и доброжелательности – матери, другим значимым взрослым – которое выступает одним из важнейших психологических новообразований данного возраста. Его научное название – аффективно-личностные связи: аффективные – потому что в их основе лежат эмоциональные процессы, личностные – потому что они появляются не просто в результате любого взаимодействия взрослого и ребенка, а именно в общении. Благодаря этим связям у ребенка появляется чувство уверенности в себе, закладывается активная позиция в отношении к окружающему миру и к самому себе. К четырем-пяти месяцам у ребенка активность проявляется в открытом, доброжелательном отношении к окружающим людям, в заинтересованном инициативном отношении к предметному миру, в жизнерадостности, требовательности, уверенности и настойчивости в своих желаниях, свидетельствующих о положительном самоощущении. В процессе общения происходит интенсивное развитие его эмоциональной сферы. Общение требует от ребенка умения распознавать эмоциональные проявления взрослых и совершенствования своих собственных экспрессий, с помощью которых он выражает свое отношение к ним, свои желания и состояния. Интенсивное эмоциональное общение является мощным фактором, влияющим на предречевое развитие ребенка. От рождения наделенные избирательной чувствительностью к звукам человеческой речи младенцы нуждаются в постоянном восприятии речи взрослого. Они предпочитают особую речь: нежные высоко интонированные звуки, с отчетливыми акцентами, обязательно с выраженной адресованностью к малышу. Первые звуки, называемые гуканием, младенцы издают еще в конце периода новорожденности. В начале второго месяца появляются протяжные звуки, называемые гулением. В три месяца большинство детей во время бодрствования подолгу вокализируют. У малышей, испытывающих дефицит общения, задерживается появление речи. В первом полугодии жизни ребенок приобретает опыт не только во время общения со взрослыми, но и в процессе познания предметного окружения. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши научаются рассматривать и прослеживать направление движения предметов, а вскоре наблюдать за их перемещением в более отдаленном пространстве. Зрительные, как и тактильные ощущения, в первые месяцы жизни является основным источником впечатлений ребенка. В три-четыре месяца он выполняет еще неловкие ощупывающие движения, прикасается к своей одежде, игрушкам, различным предметам. Позже ребенок научается координировать свой взгляд и движение руки. Если подвешивать игрушки в зоне досягаемости, то постепенно малыш научится дотягиваться до видимого предмета. Постепенно действия становятся целенаправленными. Появление целенаправленных движений и действий с игрушками – очень важное событие в жизни младенца. Оно открывает целую эпоху, в которой главное – предметные действия и манипуляции с игрушками. Эта деятельность младенца называется предметно-манипулятивной. На следующем этапе развития ребенка она становится ведущей. Под влиянием общения начинают формироваться основы самосознания ребенка (представление о себе, своем образе, отношение к себе). Первое, что понимает и узнает ребенок о себе, вступая в общение с взрослым: нужен он или не нужен, любят его или нет. На основе этого опыта у малыша формируется первичное доверие к миру. Нежное и заботливое отношение взрослого к малышу находит отражение в положительной самооценке ребенка, которая формируется, начиная с первых месяцев его жизни, и составляет фундамент образа самого себя. Уже в первом полугодии жизни младенец обнаруживает способность различать отношение взрослого к своим действиям и отношение к себе в целом как к личности. Адекватное реагирование на признаки дискомфорта ребенка способствует формированию двигательной активности, пониманию эффективности и значимости собственных действий. Установление взаимоотношений в системе «ребенок-взрослый» – важнейший момент становления саморегуляции младенца. Возможности ребенка в установлении отношений в этот период ограничены. Он способен устанавливать субъективные отношения лишь с узким кругом людей, находящихся с ним в постоянном контакте и удовлетворяющих его потребности. Позднее появляется возможность для отношений в системах «ребенок – другие близкие взрослые», «ребенок – ребенок». Параллельно с расширением отношений идет формирование их интенсивности и устойчивости. Наиболее выраженными и стабильными в это время являются отношения «ребенок – близкий взрослый (как правило, мать)». Трехмесячный ребенок с удовольствием рассматривает себя в зеркале и улыбается своему отражению. Он узнает себя, значит, у него есть образ себя. Это свидетельство его благополучного личностного развития и первое проявление положительного самоощущения. В процессе общения у ребенка складываются не только образ себя, но и образ другого человека. К концу первого месяца новорожденные начинают проявлять интерес ко взрослому. Примерно в три-четыре месяца малыш продолжает относиться к людям с вниманием и интересом. Однако уже в этом возрасте появляются различия в отношении детей к родным, знакомым и незнакомым. Отношение детей этого возраста к незнакомым людям выражается в эмоциональной и двигательной реакции, настороженности, смущении. Второе полугодие – новый этап в развитии ребенка. Он характеризуется новым видом ведущей деятельности – предметно-манипулятивной и новой формой общения со взрослыми – ситуативно-деловой. Содержанием общения является практическое взаимодействие с взрослым в процессе действий с предметами. Ребенок вступает в контакт с взрослым, когда ему требуется помощь, поддержка, одобрение. Переход на этап ситуативно-делового общения ярко проявляется в поведении. Ребенок стремится удовлетворить потребность не только в доброжелательном внимании, а прежде всего в соучастии, практическом сотрудничестве. Среди мотивов общения на первое место выдвигается деловой мотив: взрослый привлекает младенца с точки зрения его умения действовать с предметами как помощник в действиях, как образец этих действий, как носитель оценки умений малыша. Основными средствами общения, помимо экспрессивно-мимических, становятся локомоторные и предметные действия, позы, жесты, используемые для целей общения (приближение или удаление, вручение или протягивание, изображение действий). Манипулируя с предметами, ребенок открывает для себя новые способы действий и новые свойства предметов, различая их по форме, величине, цвету. В семь-восемь месяцев он научается брать сразу две игрушки и действовать с ними одновременно и поочередно. Это свидетельствует о развитии внимания: оно становится более устойчивым и распределенным. В процессе манипулирования стремительно развивается наглядно-действенное мышление. При помощи взрослого возможности для действий ребенка расширяются: можно показать, что мячик катают, волчок крутится. Он знакомится и даже исследует свойства предметов: размахивает игрушками, чтобы вызвать звучание, мнет платок, изменяя его форму и объем, раскачивает подвешенную игрушку, изменяя ее движение. Этот этап в развитии действий называется результативным (7–8 месяцев). Овладевая этими действиями, ребенок переходит на этап специфических действий с предметами, которые осваивает к концу года. Позднее начинают формироваться действия, которые можно назвать соотносящими: малыш играет с коробочкой, у которой открывается и закрывается крышечка, вкладывает маленькую коробочку в большую и т.д. Поступая по образцу взрослого, к десяти месяцам ребенок уже способен достать интересный предмет с помощью другого, научиться способам употребления предметов: расческой причесываться, машинку катать, ложкой есть и др. Поведение ребенка приобретает черты целенаправленности и произвольности, он постепенно начинает действовать с предметами самостоятельно по правилам, овладевает разнообразными социально-полезными умениями и навыками. Переход к новой форме общения влечет за собой преобразования в эмоциональной сфере. Расширяется гамма оттенков переживаний и их мимических выражений. Дети начинают обнаруживать высокую чувствительность к отрицательным эмоциям взрослых, пугаются незнакомых и новых помещений, переживают разлуку с матерью. У малыша появляется реакция на свои успехи и неуспехи, на похвалу и порицание. Новая ситуативно-деловая форма общения требует совершенствования средств общения. Использование взрослыми речи в организации совместной деятельности обостряет потребность ребенка в понимании и активном овладении ею. Понимание речи проходит ряд этапов. Сначала появляется умение находить взглядом показываемый и называемый предмет. Шести-семимесячный ребенок поворачивает голову в сторону этого предмета, находящегося на постоянном месте. В семь-восемь месяцев он находит его по слову в любом месте. В этом же возрасте он начинает по просьбе взрослого проделывать простые движения, откликаться на свое имя, сопровождать свои действия лепетом, состоящим из повторяемых слогов. К концу года появляется лепетное говорение – целые тирады, интонационно оформленные как речевые высказывания, но состоящие из лепетных слов. Одним из важных условий, способствующих развитию речи, являются эмоциональные контакты ребенка со взрослым. Они помогают детям выделять речь как отличительную черту обращений, а привязанность к взрослому стимулирует стремление подражать ему. К концу года ребенок научается произносить первые слова, понимает названия предметов, по просьбе взрослого может найти однородные предметы, узнать их по ярким признакам, выполнить определенные действия с ними. Во втором полугодии к экспрессивно-мимическим средствам общения присоединились новые – предметно-действенные. Ребенок начинает ориентироваться на оценку его действий: отделяет критику взрослым своих действий от общего положительного отношения к себе как к личности. В этот период оценка взрослым его самого и его действий становится особенно важна, поэтому пользоваться поощрениями и порицаниями в общении с ребенком надо очень ответственно. О формировании образа себя у детей второго полугодия свидетельствует развитие способности к сопереживанию. Малыш радуется, если радуется взрослый, огорчается, если заплакал другой ребенок. Во втором полугодии жизни ребенка происходит более четкое разделение взрослых на знакомых и незнакомых. В этом возрасте окончательно оформляется система аффективно-личностных связей с близкими взрослыми. Они ярко проявляются не только в положительной эмоциональной ситуации, но и в отрицательной. Испытывая испуг или тревогу в новом помещении, при контакте с незнакомыми людьми, дети адресуются за помощью именно к близким людям. Получив эмоциональную поддержку, они становятся смелее, активно обследуют новое помещение, заигрывают с незнакомцем. Так благодаря правильному общению с первых месяцев жизни у ребенка складывается более рациональная стратегия поведения при контактах с внешним миром. Благодаря опыту, приобретенному ребенком в процессе предметно-манипулятивной деятельности, формируется первое личностное образование ребенка. Успешное достижение результата какого-либо действия, впечатление, полученное от эффекта собственной активности, придает ребенку чувство уверенности в себе, своих возможностях, способствует формированию настойчивости в достижении цели. Опыт, приобретенный в самостоятельной предметно-манипулятивной деятельности, сказывается и на отношении ребенка к людям. Уверенный в себе малыш после настойчивых, но безуспешных попыток овладеть предметом или совершить какое-либо действие начинает активно требовать помощи взрослого. Таким образом, если в первом полугодии жизни на становление активности (как предличностного образования) в основном влияла сфера общения, то во втором в ее становление вносит значительный вклад и предметно-манипулятивная деятельность. К десяти-одиннадцати месяцам уже можно говорить об активности малыша как об одной из личностных характеристик, проявляющей себя в отношениях к миру людей и предметов, и к самому себе. В этом возрасте у ребенка обогащается и детализируется образ себя, переживание своей значимости для близких людей, к которому теперь добавляется переживание себя как субъекта, активно воздействующего на мир. Во втором полугодии меняется представление ребенка о взрослом: на основе совместных предметных действий, общения формируется дифференцированное отношение к нему. Теперь он требует от него не просто приласкать и утешить, но уметь интересно играть. Малыш радуется взрослому, который с ним интересно играет, стремится продлить общение с ним. Ребенок пытается отстаивать свое право быть хозяином окружающего пространства, на запреты и замечания взрослых начинает еще больше проявлять настойчивость в действиях, и противопоставлять себя взрослым, доказывает себе и взрослым, на что он способен. Ребенок входит в кризисный возраст, в связи с чем может появиться впечатление, что он действует назло, не реагирует на разрешения и запрещения. Ребенок проявляет свою инициативу, выражает свое отношение к требованиям взрослых. Такие проявления – важнейшее достижение в развитии ребенка. Упрямство, обидчивость, настырность и агрессивность часто являются спутниками кризиса первого года жизни. Это важнейший этап в личностном развитии ребенка. За всеми негативными симптомами стоит возросшая самостоятельность малыша. При адекватном отношении взрослых кризис первого года жизни протекает без негативной симптоматики, проявляясь в новых умениях, особенностях поведения и стиля отношений к окружающим. Примерный распорядок дня
*Грудное молоко имеет оптимальный и сбалансированный уровень пищевых веществ и легко усваивается ребенком. Обеспечивает его полноценное развитие, защищает от инфекций, способствует укреплению иммунитета. Примечание: распорядок дня разработан из расчета 12-часового пребывания воспитанников в учреждении образования (07.00-19.00). Распорядок дня может быть скорректирован для групп, работающих с иным временем пребывания, с учетом их вида (санаторная, интегрированная, специальная), времени года, ресурсных условий (наличие бассейна), режима приема пищи, пребывания на свежем воздухе.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.215 (0.014 с.) |