Классификация игр детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация игр детей дошкольного возраста



Игры Возрастная адресованность (год жизни детей)
Виды Подвиды 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
         
Сюжетные игры Сюжетно-отобразительные      
Сюжетно-ролевые игры Ø Ø Ø
Режиссерские Ø Ø Ø
Театрализованные Ø Ø  
Игровые импровизации Ø Ø  
Игра-фантазирование Ø Ø  
Игры Возрастная адресованность (год жизни детей)
Виды Подвиды 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет
         
Игры - экспериментирования С животными и людьми      
С природными объектами      
С различными материалами:      
- игры с песком, водой и снегом Ø Ø Ø
-игры с водой, льдом, снегом Ø Ø Ø
-игры с водой и мыльной пеной Ø Ø Ø
- игры с бумагой Ø Ø Ø
-игры с тенью Ø    
-игры с зеркалом Ø Ø Ø
-игры со светом Ø Ø Ø
-Игры со стеклами Ø Ø Ø
-Игры со звуками Ø Ø Ø
-игры с магнитами, стеклом, резиной Ø Ø Ø
Со специальными игрушками для экспериментирования Ø Ø Ø
Игры с готовым содержанием и правилами Дидактические игры      
- игры с предметами и игрушками Ø Ø Ø
- настольно-печатные Ø Ø Ø
- словесные Ø Ø Ø
Подвижные Ø Ø Ø
Музыкальные Ø Ø Ø
Компьютерные Ø Ø Ø
Досуговые игры Интеллектуальные Ø Ø Ø
Забавы Ø Ø Ø
Развлечение Ø Ø Ø
Театральные Ø Ø Ø
Празднично-карнавальные Ø Ø Ø

 

Работа по формированию социально-коммуникативных умений должна быть повседневной и органично включаться во все виды деятельности: быт, игру, обучение. В работе по формированию социальных умений у детей с ТНР важно создать условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка, формирования культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни; развивать

представления о своем здоровье и о средствах его укрепления. Для реализации задач необходимо правильно организовать режим дня в детском саду и дома, чередовать различные виды деятельности и отдыха, способствующие чёткой работе организма. Дети с ТНР могут оказаться в различной жизненной ситуации, опасной для здоровья, жизни, поэтому при формировании знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе, педагог, воспитатель может «проигрывать» несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формируя активную жизненную позицию, ориентировать детей на самостоятельное принятие решений. Основные направления работы по формированию навыков безопасного поведения

• Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения

• Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки

• Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения:

• Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке

• Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок (хотя это тоже важно). С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке

• НОД проводить не только по графику или плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил

• Развивать качества ребёнка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения. Наиболее типичные ситуации, где можно сформулировать простейшие алгоритмы поведения:

• пользование общественным транспортом;

• правила безопасности дорожного движения;

• домашняя аптечка;

• пользование электроприборами;

• поведение в общественных местах (вокзал, магазин) и др.;

• ведения о предметах или явлениях, представляющих опасность для

человека (огонь, травматизм, ядовитые вещества).

На примере близких жизненных ситуаций дети усваивают правила поведения, вырабатывают положительные привычки, позволяющие им осваивать жизненное пространство. Анализ поведения людей в сложных ситуациях, знание путей решения некоторых проблем повышает уверенность ребёнка в себе, укрепляет эмоциональное состояние.

Особое место в образовательной области по формированию социально-коммуникативных умений занимает обучение детей с ОВЗ элементарным трудовым навыкам, умениям действовать простейшими инструментами, такая работа включает:

• организацию практической деятельности детей с целью формирования у них навыков самообслуживания, определенных навыков хозяйственно-бытового труда и труда в природе;

• ознакомление детей с трудом взрослых, с ролью труда в жизни людей, воспитания уважения к труду;

• обучение умению называть трудовые действия, профессии и некоторые орудия труда;

• обучение уходу за растениями, животными;

• обучение ручному труду (работа с бумагой, картоном, природным материалом, использование клея, ножниц, разрезание бумаги, наклеивание вырезанных форм на бумагу, изготовление поделок из коробочек и природного материала и др.);

• изготовление коллективных работ;

• формирование умений применять поделки в игре. Развитие трудовой деятельности.

Виды труда детей дошкольного возраста:

 

Труд по самообслуживанию Навыки культуры труда
Ознакомление с трудом взрослых  
Хозяйственно-бытовой труд Содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность

Труд в природе

 

Ручной труд Мотивация сделать приятное взрослому, другу, ровеснику, младшему ребёнку

Формы организации трудовой деятельности:

 

 

 

 

Поручения Простые и сложные
Эпизодические и длительные
Коллективные и индивидуальные
Дежурство (не более 20минут) Формирование общественно-значимого мотива
Нравственно-этический аспект
Коллективный труд (не более 35-40 минут)  

Методы и приемы организации трудовой деятельности:

  1 группа методов: формирование нравственных представлений, суждений, оценок   II группа методов: создание у детей практического опыта трудовой деятельности  
• Решение маленьких логических • Приучение к положительным
задач, загадок; формам общественного поведения;
• Приучение к размышлению, • Показ действий;
эвристические беседы; • Пример взрослого и детей;
• Беседы на этические темы; • Целенаправленное наблюдение
• Чтение художественной литературы за трудовыми операциями;
• Рассматривание иллюстраций • Организация интересной
• Рассказывание и обсуждение картин, деятельности общественно- полезного
иллюстраций; характера;
• Просмотр телепередач, диафильмов, • Разыгрывание коммуникативных
видеофильмов ситуаций;
• Задачи на решение коммуникативных • Создание контрольных педагогических
ситуаций ситуаций
• Придумывание сказок  
   

Овладевая разными способами усвоения общественного опыта, дети с ТНР учатся действовать по подражанию, по показу, по образцу и по словесной инструкции. Формирование трудовой деятельности детей с ТНР осуществляется с учётом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей.

Освоение социально-коммуникативных умений для ребёнка с ТНР обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Центральным звеном в работе по развитию коммуникации используются коммуникативные ситуации – это особым образом организованные ситуации взаимодействия ребёнка с объектами и субъектами окружающего мира посредством вербальных и невербальных средств общения.

Для дошкольников с ТНР строим образовательную работу на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются. Знакомство с новым материалом проводим на доступном детям уровне. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное использование в условиях общения, является организация слухоречевой среды в группе сада и в семье. В создании этой среды участвуют воспитатели, педагоги группы, родители, другие взрослые и сверстники.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Компоненты «Познавательного развития»:

• Познавательные психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление наглядно-действенное и наглядно-образное) и мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение).

• Информация (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира) и источники информации (материальные носители, в которых люди отражают, фиксируют, собирают и сохраняют опыт и достижения своего исторического развития).

3. Отношение к информации (чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира). Педагогический коллектив ведет работу по направлениям познавательного развития:

• Развитие сенсорной культуры

• Формирование первичных представлений о себе, других людях

• Ребенок открывает мир природы

• Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем Педагогические условия успешного интеллектуального развития

дошкольника предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Познавательные процессы окружающей действительности дошкольников с ограниченными возможностями обеспечиваются процессами ощущения, восприятия, мышления, внимания, памяти, соответственно выдвигаются следующие задачи познавательного развития:

• формирование и совершенствование перцептивных действий;

• ознакомление и формирование сенсорных эталонов;

• развитие внимания, памяти;

• развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает: Сенсорное развитие, в процессе которого у детей с ограниченными возможностями развиваются все виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, обонятельное, вкусовое. На их основе формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, цвете, величине, запахе, вкусе, положении в пространстве и времени. Сенсорное воспитание предполагает развитие мыслительных процессов: отождествления, сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации и абстрагирования, а также стимулирует развитие всех сторон речи: номинативной функции, фразовой речи, способствует обогащению и расширению словаря ребенка. Имеющиеся нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата препятствуют полноценному сенсорному развитию, поэтому при организации работы по сенсорному развитию необходимо учитывать психофизические особенности каждого ребенка с ТНР.

Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций. При планировании работы и подборе упражнений по сенсорному развитию следует исходить из того, насколько они будут доступны для выполнения, учитывая имеющиеся нарушения у детей, степень их тяжести. Развитие познавательно-исследовательской деятельности и конструктивной деятельности, направленное на формирование правильного восприятия пространства, целостного восприятия предмета, развитие мелкой моторики рук и зрительно-двигательную координацию для подготовки к овладению навыками письма; развитие любознательности, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире. Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ, образовательную деятельность следует планировать на доступном материале, чтобы ребёнок мог увидеть результат своей деятельности. В ходе работы необходимо применять различные формы поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять задания.

Формирование элементарных математических представлений предполагает обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств, ориентироваться во времени и пространстве. При обучении дошкольников с ТНР необходимо опираться на сохранные анализаторы, использовать принципы наглядности, от простого к сложному. Количественные представления следует обогащать в процессе различных видов деятельности. При планировании работы по формированию элементарных математических представлений следует продумывать объем программного материала с учетом реальных возможностей дошкольников, это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала.

Организация работы по формированию элементарных математических представлений основана на интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира.

Традиционными направлениями развития элементарных математических представлений являются: величина, количество и счет, форма, число и цифра, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.20 (0.023 с.)