Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы



В совокупности обозначенные образовательные области обеспечивают решение общеразвивающих задач. Вместе с тем каждый из видов деятельности имеет свои коррекционные задачи и соответствующие методы их решения.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребёнка).

Для детей дошкольного возраста (4 - 7 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребёнка.

Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместная партнерская деятельность взрослого с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей.

Решение образовательных задач в рамках первой модели – совместной деятельности взрослого и детей - осуществляется как в виде непосредственно образовательной деятельности (не сопряженной с одновременным выполнением педагогами функций по присмотру и уходу за детьми), так и в виде образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов (решение образовательных задач сопряжено с одновременным выполнением функций по присмотру и уходу за детьми – утренним приемом детей, прогулкой, подготовкой ко сну, организацией питания и др.).

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через
организацию различных видов детской деятельности (игровой,
двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной,

продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных воспитательно-образовательных и корррекционно-развивающих задач.

Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей осуществляется посредством реализации Рабочих программ:

• Рабочие программы учителя-логопеда для детей с ТНР (Приложение №1)

• Рабочие программы музыкального руководителя (Приложение №2)

• инструктора по физической культуре (Приложение №3)

• Рабочая программа воспитателя для детей с ТНР (Приложение №4) Формами организации образовательной деятельности с детьми являются

подгрупповые занятия, занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. Реализация этих форм предполагает оказание адекватной и эффективной коррекционной помощи каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями группой специалистов ДОУ.

Непосредственная образовательная деятельность с детьми ТНР строится

с учётом учебного плана (Приложение №5) и схемы непосредственно-

образовательной деятельности (Приложение №6).

Специалисты ДОУ организуют, проводят и координируют коррекционно-развивающую, медико-профилактическую и образовательную деятельность:

• учителя-логопеды,

• медицинская сестра;

• воспитатели групп;

• музыкальный руководитель;

• инструктор по физической культуре.

Система взаимодействия воспитательно-образовательной и медико-восстановительной работы направлена на коррекцию психофизических и речевых недостатков и оказание помощи детям разных категорий нарушенного развития в освоении Программы. Достижение цели обеспечивается своевременным терапевтическим воздействием, постановкой широкого круга образовательных, воспитательных, коррекционных и развивающих задач, решение которых осуществляется на специальных коррекционно-развивающих занятиях, созданием единого охранительного режима в детском саду и семье (в единстве образовательных и развивающих подходов в воспитании). Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит учителю-логопеду и воспитателю.

• Исследования проводятся в сентябре, январе (по требованию) и мае. Итогом изучения ребёнка являются рекомендации, с учётом которых на каждого ребёнка составляется программа, обеспечивающая индивидуальный подход в организации коррекционно-развивающей работы с ним.

Комплексный подход при коррекции нарушения темпов психофизического развития обеспечивает интегрированные связи между специалистами, работающими с детьми групп комбинированной направленности.

Система взаимодействия специалистов образовательного учреждения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Коррекционно-развивающие занятия  
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие фонематического слуха Постановка и коррекция звуков речи Развитие моторики речевого аппарата Нормализация грамматического строя речи Дифференциация звуков речи РЕБЁНОК ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Развитие всех психических функций Развитие эмоциональной сферы Развитие мелкой моторики
Музыкальный руководитель
Интеграция с другими видами детской деятельности

Созданная и функционирующая система взаимодействия специалистов образовательного учреждения направлена на:

• Обеспечение всестороннего развития всех воспитанников.

• Сохранение и поддержание психического здоровья каждого воспитанника.

• Совместное планирование с учителем-логопедом и другими специалистами и организация совместной деятельности.

• Участие в составлении индивидуальных программ воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

• Динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников.

• Соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальных маршрутов развития детей с ОВЗ.

• Обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учётом рекомендаций специалистов.

• Консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребёнка в семье.

Характеристика форм работы с детьми с ТНР:

Коррекционное направление образовательной деятельности обеспечивают:

• воспитатели;

• учитель-логопед;

• музыкальный руководитель;

• инструктор по физической культуре.

Координирует действия специалистов ПМПк (психолого-медико-

педагогический консилиум) МКДОУ.

Индивидуальное сопровождение ребёнка направлено на

предупреждение трудностей в обучении и оказание помощи в их преодолении, всестороннее развитие его задатков, способностей и осуществляется в несколько этапов.

1 этап: сбор информации о ребёнке.

2 этап: анализ полученной информации

3 этап: совместная выработка рекомендаций для ребёнка

4 этап: консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребёнка

5 этап: решение проблем, т.е. выполнение рекомендаций всеми службами сопровождения

6 этап: анализ выполненных рекомендаций всеми участниками

7 этап: разработка индивидуального маршрута дальнейшего развития ребёнка

Подготовка к школе ребёнка с ТНР осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений рассматривается не как самоцель, а как одно из средств психического развития ребёнка и воспитания у него положительных качеств личности.

В детском саду решаются следующие блоки задач:

• диагностические

• воспитательные

• коррекционно-развивающие

• образовательные.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-педагогического изучения ребёнка, с целью уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития (ИПР) ребёнка.

Сюда входит изучение состояния его здоровья (медицинское),
выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей
развития познавательной и эмоционально-личностной сфер

(психологическое изучение), изучение социальной ситуации развития ребенка.

Занятия психолога раскрывают потенциальные возможности ребёнка, развивают психические процессы, помогают снять напряжение: дети становятся более спокойными, уравновешенными, доброжелательными.

Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка и его семьи, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных качеств.

Блок образовательных задач направлен на формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности. Важной задачей является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ребёнка.

Коррекционный блок задач - предполагает комплекс мер,
воздействующих на личность в целом, нормализацию и совершенствование
ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков
развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе воспитателей, логопеда и других специалистов образовательного учреждения.

Вся коррекционно-воспитательная работа на группе с детьми ТНР осуществляется на логопункте под руководством учителя-логопеда и тесной взаимосвязи с воспитателем и другими специалистами ДОУ.

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре проводят занятия с целой группой детей по музыкальной и двигательной деятельности.

Распределение функций между воспитателями и специалистами коррекционного направления представлены в циклограмме непосредственно-образовательной деятельности.

Коррекционная направленность занятий обеспечивает детям овладение первоначальными знаниями, умениями и навыками, а также способствует развитию высших психических функций (ВПФ): восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Пребывание в специальных условиях способствует эффективности развития игровой деятельности детей, их личности (интересах, мотивации учения, взаимоотношений и общения).

Сентябрь и июнь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики. В конце сентября специалисты психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) МКДОУ совместно с воспитателями обсуждают результаты обследования детей и обсуждают план работы групп на предстоящий учебный период. В конце учебного года проводится заседание ПМПк по результатам итоговой диагностики развития детей и определения эффективности работы всех специалистов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.016 с.)