ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства поддержки пользователя: окна сообщений.



Окна сообщений.Окно сообщения (message box, или просто message) – это вторичное окно, используемое для вывода на экран информации для пользователя. Информативность сообщений.Как правило, сообщения содержат информацию о конкретной ситуации или усло­виях выполнения операций. Несомненным достоинством сообщений является их динамизм и актуальность — окно появляется перед глазами пользователя сразу, как только возникает соответ­ствующая ситуация. Кроме того, окно с сообщением невозможно не заметить либо игнорировать. Вместе с тем это, пожалуй, наиболее сильное средство с точки зрения психологического воздействия на пользователя. В связи с этим разработке сообщений должно быть уделено самое пристальное внимание. Характерным примером неудачного сообщения в Windows 98 является сообще­ние о недостатке свободного места на диске. Нередки ситуации, когда это сообще­ние появляется на экране уже после того, как большая часть содержимого файла или папки переписана. Заголовок окна сообщения.Заголовок окна сообщения должен идентифицировать объект или процесс, с кото­рым связано сообщение. Поэтому в нем обычно фигурирует имя объекта или, по крайней мере, название программы, вызвавшей появление сообщения. Например, если сообщение обусловлено некоторым событием, связанным с редактированием документа, то название окна должно содержать имя этого документа, а также имя используемого для работы с ним приложения. Если объект, вызвавший появление сообщения, не является документом, то используйте в заголовке окна только имя приложения. Не рекомендуется использовать в заголовке окна сообщения такие слова, как «пре­дупреждение» или «предостережение», поскольку символ сообщения сам по себе уже отражает цель сообщения. И никогда не используйте в заголовке окна слово «ошибка». Форматы сообщений.Обычно окно сообщения содержит графический символ, который указывает на тип выводимого сообщения. Его присутствие не обязательно, но помогает поль­зователям быстрее настроиться на восприятие сообщения соответствующего типа. Большинство сообщений может быть отнесено к одной из трех категорий: 1) информация - Предоставляет пользователю информацию о результатах выполнения команды. Пользователю не предлагается возможность выбора; считается, что он принял сообщение к сведению, если щелкнул на кнопке ОК; 2) предупреждение - Предупреждает пользователя о возникновении ситуации, которая требует от него выбора одного из возможных вариантов последующих действий приложения или системы; используется в тех случаях, когда предстоящая операция является потенциально опасной или имеет необратимые последствия. Сообщение может иметь форму вопроса, например «Сохранить внесенные изменения?»; 3) критическая ситуация - Информирует пользователя о серьезной проблеме, которая требует его вмешательства или внесения каких-либо изменений прежде, чем работа могла бы продолжиться. Не рекомендуется снабжать окно сообщения символом в виде знака вопроса, ха­рактерным для ранних версий ОС Windows, поскольку «есть мнение», что пользо­ватели могут воспринять такое сообщение как справочную информацию, выдаваемую при запросе помощи. Тем не менее практика показывает, что во многих при­ложениях в тех случаях, когда пользователь должен уточнить тот или иной мо­мент, влияющий на дальнейшее выполнение задания, применяются окна сообще­ний со знаком вопроса. Если для индикации сообщения применяется подсветка кнопки приложения на панели задач, то лучше не подсвечивать кнопку непрерывно, а привлечь внимание пользователя мерцанием (например, трехкратным) и только после этого оставить кнопку в выделенном состоянии. Использование кнопок в окне сообщения.Кнопки обеспечивают простой и эффективный способ взаимодействия пользова­теля с окном сообщения. В большинстве случаев оно содержит только те кнопки, которые обеспечивают выбор пользователем одного из возможных вариантов от­вета (или действия). При этом в качестве предопределенной кнопки целесообраз­но выбирать такую, которая предоставляет наиболее вероятный или наименее опас­ный вариант. Выбор текста сообщений.Текст сообщения должен быть ясным, кратким и понятным пользователю. Не ре­комендуется применять в сообщениях технический жаргон или системную инфор­мацию (особенно в приложениях, ориентированных на «непрограммирующих» пользователей). Рекомендации по составлению сообщений можно сформулировать в виде следую­щих правил. 1) В тексте сообщения должны содержаться: краткая формулировка проблемной ситуации, ее вероятная причина (если она известна) и рекомендации относи­тельно возможных действий пользователя (даже если решение представляется разработчику очевидным). Например, вместо сообщения «Недостаточно места на диске» следует использовать, например, такое: «Не удается сохранить файл, поскольку диск заполнен. Попробуйте сохранить его на другом диске или осво­бодите место на этом же диске». 2) Если у пользователя имеется несколько вариантов решения проблемы, изло­жите сообщение так, чтобы максимально облегчить пользователю выбор. На­пример, вместо сообщения «Одна или более строк превышают допустимую дли­ну (60 символов)» лучше использовать такое: «Одна или более строк превышают допустимую длину. Строка может содержать максимум 60 символов при вер­тикальной ориентации бумаги или 90 символов при горизонтальной. Вы хоти­те переключиться на горизонтальную ориентацию?» В качестве вариантов от­вета предложите пользователю «Да» и «Нет». 3) Избегайте в сообщениях необязательных технических терминов и чрезмерно сложных предложений. В первую очередь это относится к англоязычным тер­минам в русской транслитерации, таким как «бекап», «тултип» и т. д. 4) Текст сообщения не должен содержать обвинений в адрес пользователя или носить нравоучительный характер. Например, вместо сообщения «Ошибка при вводе имени файла» лучше написать «Не удается найти файл с таким именем, проверьте правильность ввода». Вообще крайне нежелательно появление в со­общении слова «ошибка». В такой щекотливой ситуации рекомендуется огра­ничиться намеками, стараясь возложить вину за происшедшее на систему в це­лом или на конкретную программу. 5) Сообщение должно быть как можно более конкретным. Не используйте одно и то же окно сообщения для описания нескольких проблемных ситуаций одно­временно. Например, если существуют различные причины, по которым файл не может быть открыт, сформируйте отдельное сообщение для каждого случая. 6) Старайтесь избегать стандартных системных сообщений типа «Ошибка ядра ОС INT 244», заменяя их по возможности собственными сообщениями, ориен­тированными на пользователя. 7) Текст сообщения должен быть хотя и достаточно полным, но в то же время ла­коничным. Практика показывает, что хорошо продуманное сообщение умеща­ется в двух-трех строках. Если необходимо более подробное пояснение, вклю­чите в окно сообщения кнопку Справка. 8) При необходимости каждое сообщение может быть снабжено идентификаци­онным номером, однако, чтобы он не мешал пользователям воспринимать со­общение, помещайте его в конце текста сообщения; не рекомендуется также включать номер сообщения в заголовок окна.

 

43. Справочная система: контекстная справка.

Справочная система.Справочная система (СС) имеет двойственный характер. С од­ной стороны, это часть программы (точнее, пользовательского интерфейса), с дру­гой — замена бумажной программной докумен­тации. Конечная цель проектирования СС — выбрать такой способ предоставления информации пользователю, при котором выдаваемая порция информации будет минимально необходимой для выполне­ния очередного действия. Задача сама по себе достаточно сложная, и универсаль­ные рецепты ее решения пока отсутствуют. Один из возможных подходов основан на проектировании СС «снизу вверх». Его идея состоит в следу­ющем. Для каждого возможного состояния программы (рабочей среды пользова­теля) определяется состав элементов интерфейса, по которым пользователь может запросить справку. Выдаваемые подсказки должны быть минимальны по объему и максимально конкретны. Состав справочной системы.То, что справочная система должна иметь иерархическую организацию, ведущие компании-разработчики осознали достаточно давно. В частности, Microsoft пред­лагает следующую «типовую» структуру: 1) Контекстная справка(Contextual Help) обеспечивает немедленную помощь пользователю, соответствующую текущему контексту работы с приложением, причем без нарушения этого самого контекста. В большинстве случаев призва­на ответить на вопросы (пользователя) типа что это? и зачем это? 2) Процедурная справка (Procedural Help) предоставляет пользователю сведения о том, как выполнить определенную операцию (шаг задания). 3) Справочник(Reference Help) обеспечивает пользователю доступ к достаточно подробному описанию отдельных компонентов и/или функций программы, в том числе упоминаемых в разделах контекстной и процедурной справки. 4) Концептуальная справка(Conceptual Help) содержит общие сведения о пред­назначении, функциональных возможностях и технологии использования про­граммы. Сюда же можно отнести сведения о соответствующей предметной об­ласти. Контекстная справка.Итак, контекстная справка обеспечивает пользователю помощь, соответствующую текущему контексту работы с приложением. В боль­шинстве случаев такая справка представляет собой краткое описание предназна­чения отдельных элементов интерфейса (кнопок, команд меню, полей и т. д.). В соответствии со стандартами Microsoft контекстная справка может быть реали­зована несколькими способами: - на основе команды Что это такое? (What's This?); - в виде всплывающих подсказок (Tool Tip); - на основе кнопки Справка (Help); - в виде сообщений в строке состояния (Status bar messages). Команда «Что это такое?».Команда Что это такое? - это форма контекстной помощи (context-sensitive help) пользователю. Эта команда обеспечивает пользователя контекстной информаци­ей относительно любого объекта, представленного на экране, включая элементы управления в диалоговых окнах и на панелях инструментов. Хотя можно выбирать на свое усмотрение те элементы интерфейса, для кото­рых следует обеспечить контекстную справку, Microsoft рекомендует обязательно применять этот вид помощи для следующих элементов: - для всех редактируемых элементов; - для тех полей строки состояния, которые не имеют текстовых меток; - для всех элементов управления, вынесенных на панели инструментов; о для всех пунктов меню. Доступ пользователя к команде Что это такое? может быть реализован одним из следующих способов: 1) через меню Справка первичного окна программы; 2) с помощью соответствующей кнопки на панели инструментов; 3) с помощью стандартной кнопки, расположенной в строке заголовка вторично­го окна; 4) через всплывающее (контекстное) меню конкретного объекта, вызываемое щел­чком правой кнопки мыши. Когда пользователь выбирает команду Что это такое? в меню Справка или щелкает на соответствующей кнопке панели инструментов, система временно переходит в режим подсказки, визуальным признаком которого служит изменение формы ука­зателя. Альтернативным способом перехода в режим подсказки явля­ется нажатие комбинации клавиш Shift+Fl. Всплывающая подсказка.Наиболее распространенный вариант использования всплывающей подсказки – пояснения для элементов управления, не имеющих текстовой метки. Всплывающая подсказка появляется возле указателя, если он находится на эле­менте интерфейса в течение некоторого (достаточно короткого) интервала време­ни, и остается на экране, пока пользователь не нажмет кнопку мыши или не переме­стит указатель, либо в течение установленного периода времени. Если пользователь перемещает указатель на другой элемент управления, имеющий всплывающую подсказку, задержка игнорируется, и новая подсказка отображается немедленно, заменяя предыдущую. Для стандартных элементов управления всплывающую подсказку система предо­ставляет автоматически. Если вы создаете собственные окна всплывающей подсказки, обеспечьте их согласованность с существующими системными окнами подсказки. По объему текста всплывающая подсказка обычно компактнее, чем контекстная справка и редко превышает одно предложение (или вообще ограничена одним сло­вом). Вывод сообщений в строке состояния.Контекстная помощь пользователю может также быть реализована посредством вывода текстовых сообщений в строке состояния. Как правило, такая форма помо­щи служит для предоставления пользователю краткой справки относительно пун­ктов меню или кнопок панели инструментов (подсказка появляется на экране, когда указатель мыши расположен на пункте меню). Однако добавлять к основному окну приложения строку состояния только для вывода таких сообщений нецелесообразно. На то есть несколько причин. Во-первых, в соответствии с достаточно стандартизованными прави­лами настройки интерфейса пользователю обычно разрешают отключать (убирать) строку состояния. Если при этом альтернативные средства доступа к выводимой в ней информации отсутствуют, то предусмотренная вами помощь окажется недо­сягаемой для пользователя. Во-вторых, строка состояния не всегда (точнее - очень редко) находится в цен­тре внимания пользователя, и потому он может не обратить внимания на по­явившееся там сообщение. В-третьих, пользователь может установить для панели задач свойство Расположить поверх всех окон и не разрешить ей автоматически убираться с экрана. В этом слу­чае строка состояния может вообще быть заслонена панелью задач. В-четвертых, при изменении пользователем горизонтальных размеров окна при­ложения часть текста подсказки, выводимой в строке состояния, может оказаться «за кадром». В силу указанных причин следует рассматривать вывод подсказок в строке состояния как дополнительную форму помощи пользователю. Кнопка «Справка».Контекстная справка может выдаваться не только для отдельных элементов уп­равления (кнопок, списков и т. д.), но и для более «крупных» элементов интер­фейса, таких как панель инструментов, диалоговое окно или окно сообщения. С этой целью в них должна быть включена кнопка Справка. Щелчок на этой кнопке обес­печивает появление на экране не всплывающей подсказки, а окна в одном из фор­матов, применяемых для окон справочной системы. Помощь, предоставляемая пользователю посредством кнопки Справка, отличается по форме от подсказки, выводимой по команде Что это такое?. Она должна обеспе­чить пользователя более полной, развернутой информацией по данному окну. Например, для окна сообщения это может быть более подробное объяснение при­чин возникшей ситуации и описание способов ее устранения. С развитием средств оперативной помощи пользователям через Интернет многие при­ложения обеспечивают доступ к таким средствам также с помощью кнопки Справка. Статический текст.Статический текст (static text) формально не является видом контекстной помо­щи, однако это не означает, что его нельзя использовать в качестве таковой. Если пространственное размещение элементов управления в диалоговом окне или па­нели инструментов позволяет дополнить метку элемента сопроводительным тек­стом, воспользуйтесь такой возможностью. Во многих случаях это поможет пользо­вателю разобраться в назначении элементов окна, не прибегая к всплывающим подсказкам. Разумеется, если вы решили пояснить назначение элемента управления статиче­ским текстом, то создавать для него всплывающую подсказку не требуется. Более подробную справку по работе с диалоговым окном можно вынести в справочник либо в соответствующий раздел процедурной справки.

 

44. Справочная система: процедурная справка.

Процедурная справка.Процедурная справка представляет собой описание последовательности шагов, необходимых для выполнения некоторого задания пользователя. Для хранения и вывода на экран содержимого процедурной справки используются те же средства и форматы данных, что и для справочника. То есть процедурная справка может быть реализована как HTML-документ либо как файл (или набор файлов) в фор­мате HLP или СНМ. Соответственно, для просмотра процедурной справки могут использоваться: 1) установленный на компьютере пользователя Интернет-браузер; 2) компонент операционной системы Windows, который называется WinHelp; 3) компонент HTML Help Viewer (он входит в состав версий Windows 98 и выше). По своей сути процедурная справка также является контекстной помощью, по­скольку необходимость в ней возникает при выполнении пользователем опреде­ленного задания или шага задания. Соответственно, процедурная справка должна быть связана либо с определенным состоянием рабочей среды программы, либо с конкретным диалоговым окном. Один из наиболее распространенных способов вызова процедурной справки основан на применении «горячей» клавиши (обыч­но F1) или кнопки Справка (Help). Как и контекстная подсказка, справочная информация по разделам задания долж­на быть написана лаконично, но доходчиво. При этом она должна быть сформули­рована в виде ответа на вопрос «Каким образом?», а не «Что?» или «Почему?», поскольку призвана помочь пользователю в выполнении конкретного задания, а не просто расширить его знания по соответствующей теме. По возможности, раз­бейте выполняемую пользователем процедуру не более чем на 4-5 шагов и поста­райтесь уместить их описание в одном окне Help Viewer или HTML Help Viewer. Если существует несколько различных способов достижения цели, выберите один из них (обычно самый простой либо наиболее общий). Если вы считаете необхо­димым включить информацию об альтернативных методах, предоставьте пользо­вателю доступ к ней каким-либо другим образом. Например, можно включить их краткое описание в примечания либо поместить в конце раздела ссылку на связан­ные разделы («см. также»). Достаточно стандартным можно также считать прием, когда в текст процедурной справки помещается кнопка или гиперссылка, позволяющая вызвать окно, необходимое для продолжения работы пользователя. Например, если справка посвя­щена подключению сканера, то такая ссылка может открывать диалоговое окно для настройки свойств сканера. Тем не менее кнопки в окне справки не должны использоваться в качестве един­ственного средства выполнения задания (или отдельного его шага), особенно если вы хотите научить пользователя выполнять задание самостоятельно. Для наиболее общих заданий может быть выбран компромиссный вариант, при котором окна про­блемно-ориентированной справки предоставляют пользователю информацию о том, как выполнить задание, а также содержат кнопки, облегчающие его выполнение. Подобный принцип положен в основу работы так называемой обучающей карты (Training Card). Обучающая карта представляет собой последовательность окон справочника, каж­дое из которых (как правило) содержит сведения о порядке выполнения очеред­ного шага задания пользователя. Существенной особенностью обучающей карты по сравнению с другими компо­нентами справочной системы является то, что она обеспечивает двустороннюю связь между приложением и справочной системой. Благодаря этому последова­тельность появления на экране окон обучающей карты может динамически изме­няться в зависимости от того, насколько успешно выполнил пользователь очеред­ной шаг задания.

 

45. Справочная система: концептуальная справка.

Концептуальная справка.Концептуальная справка носит существенно более общий характер, чем другие виды помощи, и не связана непосредственно с текущим состоянием рабочей среды пользователя и выполняемой им задачей. Как правило, концептуальная справка содержит две основные части: описание со­ответствующей предметной области и обзор основных функциональных возмож­ностей программы. Например, если речь идет о программе-архиваторе, то описание предметной области может содержать краткое введение в проблему сжатия данных, обзор существующих типов архивов и наиболее популярных алгоритмов сжатия. В свою очередь, в обзоре основных функциональных возможностей дол­жен быть приведен перечень поддерживаемых типов архивов, существующие у рассматриваемой программы ограничения и (возможно) сравнение с аналогичны­ми программами такого же класса. Концептуальная справка, как и процедурная, может быть реализована в одном из трех форматов (HTML, HLP, СНМ) и может входить в состав справочника либо в качестве самостоятельного раздела, либо в виде нескольких вводных подразделов к соответствующим темам справочника. Вызов концептуальной справки обычно производится через вкладку Содержание окна справочника или (значительно реже) посредством команд меню Справка. В частности, для обращения к вводной части концептуальной справки использу­ется команда Подготовка к работе (Getting started). Кроме того, ссылки на разделы концептуальной справки могут помещаться в текст процедурной справки. Например, раздел процедурной справки архиватора, посвя­щенный установке параметров сжатия файла, может содержать ссылку на раздел концептуальной справки, описывающий взаимосвязь между степенью сжатия и быстродействием алгоритма сжатия.

 

 

46. Средства обучения пользователя: полезные советы, подборки примеров, обзорный курс, электронный учебник.

Полезные советы.Полезные советы реализуются в виде подборки рекомендаций по работе с прило­жением, относящихся, как правило, к особенностям пользовательского интерфей­са. По умолчанию очередной совет отображается при каждом новом за­пуске приложения, однако обычно пользователю предоставляется возможность «пролистать» всю подборку советов, а также не выводить на экране соответствую­щее окно. Практика показывает, что данное средство обучения является наименее эффек­тивным из всех, перечисленных выше, и в лучшем случае позволяет лишь добить­ся от пользователя возгласа: «Вон оно как!». Но если очередной совет окажется «не в тему», то кратковременное просветление мысли пользователя уже минут че­рез 10 сойдет на нет. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев лучше не включать данное средство в приложение, либо задействовать его для ознакомления пользователя с действительно полезными советами, позаимствованными, например, у Козьмы Пруткова или Ларошфуко. Последний, кстати, не будучи программистом, как-то заметил: «У всех нас хватит сил, чтобы пережить несчастье ближнего» (читай — пользователя). Подборки примеров и обзорный курс.Подборки примеров и обзорный курс реализуют наиболее традиционный и про­веренный принцип обучения — «делай как я». Примеры, иллюстрирующие ра­боту приложения, могут применяться для обучения пользователя двумя спосо­бами: - в качестве прототипа, изучив и модифицировав который, пользователь может получить то, что ему нужно (то есть примеры используются «в статике»); - в качестве основы для создания обзорного курса по всем основным технологи­ческим этапам работы с приложением (при решении какой-то определенной задачи); в данном случае примеры используются «в динамике». В обоих случаях файлы, содержащие примеры, должны располагаться компактно, в папке с соответствующим названием (например, Example или Sample). Доступ пользователей к примерам может осуществляться либо стандартными средствами (с помощью команды Открыть), либо посредством специальных элементов интер­фейса. Для запуска демонстрационных файлов должна быть предусмотрена специальная команда (например, Demo). Эту команду целесообразно включить в меню Справка приложения, а также поместить в виде кнопки на панели инструментов. Если приложение предназначено для решения достаточно широкого класса задач, то пользователю должны быть предоставлены средства выбора того аспекта рабо­ты с приложением, который его интересует (например, с помощью специального окна). Наилучшим вариантом построения демонстрационного файла является такой, при котором пользователю предоставляется право управлять процессом демон­страции (приостанавливать просмотр, пролистывать фрагменты в ускоренном темпе и т. д.). Если по какой-либо причине сложно реализовать интерактивный режим просмот­ра, то в любом случае пользователь должен иметь возможность в любой момент прервать демонстрацию. Электронный учебник.Основное отличие электронных учебников от демонстрационных примеров — обя­зательное обеспечение интерактивности. То есть пользователь должен иметь воз­можность выполнять самостоятельно те или иные практические задания, преду­смотренные авторами учебника. При этом варианты реализации учебника (с точки зрения применяемой техноло­гии) могут быть различными. Например, для этих целей вполне пригодна все бо­лее популярная сегодня технология Flash. Ее дополнительным достоинством яв­ляется простота интеграции Flash-учебника со справочником, реализованным в формате HTML. Доступ пользователя к электронному учебнику обычно реализуется с помощью соответствующей команды, например Учебник (Tutorial), входящей в меню Справка (Help). Кроме того, на панели инструментов может присутствовать кнопка, обеспе­чивающая быстрый доступ к этой команде.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.016 с.)