Составные части программного интерфейса. Типы окон. Элементы окон. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составные части программного интерфейса. Типы окон. Элементы окон.



Типы окон. Современная наука знает несколько типов окон, а именно: - главные окна программы; - окна документа; - режимные диалоговые окна; - безрежимные диалоговые окна; - палитры; - окна браузера (поскольку используемая в интернете технология существенно отличается от технологии ПО, этот тип окон стоит несколько особняком). Элементы окна. Окна, помимо областей с элементами управления, имеют некоторые общие элементы, главными из которых являются строки заголовка окна, строки статуса, панели инструментов и полосы прокрутки. Строка заголовка окна. У каждого окна есть строка заголовка. Поэтому пользователи строкой заголовка интересуются весьма мало, можно сказать, совсем не интересуются. Человеку не свойственно обращать внимание на обыденность, особенно если эта обыденность не находится в фокусе его внимания (а строка заголовка как раз в нем не находится). В результате, пользователи обращают внимание на строку заголовка, только обучаясь пользоваться компьютером или в ситуациях, когда они совсем ничего не понимают в системе. Из этого, однако, не следует, что строкой состояния можно пренебрегать. Точнее, самой строкой как раз пренебречь можно, но её содержимым – нельзя. Дело в том, что текст и, в меньшей степени, пиктограмма заголовка играют важную роль в ПО (они заведуют переключением задач) и очень важную в интернете (заведуют навигацией). Панель задач в Windows создает по кнопке для каждой запущенной программы. Поскольку ширина экрана ограничена, при увеличении количества запущенных программ размеры кнопок сокращаются, соответственно в эти кнопки помещается меньше текста. В результате пользователь сохраняет способность опознать программу по её пиктограмме и обрывку текста, но теряет возможность опознавать документы. Проблемы можно было бы избежать, если бы название программы на кнопке (и в строке заголовка окна) было бы короче и/или название документа выводилось бы до названия программы. Заодно пользователям не пришлось бы сотни и тысячи раз читать название программы (последствия неумеренного продвижения торговой марки). Панели инструментов. Все панели имеют следующие достоинства: - они позволяют пользователям быстро вызывать нужные функции мышью; - они позволяют пользователям меньше задействовать память; - они повышают визуальное богатство интерфейса; - они ускоряют обучение работе с системой (по сравнению с раскрывающимся меню) благодаря своей большей наглядности. Зато они имеют и недостаток: занимают много места на экране, так что поместить в них всё, что хочется, невозможно. Решить эту проблему можно двояко. Во-первых, можно (и нужно) помещать в панель только наиболее часто используемые команды (поддерживая это решение возможностью индивидуальной настройки панели пользователем). Во-вторых, панель можно сделать зависимой от контекста действий пользователя. Оба способа не противоречат друг другу, так что использовать стоит оба. Панель инструментов нежелательно делать единственным способом вызова функции. Текст на кнопках. Самыми частыми элементами управления, размещаемыми на панелях инструментов, является командные кнопки, при этом их использование отличается от обычного. Дело в том, что места настолько не хватает, что очень хочется заменить текст кнопок пиктограммами. Но это не так просто. Дело в том, что когда приходит время совершить выбор, имея в качестве альтернатив визуальные объекты, «человек выбирающий» чаще всего транслирует эти объекты в звуки, а именно в слова (в голове, разумеется). Затем эти слова помещаются в кратковременную память, в дело включается собственно сознание (предыдущие этапы проходят на бессознательном уровне) и выбирает нужный объект. Применительно к реальной жизни это значит, что пользователь, глядя на панель с пиктограммами, видит скорее не пиктограммы, но слова. Но не всегда. Случай 1. Опытный пользователь, уже знающий, где на панели находится нужная кнопка, знающий её значение, при этом выбор действия уже произведён при помощи сложившейся ментальной модели. В такой ситуации слова пользователю уже не важны, важно отличие нужной ему кнопки от остальных. Т.е. такому пользователю даже уже все равно, что на пиктограмме изображено, лишь бы она выглядела максимально контрастно (чтобы ускорить её поиск). Случай 2. Опытный пользователь, обладающий сложившейся ментальной моделью, но не знающий, где конкретно расположена нужная ему кнопка и как она выглядит. Выбор действия уже произведен, осталось только найти нужную кнопку. При этом пиктограмма оказывается ненужной, так как в качестве матрицы пользователь использовать её не может (поскольку не знает, как она выглядит). Более того, поскольку пользователь ищет слово из содержимого своей кратковременной памяти, каждая пиктограмма будет его без пользы отвлекать, при этом пользователь будет тратить время на расшифровку смысла всех попадающихся ему на пути пиктограмм. Случай 3. Неопытный пользователь без сложившейся ментальной модели. Такой пользователь большую часть всего времени тратит на поиск нужной ему кнопки, а также, поскольку каждая кнопка ему внове, на постоянное улучшение своей ментальной модели системы с учетом своих новых открытий. В таких случаях пиктограммы лучше текста, но не заменяют его, так как помогают быстрее понять действие кнопки (в том, разумеется, случае, когда пиктограмма адекватна смыслу действия). Полосы прокрутки. Когда графических интерфейсов еще не было, пользователи перемещались по документу с помощью клавиатуры. С тех далёких времен на клавиатуре остались клавиши Home и End, равно как Page Up и Page Down. В целом, пользователи были удовлетворены своей судьбой. Затем появились графические интерфейсы. Первым делом были придуманы полосы прокрутки. К сожалению, оказалось, что они работают не слишком хорошо. Проблема полос прокрутки заключается в следующем: для маленьких документов они не очень нужны, поскольку пользователям, держащим руки на клавиатуре, гораздо легче переместиться к нужному фрагменту с помощью клавиш со стрелками. Напротив, в больших документах малое перемещение ползунка приводит к существенному сдвигу области просмотра, так что после перемещения нужно еще и подправляться либо клавиатурой, либо стрелками на полосе прокрутки. Более того: во многих случаях невозможно реализовать динамическое изменение области просмотра во время перемещения ползунка, а значит, перемещаться по большим документам приходится в несколько шагов. И еще раз более того: предположим, что это динамическое изменение всё-таки есть. Тогда пользователю нужно: сначала перевести взгляд на ползунок, затем курсор на ползунок, затем взгляд на документ и только потом, перемещая мышь вверх или вниз, следить за областью просмотра, на тему «не пора ли отпустить курсор». Пользователям не нравятся горизонтальные полосы прокрутки. Нечего и говорить, что пользователи избегают пользоваться полосками прокрутки. Если всё-таки приходится оставлять полосы прокрутки, крайне желательно добиться нескольких свойств полосок: - Размер ползунка должен показывать общий объем пролистываемого документа. - Стрелки на полосах должны быть спаренными, т.е. обе стрелки должны находиться рядом, а не на разных сторонах полоски. Это один из случаев, когда логичность интерфейса вступает в противоречие с эффективностью. Если при перелистывании была допущена ошибка, спаренные кнопки позволяют минимизировать перемещение курсора к стрелке, ведущей в обратную сторону. - Если невозможно сделать динамическое изменение области просмотра при пролистывании, необходимо показывать текущее местоположение пользователя во всплывающей подсказке. - Необходимо обеспечить обработку погрешности перемещения курсора. Когда пользователь курсором перемещает ползунок, а смотрит в это время на документ, курсор может сойти с полосы. До определённого момента (смещение на 30-70 пикселей) система должна такое смещение игнорировать. Альтернативные элементы управления. Чаще всего используются кнопки со стрелками, т.е. фактически полоски прокрутки, из которых вырезано самое главное. Это не очень хороший элемент, потому что он совершенно линеен: когда пользователь нажимает на кнопку со стрелкой, документ листается с фиксированной скоростью, изменить которую пользователь не в силах. Это приводит либо к медленному пролистыванию, либо к низкой точности. Поэтому гораздо эффективнее малюсенький джойстик, часто встречающийся в ноутбуках. Сущность этого элемента проста: на экране располагается объект, нажатие на который меняет курсор на изображение направленных в разные стороны стрелок. Если пользователь перемещает курсор с нажатой кнопкой мыши в сторону, документ в эту же сторону и прокручивается, причем скорость прокрутки пропорциональна расстоянию, на которое перемещен курсор. Важно только не забывать его блокировать, когда пролистывать нечего. Такой элемент управления в настоящее время реализован в MS Windows и доступен по нажатию средней кнопки мыши.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.006 с.)