Ознакомление с природным материалом как 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ознакомление с природным материалом как



Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3

Глава I Ознакомление с природным материалом как средство

сенсорного развития детей………………………………………………. 4

1.1. Ощущение и восприятие как физиологическая основа

сенсорного развития………………………………………………. 4

1.2. Особенности сенсорного развития детей 4-го года жизни………... 7

1.3. Роль природного материала в сенсорном развитии детей ……… 14

1.4. Методика работы с природным материалом для развития

ощущений и восприятия детей……………………………………. 18

Заключение……………………………………………………………….. 30

Список использованной литературы…………………………………… 32

Приложение 1……………………………………………………………..34

Приложение 2……………………………………………………………..36

Приложение 3……………………………………………………………..38

 

 

Введение


Сенсорное развитие детей дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

Актуальность исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.

 

Глава I

Ознакомление с природным материалом как

Средство сенсорного развития детей.

Психологические исследования Л.А. Венгера [5] показывают, что без сенсорного воспитания восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности (рисованием, конструированием и др.).

В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорной культуры приобретает особую остроту. Ускорение научно – технического прогресса будет зависеть от количества и качества творческих развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

Поэтому задача воспитателя состоит в необходимости развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание. Анализ диагностики сенсорной культуры дошкольников свидетельствует о недостаточном развитии сенсорных способностей у детей. Можно выделить главное противоречие между низким уровнем развития сенсорной культуры дошкольников и требованием общества – вырастить ребенка не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, с активной жизненной позицией, высокоразвитыми сенсорными способностям.

 

Методика работы с природным материалом для

Заключение

В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новыми в зрелом возрасте.

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.

Не меньшую роль играет сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста. Восприятие, которым занимались малыши в раннем возрасте, необходимо для дальнейшего развития познавательных способностей - воображения, запоминания и мышления. Теперь начинаются более сложные процессы, включается сравнение, анализ, обощение, построение сложных связей и умозаключений. Недоработки этого периода могут отразиться на способности к обучению и будут заметны в начальной школе.

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная - домик; овальная - яйцо, огурец и т.п. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне - это "снег идет", "зайчики прыгают"; оранжевое пятно - это "солнышко светит", "колобок". Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п. С помощью цвета обощает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений.

Познавательная потербность, в той или иной мере сформированная у ребенка в основном направлена на обследование величины, формы, цвета, фактуры предметов.

Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п.,

причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие пердметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.).

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка. Задачей нашей работы являлось установить возможные пути в руководстве этими играми.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

 

Список использованной литературы:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. - М.Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004г.

2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб Речь, 2004г.

3. Зазульская О. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками. Ребенок в детском саду, 2006 г.

4. Коломийченко Л. Программа социального развития. Дошкольное воспитание, 2005г.

5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет: игровая и продуктивная деятельность. - М. ТЦ Сфера, 2005г. (Программа развития).

6. Крынцылова И. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста. Дошкольное воспитание, 2004 г.

7. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм. Дошкольное воспитание, 2006г.

8. Ардашкин И.Б. Технология социальной работы: учебное пособие. Томск, 2007г.

9. Бордовская Н.В. Психология и педагогика 2007г.

10. Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская - М.Гардирики, 2008г.

11. Крысько В.Г. Психология и педагогика/ В.Г.Крысько - М.Омега - Л, 2009г.

12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2009г.

13. Мустаева Ф.А. "Основы социальной педагогики", Акад. проект, М., 2001г.

14. Никитина Н.И., Глухова М.Ф., Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности "Социальная педагогика". - М., ВЛАДОС, 2007г.

15. Педагогика под редакцией П.И.Пидкасистого. - М., 2008 г.

16. Педагогика В.А., Сластенин И.Ф., Исаев А.И., Мищенко Ю.Е., Шиянов Н. - М., школа-пресс, 2008г.

17. Предмет и функции социальной педагогики/ под редакцией Филонова Г.Н., Тюмень, 2008г.

18. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ под ред. А.А.Радугина. - М., 2007г.

19. Психология и педагогика: Учебное пособие под ред. Бодалева А.А., Жукова В.И., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. - М., Изд-во института психотерапии, 2007г.

20.Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве //Избр. психолог, труды: В 2 т. - М 1986. -Т.1.- С. 91-99.

21.Ендовицкая Т.В., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Развитие ощущений и восприятийШсихология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/Под ред. А.В.Запорож-ца, Д.Б.Эльконина. - М., 1964. - С. 13-71.

22.Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста//Дошколь-ное воспитание. - 1970.-№ 3. - С. 36-41.

23.Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание - 1972 -№2. - С. 48-55.

Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной. - М., 1965.Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада

. -- 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. -175 с.

 

Приложение 1

Занятия второй младшей группы Аппликация с использованием природного материала «ЕЖИК» работа с елочными иголками.

Цель: продолжать учить совершенствовать работу на бумаге; развивать фантазию; разрабатывать мелкую моторику пальцев рук; добиваться ритмичного нанесения иголочек на контур ежика.

Материал: трафареты ежика на каждого ребенка, клей (ПВА), елочные иголки, салфетки для работы.

Предварительная работа. Рассматривание изображений ежиков.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает загадку: Если вы добры со мною,

Я совсем – совсем ручной,

Но клубком с колючками

Стану перед злючками.

(Еж)

Воспитатель предлагает найти отгадку на картинках.

Дети находят отгадку. Воспитатель рассматривает вместе с детьми отгадку на картинке.

Воспитатель: Какой формы ежик?

Дети: Овальный.

Воспитатель: Какого цвета?

Дети: Серый.

Воспитатель: Чем покрыто тело ежика?

Дети: Иголками.

Воспитатель предлагает прослушать стихотворение К.Чуковского «Ежики смеются».

Мы булавками сами утыканы»

Обсуждение с детьми прочитанного стихотворения.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Стали глазоньки тереть,

Оказалось – это еж.

Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришел ежик.

Ежик: Здравствуйте, ребята! У меня сегодня грустное настроение. Хотите узнать почему?

Дети. Да, хотим!

Ежик: Мои друзья ежики потеряли в лесу свои иголочки и не знают, как им быть. Вы не поможете? (Выносит трафареты ежиков без иголок.)

Дети: Конечно, мы поможем! Нам елочка подарила свои иголочки!

Воспитатель предлагает детям пройти на свои рабочие места и помочь ежику. Дети выполняют задание: берут трафареты и намазывают их клеем, затем равномерно на все туловище ежика раскладывают иголки. Их необходимо прижать салфеткой, чтобы они приклеились прочно. В конце занятия ежиков приглашают на лесную полянку.

 

Приложение 2

Тема: «Матрёшка»

Цель занятия: Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой, подарить её. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время! работы. Форматировать практические навыки работы с разнообразным! природным материалом. Продолжать учить анализу процесса работы, самоанализу своей поделки.

Материал: Шишки: еловые, сосновые; жёлуди, соломка, ракушки, семена1 укропа, тополиный пух, пластилин, дощечки, каштаны.
Методы и приемы, используемые на занятии.

Методы: 1. Непосредственное наблюдение предмета.

2. Напоминание последовательности действий в создании предмета.

3. Помощь ребёнка.

4. Помощь воспитателя.

Приёмы: 1. Словесные (объяснение; наводящие вопросы, указания).
2. Наглядность (схема, примерный образец).

3. Игровой.

4. Самоанализ.

Предварительная работа: Экскурсии в парк. Рассматривание иллюстраций. Конструирование вне занятий по подгруппам и индивидуально, дети выполняют работу по желанию.

Ход образовательной деятельности.

Создание игровой мотивации.

Воспитатель надевает платок, поёт частушки о матрёшках.
Воспитатель: Я вам понравилась дети? Мне это приятно. А знаете как: приятно, когда дарят подарки. Хотите, будем делать матрёшки, а потом вы их: подарите своим друзьям.

II. Воспитатель: Посмотрите, какая у меня есть малютка - матрёшка. Только как делать её - забыла. Напомните мне, пожалуйста, из каких частей состоит матрёшка (туловище, голова).

- Что больше?

- Сейчас я буду зарисовывать на доске последовательность работы.
(Воспитатель рисует схему изготовления поделки, сопровождая свои
действия словами – пояснениями).

- Сначала мы делаем туловище, после голову.

- Чем соедините?

- Что делаем потом (глаза – семена кукурузы; волосы – рыльце кукурузы; руки – соломинки пшеницы).

Самостоятельная работа детей. Помощь воспитателя в соединении материала. По ходу работы можно использовать пословицы о труде:
* Терпение и труд всё перетрут,

* Умел начать - умей и окончить.

* Умел ошибиться, умей и понравиться.

* Умные речи и слушать приятно.

* Хочешь, как хочешь, а не хочешь опять твоя воля.

* Чего глаз не видит, того и язык не говорит.

Во время работы звучит тихая музыка.

Физкультминутка:
1, 2, 3, 4-похлопали в ладошки. 1, 2, 3, 4 -успокоимся сейчас.
1, 2, 3, 4 - потопаем мы ножками. 1, 2, 3, 4 - станем заниматься.
III. Анализ работы:

Воспитатель предлагает составить все матрёшки в хоровод, любуется ими. Какая матрёшка вам больше нравится? Почему?
- Расскажи, как ты сделал свою матрёшку (из чего, последовательность работы).
- Кому ты её подаришь?

- Посмотрите, какой яркий, необычный хоровод получился у нас. А мы тоже умеем водить хоровод. Давайте станем в круг и поводим хоровод.
Дети вместе с воспитателем водят хоровод под мелодию русской народной песни «Во поле берёза стояла».

 

 

Приложение 3

Цель: учить детей составлять образ животного из частей (природный материал).

Задачи:

1. Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина, клея; дополнять изображение деталями; отбирать самостоятельно средства выразительности.

2. Учить детей анализировать природный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь будущей поделки, значимую для построения будущего образа.

3. Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию.

4. Вызвать чувство удовлетворения от совместной деятельности по выполнению коллективного замысла «сделать животных – гостей ко Дню рождения Бабы Яги».

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций животных (медведь, заяц, лиса, волк, ёжик);
  • отгадывание загадок о лесных зверях; чтение русской народной сказки «Баба Яга» (обраб. Афанасьева А.А);
  • рассматривание фотографий готовых поделок из природного материала с выделением деталей поделок;
  • рассматривание природного материала (скорлупа грецкого ореха, шишки, сосновые иголки) и экспериментирование с ним;
  • изготовление поделок по замыслу в совместной с воспитателем деятельности;
  • изготовление подарков для Бабы Яги.

Материалы:

  • пластилин, клей ПВА, нитки, ножницы, дощечки, салфетки, подарки для Бабы Яги;
  • природный материал: шишки, палочки, веточки, скорлупа грецких орехов, сосновые иголки, крупные семена растений (подсолнуха, арбуза, тыквы), кора от дерева;
  • музыкальный центр, фотоаппарат.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня у Бабы-Яги день рождения. (Внести поделки из природного материала – избушка на курьих ножках и Баба Яга с грустным выражением лица – брови сведены к переносице, уголки рта опущены.)

Выслушать впечатления. Высказывания детей от увиденной поделки.

Воспитатель: Но, почему же она грустная, печальная?

Ответы детей: Её никто не поздравил. Нет подарков. Не пришли гости.

Подвести итог высказываниям детей.

Воспитатель: Правильно вы догадались, к ней не пришли на праздник гости, от этого она грустная и печальная. А как помочь Бабе Яге?

Ответы детей: Прийти к ней в гости. Сделать подарки. Сделать животных, которые придут на день рождения Бабы Яги. Принести ей игрушки. Поздравить Бабу Ягу.

Выслушать все предложения детей.

Воспитатель: Давайте с вами сделаем животных, которые поздравят и развеселят Бабу Ягу.

Подвести детей к принятию задачи «Сделать животных, которые придут на день рождения к Быбы Яги.

Воспитатель: А какие звери живут в лесу и кто из них может прийти к Бабе-Яге на день рождения?

Ответы детей: Медведь, зайчик, лиса, ежик, мышка и т.д.

Воспитатель: Ребята, как много лесных зверей вы знаете! А давайте вместе с вами покажем всех животных, которых вы назвали? Выходите на коврик.

Дети изображают животных.

Воспитатель: Молодцы! Всех изобразили!

Создание ситуации успеха.

Воспитатель: Вы все уже умеете делать волка из сосновых шишек, птичек из скорлупы грецкого ореха. Какая у нас замечательная выставка поделок в группе, даже детям из старшей и подготовительной группы поделки очень понравились. А сегодня вы будете делать других зверушек, которые обязательно у вас получатся.

Посмотрите внимательно и скажите, какой природный материал я для вас приготовила?

Ответы детей: Шишки, сосновые иголки, скорлупа грецких орехов, семечки, палочки, веточки, кора от дерева.

Воспитатель поощряет все ответы, при необходимости просит детей помочь затрудняющемуся сверстнику.

Воспитатель: А теперь подумайте, какого животного вы будете делать? Из каких деталей будет ваша поделка? Кто придумал, возьмите материал, который вам необходим и начинайте делать. (Включить музыку.)

Оказание помощи затрудняющимся детям в выборе поделки и деталей для нее.

В ходе выполнения работы беседы с детьми о последовательности воплощения замысла, используя наводящие вопросы: Какой материал взял? Из каких деталей ты делаешь? Как будешь соединять детали? Какой у тебя будет медведь толстый или тонкий? Мышка будет с хвостиком? С длинным или коротким? Из чего сделаешь хвостик. А что любит зайчик, которого ты делаешь? А из чего ты сделаешь глазки? А ты знаешь загадку про свою зверушку? и др. Поощрять обсуждение детьми характера задуманного персонажа.

Тем детям, которые уже выполнили поделку, предложить помочь товарищу.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какие звери у нас получились?

Поощрять необычное название, в случае затруднения задать наводящий вопрос «А как ещё можно ласково назвать зайчика?

Ответы детей: Медведь, зайчики, заинька, зайчишка, мышка-норушка, ёжик-пыхтелка, лисичка-сестричка и др.

Предложить детям рассказать о своей поделке, какая она, из чего сделана, как соединяли детали. Дать возможность каждому ребенку рассказать о своей поделке. Похвалить каждого ребенка. Особенно отметить тех детей, которые раньше испытывали затруднения в изготовлении поделок.

Предложить разместить поделки на полянке возле избушки.

Воспитатель: Каких красивых животных вы сделали! Зверушки получились аккуратными и устойчивыми. Молодцы! Теперь Баба-Яга точно не будет грустить! Посмотрите, у Бабы-Яги даже улыбка появилась! (Педварительно заменить выражение лица.)

А что надо взять на День рождения?

Ответы детей: Подарки, угощение, музыку.

Предложить каждому взять подарок, который приготовил заранее (рисунок, аппликацию, поделка из природного материала, поделка из бросового материала и.т.д.) и подарить Бабе Яге.

Воспитатель: А что можно пожелать Бабе Яге?

Ответы детей: Счастья, хорошего настроения, здоровья и любви, радости, много угощения, подарков и др.

Воспитатель предлагает сфотографироваться на память, поздравить Бабу Ягу, и, взявшись за руки, спеть песенку «День рожденья» (сл. А. Тимофеевского, муз. В. Шаинского) под караоке.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 3

Глава I Ознакомление с природным материалом как средство

сенсорного развития детей………………………………………………. 4

1.1. Ощущение и восприятие как физиологическая основа

сенсорного развития………………………………………………. 4

1.2. Особенности сенсорного развития детей 4-го года жизни………... 7

1.3. Роль природного материала в сенсорном развитии детей ……… 14

1.4. Методика работы с природным материалом для развития

ощущений и восприятия детей……………………………………. 18

Заключение……………………………………………………………….. 30

Список использованной литературы…………………………………… 32

Приложение 1……………………………………………………………..34

Приложение 2……………………………………………………………..36

Приложение 3……………………………………………………………..38

 

 

Введение


Сенсорное развитие детей дошкольников, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов.

Актуальность исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека".

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания дошкольника.

 

Глава I

Ознакомление с природным материалом как



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.125 с.)