Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ознакомление с природным материалом как↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Содержание Введение…………………………………………………………………... 3 Глава I Ознакомление с природным материалом как средство сенсорного развития детей………………………………………………. 4 1.1. Ощущение и восприятие как физиологическая основа сенсорного развития………………………………………………. 4 1.2. Особенности сенсорного развития детей 4-го года жизни………... 7 1.3. Роль природного материала в сенсорном развитии детей ……… 14 1.4. Методика работы с природным материалом для развития ощущений и восприятия детей……………………………………. 18 Заключение……………………………………………………………….. 30 Список использованной литературы…………………………………… 32 Приложение 1……………………………………………………………..34 Приложение 2……………………………………………………………..36 Приложение 3……………………………………………………………..38
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека". Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Глава I Ознакомление с природным материалом как Средство сенсорного развития детей. Психологические исследования Л.А. Венгера [5] показывают, что без сенсорного воспитания восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения ранними видами деятельности (рисованием, конструированием и др.). В современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорной культуры приобретает особую остроту. Ускорение научно – технического прогресса будет зависеть от количества и качества творческих развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. Поэтому задача воспитателя состоит в необходимости развивать у ребенка сенсорную культуру и творческое созидание. Анализ диагностики сенсорной культуры дошкольников свидетельствует о недостаточном развитии сенсорных способностей у детей. Можно выделить главное противоречие между низким уровнем развития сенсорной культуры дошкольников и требованием общества – вырастить ребенка не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, с активной жизненной позицией, высокоразвитыми сенсорными способностям.
Методика работы с природным материалом для Заключение В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется процесс освоения малышом всего многообразия окружающего мира через ощущения и восприятие. На базе этих знаний формируются все последующие навыки и умения, его способность к обучению и интеллектуальные способности в целом. Насколько хорошо будет развит ребенок в раннем детстве, настолько просто и естественно он будет овладевать новыми в зрелом возрасте. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста заключается в том, что оно тесно связано с мозгом, который активно развивается в этот период. Движущей силой познавательной деятельности ребенка является растущий и развивающийся мозг. И наоборот, чем больше малыш получает впечатлений, чем разнообразнее ему предлагаются упражнения и материалы для восприятия, тем быстрее идет образование связей и развитие мозга. В этот период особенно активны органы восприятия - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения. Не меньшую роль играет сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста. Восприятие, которым занимались малыши в раннем возрасте, необходимо для дальнейшего развития познавательных способностей - воображения, запоминания и мышления. Теперь начинаются более сложные процессы, включается сравнение, анализ, обощение, построение сложных связей и умозаключений. Недоработки этого периода могут отразиться на способности к обучению и будут заметны в начальной школе. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что ребенок узнает в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у него теперь не только крыша, но и морковка, елочка; прямоугольная - домик; овальная - яйцо, огурец и т.п. Именно на третьем году жизни ребенок начинает обозначать сенсорные свойства и признаки краткими пояснениями; белые пятна на голубом фоне - это "снег идет", "зайчики прыгают"; оранжевое пятно - это "солнышко светит", "колобок". Цветовыми пятнами он обозначает траву, деревья, листья, крокодила и т.п. С помощью цвета обощает характерные признаки достаточно широкого круга предметов и явлений. Познавательная потербность, в той или иной мере сформированная у ребенка в основном направлена на обследование величины, формы, цвета, фактуры предметов. Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды. Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие пердметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.). Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка. Задачей нашей работы являлось установить возможные пути в руководстве этими играми. Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.
Список использованной литературы: 1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Средняя группа. - М.Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004г. 2. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. - СПб Речь, 2004г. 3. Зазульская О. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками. Ребенок в детском саду, 2006 г. 4. Коломийченко Л. Программа социального развития. Дошкольное воспитание, 2005г. 5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 3-4 лет: игровая и продуктивная деятельность. - М. ТЦ Сфера, 2005г. (Программа развития). 6. Крынцылова И. Предметная среда как пространство социального развития детей раннего возраста. Дошкольное воспитание, 2004 г. 7. Мельникова Н. Дошкольный возраст: о первоначальном формировании моральных представлений и норм. Дошкольное воспитание, 2006г. 8. Ардашкин И.Б. Технология социальной работы: учебное пособие. Томск, 2007г. 9. Бордовская Н.В. Психология и педагогика 2007г. 10. Григорович Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская - М.Гардирики, 2008г. 11. Крысько В.Г. Психология и педагогика/ В.Г.Крысько - М.Омега - Л, 2009г. 12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2009г. 13. Мустаева Ф.А. "Основы социальной педагогики", Акад. проект, М., 2001г. 14. Никитина Н.И., Глухова М.Ф., Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности "Социальная педагогика". - М., ВЛАДОС, 2007г. 15. Педагогика под редакцией П.И.Пидкасистого. - М., 2008 г. 16. Педагогика В.А., Сластенин И.Ф., Исаев А.И., Мищенко Ю.Е., Шиянов Н. - М., школа-пресс, 2008г. 17. Предмет и функции социальной педагогики/ под редакцией Филонова Г.Н., Тюмень, 2008г. 18. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов/ под ред. А.А.Радугина. - М., 2007г. 19. Психология и педагогика: Учебное пособие под ред. Бодалева А.А., Жукова В.И., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. - М., Изд-во института психотерапии, 2007г. 20.Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве //Избр. психолог, труды: В 2 т. - М 1986. -Т.1.- С. 91-99. 21.Ендовицкая Т.В., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Развитие ощущений и восприятийШсихология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов/Под ред. А.В.Запорож-ца, Д.Б.Эльконина. - М., 1964. - С. 13-71. 22.Мусейибова Т. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста//Дошколь-ное воспитание. - 1970.-№ 3. - С. 36-41. 23.Мусейибова Т. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста//Дошкольное воспитание - 1972 -№2. - С. 48-55. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду /Под ред. А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной. - М., 1965.Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала: Кн. для воспитателя дет. сада . -- 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. -175 с.
Приложение 1 Занятия второй младшей группы Аппликация с использованием природного материала «ЕЖИК» работа с елочными иголками. Цель: продолжать учить совершенствовать работу на бумаге; развивать фантазию; разрабатывать мелкую моторику пальцев рук; добиваться ритмичного нанесения иголочек на контур ежика. Материал: трафареты ежика на каждого ребенка, клей (ПВА), елочные иголки, салфетки для работы. Предварительная работа. Рассматривание изображений ежиков. Ход занятия. Воспитатель загадывает загадку: Если вы добры со мною, Я совсем – совсем ручной, Но клубком с колючками Стану перед злючками. (Еж) Воспитатель предлагает найти отгадку на картинках. Дети находят отгадку. Воспитатель рассматривает вместе с детьми отгадку на картинке. Воспитатель: Какой формы ежик? Дети: Овальный. Воспитатель: Какого цвета? Дети: Серый. Воспитатель: Чем покрыто тело ежика? Дети: Иголками. Воспитатель предлагает прослушать стихотворение К.Чуковского «Ежики смеются». Мы булавками сами утыканы» Обсуждение с детьми прочитанного стихотворения. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Стали глазоньки тереть, Оказалось – это еж. Воспитатель. Ребята, к нам в гости пришел ежик. Ежик: Здравствуйте, ребята! У меня сегодня грустное настроение. Хотите узнать почему? Дети. Да, хотим! Ежик: Мои друзья ежики потеряли в лесу свои иголочки и не знают, как им быть. Вы не поможете? (Выносит трафареты ежиков без иголок.) Дети: Конечно, мы поможем! Нам елочка подарила свои иголочки! Воспитатель предлагает детям пройти на свои рабочие места и помочь ежику. Дети выполняют задание: берут трафареты и намазывают их клеем, затем равномерно на все туловище ежика раскладывают иголки. Их необходимо прижать салфеткой, чтобы они приклеились прочно. В конце занятия ежиков приглашают на лесную полянку.
Приложение 2 Тема: «Матрёшка» Цель занятия: Развивать воображение детей, желание сделать игрушку красивой, подарить её. Воспитывать дружеские взаимоотношения во время! работы. Форматировать практические навыки работы с разнообразным! природным материалом. Продолжать учить анализу процесса работы, самоанализу своей поделки. Материал: Шишки: еловые, сосновые; жёлуди, соломка, ракушки, семена1 укропа, тополиный пух, пластилин, дощечки, каштаны. Методы: 1. Непосредственное наблюдение предмета. 2. Напоминание последовательности действий в создании предмета. 3. Помощь ребёнка. 4. Помощь воспитателя. Приёмы: 1. Словесные (объяснение; наводящие вопросы, указания). 3. Игровой. 4. Самоанализ. Предварительная работа: Экскурсии в парк. Рассматривание иллюстраций. Конструирование вне занятий по подгруппам и индивидуально, дети выполняют работу по желанию. Ход образовательной деятельности. Создание игровой мотивации. Воспитатель надевает платок, поёт частушки о матрёшках. II. Воспитатель: Посмотрите, какая у меня есть малютка - матрёшка. Только как делать её - забыла. Напомните мне, пожалуйста, из каких частей состоит матрёшка (туловище, голова). - Что больше? - Сейчас я буду зарисовывать на доске последовательность работы. - Сначала мы делаем туловище, после голову. - Чем соедините? - Что делаем потом (глаза – семена кукурузы; волосы – рыльце кукурузы; руки – соломинки пшеницы). Самостоятельная работа детей. Помощь воспитателя в соединении материала. По ходу работы можно использовать пословицы о труде: * Умел начать - умей и окончить. * Умел ошибиться, умей и понравиться. * Умные речи и слушать приятно. * Хочешь, как хочешь, а не хочешь опять твоя воля. * Чего глаз не видит, того и язык не говорит. Во время работы звучит тихая музыка. Физкультминутка: Воспитатель предлагает составить все матрёшки в хоровод, любуется ими. Какая матрёшка вам больше нравится? Почему? - Посмотрите, какой яркий, необычный хоровод получился у нас. А мы тоже умеем водить хоровод. Давайте станем в круг и поводим хоровод.
Приложение 3 Цель: учить детей составлять образ животного из частей (природный материал). Задачи: 1. Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина, клея; дополнять изображение деталями; отбирать самостоятельно средства выразительности. 2. Учить детей анализировать природный материал не только как основу будущей поделки, но и как деталь будущей поделки, значимую для построения будущего образа. 3. Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию. 4. Вызвать чувство удовлетворения от совместной деятельности по выполнению коллективного замысла «сделать животных – гостей ко Дню рождения Бабы Яги». Предварительная работа:
Материалы:
Ход занятия Воспитатель: Ребята, сегодня у Бабы-Яги день рождения. (Внести поделки из природного материала – избушка на курьих ножках и Баба Яга с грустным выражением лица – брови сведены к переносице, уголки рта опущены.) Выслушать впечатления. Высказывания детей от увиденной поделки. Воспитатель: Но, почему же она грустная, печальная? Ответы детей: Её никто не поздравил. Нет подарков. Не пришли гости. Подвести итог высказываниям детей. Воспитатель: Правильно вы догадались, к ней не пришли на праздник гости, от этого она грустная и печальная. А как помочь Бабе Яге? Ответы детей: Прийти к ней в гости. Сделать подарки. Сделать животных, которые придут на день рождения Бабы Яги. Принести ей игрушки. Поздравить Бабу Ягу. Выслушать все предложения детей. Воспитатель: Давайте с вами сделаем животных, которые поздравят и развеселят Бабу Ягу. Подвести детей к принятию задачи «Сделать животных, которые придут на день рождения к Быбы Яги. Воспитатель: А какие звери живут в лесу и кто из них может прийти к Бабе-Яге на день рождения? Ответы детей: Медведь, зайчик, лиса, ежик, мышка и т.д. Воспитатель: Ребята, как много лесных зверей вы знаете! А давайте вместе с вами покажем всех животных, которых вы назвали? Выходите на коврик. Дети изображают животных. Воспитатель: Молодцы! Всех изобразили! Создание ситуации успеха. Воспитатель: Вы все уже умеете делать волка из сосновых шишек, птичек из скорлупы грецкого ореха. Какая у нас замечательная выставка поделок в группе, даже детям из старшей и подготовительной группы поделки очень понравились. А сегодня вы будете делать других зверушек, которые обязательно у вас получатся. Посмотрите внимательно и скажите, какой природный материал я для вас приготовила? Ответы детей: Шишки, сосновые иголки, скорлупа грецких орехов, семечки, палочки, веточки, кора от дерева. Воспитатель поощряет все ответы, при необходимости просит детей помочь затрудняющемуся сверстнику. Воспитатель: А теперь подумайте, какого животного вы будете делать? Из каких деталей будет ваша поделка? Кто придумал, возьмите материал, который вам необходим и начинайте делать. (Включить музыку.) Оказание помощи затрудняющимся детям в выборе поделки и деталей для нее. В ходе выполнения работы беседы с детьми о последовательности воплощения замысла, используя наводящие вопросы: Какой материал взял? Из каких деталей ты делаешь? Как будешь соединять детали? Какой у тебя будет медведь толстый или тонкий? Мышка будет с хвостиком? С длинным или коротким? Из чего сделаешь хвостик. А что любит зайчик, которого ты делаешь? А из чего ты сделаешь глазки? А ты знаешь загадку про свою зверушку? и др. Поощрять обсуждение детьми характера задуманного персонажа. Тем детям, которые уже выполнили поделку, предложить помочь товарищу. Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим какие звери у нас получились? Поощрять необычное название, в случае затруднения задать наводящий вопрос «А как ещё можно ласково назвать зайчика? Ответы детей: Медведь, зайчики, заинька, зайчишка, мышка-норушка, ёжик-пыхтелка, лисичка-сестричка и др. Предложить детям рассказать о своей поделке, какая она, из чего сделана, как соединяли детали. Дать возможность каждому ребенку рассказать о своей поделке. Похвалить каждого ребенка. Особенно отметить тех детей, которые раньше испытывали затруднения в изготовлении поделок. Предложить разместить поделки на полянке возле избушки. Воспитатель: Каких красивых животных вы сделали! Зверушки получились аккуратными и устойчивыми. Молодцы! Теперь Баба-Яга точно не будет грустить! Посмотрите, у Бабы-Яги даже улыбка появилась! (Педварительно заменить выражение лица.) А что надо взять на День рождения? Ответы детей: Подарки, угощение, музыку. Предложить каждому взять подарок, который приготовил заранее (рисунок, аппликацию, поделка из природного материала, поделка из бросового материала и.т.д.) и подарить Бабе Яге. Воспитатель: А что можно пожелать Бабе Яге? Ответы детей: Счастья, хорошего настроения, здоровья и любви, радости, много угощения, подарков и др. Воспитатель предлагает сфотографироваться на память, поздравить Бабу Ягу, и, взявшись за руки, спеть песенку «День рожденья» (сл. А. Тимофеевского, муз. В. Шаинского) под караоке.
Содержание Введение…………………………………………………………………... 3 Глава I Ознакомление с природным материалом как средство сенсорного развития детей………………………………………………. 4 1.1. Ощущение и восприятие как физиологическая основа сенсорного развития………………………………………………. 4 1.2. Особенности сенсорного развития детей 4-го года жизни………... 7 1.3. Роль природного материала в сенсорном развитии детей ……… 14 1.4. Методика работы с природным материалом для развития ощущений и восприятия детей……………………………………. 18 Заключение……………………………………………………………….. 30 Список использованной литературы…………………………………… 32 Приложение 1……………………………………………………………..34 Приложение 2……………………………………………………………..36 Приложение 3……………………………………………………………..38
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Хотя, известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, "самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека". Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. В последнее время методисты все больше направляют свое внимание именно на зарубежных авторов. Однако наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В.Запорожец, А.Г.Рузская, Н.А.Ветлугина, Л.А.Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.
Глава I Ознакомление с природным материалом как
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.015 с.) |